Глава 3. Отзывы участников проекта...

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА – ПРОДЛЕНИЕ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ»:

«СПАСИБО, ЧТО ОТКРЫЛИ НАМ ОКНО В СОВРЕМЕННЫЙ МИР!» -
Пришедшие на конференцию участники проекта «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» выразили глубокую благодарность и признательность организаторам и преподавателям, сказали много теплых слов.

Например:

«Благодаря обучению на проекте я чувствую в себе новые силы и возможности»
«Этот проект оказался мне очень нужен. Во-первых, с нами обращались очень аккуратно, интеллигентно. Мы не спешили, не волновались, учились спокойно. Преподаватели относились к нам очень внимательно, хорошо преподносили учебный материал, стимулировали нас применять и оттачивать новые навыки не только на семинарах, но и самостоятельно, дома», - говорит Людмила Васильевна Никуленко.
Людмила Васильевна пришла на проект в 73 года. За ее плечами - почти 50 лет работы в медицине, в том числе в хирургии и детской психиатрии и даже два года в армии. Выглядит наша участница гораздо моложе своих лет, а секрет бодрости и объясняет так:

«Во-первых, я всегда была очень активным человеком, постоянно работала. Во-вторых, несмотря на загруженность, я всегда находила время для общения с друзьями, знакомств с интересными людьми, занималась хобби и саморазвитием. Все время искала возможности учиться на различных курсах, ходила в кинотеатры, вступила в общественную организацию. Когда я была в комитете комсомола, сделала для пациентов библиотеку, мы сами распространяли газеты, журналы. Мне кажется, что жизненного материала я накопила столько, что впору писать книгу. Благодаря обучению на проекте я чувствую в себе для этого силы и возможности».
 
Людмила Васильевна отметила, что после семинара «Культура работы со средствами массовой информации» загорелась идеей более подробно освоить азы журналистской профессии, поскольку чувствует в себе потенциал делиться с людьми накопленными знаниями.

«Если курсы будут продолжаться, я бы с большой радостью занималась с этими преподавателями на дополнительных уроках. Я всецело за продление проекта «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия», мое пожелание на будущее – усилить его просветительскую составляющую, чтобы мы стали еще более уверенными пользователями компьютера и Интернета. Хотя мы и так научились на проекте многому и теперь общаемся друг с другом с помощью современных информационных программ и систем.

 Конечно, проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» нужно обязательно распространить не только в Екатеринбурге, но и во всей Свердловской области. Люди нашего возраста - активные. Не все же только внуками заниматься! Важно находить время и для своего самообразования, творчества», - уверена Людмила Васильевна. 

***
«С помощью проекта я смог написать и издать свою книгу!»

Владимир Васильевич Шарин пришел учиться на наш проект в 79 лет. По профессии он горный инженер, 28 лет проработал в науке, потом в проектном деле, был главным инженером проектов крупных угольных предприятий, издал более 200 научных трудов. Владимир Васильевич работал до 77 лет, а, побыв два года на пенсии, заскучал и загорелся идеей освоить что-то новое. Так и попал на наш проект, прилежно учился, сумел овладеть современными средствами коммуникации, узнать о достижениях современной науки в продлении долголетия, очистки воздуха и воды, послушать о последних нововведениях в пенсионном законодательстве. А под конец, почувствовав себя уверенно, написал и издал свою книгу о долголетии: «Мудрость и здоровье».   
«Мне очень понравился интересный подход, методика обучения на курсах. Раньше я пытался немножко обучаться на компьютере сам, но тут под руководством опытных товарищей, преподавателей, дело пошло гораздо быстрее. А главное, на проекте я приобрел новые связи, расширил круг общения с интересными людьми и смог завершить свою книгу. Наш преподаватель и руководитель проекта, Сергей Юрьевич Радченко, помог мне ее оформить, отпечатать и выпустить в издательстве «Уральский рабочий». Во время обучения Сергей Юрьевич персонально подходил к каждому ученику, подробно все объяснял, поэтому качество обучения было очень хорошее. Проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» вооружил меня современными знаниями, теперь я более уверенно ориентируюсь в мире, свободно захожу в Интернет, свободно пользуюсь скайпом, по которому общаюсь с внуками, знакомыми, приятелями. У меня уже не осталось того психологического барьера, страха, что был перед компьютером раньше», - делится впечатлениями Владимир Васильевич. Он также считает, что ПРОЕКТ НУЖНО РАСПРОСТРАНИТЬ И В ДРУГИХ ГОРОДАХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА.

«Это просто необходимо, потому что у нас отстает уровень жизни, многие пенсионеры замкнулись в своем маленьком мире, перестали интересоваться происходящим вокруг. Это неправильно, надо стараться быть в курсе перемен, помогать нашему государству, детям, семье, понимать общую социальную, геополитическую ситуацию», - убежден Владимир Васильевич.

Наш участник отметил, что хотел бы и дальше продолжать курсы, освоить тонкости владения новыми видами техники, более сложными возможности компьютера и Интернета.

«В целом мне очень понравилось участвовать в проекте и я очень благодарен преподавателям за обучение, общение и расширение нашего кругозора», - итожит Владимир Васильевич.

***
Две подруги

Екатерина Ивановна Чернуха и Марина Михайловна Мусарова дружат уже более 20 лет и любые мероприятия стараются проводить вместе. Например, вместе ходят в театр и вместе… пришли на проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия», стали обучаться в одной группе. Обе участницы захотели сказать организаторам слова благодарности.

«Очень хотим продолжать обучение на этом проекте»

Екатерина Ивановна Чернуха начала обучаться на нашем проекте в 76 лет. Раньше она работала товароведом, жила в Казахстане. А после переезда в Екатеринбург и выхода на пенсию решила продолжить активную деятельность и не побоялась взяться за сложную работу председателем ТСЖ.

«Компьютером я раньше не владела, а сейчас, благодаря проекту, освоила его очень хорошо. Наша группа осталась очень довольна преподаванием. Если бы нам дали побольше часов на обучение, мы бы научились еще очень многому. Обучение закончилось, а так хочется, чтобы оно продолжалось: мне кажется, заложенного на курсы времени нам не хватило, чтобы узнать все, что были готовы преподать наши педагоги. Очень полезно было прослушать все лекции, в частности, о сохранении здоровья, от кандидата медицинских наук Андрея Ивановича Щинова. Преподаватели дали нам хорошую основу, и теперь мы можем продолжать заниматься своим образованием самостоятельно. Но было бы замечательно продолжить проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия», - говорит Екатерина Ивановна.

Она тоже выразила поддержку идее расширить проект и для жителей других городов Свердловской области.

***
«Этот проект разнообразит жизнь!»

Ее подруга Марина Михайловна Мусарова, профессиональный юрист, пришла обучаться на проект в 83 года. Пришла не просто за компанию, но и чтобы приносить пользу людям, - помогать соседям по дому участвовать в работе ТСЖ.

«Мы очень благодарны организаторам проекта «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия». Я раньше и мышку не умела держать, руки дрожали. А сейчас все прекрасно. Думала, что таким старым людям, как я, уже не научиться работать на компьютере и в Интернете, но преподаватели всему нас научили. Для меня очень важно хорошо печатать, потому что в доме, где мы живем уже 50 лет, нам с соседями нужно быть ответственными собственниками жилья, участвовать в работе товарищества. Для этого важно разбираться в документации, печатать объявления и т.д.. На курсах я научилась тому главному, чему хотела», - рассказывает Марина Михайловна.

Участница проекта говорит, что теперь, научившись владеть поисковыми системами в Интернете, она легко находит нужную информацию, читает свежие новости и чувствует себя более уверенно. Она с удовольствием продолжила бы обучение на проекте и привела бы друзей и знакомых:

«Все темы, которые нам преподавали на проекте, - это же необозримое поле деятельности. Хочется совершенствоваться в них и дальше, было очень интересно и замечательно. Мы стали чувствовать себя совсем по-новому, будто получили импульс продолжать жить активно. Обязательно надо распространять такие курсы как можно шире, в идеале для всех российских пенсионеров, чтобы люди не боялись осваивать новое и не чувствовали себя брошенными», - делится Марина Михайловна.
«Проект помогает людям старшего поколения получать объективную, правдивую информацию о современном мире, осваивать новые навыки, новые знания»

Нина Дмитриевна Егорова тоже решила не сидеть на пенсии без дела. Она работала инженером-наладчиком, а когда вышла на пенсию, то продолжила трудиться - на административной должности в общепите, до 70 лет! Сейчас она помогает дочери воспитывать внуков и не забывает заниматься и своим самообразованием.
«Когда я пришла на проект, то знала только то, что есть компьютер. И все. Зачем он нужен и как на нем работать, было для меня загадкой. И уж конечно я не слышала, что такое скайп, компьютерная мышка и как пользоваться Интернетом. Поэтому к обучению на проекте я подошла очень серьезно: готовила вопросы, задавала преподавателям и получала ответы. Зато сейчас я совершенно другой человек – «продвинутый», как говорит нынешняя молодежь.

Если бы проекту дали больше часов, я бы большему научилась. Некоторые аспекты бывает трудно освоить за первый раз. Я хотела бы более подробно вникнуть в некоторые темы – например, послушать дополнительные лекции по новым технологиям очистки воздуха и воды.

Конечно, развивать проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» стоит не только в Екатеринбурге, но и в других городах. Людям старшего поколения важно получать объективную, правдивую информацию о современном мире, помогать им получать новые навыки, новые знания», - считает Нина Дмитриевна.

***
«Расширили границы своих возможностей и вооружились современными знаниями!»

Татьяна Ивановна Новоселова призналась, что проект помог ей избавиться от ощущения «белой вороны» и поддержать связи с друзьями, знакомыми, живущими в разных точках России и за рубежом:

«До проекта я немножко знала, как пользоваться компьютером, но недостаточно. Например, я не умела создавать такую необходимую вещь как электронный ящик. Первое, что мне понравилось на проекта, – это семинар «Культура работы со средствами массовой информации». Это было очень жизненное, необходимое занятие: мы узнали, как пользоваться поисковыми системами, информационными порталами, средствами массовой коммуникации.

Во-вторых, я очень рада, что меня научили применять скайп. Дело в том, что у меня много знакомых, которые живут далеко, и мы редко встречаемся. Обучившись на проекте, я позвонила по скайпу в Израиль своей приятельнице, с которой мы не виделись уже лет 20! И это было так интересно, - мы разговаривали больше часа! И все благодаря тому, чему я научилась здесь.

Я считаю, что благодаря проекту у меня расширились границы возможностей. Теперь мы в курсе современных технологий, умеем пользоваться компьютером и Интернетом, - то есть идем в ногу со временем, не отстаем от миллиардов людей, особенно от молодежи. И это радостно, мы уже не белые вороны. Теперь, обращаясь в поликлинику или иное учреждение, я всегда спрашиваю сайт и дома нахожу и изучаю нужную мне информацию. На проекте «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» я вооружилась современными знаниями и очень за это благодарна!», - подчеркнула Татьяна Ивановна.

***
«Проект повысил мое самоуважение, придал уверенности в себе, расширил кругозор»

Талия Ахмадуловна Гисматуллина пришла на проект в 72 года. По профессии инженер-теплоэнергетик, она занималась сложной и ответственной работой в проектном институте «Уралгипромез», в аппарате управления на железной дороге и в водоканале. Талия Ахмадуловна признается, что всю жизнь любила свою профессию, считала ее очень актуальной и не жалела о сделанном выборе. А на пенсии увлекается в основном садоводством – оказывается, и это непростое искусство, требующее знания многих нюансов.

Кстати, получение новых знаний на проекте «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» помогло Талие Ахмадуловне участвовать в написании и подаче заявки на получение от королевства Нидерланды гранта по оказанию бесплатной юридической помощи. И грант этот они с коллегой успешно получили! Но это уже совсем другая история…

«На проекте «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» нас очень хорошо вооружили массой новых знаний, до сих пор, если возникают какие-то вопросы, я заглядываю в конспекты и мне это очень помогает. Замечательно, что помимо курсов компьютерной грамотности у нас был цикл лекций о современных технологиях очистки воды, воздуха, сбережении здоровья.  Очень полезным был семинар «Культура работы со СМИ», - наш кругозор расширился. Очень благодарна преподавателям проекта. Эти занятия повышают самоуважение человека, я почувствовала себя увереннее. Если бы курсы продлили, я хотела бы подробнее изучить возможности Интернета. Безусловно, проект стоило бы расширить за пределы Екатеринбурга», - говорит Талия Ахмадуловна.

Участница нашего проекта добавила, что теперь обучение на проекте поможет ей говорить на одном языке с внуком Денисом, который, по ее мнению, практически «компьютерный ас». Сейчас Денис служит в армии и сочиняет замечательные стихи и песни об армии и Родине, которые, по итогам одного из конкурсов, уже получили высокую оценку командиров и сослуживцев.

***
«Освоила совершенно новую для себя область знаний!»

Валентина Михайловна Точиева, по профессии медсестра, и сейчас, в 69 лет, трудится на любимой работе в Институте кожвенерологии. Валентину Михайловну уважают коллеги и любят пациенты. И неудивительно: это очень интеллигентный, энергичный и активный человек с прямой осанкой, блестящими глазами. Работая в медицине уже более 40 лет, она признается: «На работу хожу как на праздник! Я счастливый человек. В моей профессии мне все нравится. Рада служить обществу, приносить пользу людям».

При режиме работы «сутки дежурство – трое дома», Валентина Михайловна сумела внести в свой распорядок занятия на нашем проекте и теперь гордится, что повысила квалификацию.

«Я не просто научилась чему-то новому. Я раньше вообще ничего о компьютерах не знала! А благодаря проекту сумела освоить совершенно незнакомую для себя сферу деятельности! Сейчас я нахожу в Интернете друзей, общаюсь по скайпу с сыном и внуками, живущими на Кавказе. Очень рада, что попала на проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия». Каждый раз приходила и уходила с занятий с хорошим настроением, с позитивным настроем. Нашу группу вел очень хороший преподаватель, Владимир Андреевич Панчишин, -доброжелательный и приятный человек. Если проект продлится, я с удовольствием буду ходить на занятия, запишу знакомых. Ведь в Екатеринбурге успели обучиться далеко не все пенсионеры, а затем этот опыт обязательно стоит распространить и в других городах», - улыбается Валентина Михайловна.

***
«Спасибо за индивидуальный подход и уникальный цикл лекций!»

«И я тоже 40 лет пробегала на работу, как песню пропела, - у меня была очень интересная работа в гальванике!», - рассказывает Тамара Ивановна Донцова. Она трудилась на оборонном предприятии в Лесном, а сейчас, после переезда в Екатеринбург, могла бы передавать накопленный профессиональный опыт новым поколениям. Но, к сожалению, гальванические предприятия в Екатеринбурге не особо активны.

На проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» Тамара Ивановна пришла в 69 лет. Обучение, по ее словам, помогло ей начать гораздо лучше, быстрее и увереннее ориентироваться в пространстве большого города. В связи с этим наша участница рассказала несколько историй.

Например, о том, как новые навыки помогли ей в поездке на концерт Уральского оркестра народных инструментов, которому в 2016 году исполнилось 30 лет. Услышав анонс мероприятия на радио, Тамара Ивановна позвонила невестке и поделилась идеей поехать на знаковое мероприятие. Но родственница, услышав, что дело будет на Уралмаше, сказала, что это «очень далеко» и после концерта домой Тамаре Ивановне не добраться. Наша участница уже было приуныла, но, вспомнив про Интернет, включила компьютер и посмотрела маршрут. Оказалось, что юбилейный концерт намечался всего в трех минутах ходьбы от станции метро «Уралмаш», в ДК имени Лаврова. После этого Тамара Ивановна смело купила билет и на следующий день отправилась на концерт. Мероприятие ей очень понравилось, а вечером она села на метро и спокойно добралась домой на Ботаническую.

«Всему, чему я научилась, и не перечислить! Теперь я общаюсь по скайпу с друзьями, с сестрой, живущей в другом городе, слушаю через Интернет концерты, нахожу интересную информацию о музеях, театрах.

Нам прочитали очень полезные лекции по медицине, по пенсионному законодательству, новым технологиям. Преподаватели объясняли нам многое о быстро меняющемся современном мире, в котором нам в одиночку сориентироваться порой трудно, ведь жизнь очень стремительно идет вперед, и мы не всегда за ней успеваем.

Насколько я знаю, различные организации время от времени проводят для пенсионеров курсы компьютерной грамотности. Но там не дают и половину того, чему мы успели научиться на проекте «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия»! Во-первых, там нет такого индивидуального подхода к обучению: все обычно организуют группы по 30-60 человек, что очень много, а у нас – всего по 5-7 человек, поэтому мы учились в спокойном ритме, без спешки, преподаватель успевал к каждому подойти и все разъяснить, ответить на все вопросы. Для пожилых людей это очень важно. Поэтому, думаю, у нас качество обучения было на порядок лучше. Во-вторых, помимо компьютерных курсов, для нас провели цикл лекций по очень актуальным темам, подобранным специально для пенсионеров. Нигде ничего подобного в таком наглядном, сконцентрированном виде мы бы не получили.

Поэтому для нас стал очень полезен проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия»: мы стали больше знать, уметь. И я очень благодарна людям, которые организовали это для пенсионеров. Это так здорово. Спасибо вам большое!», - поблагодарила Тамара Ивановна.

***
«Проект стал для нас окном в мир, мы нашли единомышленников!»

Инна Ивановна Маланина – человек очень серьезный и неунывающий. Она любит трудиться и готова постоянно повышать свою квалификацию, - поэтому и пришла на проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия».

В свое время ей уже приходилась осваивать новую область знаний. В годы перестройки Инна Ивановна была вынуждена оставить любимую профессию инженера и получить новое образование, 10 лет проработать бухгалтером-экономистом. А, выйдя на пенсию, она вернулась работать в УПИ, свой родной институт, на любимую должность – «инженер», и трудилась еще 11 лет.

Потом пришлось оставить работу из-за проблем со здоровьем… А УПИ продолжал идти вперед гигантскими шагами, меняться, внедрять новые технологии обучения. И, когда Инна Ивановна захотела вернуться в вуз, то поняла, что уже не соответствует новым требованиям, предъявляемым к работникам: «Надо было стать абсолютно уверенным пользователем ПК, и сегодня это везде требование первоочередное». Вне зависимости от того, появится ли в дальнейшем возможность работать в вузе или нет, Инна Ивановна решила быть в форме и пройти обучение.

«Проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» - это прекрасно. Очень важно то, что он проходит бесплатно, ведь мы простые пенсионеры и не можем себе позволить платное обучение. А учиться нам очень хочется и, может быть, даже больше, чем раньше!

После занятий осталось большое чувство благодарности к преподавателям, создателям проекта, Союзу пенсионеров. Занятия были организованы прекрасно. Преподаватели выложились по полной: сделали все, что могли, и даже больше. Я записывала по пунктам, как ориентироваться в Интернете и сейчас выхожу в поисковые системы, например, на портал госуслуг, и нахожу нужную информацию. Вопросов у пенсионеров, поверьте, очень много. Нам дремать некогда, нам надо жить!», - говорит Инна Ивановна.

Она отметила, что пришла на нашу конференцию в поиске ответов на вопрос: как выжить пенсионеру в современных условиях?

«Мы абсолютно беззащитны в экономическом отношении. Раньше уровень зарплат позволял нам нормально жить. Денег много не бывает, но мы жили достаточно обеспеченно, имели жилье, которое нас устраивало, воспитывали наших детей, - в целом мы очень многое могли сделать на свою зарплату. А теперь мы остались с крошечными пенсиями, нам не на что путешествовать, мы не можем посещать спортивные залы, заботиться о своем здоровье должным образом, помочь нашим детям, у которых, как нам кажется, жизнь складывается еще сложнее, чем у нас. Наши дети практически не имеют возможности получить квартиру, им трудно воспитать и выучить своих детей. Наши дети постоянно находятся под угрозой сокращений, увольнений, уменьшения зарплат. И мы понимаем, что их проблемы совершенно, я бы сказала, непреодолимы. А как им помочь? Мы, родители, не можем. И что в итоге? Молодежь все время смотрит на Запад, на то, как там живут люди.

Моя квартплата составляет 40 процентов от пенсии, то есть очень много. И, казалось бы, есть очень простое решение – переехать в крошечную квартирку. Но свою квартиру я заработала в Советском Союзе, и почему теперь я должна ее лишаться, - я в ней жила и хочу жить, но нахожусь в очень большом затруднении в оплате этого жилья. И так живет большая часть пенсионеров. Почему нам никто не идет навстречу, никто нас не понимает?», - возмущена Инна Ивановна.

Несмотря на все сложности, наша участница не собирается унывать и хочет учиться дальше: получить образование по культурологии, обществоведению. По ее словам, проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» стал для нее и других участников окном в мир. На занятиях люди не только получили новые знания, но и познакомились с интересными людьми, нашли единомышленников.

«Очень важно продолжать и расширять проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия», он много сделал для нашего просвещения, это необходимо всем пенсионерам!», - убеждена Инна Ивановна.

Наша участница рассказала, что, после выхода на пенсию, на протяжении 12 лет ухаживала за своими родителями и на очень многое в ее жизни просто не оставалось времени и сил: «Я бегала как белка в колесе и больше ничего не могла себе позволить». Родители – это святое. А когда осталась одна, ощутила пустоту, потеря близких стала трагедией. Из газеты Инна Ивановна узнала, что в библиотеке главы города есть психолог, к которому пенсионеры могут обращаться бесплатно. Этот человек стал для нее добрым советчиком и порекомендовал оглянуться вокруг, обратить внимание на то интересное, на что раньше не хватало времени, заняться творчеством и саморазвитием.

«Проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» стал для меня стимулом продолжать заниматься самопросвещением, самообразованием, улучшать своем здоровье.

Конечно, занятия на проекте очень меня вооружили, помогли ориентироваться в современном мире. Я словно очнулась и поняла, что мы, пенсионеры, страшно отстали. Например, мы не в курсе, как сегодня застроен наш город, как меняется его облик. Оказывается, многие пенсионеры не знают, что есть социальные центры, которые организуют бесплатные занятия по физической культуре, бесплатные секции скандинавской ходьбы, где я и сама теперь занимаюсь. Не знают, что по талонам можно ходить в театры, всего за сто рублей, - я так люблю театры, и долго они были мне недоступны, а теперь хожу туда раз в неделю. Это замечательно. Важно просвещать пенсионеров, показывать им новые возможности, учить пользоваться современными средствами информации и коммуникации, - и это сделал для нас проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия».

Сегодня с помощью компьютера и Интернета мы можем виртуально путешествовать, читать свежие газеты и журналы, книги, смотреть фильмы, передачи, концерты, слушать музыку, виртуально обращаться в государственные структуры, общаться с друзьями, родственниками, бывшими однокурсниками, одноклассниками и многое другое. Занятия дали мне очень много, ведь когда я пришла на проект, то даже не умела пользоваться электронной почтой. Теперь я это могу, что меня очень радует. Это действительно окно в мир. Важно, чтобы все пенсионеры могли выглянуть в это окно и увидеть новые возможности. Поэтому проект важно продолжать для пенсионеров, расширять его географию», - уверена Инна Ивановна.

***
«Эта великолепная идея, достойная подражания, должна быть реализована во всех субъектах РФ».

Наталья Александровна Власова – один из самых элегантных, энергичных и творческих людей, пришедших на наш проект. Формально ей 62 года, но выглядит она гораздо моложе. Наталья Александровна – пенсионер МВД, ветеран боевых действий, отслужила во внутренних войсках почти 25 лет. После завершения военной службы работала федеральным государственным гражданским служащим в сфере защиты гостайны.
Недавно Н. А. Власова вышла на пенсию с уверенностью: «Отдых - это перемена деятельности!». Действительно, бездеятельной Наталью Александровну представить невозможно. Она старается посещать «все интересные выставки», читать «все толстые газеты», в обязательном порядке следить за новостями: «То есть я интересуюсь всем, чем только можно!». В ближайших планах у нашей участницы – получить водительские права: «Когда во время моей службы товарищи услышали, что я не вожу машину, они изумились: «Как?! У нас было ощущение, что вы водите все виды транспорта, кроме БТР!»

А первоочередной задачей после выхода на пенсию у Натальи Александровны было попасть на курсы углубленного изучения компьютера и Интернета. Поэтому когда она увидела наше объявление в газете «Пенсионер», то сразу записалась на занятия.
«Я очень рада тому, что попала на этот проект. Раньше я работала на компьютере только в текстовом редакторе, а с вашей помощью освоила новые технологии. Мне все очень понравилось, очень продуманный проект, очень доброжелательное отношение наших преподавателей, ведь, конечно, нужно иметь терпение, чтобы с нуля учить азам компьютерной грамотности старшее поколение. Очень благодарна организаторам и преподавателям курсов, я всецело признаю их заслуги.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что люди, которые создали проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия», заслуживают памятника при жизни! Они позаботились о людях пожилого поколения. У нас иногда умеют (а иногда и не умеют) только выслушать и больше ничего не сделать, а здесь люди не просто придумали проект, они его досконально разработали, вовлекли в него людей, - возможно, самую активную часть нашего города. Ведь нам так важно и нужно, чтобы нас вовлекали в образовательную, просветительскую деятельность», - выразила свою признательность Наталья Александровна.

Нашей участнице так понравился проект, что она всецело поддержала идею его продолжения и подготовила тезисы о том, как можно расширить его тематику и на что следует добавить количество часов:

Во-первых, считает Наталья Александровна Власова, поскольку проект называется «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – Продление активного долголетия», можно выделить отдельное направление «Движение - это жизнь».
«Нет лекарства, которое заменило бы движение, зато движение способно заменить многие лекарства. Мне представляется, что были бы очень востребованы и практические занятия с тренером, инструктором, на которых бы обучали правильному движению именно старшее поколение, - разъясняли бы необходимость физической активности, прививали навыки, привычки и вкус к занятиям физической культурой, чтобы люди чувствовали себя бодрее, энергичнее, выносливее, что и способствует активному долголетию. Как говорит доктор С. М. Бубновский, правильное движение лечит, а неправильное – калечит».

Во-вторых, в проект обязательно должны быть включены лекции по правовой грамотности, посвященные разъяснению законодательства в различных сферах деятельности, - это и реформы ЖКХ, и тарифное регулирование, права пенсионеров на бесплатное, доступное медицинское обеспечение, на льготы, а также возможность получения бесплатных юридических консультаций.
 
«Когда мы выходим на пенсию, то выпадаем из обоймы и постепенно начинаем терять знания, которыми обладали, которые использовали в процессе работы, служебного взаимодействия. Они начинают утрачиваться, если их не пополнять. Это как с иностранным языком: разговариваешь постоянно – будешь говорить, а перестал – и вскоре забыл.

Я недавно столкнулась с неприятным моментом. Нужно было оформлять доверенность на получение пенсии для пожилого человека, который не может выйти из дома, его нельзя было привезти в банк. Вы знаете, сколько стоит выезд нотариуса? 10 тысяч рублей и еще 4 тысячи – продление доверенности! Но это немыслимо! Нужно поднимать вопрос о том, чтобы для пенсионеров были какие-то скидки. При этом в нотариальной конторе категорически отказывались от предложения на нашей машине привезти и отвезти нотариуса туда и обратно и не платить 10 тысяч за выезд: «Нет, мы пользуемся только служебным транспортом».
   
В-третьих, продолжает Наталья Александровна, нужно преподавать пенсионерам основы элементарной, бытовой, экономической грамотности: как прожить на пенсию, как планировать расходы, как воспользоваться кредитом и не попасть в кабалу в микрозаймах и чем это может грозить, как сэкономить на покупках.
Четвертое направление, в котором можно развивать проект, - это основы безопасности жизнедеятельности. Среди людей пожилого возраста это должно быть особенно востребовано.

«Уровень травматизма пенсионеров - это одна из злободневных социально-общественных проблем, очень дорогостоящих для государства. А для предупреждения травматизма необходимо наличие знаний и формирование навыков безопасного поведения – на улицах, на дорогах, а также умение действовать в чрезвычайных ситуациях. Каждый из нас может оказаться в непредсказуемой ситуации, и мы теряемся, пугаемся, не знаем, как поступить. Навыки безопасности жизнедеятельности должны закрепиться у пожилого человека до автоматизма, чтобы он мог действовать в критической ситуации, - при пожаре, наводнении, оказании первой медицинской помощи. Я как бывшая военнослужащая это понимаю».
Пятое направление – это организация творческих клубов по интересам для пожилых людей, - предлагает Наталья Александровна.

«Было бы хорошо распространить проект по продлению активного долголетия не только в Екатеринбурге, но и в других городах Свердловской области. Это великолепная идея, достойная подражания, и она должна быть реализована во всех субъектах РФ. Я думаю, найдется немало людей, которые будут рады поучаствовать в таком проекте. Он разнообразит жизнь, что особенно важно для тех, кто уже по много лет находится на пенсии. Когда пенсионеры вооружаются новыми знаниями, у них, конечно, появляется больше точек соприкосновения в общении с внуками, друзьями, одноклассниками...

Ведь почему еще так актуален этот проект – продление активного долголетия? Важно, чтобы работодатели воспринимали людей предпенсионного или пенсионного возраста, особенно женщин, как тех, кто может и хочет трудиться, кто накопил большой багаж профессионального опыта, умений, знаний. Это проблема экономики и общества в масштабах всей страны. Сейчас женщины в возрасте 50-55 лет, бедные, трясутся-дрожат, только бы их не уволили, только бы не сократили, а работодатели зачастую демонстрируют пренебрежительное барское отношение. И не востребован ни опыт, ни знания, ни стаж работы, - важно быть молодым!», - с горечью говорит наша участница. 

Вот и когда Наталья Александровна уходила на пенсию, у нее родились проникновенные, жизненные стихи:

«Пинок под зад - моя награда
За восемь лет ударного труда.
Ни слова доброго, ни взгляда…
Катись, старушка, в никуда!
Не нужен опыт и уменья,
готовность подвиг совершать,
и облик скромный, и терпенье
начальство стали раздражать.
И все не так, и толку нету,
И кадры надо обновлять.
Интриги, сплетни и наветы
И обсуждают: «надо гнать!»
На свалку, в мусор и в забвенье,
И чтоб не смела возражать.
Вопрос решен об увольненьи:
Дела и должность надо сдать!
Ps.
Есть слабое, но утешенье:
Я не одна, нас – легион
До срока списанных в забвенье,
И имя наше – «пенсион».

Конечно, проводили Наталью Александровну на пенсию очень торжественно, со всеми полагающимися грамотами и почестями. А приведенное выше стихотворение скорее отражает озабоченность судьбой всех активных пенсионеров, готовых трудиться на благо общества, но до срока списанных начальством. И их действительно – легионы.
«Я иногда пишу стихи, называю себя «датским поэтом»: т.е. сочиняю к датам или каким-то событиям. И тут у меня сразу – щелк!», - вспоминает Наталья Александровна.

Что же делать этому легиону деятельных, творческих, энергичных пенсионеров? Напрашивается мысль, что нужен еще один проект. Например, как в случае работодателями, которых обязывают создавать места для инвалидов, - обязать сохранять или создавать рабочие места для пенсионеров, которые могут и готовы работать, которым есть еще что сказать этому миру, но которых списали в забвение.
«Возможно, я еще поучаствую в разработке такой идеи. Проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» придал мне уверенности в своих силах и здесь я познакомилась с единомышленниками», - улыбается наша участница, которая своим позитивным примером явно доказывает: с выходом на пенсию жизнь не заканчивается, впереди масса интересного, все в наших руках!

Записала Дарья Сергеевна Кезина

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии