Хроника жизни и творчества Ф. И. Тютчева

                Хроника жизни и творчества Ф. И. Тютчева (1803–1873)
      
      Рассматривается жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева – мастера философской, гражданской, любовной и пейзажной лирики. Дан анализ его стихотворений.
      
      План:
      Основные события жизни и творчества поэта
      Многообразие тем и мотивов лирики. Единство мира и философия природы в лирике поэта
      Любовная лирика. Любовь как стихия и «поединок роковой»
      Политические и историко-философские взгляды. Человек и история в лирике Тютчева
      Роль и значение творчества Тютчева
      
                Основные события жизни и творчества поэта
      Федор Иванович Тютчев появился на свет 23 ноября (по старому стилю) т.е. 5 декабря по новому стилю 1803 года в родовом имении отца, расположенном в селе Овстуг Орловской губернии в семье старинного дворянского рода.
      Отец Федора Ивановича – Иван Николаевич Тютчев (1768-1846) – являлся брянским помещиком, поручиком гвардии, надворным советником; служил в экспедиции Кремлёвского строения.
      Мать Федора Ивановича – Екатерина Львовна Тютчева (урождённая Толстая) (1776–1866), являлась дочерью первого члена Московского Монетного двора, действительного статского советника Льва Васильевича Толстого и Екатерины Михайловны (урождённой Римской-Корсаковой). Имела шестерых детей.
      Довольно часто повторяют гётевские слова, что, мол, если хочешь лучше понять поэта, побывай на его родине. Мы побывали в селе Овстуг Брянской области. Тогда это село относилось к Брянскому уезду Орловской губернии. Здесь прошли детство, отрочество, первые годы юности будущего великого поэта. Это самая что ни на есть настоящая родина Тютчева, здесь зародился его талант, сюда он потом приезжал из-за границы для отдохновения и вдохновения — здесь «мыслил я и чувствовал впервые…». Об Овстуге он писал жене в 1854 году: «Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною, до какой степени я чувствую себя виноватым по отношению к самому себе, по отношению к своему собственному счастью…»
      Хотя Федор Иванович потом десятилетиями жил за границей, состоя на дипломатической службе, но в детстве он так глубоко впитал в себя все истинно русское, что все изумлялись его русскости, а поэт Аполлон Майков писал: «Поди ведь, кажется, европеец был, всю юность скитался за границей в секретарях посольства, а как чуял русский дух и как владел до тонкости русским языком!..»
      В Овстуге бросается в глаза необычность этого села: уж очень особый рельеф местности — холмы с избами напоминают условное изображение гор на древнерусских иконах. У этого села какой-то очень насыщенный динамичный внутренний ритм — нагромождение холмов, гор, горушек навевает что-то первородное, космическое, что так умел улавливать в природе Федор Иванович. И не только в природе, но и в глубинах человека.
      И еще об Овстуге. Это село напоминает некую деревенскую Венецию. Меж холмов и горушек в середине села разлился большой пруд, такой большой, что, подумалось, может быть, отсюда идут тютчевские строки «Последнего катаклизма»:
      
      Когда пробьет последний час природы,
      Состав частей разрушится земных:
      Все зримое опять покроют воды,
      И Божий лик изобразится в них!
      [1829]
      
      Одним словом, прекрасно, что у Тютчева была такая первооснова творчества, как родное село в средней полосе Российской Империи.
      В 1810 году (Федору 7 лет) семья переехала в Москву, где обучением мальчика занимался нанятый преподаватель, который привил подопечному любовь к творчеству, любовь к литературе.
      В 1812 году (Федору 9 лет) семья покинула московский особняк из-за нашествия Наполеона и переехала временно в Ярославль. Многие беженцы из Москвы сами поджигали свои дома. После ухода французской армии из Москвы семья вернулась в свой дом, который один из немногих не подвергся пожару.
      Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Федор Иванович получил блестящее домашнее образование: изучал античную поэзию, латынь, греческий, старославянский и французский языки. 1812 год в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен Семён Егорович Раич – популярный поэт и переводчик, знаток древних языков и античной литературы. Он выпускник орловской духовной семинарии. Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству. Он первый заметил исключительный поэтическую одаренность у своего ученика. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.
      Федор начал писать стихи в 10-летнем возрасте. Уже с 12 лет занимается переводами с латыни од древнеримского поэта Горация и подражает в своих сочинениях его одам.
      В 14 лет Федор принят в члены Общества любителей словесности, спустя год его стихи печатаются. С 1817 года (Федору 14 лет) в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на словесном отделении в Императорском Московском университете, где его преподавателями стали Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский.
      Ещё до зачисления его приняли в число студентов года.
      В ноябре 1819 (Федору 16 лет) Тютчев стал студентом словесного факультета Московского университета, который окончил в конце 1821 года досрочно, в виде исключения сдав экстерном экзамены на степень кандидата наук. В эти годы он сблизился с писателем Владимиром Одоевским и литературным критиком Иваном Киреевским.
      Через год в 1822 г. (Федору 19 лет) он переезжает в столицу – в Санкт-Петербург, где его принимают на службу в Министерство иностранных дел и скоро уезжает за границу, получив назначение в качестве внештатного атташе в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене — тогда это была столица Баварского королевства. В Германии высоко оценили его выдающиеся способности, он знакомится с европейской мыслящей элитой. В свободное от службы время изучает философию, историю, языки.
      В Мюнхене приобщился к немецкой идеалистической философии, как раз там он много общался с Шеллингом. Особо Тютчев был дружен с поэтом Генрихом Гейне, которого первым стал переводить на русский язык, и философом Фридрихом Шеллингом, написавшим труды по философии искусства и природы. 
      Тютчев практически лишен возможности говорить на русском языке, на службе и даже в быту изъясняется на французском или немецком, но стихи пишет только по-русски.
      В 1835 году (32 года) Тютчев получил придворное звание: камергер.
      В марте 1826 года Фёдор Иванович обвенчался с вдовой Элеонорой Петерсон, урождённой графиней Ботмер, (1800-1838), у которой уже имелось четверо детей, и от которой Ф. Тютчев имел трёх дочерей: Анна (1829-1889), Дарья (1834-1903), Екатерина (1835-1882). Все три дочери служили фрейлинами. В их гостеприимном доме часто бывают выдающиеся люди.
      В 1937 г. был назначен первым секретарем Русской миссии в Италии. В 1938 году (35 лет) его отправили в дипломатическую миссию в Турин (Сардиния).
      В августе 1838 года после тяжёлой болезни супруга Фёдора Ивановича умерла, но через год в 1839 году, ради венчания с богатой вдовой баронессой Эрнестиной Дёрнберг, он уехал в Швейцарию, без позволения покинув место службы в Турине, за что был отстранен от службы и поплатился дипломатической карьерой. В данном браке родилось дети: Мария (1840-1873), Дмитрий (1841-1870), Иван (1846-1909).
      У Тютчева имелась возлюбленная – Денисьева, Елена Александровна (1826-1864); (отношения длились 14 лет). Их дети: Елена (1851-1865), Фёдор (1860-1916), Николай (1864-1865).
      Прожив более 22 лет на чужбине, Федор Иванович возвращается в 1840 г. на родину, спустя полгода поступает на службу в Министерство иностранных дел.
      У Фёдора Ивановича Тютчева имелась возлюбленная – Гортензия Лапп. Она приехала с Ф. Тютчевым в Россию и родила двоих сыновей. Чиновник завещал Гортензии Лапп пенсию, которая по закону полагалась его вдове Эрнестине Фёдоровне. Возлюбленная Лапп получала пенсию, которую уступила ей официальная вдова.
      С 1848 года (45 лет) занимал должность старшего цензора.
      В 1857 г. Тютчеву присуждено звание члена-корреспондента Академии наук.
      07.04.1857 года (54 года) Ф. И. Тютчев получил чин действительного статского советника.
      17.04.1858 года чиновник назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На данном посту Фёдор Иванович Тютчев отработал целых 15 лет. Хотя он не был карьеристом, дослужился до действительного тайного советника, самого высокого придворного чина.
      30.08.1865 года (62 года) он произведён в тайные советники, достигнув фактически второй ступени в государственной иерархии чиновников.
      04.12.1872 года (69 лет) Ф. Тютчев утратил свободу движения левой рукой, ощущал резкое ухудшение зрения и его мучили головные боли. 01.01.1873 года он пошёл навестить знакомых. На улице с ним случился удар, который парализовал всю левую половину тела.
      15 (27).07.1873 года Фёдор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе, на 70-м году жизни.
      С 1858 г. возглавляет Комитет иностранной цензуры.;
      Скончался Федор Иванович в Царском Селе 15 (27) июля 1873 года, похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
      
        Многообразие тем и мотивов лирики. Единство мира и философия природы в лирике поэта
      Особенности поэзии «чистого искусства» Ф. И. Тютчева:
      1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
      2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
      3. Искусство не должно быть связано с жизнью.
      4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
      5. Это поэзия для избранных.
      Направления лирики Ф. И. Тютчева: философская, пейзажная, гражданская, любовная. Все темы тесно переплетены.
      Т.е. в стихотворениях Тютчева основные темы природы, любви, Родины переплетены между собой. Гражданская, пейзажная, любовная лирика пронизаны философскими размышлениями о смысле жизни, о связи человеческой души с тайнами мироздания.
      Тютчев — гениальный лирик, поэт романтического склада. Он развивал философскую линию русской поэзии.
      Все мы прекрасно знаем, стихи о природе Тютчева, начиная с шедевра «Люблю грозу в начале мая…». Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева человек и природа почти тождественны. Мир в глазах поэта полон таинственности, загадочности — где-то в недрах его «хаос шевелится». Под покровом дня скрывается ночь, в избытке жизни проглядывает смерть, людская любовь — поединок роковой, грозящий гибелью. В природе противоборствуют враждебные силы. «Хаос» вот-вот прорвется и опрокинет установившуюся гармонию, ввергнет мир в катастрофу. Поэт и боится этой катастрофы, и тянется к ней.
      Поэтическое видение мира отражено в строке: «Всё во мне, и я во всём» из стихотворения «Тени сизые смесились».
      Мотивом романтического двоемирия, «двойного бытия» человека в реальном, земном и высшем, духовном, пронизана философская лирика Тютчева. В стихотворении «О, вещая моя душа» человеческое сердце «волнуют страсти роковые», но стремление души к божественному передано в образе кающейся Марии Магдалины, прильнувшей к ногам Христа.
      Одним из самых загадочных и неоднозначных стихотворений считается «Silentium» (лат. «Молчание») о глубинах человеческой души, «целым миром», наполненным «таинственно-волшебными думами», чувствами и мечтами, которые сложно высказать. Уединение и молчание могут сохранить истину, человеческий язык слишком беден, чтобы выразить ее, «мысль, изреченная есть ложь».
      Тема природы в лирике Тютчева часто переплетена с размышлениями о том, что таится за внешними, доступными взгляду картинами окружающего мира. В элегии «Не то что мните вы, природа» (1836 г.) звучит отрицание восприятия природы как бездушного «слепка» мира, обращение к людям, живущим, как впотьмах», которые «не видят и не слышат» языка природы, не чувствуют ее души, не осознают, что она живет своей жизнью, полной любви и свободы, не подвластной воле человека.   В лирике Тютчева человек и природа нераздельно связаны. Природа – божественная первооснова всего, это целостная живая сущность, она тождественна человеку по характеру, настроению, эмоциям, у нее есть тело. В описании заката в стихотворении «Летний вечер» раскаленный шар солнца «с главы своей скатила» утомленная зноем земля, по ее жилам пробежал «сладкий трепет», горячих ног ее «коснулись ключевые воды». Природа чувствует, дышит, разговаривает, может улыбаться.
      В стихотворении «Осенний вечер» у природы «кроткая улыбка увядания», как «в существе разумном», которая зовется «божественной стыдливостью страдания». Для Тютчева «природа – сфинкс», искушающая своими загадками. В стихотворении «День и ночь» (1939 г.) дневной мир, «друг человека и богов», чей «златотканый покров» солнечного света прячет от человеческого взгляда бездну мироздания, противопоставлен миру ночи, срывающей этот покров и обнажающей бездну, далекую и непознанную. Поэта волновали тайны ночных «часов явлений и чудес», времени слияния души с космическим хаосом небесных светил, которые сверху «таинственно глядят».
      Особенный смысл Тютчев придавал образам воды, огня, воздуха. Океан, капли дождя, родники являются источником живительной влаги, но вода может стать потопом и нести разрушения; огонь, дарующий тепло и жизнь, может вспыхнуть уничтожающим пожаром; воздух, чистый и свежий внезапно превратится в разрушительный ураган.
      В стихотворении «Последний катаклизм» конец света – это «последний час природы», когда «все зримое опять покроют воды, и божий лик изобразится в них». Человек среди природных стихий слабейшее существо, но мыслящее, ему отведена роль исследователя, но настолько, насколько часть может познать целое, оттого науки не имеют предела. Некрасов отмечал «живое, грациозное, пластически-верное изображение природы» Тютчевым, который передал «самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее» в своих стихотворениях.
      
                Любовная лирика. Любовь как стихия и «поединок роковой»
      Любовную лирику Тютчева можно считать автобиографичной, она представляет собой лирический дневник. Поэт был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес.
      Личная жизнь Тютчева была трагичной, несмотря на то, что он не знал неразделенной любви и был любим необычайно красивыми, умными и незаурядными женщинами.
      Первой его любовью была юная графиня Амалия фон Лерхенфельд, которая по воле родителей вышла замуж за более выгодного жениха, но сохранила к Тютчеву дружескую привязанность на всю жизнь. Ей посвящены «Я помню время золотое», «Я встретил Вас – и все былое...», написанное на закате жизни в 1870 г. после случайной встречи и ставшее известным романсом. Оба стихотворения посвящены Амалии, но между ними 34 года. Поэт познакомился с ней, когда девушке было 14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику. 
      В 1826 г. Тютчев женился на баварской аристократке, овдовевшей графине Элеоноре Петерсон, родившей ему трех дочерей.
      В 1838 г. на пароходе, на котором Элеонора возвращалась к мужу из России с детьми, случился пожар. Очевидцем этой катастрофы был находившийся среди пассажиров 19-летний Иван Тургенев, описавший события той страшной ночи в очерке «Пожар на море». Элеонора, спасая девочек, заболела от переохлаждения и нервного потрясения и умерла в возрасте 37 лет. Сидя у ее гроба, Тютчев за ночь стал седым.
      «Милому и незабвенному» образу умершей жены он посвятил «В часы, когда бывает так тяжко», «Еще томлюсь тоской желаний» и др.
      Второй женой стала баронесса Эрнестина Дёрнберг, одна из первых красавиц Мюнхена, которой он увлекся, будучи еще женатым.
      Ей посвящено много стихотворений, среди которых «Люблю глаза твои, мой милый друг», «Все отнял у меня казнящий бог», «Не знаю я, коснется ль благодать», найденное ею случайно в гербарии спустя два года со смерти поэта. Нести, как называл ее Тютчев, была ангелом-хранителем для своего Теодора до конца его жизни, заменила мать его дочерям от первого брака и подарила еще троих детей. Она приняла с пониманием его позднюю любовь к Елене Денисьевой и разделила страдания после утраты любимой. Злорадствующим она отвечала: «Его скорбь для меня священна, чтобы не послужило поводом для нее».
      Тютчев высоко ценил величие души и преданность Эрнестины, называл ее своим «земным провидением». Чувства свои и близкого человека в сложное время их отношений переданы в элегии «Она сидела на полу…» (1858 г.). Лирическая героиня, перечитывая письма, полных «любви и радости убитой», чудно «на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», понимая невозвратимость прошлого счастья. Ее избранник, испытывая чувство страшной грусти, готов упасть на колени перед той, которая превратилась в «милую тень».
      Воспитанница Смольного института Елена Денисьева стала последней и самой трагической любовью поэта. Они познакомились, когда ему было уже 47 лет, а ей 24.
      Тютчев написал девушке стихотворение «Предопределение» (1850 г.), в котором, словно предчувствуя, описал их взаимоотношения, как «союз с душой родной», роковое «соединение, сочетание, слияние» и «поединок роковой» двух любящих людей.   Их отношения продолжались 14 лет и осуждались в обществе. Денисьеву исключили из института, отказались принимать в обществе, ее положение было крайне унизительным, но она пренебрегла мнением света, приняв «жизнь отреченья и страданья», посвятив себя любимому человеку до самой смерти. Она скончалась на руках у Тютчева от туберкулеза в 38 лет, оставив троих детей, старшая дочь и младший сын умерли спустя год в течение суток. Ей, «свой подвиг совершившей», так «пламенно, так горячо любившей, наперекор и людям, и себе».
      Тютчев написал множество стихотворений, которые потом считали трагическим «романом в стихах», получившим название «Денисьевский цикл», в который вошли «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим» и др.
      Словарь любовной лирики «Денисьевского цикла» насыщен словами, связанными с роком, страданием, смертью, самоубийством. Любовь, словно жребий судьбы, она не зависит от воли человека, обладает властью таинственной, роковой, прекрасной и ужасной одновременно.
      В поэтическом мире Тютчева любовь – двойственное чувство, она часто губительна для любимых, делая жертвами тех, «кто сердцу нашему милей».
      Любовная лирика Тютчева известна не меньше пушкинской, особенно «Я встретил вас и все былое / В отжившем сердце ожило…» — но вершиной его любовной поэзии, безусловно, стал «Денисьевский цикл» (1850 -1865). Он посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.
      Елена Денисьева вдохновила Тютчева на такие стихи, которых не много в мировой лирике. До встречи с ней женами поэта были Элеонора Петерсон (умерла), Эрнестина Дернберг — немки. Но именно любовь русской Елены Александровны Денисьевой к поэту все в нем перевернула. Современник вспоминает, что Денисьева смогла «своею самоотверженною, бескорыстною, безграничною, бесконечною, безраздельною и готовою на все любовью… — такою любовью, которая готова и на всякого рода порывы и безумные крайности с совершенным попранием всякого рода светских приличий и общепринятых условий» вызвать в Тютчеве в ответ тоже такую страстную любовь, «что он остался навсегда ее пленником». Хотя Денисьева и не была замужем за Тютчевым, но родила от него троих детей. Тютчев неутешно переживал раннюю смерть Елены Александровны. Эта неутешность ясно запечатлелась в стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.». Денисьева умерла 4 августа 1864 года.
      
      Вот бреду я вдоль большой дороги
      В тихом свете гаснущего дня…
      Тяжело мне, замирают ноги…
      Друг мой милый, видишь ли меня?
      
      Все темней, темнее над землею —
      Улетел последний отблеск дня…
      Вот тот мир, где жили мы с тобою,
      Ангел мой, ты видишь ли меня?
      
      Завтра день молитвы и печали,
      Завтра память рокового дня…
      Ангел мой, где б души ни витали,
      Ангел мой, ты видишь ли меня?
      
               Политические и историко-философские взгляды. Человек и история в лирике Тютчева
      Тютчев — не только лирик любви и природы. Он поэт-философ. Его духовно-философская поэзия отражает духовное состояние человека в середине XIX века, но послушайте, как оно созвучно с нашим временем:
      
      Наш век
      Не плоть, а дух растлился в наши дни,
      И человек отчаянно тоскует…
      Он к свету рвется из ночной тени
      И, свет обретши, ропщет и бунтует.
      
      Безверием палим и иссушен,
      Невыносимое он днесь выносит…
      И сознает свою погибель он,
      И жаждет веры… но о ней не просит.
      
      Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
      Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
      «Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
      Приди на помощь моему неверью!»
      [10 июня 1851 года]
      
      Исследователь творчества и жизни поэта В. В. Кожинов, что «отношение Тютчева к религии и церкви было чрезвычайно сложным и противоречивым. Видя в христианстве почти двухтысячелетнюю духовно-историческую силу, сыгравшую громадную роль в судьбах России и мира, поэт в то же время пребывал на самой грани веры и безверия». Это понятно, поскольку Тютчев разделял религиозные взгляды Л.Н. Толстого. Так что в приведенном стихотворении Тютчев писал и о себе.
      Тютчевы принадлежали к тем православным дворянским семьям, которые не чурались крестьян, а, наоборот, общались с ними, крестили крестьянских детей, вместе праздновали яблочные спасы (этот праздник Тютчевы особенно любили), да и все другие народные праздники.
      Федор Иванович Тютчев увидел «мир в его минуты роковые», ему довелось стать свидетелем многих исторических потрясений XIX в. Он современник нескольких войн: Отечественной войны 1812 г., Крымской войны. А так же восстания декабристов, революций 1830 и 1848 г. в Европе, и др., Поэзия Тютчева полна глубокой и бесстрашной мысли. Но эта мысль образна, выражена ярко.
      Желая быть в курсе событий, Тютчев вел активную светскую жизнь. Он часто позволял себе поразительную вольность суждений, пренебрегая условиями светской морали. Общество поражают его эпиграммы, меткие и острые афоризмы, которые передаются из уст в уста. Так, например, выразил Тютчев свои взгляды на историю правителей в России: «до Петра Великого сплошная панихида, после – одно уголовное дело». «Злосчастным человеком чудовищной тупости», «лицедеем», который служил не России, а тщеславной «суете своей» называл Николая I за его бездарную внешнюю политику, приведшую к Крымской войне. Тютчев предупреждал о возможности конфликта, говорил, что у России есть только два союзника – «это ее армия и флот».
      Работая в Германии, он остро понимал политические настроения в Европе. После того, как Россия спасла не только себя, но и европейские страны от наполеоновского нашествия, Тютчев понял, что в России видят не спасителя, а соперника и врага, страну, обретающую на международной арене ведущую роль. Вытеснить Россию силой оружия не представлялось возможным, для этого использовались пропагандистские методы. Тютчев выступает против антироссийской информационной войны в западных изданиях, печатает в Германии статью «Россия и Германия» и др., высказывается о неизбежности конфронтации России и Запада, ввел в политику термин «русофобия».
      Тютчев обладал аналитическим и прозорливым умом, многие его прогнозы сбылись в истории XX в., политические взгляды актуальны и сегодня.   
      В правление Александра II оказывал значительное влияние на формирование русской внешней политики.
      В 1843 году (40 лет) Ф. И. Тютчев встретился со всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом встречи стала поддержка императором Николаем I инициатив Ф. Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Ему дали «добро» на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.
      В гражданской лирике Тютчев проявил себя как талантливый дипломат, гениальный историк, «пророк в Отечестве своем». Он не писал патриотических стихотворений, но мы помним его потрясающие знаменитое философское четверостишье о России «Умом Россию не понять…», где выражено осмысление особенного статуса родной страны. Для Тютчева разум – понятие рациональное, но ограниченное, понятие веры для него не требует никаких доказательств, оттого «в Россию можно только верить».
      Взгляды Тютчева на Россию, ее историю, вера в христианскую миссию русского народа отобразилось во многих произведениях.
      На гибель Пушкина он отзовется стихотворением «29 января 1837 г.», предсказав, что убитого поэта, «как первую любовь России сердце не забудет».
      Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855 г.) проникнуто состраданием к «краю долготерпения» в «наготе смиренной», исходя который, благословил «в рабском виде царь небесный».
      Накануне крестьянской реформы 1861-го года в стихотворении «Над этой темною толпою» на вопрос о том, «взойдет ли свобода» среди «растленных душ и пустоты» непробужденного народа, верит, что лишь «риза чистая Христа» способна излечить вековые раны и «рубцы насилий и обид».
      
                Роль и значение творчества Тютчева
      Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки, сохранившего верность заветам романтического искусства.
      Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева отличается: – стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; – склонностью к самопознанию и познанию окружающего мира; – умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви. Она удивительна по образности. Поэзия Тютчева носит философский характер, мысль в которой всегда сливается с образом.
      В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия.
      Долгое время Тютчева воспринимали как автора изящных и прекрасных стихов для эстетического наслаждения, как «Люблю грозу в начале мая» или «Есть в осени первоначальной», не замечая в них стремление к философскому осмыслению законов бытия.
      Дипломат, государственный деятель, мыслитель, публицист и поэт, Тютчев оставил после себя почти 400 стихотворений, 5 публицистических статей, более 1300 писем.
      Стихотворения Тютчева 20-30 г. не принесли известности на Родине.
      Князь И. С. Гагарин привёз А. С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в октябре 1836 года в пушкинском журнале «Современник» были опубликованы сразу шестнадцать стихотворений Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии», подписанные «Ф.Т». В следующем номере — еще шесть стихотворений. Эти произведения неизвестного автора для публикации выбрал сам Пушкин, отметив, что эти стихи русские по душевному настроению. Планировалось отдельное издание, но после смерти Пушкина Тютчева почти не публикуют.
      Таким образом Александр Сергеевич Пушкин благословил Тютчева на поэтическую стезю.
      Лишь в 1850 г. Некрасов написал о «первостепенном русском таланте» Тютчева в статье "Русские второстепенные поэты".
      Хотя к Тютчеву пришла литературная известность, он скрывался под псевдонимом до 1855 г., когда будет издана первая книга его стихов.
      Тютчев никогда не помышлял о поэтической славе, стихи писал исключительно для души, не стремился стать профессиональным поэтом. Т.е. Тютчев поэтом себя не считал. Пренебрежительно относился к своему творчеству. В отличие от Пушкина или Лермонтова, он это подчеркивал. Вместе с ненужными бумагами как-то бросил в корзину целый ворох своих стихов и переводов. Часто свои озарения записывал на чем придется: на казенных листах во время заседаний, на обрывках бумаг во время балов, даже на клочках газет, оставляя там, где это было написано. Стихи сохранились случайно в письмах к родным и друзьям, на счетах и подорожных, закладками в книгах. Печатать произведения он не стремился, никогда не собирал своих стихов. Опубликованы они были без его стараний, усилий, возможно, и желания.
      Тютчев не принимал никакого участия в издании двух своих прижизненных книг. Их издали его друзья, а когда книги стихов вышли в свет, они вызвали у автора только ироническую усмешку, не считая это значимым событием.
      «Ах, писанье — ужасное зло! Оно — как будто второе грехопадение злосчастного разума, как будто усиление материи», — так он порой писал в письмах. Такое отношение Тютчева к своим стихам, во-первых, восходит к древнейшим мыслям поэтов и философов о невозможности выразить словами всего, что в сердце — «Как сердцу высказать себя?», а во-вторых, если Пушкин говорил, что «слова поэта суть его дела», то Тютчев выше слов ставил дела. Это еще когда-то протопоп Аввакум говорил, тоже, кстати, называвший свои писания «вяканьем», «ковыряньем», — «не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».
      И все-таки он писал стихи, не мог не писать, потому что Бог дал ему этот дар. Стихи сами в нем складывались. Вот как описывает зять Тютчева, поэт Иван Аксаков, рождение одного стихотворения:
      «…однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал дочери: „Я сочинил несколько стихов“, и пока его раздевали, продиктовал ей прелестное стихотворение.
      
      Слезы людские, о слезы людские,
      Льетесь вы ранней и поздней порой…
      Льетесь безвестные, льетесь незримые,
      Неистощимые, неисчислимые, —
      Льетесь, как льются струи дождевые
      В осень глухую, порою ночной.
      
      Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самою музыкальностью своею, воспроизводят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя…»
      Это стихотворение часто цитировал Лев Толстой, а Тарас Шевченко над ним и над стихотворением «Эти бедные селенья» просто плакал. Стихи неимоверной глубины по тону, по дыханию. Тут не слова говорят, а как бы вздох всего человечества запечатлелся…»
      Тютчев думал стихами, выражал свои мысли поэтически, большей частью пользуясь особо изысканно-архаичным языком поэтов XVIII в. Однако, как поклонник Пушкина, изобретшего к началу XIX в, на основе французского куртуазного, новый литературный русский язык, Тютчев умел блестяще выражаться и кратко.
      Лев Толстой преклонялся перед величием его таланта, называл одним из самых любимых своих поэтов, без стихов которого «нельзя жить», — настолько сильно на него действовало творчество поэта.
      Неравнодушными читателями его были Пушкин и Жуковский, Некрасов и Тургенев, Чернышевский и Добролюбов, Достоевский и Менделеев, Блок и Горький.
      Тютчев – мастер стихов предельно малой формы, названных философскими фрагментами, в его четверостишиях выражены меткие, искрометные мысли или идеи.
      Некрасов об этих стихотворениях говорил, что они очень коротки, тем не менее к ним «решительно нечего прибавить».
      Тургенев назвал Тютчева «поэтом мысли». Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Kто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».
      Очень высоко ценил лирику Тютчева В. И. Ленин, и во многом благодаря этому в Овстуге был создан прекрасный тютчевский музей.
      О Тютчеве как о мыслителе с уважением отзывались выдающийся немецкий философ Шеллинг и гениальный немецкий поэт Генрих Гейне. С ними Тютчев был лично знаком.
      У самого Тютчева было особое отношение к литературе, он считал, что ее нельзя делать только предметом изучения для детей и юношества, это большая и неотъемлемая часть общественной жизни, влияющая на формирование умов.
      


Рецензии