Пушкин Онегин Инициация героев

Инициация  =  это второе рождение
Пример: некто вступает масон – проходит ритуал инициации:
«мирянин, взыскующий «масонского света» и решивший вступить в ложу, становится масоном посредством ритуала инициации, или посвящения в первый градус.»
(Спаров Виктор. Полная история масонства в одной книге)

Инициация мирянина по ритуалу означает его второе рождение: по ее исходу вступивший и принятый как бы рождается второй раз или перерождается _ он более не профан (т.е. не остановленный у Дверей (Врат) Храма братства, он имеет право переступить порог, войти и стоять у колонн, он обновлен и очищен) 
Теперь обратимся к роману Евгений Онегин
Два главных его персонажа прошли каждый свою инициация:

(1)
Начало романа
 
Евгений в начале романа – инвалид любви  = именно так его назвал – охарактеризовал -  автор во Второй главе романа Евгений Онегин:

XIX.
За то и пламенная младость
Не может ничего скрывать.
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом,
Как, сердца исповедь любя,
Поэт высказывал себя;
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал.
Евгений без труда узнал
Его любви младую повесть,
Обильный чувствами рассказ,
Давно не новыми для нас.

Что предваряет историю отношений Евгений и Татьяны – т.е. завязку  в несовместимых началах образов и их миссий

Татьяна, наоборот, созрела  и шибко надо влюбиться в Грандисона  Ловласовича Ричардсона и побывать Дельфиной-Юлией-Клариссой под властью Эроса обоих видов:

VII.
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,

Мания любить была столь сильной, что Таня стала терять рассудок, суженой ей выпал поэт-гей Агафон, дело запахло скипидаром, надо было срочно брать быка за рога – и тут как раз Бог послал Евгения…!  Таня пишет ему Письмо и предлагает реализовать  проект «Я  твоя«  с протоколом о намерениях.
 
Но Евгений – инвалид любви, повергнутый ленью, скукой и хандрой (типа аглицкого сплина, но с иным знаком) в  полное нежелание гетеросекса и, как следствие, залета с 17-летней, сохранившей мозги 13-летней, с неизбежной тропой к алтарю для венчания, окольцевания и охомутания

Таня в шоке. В шоке все девицы, барышни, дамы и даже путаны: а что если эта зараза вирусообразно коснется их судьбы!? И не туды, и не сюды. Ы (как говорит и пишет Вл. Мирзоян). Весь бо-монд и весь бо-морд  протестует и осуждает не Таню, а Женю. Мол подлец и дескать негодяй, не взял предложенное и  … Таня вынуждена была пойти и выставиться на торги невест на моск. ярмарке.

Итак, на старте трагедии два главных персонажа стоят на противоположных полюсах   с полной невозможностью соединиться и исполнить завет Манифеста коммунистов = Пролюди всех стран – совокупляйтесь!

Топаем к концу незавершенного романа к Восьмой главе

(2)
Концовка  романа *)

Евгений прошел инициацию, поменял знак ориентации и … влюбилcя в княгиню и генеральшу Татьяну N . 
Он переродился! Выздоровел, хотя Пушкин и подтрунивает над ним – мол горбатого исправит могилка:

XL.
Стремит Онегин? Вы заране
Уж угадали; точно так:
Примчался к ней, к своей Татьяне
Мой неисправленный чудак.
Идет, на мертвеца похожий.
Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше: никого…
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.

Не читайте, п-та, буквально, Мой неисправленный чудак.= это шутливо и героически любя  - Женя потому и чудак, ибо чудит = влюбился с первого взгляда!  Как Таня в начале романа…

А что ж героина (так тогда могли звать героиню – об этом мы ноу-хаувничали)?

Из дикой девушки степей  возле Селиховых Дворов и гадкого утенка речки Млодати  она словно золушка-дворянка с трамплина ярмарки невест улетела в питерский высший свет, в один момент у алтаря Гименея став княгиней и генеральшей 

Но она за это заплатила иной инициацией  = перерождением  в совсем другую Таню …:

Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
XLI.
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней
Теперь опять воскресла в ней.

На мгновение Татьяна стала прежней Девой и жрицей Любви … Ее русская душа напомнила ей о любви  и нашла в ней ее останки…  Но, поезд ушел – в к Анне Карениной.

XLIII.
„Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?

XLVI.
„А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикой сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
XLVII.
„А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна“.

Вот итог инициации. Нет той Тани!  Отдана! 

И они по-прежнему с Женей на разных полюсах после инициаций и снова несовместимы:
В инициациях они поменялись местами!
Онегина Пушкин освободил,а Таню закабалил!

 А счастье было так возможно
Так близко…!

А  тайна этого безобразия  в одном: Пушкин собрался жениться. Ему срочно нужен милый верный  Идеал супружеской верности (только со стороны женки!). И  жертвой на алтаре этого безумия и страха рогачества становится Татьяна. Она принимает жуткий обет и остается девственницей на век… (бабий?)

А Пушкин бросает роман незавершенным

Завершает его граф Лев Толстой = его Анна Каренина  - это и есть Татьяна Ларина только  перелицованная, освобожденная  от обета и прошедшая новую инициацию.  Правда, это стоило ей жизни – она была казнена колесами второго вагона поезда на ст. Обираловка  (так и кажется – Обдираловка)

*) концовка обозначена автором словом КОНЕЦ, но это не то, что вы думаете … роман конца не имеет


Рецензии