Проект в лицах. Наталья Здоровцева и Андрей Щинов

Продолжаем рассказывать о преподавателях проекта «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия»:

***
Здоровцева Наталья Алексеевна: «Нам очень важна обратная связь со старшим поколением»

Лекции о современном пенсионном законодательстве Натальи Алексеевны Здоровцевой – заместителя начальника отдела организации назначения и перерасчета пенсий отделения Пенсионного фонда по Свердловской области – стали открытием для многих наших участников. Люди, получив актуальную, новую для них информацию, обращались в пенсионный фонд, где им помогли проверить правильность начисленных пенсий и пересчитать их.

Наталья Алексеевна говорит, что приняла участие в социально значимом проекте «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия», потому что считает, что важно всеми доступными методами просвещать людей относительно изменений в законодательстве. Но это не единственная причина:
 
 «К сожалению, в наше время люди пенсионного возраста очень мало общаются между собой. Все стали жить достаточно закрыто, порой мы даже не знаем своих соседей. А в проекте «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» мне очень нравится читать лекции: здесь пенсионеры всегда настроены на позитив. Сразу видно людей, которые получили высшее образование, живут в большом городе, интересуются всеми новшествами и озабочены не только своими индивидуальными проблемами, но и жизнью всей страны. Участники стараются жить активно, кто-то даже пишет книги. Общаться с такими людьми всегда приятно и интересно.

Признаюсь, мне из-за высокой занятости на работе порой не хватает времени на творчество, культурный досуг. Обычно в мою профессиональную деятельность не входит непосредственное общение с пожилыми людьми, поскольку я занимаюсь нормотворчеством, методической работой. При этом очень важно быть в курсе, чем живут наши пенсионеры. Приходя на проект, я отвлекаюсь от рутины, законов, цифр.
Проект «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия» - на мой взгляд, это результат и пример колоссальной работы. Он полезен и важен всем нам – и пенсионерам, и общественным, и государственным организациям, работа которых касается старшего поколения.

Тема моей лекции – новое в пенсионном законодательстве: «О пенсионных правах граждан, условиях назначения и порядок расчета пенсий, о перерасчете пенсий». Я довожу до сведения людей все изменения, которые за последние годы коснулись пенсионного законодательства».

Наталья Алексеевна отметила, что отделение Пенсионного фонда по Свердловской области всегда активно участвует в проведении Дня пенсионера, учрежденном в нашем регионе указом губернатора. Праздник пройдет в 2016 году уже в четвертый раз, традиционно в последнее воскресение августа. В этот день проходят различные выставки, мероприятия. «Мы проводим дополнительные выезды, прием граждан, в канун Дня пенсионера и после организуем консультационные пункты в центрах социальной помощи, стараемся ответить на все интересующие пенсионеров вопросы, выезжаем в дальние территории», - добавила Наталья Алексеевна.

***
Щинов Андрей Иванович: «Мы стараемся стимулировать людей разумно заботиться о своем здоровье»

Много внимания в проекте уделено теме восстановления здоровья.

Врач высшей категории, кандидат медицинских наук, Андрей Иванович Щинов читает авторские лекции по темам:  принципы питания для людей пожилого возраста и обзор оздоровительных систем для людей пожилого возраста.

Дарья Сергеевна Кезина: Андрей Иванович, почему вы остановились именно на этих темах?

Андрей Иванович Щинов: Потому что я пытаюсь рассказать именно об объективных показателях здоровья. Дело в том, что в физиологии много всяких параметров которые сделаны на основании статистики среднебольного населения. Например, кто вам сказал, что у меня гемоглобин должен быть 140? Откуда вы это взяли? Исследовали 100 тысяч мужчин в России, у них гемоглобин 130. Значит, 120-140 это норма для мужика. И все эти нормы условные.

А есть на сегодняшний день две абсолютные нормы, которые привязаны даже не к самочувствию человека, хотя они имеют прямую связь с самочувствием, они привязаны даже можно так сказать к экспериментам с больными и здоровыми людьми.
Получается, что с помощью этих экспериментов найден уровень углекислого газа, 6,5 процентов альвеолярного воздуха в воздухе в глубине легкого и в артериальной крови, или по-другому это называют порциальное давление углекислого газа 45 миллиметров ртутного столба.

И есть на сегодняшний день абсолютная норма увязанная с бактериологическими, микронными показателями PH содержимого толстой кишки. От 6,8 и ниже до 5,5 это все норма. Может быть даже можно и ниже, мы этого не знаем, потому что настолько подробных исследований на эту тему еще не было. Мы не исследовали сыроедов, это тоже интересно было бы. Вот примерно такие нормы являются реальными нормами здорового человека, и то, что подавляющее большинство населения далеко отстают от этих норм это не делает их менее справедливыми, менее надежными.

И эти две нормы могут быть основой, на которой строится сама методика здорового образа жизни. И они должны быть нормой. К гемоглобину 140? Есть много людей, которые больны раком, а у них гемоглобин 140. А вот уровень углекислого газа выше 6,5 уже гарантирует, что такой человек не может быть болен раком, например, не говоря уже о бронхиальной астме и стенокардии.

И эта ситуация впервые в истории человечества, потому что раньше не было подходов таких теоретических создано и раньше не было аппаратуры, с помощью которой можно было бы эти показатели мерить. А эти показатели они же не лабораторные, они инструментальные, они аппаратным путем найдены и очень (достаточно) точно. На сегодня мы это знаем. Теперь – что мы с этим будем делать? Или мы возьмемся за технологии, которые, между прочим, уже созданы, чтобы эти два показателя менять.
На сегодняшний день главный опрос – есть ли личность, готовая воспользоваться этими технологиями. Пенсионеры в этом смысле не бесперспективный контингент, а контингент, который в полноте осознает ценность здоровья.

Многие из них уже прошли несколько кругов ада, побывали в руках медиков, хирургов, и они к этой информации очень восприимчивы. Я пробовал выступать перед спортсменами, молодежью. Это теоретизирование о физиологических параметрах их вообще не увлекает. Они себя хорошо чувствуют, им больше ничего не надо, они идут пить пиво.

Главное для человека это симптомы самочувствия. Как только симптомы дают стимул такой, – «стимул», говорят, в Риме была палка, которой погоняли тягловую скотину. Когда стимул появляется у людей, они более восприимчивы к этой информации, они берутся за дело и начинают это осознавать: вот действительно ведь, как интересно.
На этой основе возникает мысль: так и повторять всю жизнь заученно «40 лет – бабий век», потому что неизвестно сколько бабий век. У меня была одна пациентка старческого возраста, очень здоровая женщина, которая менструировала до 72 лет. А потом они у нее спокойно прекратились. Пять беременностей, пять родов, никаких абортов. Замечательная жизнерадостная пожилая  90-летняя женщина, веселая.

Я пытаюсь наших слушателей зажечь на то чтобы они воспользовались этими технологиями. На эти курсы ведь пришли социально активные люди, не пьющие, не курящие смолящее, не отупевшие от атеросклероза. Пришли люди, которые сохранили какую-то социальную активность. По вопросам я понял, что у этих людей есть дети, внуки, что они о них заботятся, воспитывают, они интересуются жизнью страны, это все замечательные люди.

Это люди, которые сохранили знание нашей истории, которые несут нашу национальную культуру, между прочим, которые еще могут участвовать в общественной жизни со своим трезвомыслием, со своим критическим взглядом на то что нам на сегодняшний день навязывается из-за рубежа, всякая ерунда.

Люди, которые имеют авторитет не только у своих родственников, но и у своих бывших сотрудников, это люди, которые еще и работать продолжают некоторые с успехом. Как раз им и хочется показать, что есть технологии, которые могут продлить жизнь, причем не еле-еле, кое-как на три года, а неизвестно на сколько лет, в зависимости от того, насколько серьезно будешь заниматься.
Д.К.: Если в будущем проект будет продолжаться и на вашу тему выделят больше часов, чему вы как врач хотели бы еще научить людей?

А.И.: Очень коротко, но я бы попытался дать «курс молодого бойца». А дальше интерес возникнет у самого участника к каким-то вопросам, и он уже для разрешения этих вопросов придет на консультацию.

Применительно к медицине? Мы же тут не медициной занимаемся, медицина лечит болезни, мы же тут про болезни вообще ничего не говорим. Мы пытаемся активизировать личность для того, чтобы она включилась в заботу о собственном здоровье. Причем не проводила бы мероприятия которые не имеют смысла а имеют очень маленький КПД, давайте будем пить мочу, есть больше рыбы или творога, - миллион рецептов через Вестник ЗОЖ распространяется, призывов миллион, а есть два показателя и к ним надо стремиться. Есть метод Бутейко, есть дыхательные тренажеры, есть пути по которым надо менять свой рацион в сторону увеличения количества клетчатки и свежих и так называемых живых продуктов. Не макароны с творогом есть, а зелень, фрукты, овощи, клубни и т.д.

Д.К.: Как люди реагируют на ваши лекции?

А.И.: Заинтересованно реагируют. Для них это абсолютно новая информация, они никогда этого не слышали, потому что на сегодняшний день этого никто не говорит. Врачи заняты выживанием в условиях страховой медицины и просто не имеют даже времени беседовать с больными. Недавно про педиатрический прием я разговаривал с одним опытным педиатром, от 8 до 12 минут у нее прием.

Д.К.: А врачи сами не знают про эти новые технологии?

А.И.: Большей частью они и не знают про них. Просто потому, что программы вузов сформированы таким образом, чтобы заточить врачей на лечение болезней, на борьбу с симптомами, на симптоматическую большей частью терапию.

А чтобы зарядить человека на профилактику, цели вообще такой нет в страховой медицине. Ее в принципе нет, система оплаты такая, что она не предусматривает даже одного процента оплаты в эту сторону. Нам платят за то, что мы оказываем услуги. Чем больше услуг мы оказали, тем больше нам заплатили денег. Насколько эти услуги вообще важны для продления жизни человека, это очень большой вопрос. Получается, что в саму систему заложена огромная системная ошибка. И она такая системообразующая, она деформирует всю систему.

Бабушки дедушки с очень большим интересом это слушают, начинают задавать вопросы, интересуются практическими рецептами, прямо выспрашивают, где как и что сделать, поэтому я от них жду успехов.

Еще пример, когда люди стараются использовать сберегающие технологии и остаются активными вопреки стереотипам.

Да, я встречал таких людей. С большим упорством начал заниматься бывший летчик, фактически инвалидность преодолел. От гипертонии, аритмии, панкреатита практически не осталось никакого следа. Когда он начал заниматься, ему было 65. Года за два он все это преодолел. Одного этого примера достаточно. Если такой человек хотя бы один есть, значит, это возможно для всех. Сейчас ему 76. После увольнения с военной службы вновь устроился на завод и еще около 20 лет проработал, хотя у него после 40 была военная пенсия.

В целом то, что у нас запущены такие курсы по продлению активного долголетия, где внимание уделяется не только компьютерной грамотности, но и обзору новых технологий сбережения здоровья это правильно. И не побоюсь этого слова – уникально.

А о технологиях питания о которых я рассказываю… Их может быть даже можно назвать и традиционными технологиями, потому, что еще Авиценна говорил, что хороша та пища, которая не углубляет дыхание человека. Если пища вызвала одышку, значит, это плохая пища или слишком много съедено. То, что эти курсы организованы я даже прецедента такого не знаю. Это просто бесподобно, что кто то смотрит на пенсионеров не как на объект для выжимания денег оставшихся, а как на живых людей, которые еще могут многое дать Родине.

Д.К.: Как вы смотрите на проблему продления активного долголетия в России? Когда люди выходят на пенсию, какое у них здоровье в среднем?

А.И.: Плохое. У нас средняя продолжительность жизни врача-реаниматолога, по данным двухлетней давности, насколько я знаю, это 54 года. Тяжелый труд, бессонные ночи, большинство из них курят, трезвеннических убеждений не имеют, потребляют крепкие спиртные напитки для релаксации.

У нас до недавнего времени средняя продолжительность жизни мужчин в России вообще была меньше 60 лет, это же общеизвестный факт. Основная масса российских мужчин до пенсии не доживают. Почему? Это загадка.

Я на эту тему читал статью очень интересную, один американский социолог рассматривает эти вопросы. Он говорит, что средняя продолжительность жизни мужчин в России продолжает снижаться. После 2000 года изменилась социальная ситуация в России с приходом Путина, бюджет и выплаты увеличились, и уже практически нет таких групп населения которые устойчиво голодают или недоедают явно. Но, тем не менее продолжительность жизни мужчин не растет, она остается на крайне низком уровне. А продолжительность жизни женщин несколько выросла, и прилично.
Увеличилась рождаемость, а вот продолжительность жизни мужчин не растет.

И начало этого процесса в брежневские годы, просто по статистике нашел, он тогда это все связал с исчезновением социального оптимизма. И когда этот социальный оптимизм начал таять, потом к этому присоединился алкоголизм. Трезвенническая программа Горбачева эту тенденцию никак не изменила, только на время поколебала. А на сегодняшний день почему не растет продолжительность жизни и мужики не доживают до пенсии, этот американец просто теряется в догадках.

Д.К.: А у вас есть своя точка зрения?

А.И.: У меня она конспирологическая. Я думаю что это просто некие силы работают над тем чтобы люди после 40 были лишены работы. После 40 попробуй устроиться куда-нибудь по специальности. Это почти невозможно. Это можно бы было назвать культом молодости, но я думаю это просто программа по уничтожению зрелого населения.

По женщинам ситуация иная. Но у женщин смысл жизни по-другому решается. У нее есть пить-есть, она нужна семье, и больше ничего не надо. А мужчина вне занятости просто умирает и все. Он не может быть незанятым.

Д.К.: А с каким набором болезней люди как правило входят у нас в пенсионный возраст?

А.И.: Все то же самое: ожирение, атеросклероз, сердечно-сосудистые патологии, патологии дыхания, связанные очень часто с курением и с профвредностью, и желудочно-кишечного тракта которые человек формирует сам. Сегодня людей за 50 лет без гастрита практически невозможно найти. Хотя если вдуматься то чисто теоретически этой связи не должно быть если человек питается нормальной пищей. Люди не умеют правильно питаться.

Д.К.: От всех этих болезней можно избавиться если люди будут применять технологии о которых вы им рассказываете?

А.И.: Да. Я не говорю что это просто, это требует очень серьезных усилий, но теоретически препонов-то нет.

Сейчас люди в 45 выходят на пенсию, ведь это, по сути, молодые люди, но они в таком состоянии, что работать сразу практически не могут, больные люди по сути, гипертоники, тяжелая работа. Организм способен восстанавливаться, если дать ему эту возможность, отказаться от вредной пищи.

Будьте здоровы.

Интервью взяла Дарья Сергеевна Кезина

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии