Медленный ослик

Ожидание конца урока  сильно оживляло атмосферу в классе. Учитель литературы Александр Кравцов, казалось, о чем-то сосредоточенно размышлял, не обращая внимание на нарастающий шум. Наконец, он обратился к ученикам 10-го класса:
- Несколько дней назад я просил вас ознакомится с картиной Карла Брюллова  "Девушка, собирающая виноград ». Теперь же  хочу спросить - что вы думаете об этом шедевре? Пусть долгожданный перерыв  покажется бесконечным для тех, кто в ответах проявит оригинальность. Любое мнение для меня ценно. Кто хочет высказаться первым?
Все ученики мгновенно подняли руки.
- Прекрасно, - произнес учитель. – Саша Чернов, прошу вас.
- Александр Николаевич, пусть за меня ответит нарисованный художником родник, бьющий из тверди земли. Если он поёт нам о торжестве природы и красоты, то я с ним солидарен.
- Спасибо за поэтический ответ. Наташа Зеленская, что скажите вы?
- Возраст велит мне всматриваться в дали, чтобы угадать собственную судьбу. У Брюллова горизонт не просматривается - и я потеряла к картине интерес. Желание, чтобы когда-нибудь меня разбудил итальянский рассвет, во мне не проросло. Простите мою душевную близорукость.
- Миша Громов, хотите что-нибудь добавить?
- Романтика созидательного труда на картине меня не вдохновляет, а для забот дня и всеобщего прогресса сгодится и нарисованный ослик.Пусть извинит меня итальянское искусство, перед которым и я в долгу.
- Таня Данилова, вам не хочется заступиться за великое искусство?
- Мне хочется заступиться за ослика, чтобы его терпение привело страждущие народы в страны,дарящие людям веселье, а не скучные идеи, за которые прикажут воевать.
- Я не против,но пусть и Григорий Орлов выскажет мнение.
- Оно закупорено в кувшине для вина.
- А если открыть пробку?
- Стоит ли портить итальянский пейзаж мнением дилетанта?
- Что ж, может Лена Нечаева хочет что-то сказать?
- В лучах искусства, Александр Николаевич, я теряюсь. Я еще не расцвела для анализа сложной гармонии. Я побуду с ней пока в разлуке.
- Тогда вопрос для всех: кто по-вашему главный герой картины Брюллова? - спросил учитель.Ученики дружно ответили:
- Ослик.
- Ослик.
- Ослик.
- Но почему? – воскликнул педагог.
Класс как-то сразу притих. За него ответил Игорь Смехов:
- Брюллов отправил с осликом в крепостную Россию свое самое заветное послание. В нем он объяснял, что можно и нужно не грезить о бесконечно великом в отсталой стране, а жить радостно и легко каждым прожитым днем. Что всеобщее не важнее частного. Что красота природы, великое небо над головой, бесконечные просторы полей и рек, а главное свобода, намного лучше для человека, чем потешные цари, зависимые парламенты, революции, скрепы и прочая чушь, залетевшие в головы дуракам на сквозняке истории.
Ошибка Брюллова лишь в том, что в далекий путь он отправил медленного ослика, а тот потерялся где-то в пути.
Потерялись и мы в надежде его дождаться.


 
 Австралия. 2023.
 

 


Рецензии
Непростой текст.
Читается и скрытый смысл.
Спасибо!
С теплом,
Мила

Мила Суркова   20.02.2024 12:43     Заявить о нарушении
Мила, такой внимательный и зоркий человек, как вы, все видит и понимает, что происходит вокруг. Обсуждать это не стоит: мы прекрасно поймем друг-друга без слов.Берегите себя в этом жестоком и беспощадном мире. Юра.

Юрий Горн   20.02.2024 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.