Отвалы нажитого


Рассказ

Меня очень заинтересовал такой  институт социальной жизни человека, как
помойка, где обычно располагаются мусорные баки.  Чем-то эти баки мне напомнили память, куда человек складывает вольно или невольно все прожитое, куда помещается все ненужное, в отличие от жизненного опыта, который складывается в отдельные памятные закрома, чтобы его доставать так сказать и применять при необходимости. Все плохое и ненужное человек быстро забывает или старается забыть. Хорошее и нужное он держит в уме на отдельном складе готовой продукции, куда обращается, когда в этом появляется необходимость. Инструменты и отдельные предметы обихода, пузырьки, коробочки он складывает на полки до лучших времен, надеясь на то, что это может еще понадобиться. Ненужное или то, что кажется таковым он выбрасывает на помойку. И иногда очень жалеет, что выкинул что-то нужное. Весь мусор потом вывозят в отдельное место за город, за поселок или за село, где это все выброшенное перепревает долгие годы.

В детстве и в юности у нас у мальчишек и девчонок были общие увлечения, дворовые игры: казаки-разбойники, это когда одни ребята гоняются за другими, которые убегая, рисуют на асфальте, стенах и деревьях стрелками в какую сторону они побежали. Другие же по этим стрелкам бегут за ними и стараются поймать. Мы играли в биты, кто дальше прыгнет, отмерного козла, когда одна команда прыгает на другую, которая нагибаясь и обхватывая игроков своей команды за пояса стояла друг за другом и ждала, когда на них запрыгнет другая команда и  развалит их построение. Прыгали  с разбега не переходя за проведенную черту. И когда все участники противоположной команды запрыгнут на стоящих, построившиеся один за другим, должны их на себе  строем провезти обусловленное расстояние. Потом команды менялись ролями. Тогда другие нагибались и строились друг за другом, а первые на них прыгали. Играли в слона, это когда рисовался круг, внутри круга обхватив друг друга за плечи и нагнувшись смыкаясь головами, строилась одна команда, а другая на нее прыгала из-за круга.  Играли в города, это когда берется ножик или напильник и бросается в кругу, который расчерчен на равные доли. Кидать ножик или напильник нужно так, чтобы он вращаясь воткнулся в землю, которая по условию принадлежит   другому человеку. Если ножик воткнулся в землю соперника, то кидавший пририсовывает к своей земле кусок земли другого, проводя черту через место, куда воткнулся ножик. И так до тех пор, пока кого-то не лишали всей земли. У девчонок был свои коллективные игры: прыгалки, классики. Кроме того, что имелись общие игры, спортивные и общие увлечения, имелись у некоторых ребят еще и отдельные увлечения. Два мальчика мои ровесники увлекались тем, что лазили по помойкам и искали там то, чем можно поживиться. Идет кто-нибудь ведро с мусором выбрасывать, хочет ведро в бачок перевернуть, а из него голова появляется, а то и две.  Это наши мальчики в помойном бачке копаются. И сначала в бачке копался один, а потом к нему присоединился и второй. Мы их так и называли помоишники. А они на наши дразнили не обращали никакого внимания. Однажды мы у них с пренебрежением спросили: «Чего вы там все время копаетесь? Что ищете?» И те гордо нам ответили: «Вы не знаете, чего там можно найти». Мы к ним стали приставать, что же там можно найти такого, из-за чего они свыкаются, что их дразнят, на них косо смотрят, испытывая гадливость. Один из них, распаляясь хотел было нам все рассказать, но другой его одернул: «Не говори, а то они сами захотят». Это нас еще больше распалило наше любопытство и подстегнуло к расспросам и подвинуло к выяснению желаемой истины. Наконец, они оба не выдержали и приняли нам рассказывать. Оказывается, они в мусоре находили всякие интересные вещи. Ножички, отвертки, ложки, кожаные  вещи и многое другое. Некоторые вещи были непригодные, другие имели маленькие дефекты, но были и вещи, которые имели хорошие кондиции и являлись артефактами, то есть старинными предметами, которые со временем только приобретали известную ценность. На что мы им сказали с презрением: «Подумаешь, и из-за этой ерунды вы там по бакам в грязи ползаете и шныряете?»  И один мальчик ответил: «Не только из-за этого». И другой мальчик толкнул его локтем и сказал: Не говори… Не говори». И тут мы поняли, что чего-то не знаем такого, что может изменить наше отношение к мусорным бачкам. «А что там есть?» - спросили мы заинтересованно. И тут мальчик который хотел нам все сказать, выпалил: «Золото». При это он так вытаращил глаза, что мы не смогли ему не поверить. И тогда оба мальчика начали наперебой нам  говорить, что там можно найти драгоценности, сережки, браслетики. И недавно они нашли золотую цепочку. Это был другой разговор, потому что золото найти хотел каждый из нас. В малолетнем возрасте мы все являлись кладоискателями. Нам было интересно, как это так, идешь-идешь и вдруг клад нашел. И как раз в более маленьком возрасте становления большими людьми мы все играли в клады, которые называли секретами. Это когда кто-нибудь зарывал в землю что-нибудь интересное, прикрыв это интересное и цветастое прозрачным стеклышком, через которое был виден сам секрет, после чего зарывал в землю глубже. И каждый ходил гордый и говорил, что у него есть свой секрет. И через некоторое время все ходили и показывали свои секреты. И все смотрели на отрытые фантики под стеклом, сорванные в палисаднике цветочки, кусочки материи, принесенные из дома. И одно дело секрет, который сам сделал,  и другое дело клад с настоящим золотом. И многие из нас тоже начали искать золото по помойным бачкам. Некоторые прямо рылись, а другие стояли рядом и только заглядывали внутрь. Приходили с ведрами взрослые, выбрасывали мусор в баки и спрашивали: «Ребята, что вы тут ищите?» И что мы им будем все рассказывать, что ищем золото, и что можно искать большие клады на островах и в морях, а можно искать и находить золото в мусорных бачках. «Потеряли что-нибудь?» - спрашивали нас. И мы загадочно отвечали, только чтобы от нас отстали: «Да, кое-что потеряли». Со временем большинству из нас стало неинтересны мусорные бачки. И еще через какое-то время мы поняли, что  для золота нужно везение.  Тем более, что ничего путного эти помоишники за неделю совместного поиска золота, когда  мы увлекались бачками, ничего стоящего не нашли. Эти двое так и продолжали рыться в бачках. И один из них Вася, повзрослев, начал находить там старые радиоэлектронные платы и таскать их  инженеру самоучке дяде Боре, чтобы он объяснил их назначение. Что было сложно. Мне и самому, когда я выучился на радиоинженера, приносили старые платы с помойки, чтобы я нарисовал по печатным платам принципиальные схемы. Но это был непростой и тупиковый путь, потому что обычно нужно двигаться от идее к макету и готовому изделию, а не наоборот. Дядя Боря Васю хвалил и тот стал таким же самоучкой и даже устроился на работу, чтобы чинить радиоизмерительные приборы. Учился Вася в школе плохо, потому что в мусорных бачках ему было интереснее сидеть, чем в школе на уроках. 

Да, теперь о мусорных бачках. Это, конечно, очень важный социальный институт, который нужен для складывания вчерашнего и позавчерашнего и позапозапоза-вчерашнего, чтобы оно не мешалось под руками и давало место завтрашнему дню.  Кто-то случается выбрасывает в мусор и нужное, и даже дорогое. Это ладно… Главное не выкинуть туда свое будущее, то, что может пригодиться тебе самому и что можно передать другому поколению семьи, семейные реликвии. Прошлое же было, так или иначе, использовано ,  если оно уже не нужно, можно выкинуть на помойку.
Но все равно… Рано или поздно в таком или ином виде разные предметы так или иначе достаются людям… А этим уже занимается архиология.


Рецензии