4. 3. 4. Целеполагание на биосоциальном уровне соз

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.3. Целеполагание в разумной природе
...
4.3.4. Целеполагание на биосоциальном уровне сознания

Системные цели организмов с сознанием биосоциального уровня не отличаются от целей организмов предшествующего уровня развития (с видовым сознанием). Базовые объективные системные цели – это соматический гомеостаз и размножение, субъективная цель – состояние комфорта (субъективный гомеостаз). Поскольку достижение вышеуказанных целей возможно только путем удовлетворения множества различных потребностей организмов (как объективных, так и субъективных), почти каждая из потребностей может выступать в качестве телеологической цели, в том числе и большинство объективных потребностей (это основное назначение сознания).

Однако, поскольку условия достижения базовых системных целей организмов на биосоциальном уровне претерпевают изменение, меняются и потребности организмов. Эти изменения происходят, в первую очередь, за счет формирования еще одной мотивационной пары поведения, связанной с альтруизмом – эгоизмом.

Напомним, что необходимо отличать поведение организмов, обусловленное действием автоматических программ, которое внешне похоже на альтруистическое или эгоистическое, но к нему не относящееся (названное нами автоальтруизмом и автоэгоизмом), поскольку оно регулируется врожденными генетическими программами, от альтруистического и эгоистического поведения, обусловленного предшествующим онтогенетическим опытом взаимодействия особей (глава 2.5.2. Формы и виды поведения). Другими словами, «истинные» альтруизм и эгоизм у организмов могут проявляться только при наличии хотя бы минимальной свободы воли и поведения.

Появление новой мотивационной пары ведет и к дальнейшему развитию эмоциональной сферы участников биосоциальных взаимодействий, то есть базовые начальные эмоции организменного сознания (приятно – неприятно), уже получившие некоторое развитие на видовом уровне (за счет появления мотивации, нацеленной соответственно на лояльное – агонистическое, половое и исследовательское поведение), получили дальнейшую дифференциацию, связанную с необходимостью регулировать тесное взаимодействие особей на уровне таких систем их организации, как рой, колония, стадо, стая. Именно новая мотивация приводит к усилению достаточно рыхлой видовой системной организации с нечетко выраженной иерархией к более иерархическим биосоциальным системам.

Если на видовом уровне эмоции в основном предназначены для «внутреннего» пользования, а эмоциональное состояние других организмов оценивается по форме их поведения (лояльного или агрессивного), то на биосоциальном уровне возникла необходимость более точного понимания эмоционального состояния других особей, вплоть до возникновения чувства сопереживания, что стало возможным благодаря образованию отдельных групп специализированных нейронов (зеркальных), предназначенных для прямого (без участия сознания) понимания эмоций других организмов.

Тесное взаимодействие организмов приводит к тому, что поведение особи становится зависимым не только от объективных факторов внешней среды, но от субъективных факторов – оценка поведения другими особями влияет на ее статус в биосоциальном сообществе. При этом, хотя степень доминантности особи значительно влияет на ее статус, последний может определяться и другими, в том числе и неврожденными факторами, например знаниями и умениями, приобретаемыми в результате онтогенетического опыта.

Если на видовом уровне коммуникация между особями носит в основном однонаправленный характер, то на биосоциальном уровне количество контактов (и их глубина) значительно возрастает, что в итоге формирует еще одну потребность – коммуникативную. Необходимость реализации данной потребности вызывает появление соответствующей телеологической цели – осуществление коммуникации с представителями своего вида.

Необходимо отметить, что между организмами с видовым и биосоциальным уровнями сознания не существует резкой границы. Более того, часть организмов с биосоциальным уровнем сознания может вести в целом одиночный образ жизни, проявляя свои биосоциальные качества только в брачный период и период воспитания потомства. Однако у тех видов, которые ведут стадный образ жизни, возникла еще одна потребность – потребность в аффилиации, то есть в необходимости тесного и постоянного контакта с представителями своего вида [5].

Совокупность реализации исследовательской, сенсорной и коммуникативной потребностей привела к образованию еще одной потребности – получать (от родителей и сородичей) и передавать (своим потомкам и сородичам) полученные в результате жизненного опыта знания и умения, нормы поведения в биосоциальном сообществе, то есть потребность в культуре (биокультуре). Конечно, некоторые предпосылки этой потребности наблюдаются уже у организмов с видовым сознанием, однако только на биосоциальном уровне это явление приобретает массовый характер, а передача элементов культуры может происходить целенаправленно (глава 2.4.1. Четыре уровня сознания).

Пути достижения второй системной цели (размножения) у биосоциальных организмов также претерпели определенные изменения. Возрастание культурного наследства, передающегося внегенетическим путем (через обучение), приводит к появлению тенденции рождения все более беспомощных на начальных этапах своей жизни потомков с удлиненным периодом детства. Это, в свою очередь, требует увеличения родительских усилий по их выживанию и обучению. Поэтому возникла потребность участия в процессе выхаживания детенышей обоих родителей. В результате усложнился выбор брачного партнера, поскольку степень возможного вклада в подрастающее поколение у каждой особи разная (обычно выбор осуществляется стороной, вносящей больший вклад в становление потомства, чаще всего это женские особи).

Поскольку соотношение доминантности особи обратно пропорционально ее родительским качествам (заботе о потомстве и самке), возникает необходимость сложного выбора между здоровьем (степенью доминантности) будущих потомков и возможностью их выхаживания самкой почти в одиночестве. Такой выбор зависит не только от качеств возможного партнера, но и от собственных качеств [6]. Таким образом, на биосоциальном уровне возникает важная цель – выбор брачного партнера с учетом своих возможностей.

В ряде случаев природа пошла еще дальше и у некоторой части животных (порядка 5%) возникло такое явление, как моногамия, когда партнер определяется на всю оставшуюся жизнь. Механизм закрепления партнерства, являющийся в основном нейрогормональным, осуществляется через выработку дофамина, окситоцина и ряда других химических веществ, которые вызывают чувство привязанности [7].

У организмов с биосоциальным уровнем сознания появляются и первые групповые телеологические (субъективные) цели (не путать с объективными функциональными целями). Групповые цели формируются за счет координации поведения отдельных особей при обороне от врагов или добывании питания, совместном пространственном перемещении и т.д.

В таблице 4.3. приведена сводная матрица целей в разумной природе до появления человека, которая включает в себя как объективные направленности и целенаправленности развития организмов, так и субъективное целеполагание на различных уровнях сознания (см.иллюстрацию).

Литература к гл.4.3.4.

5. В присутствии товарищей рыбам легче переживать страх и тревогу. 04.04.2017.
6. Марков А.В. Грустные дамы выбирают не самых завидных кавалеров. http://ethology.ru/library/?id=380

7. Любовь и верность контролируются дофамином. 07.12.2005.
 http://elementy.ru/novosti_nauki/165029


Рецензии