Мифологическое и поэтическое

                ***

Современный западный человек, как правило, уверен, что миф - это что-то вроде сказки. Вот взяли люди, - и придумали миф. А потом еще раз взяли, - и систематизировали мифы, и оформили их в религию. Дескать, не могли научно объяснить реальность.. Т.е. массовому сознанию внушается следующая незамысловатая мысль: что где-то в поле, в пещере, в лесу, в пустыне, - сидят или стоят люди, - и придумывают мифы. Примерно как ученые, которые в своих кабинетах придумывают собственные научные статьи. И которые как раз и придумывают теории возникновения мифов по своему образу и подобию. Так выходит, что мифы - это что-то вроде "охотничьих рассказов". Пусть так. Чтобы понять миф, попытаемся осознать, на что он похож кроме сказки. И ответ быстро приходит в голову: на поэзию. Миф, собственно, всегда поэтичен. Что такое поэтическое? Кажется, что это попытка наделить сознанием то, что сознанием вроде бы не наделено. И поэтому возникает злой ветер, облака похожие на медведя, или солнце как горящий глаз. Начинают говорить снег или деревья. Наивный обыватель современной эпохи скажет: но ведь это все выдумано! Но так может сказать только человек, который никогда не писал стихов, и не пребывал в поэтическом вдохновении. Поэзия, - это когда нечто или некто вас вдохновили. И тогда вы не придумываете, что вещи мира наделены сознанием, - вы именно так воспринимаете мир в состоянии вдохновения. И потом хотите все время пребывать в этом состоянии. Это и есть мифологическое. Вы говорите о злом закате солнца или радостном рассвете, - ну при чем тут законы астрономии и научные объяснения?! Они никак не способны вытеснить поэтическое или мифологическое восприятие мира. Нынешний век навязывает нам, что вот люди не могут жить в настоящем мире, и поэтому бегут в вымышленный мир сказки. Это якобы и есть миф. Да все как раз наоборот! Люди не могут жить в неподлинном мире, и поэтому жаждут попасть в подлинный мир чудес. Вспомните толкиновский "Властелин колец": Фродо и его друзья из обыденного мира Шира попадают в настоящий мир Средиземья. Но мифом является не просто ощущение реальности иного мира-за-пределами-Шира. Само это путешествие из одного мира в другой - это уже миф. И осознание того, что и Шир, и все, что за его границей - это единый мир, - тоже миф. Строгое деление на миф и не-миф, сверхъестественное и естественное, - наследие значительно более поздней эпохи. Скажут: но поэзия еще не есть поклонение или принесение жертв - как в мифе. Как сказать: само вдохновение как основа поэзии - это уже любовь к иному и элемент поклонения. Люди словно забыли известные слова русского поэта: "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон". Т.е. само написание стихов - это уже священнодействие и жертвоприношение. И это не метафора в смысле разделения на символ и реальность и т.д. Опять-таки, такое разделение есть плод рационалистического сознания. А миф, как и поэзия, - это таинство, где нет разрезания реальности на внутреннее и внешнее, мистическое и профанное, - все это слито в едином пространстве и времени, и воплощено одно в другом.
И все это преследует цель - причастие подлинной реальности. Открытие мифа, как и поэзии - в том, что я жив, и все вокруг меня - живое. И я жажду общаться с ним, и в этом состоит торжество жизни. И тут мы сталкиваемся с главным мифом - это миф сознания. И сознание открывает в себе сознание всех сознаний. И в этом смысле невозможно не писать стихи, невозможно не петь гимны, невозможно не слагать истории. Они не выдумаются, не измышляются, не фантазируются, - они приходят из бесконечной глубины самого сознания, которое воспринимает себя в этой глубине как первейший миф. И само это восприятие - мифологично изначально. И не стоит удивляться поэтам, которые утверждают, что стихи им диктует сам язык или еще кто-то - непременно живой. Где сознание-миф, там и язык-миф, там и космос-миф, там и божественное-миф. И ничто из этого не придумано в воображении, которое порвало с реальностью, а, наоборот, - это воображение, которое и есть подлинная реальность, ее проявление в виде мифа. Вот кто-то в порыве неистового гнева растоптал воздушные шарики в форме звездочки или сердца, которые ему подарили на день рождения. А в этих шариках были синие конфетти, которые разметало по всей комнате. Разгневанный стал в безумии говорить, что сейчас и есть его настоящий день рождения. А потом он собрал все упавшие конфетти и бросил их вверх.. И вот, пожалуйста, - миф. Ведь совершенно очевидно, что так и возникли снег с метелью - когда божество на небе разорвало воздушные шарики с конфетти в приступе гнева. А затем возникли первые звезды на небе, - когда оно бросило конфетти вверх. Надо просто увидеть во временном - вечное, в преходящем - присутствие таинства. И все время возвращаться к этому видению и присутствию, потому что без них нельзя жить, нельзя оставаться живым в мире смерти. В этом и состоят поэзия и миф.


Рецензии
Это восхитительно, пронзительно-глубоко, лаконично и одновременно широко и переливчато, как озеро в лунных бликах, написано! "Охотничьи рассказы" мифов более живы, осмысленны и пережиты, чем просто постоянная смена картин перед глазами. Проблема все более клипового мышления современности именно в том, что оно не позволяет целостно и ощутимо осмыслить, взглянуть на какие-то вещи: "вы не придумываете, что вещи мира наделены сознанием, - вы именно так воспринимаете мир в состоянии вдохновения" - именно этого состояния вдохновения, роднящего мифологию и поэзию, действительно, не хватает! И сама суть проблемы прекрасно сформулирована в статье!
Дальше углубляется понимание механизма возникновения мифологического: "...не выдумаются, не измышляются, не фантазируются, - они приходят из бесконечной глубины самого сознания, которое воспринимает себя в этой глубине как первейший миф. И само это восприятие - мифологично изначально". И как это ни странно, глядя из сегодняшней культурной среды, чем ближе человек к подлинному себе, тем понятнее ему подлинность мифологии как восприятия мира!
"Надо просто увидеть во временном - вечное, в преходящем - присутствие таинства. И все время возвращаться к этому видению и присутствию, потому что без них нельзя жить, нельзя оставаться живым в мире смерти" - очень глубоко и точно!
Прекрасное аналитическое рассуждение получилось! В нем можно целые пласты развивать и углублять, потому что формулировки позволяют видеть и творчески осмысливать! Спасибо тебе за профессионализм и способность так преподносить мысли! И пусть главное открытие мифа "в том, что я жив, и все вокруг меня - живое. И я жажду общаться с ним, и в этом состоит торжество жизни" - будет и частью жизни! Неугасающей и придающей ей осмысленность и невероятную глубину!

Алевтина Ремаркина   05.12.2023 02:32     Заявить о нарушении
Благодарствую

Боб Жмуркин   05.12.2023 02:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.