Нина Якимова. Профессия журналиста будет...

Публикуем доклады участников конференции:

Кезина Дарья Сергеевна, член СРО ВПП «Партия пенсионеров России», член Союза журналистов России, аспирант ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», преподаватель «Социального Университета» СРО ООО – Общество «Знание» России – ООС «Инициатива», корреспондент «Российской газеты», г. Екатеринбург, Россия:

ЖУРНАЛИСТ НИНА ГЕННАДЬЕВНА ЯКИМОВА КАК ПРИМЕР АКТИВНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Нина Геннадьевна ЯКИМОВА - известный уральский журналист, член Союза журналистов России, консультант пресс-службы Законодательного Собрания Свердловской области.

В 2016 году журналист отмечает 45-летие творческой деятельности и уже отметила свое 35-летнее членство в Союзе журналистов. Нина Геннадьевна автор двух книг: сборника душевных интервью с известными артистами «На бегу со звездами» (2014 г.) и автобиографических воспоминаний «Каждый день в радость» (2013 г.), которую коллеги и читатели помнят и обсуждают до сих пор, надеясь на переиздание.

Книга «Каждый день в радость» стала событием в профессиональной среде и за ее пределами и названа критиками «светлым повествованием о непростом времени и о непреходящих журналистских ценностях», «гимном профессии журналиста», «образцом документально-художественной прозы». Присутствовавшие на презентации книги коллеги, гости и эксперты высказали идею включить это произведение в список обязательной литературы на факультетах журналистики, в старших классах школ и распространить в ведущих библиотеках страны.

Судьба Нины Геннадьевны сложилась как у большинства людей, сейчас уже старшего поколения, творческих, талантливых, - ясно и на первый взгляд просто. Начинала семнадцатилетней девочкой в редакции газеты «Серовский рабочий» техническим секретарем отдела писем. Получив высшее образование, накопила богатый опыт журналистской работы, а сегодня она (с 1998 года и по настоящее время) трудится консультантом пресс-службы Законодательного Собрания Свердловской области и, по признанию коллег, является для парламентских корреспондентов эталоном интересного и объективного освещения деятельности представительного органа.

Как сторонник идеи активного деятельностного творческого долголетия, Нина Геннадьевна выразила поддержку проекту «Повышение качества жизни людей пожилого возраста – продление активного долголетия»: «Замечательно, что в Свердловской области родился проект, помогающий людям с выходом на пенсию получать новые знания и навыки, ориентироваться в современном мире, сохранять и улучшать свое здоровье, заниматься творчеством, самореализацией, оставаться опорой для близких людей и полезными для общества».

Беседа Ниной Геннадьевной Якимовой: «Профессия журналиста будет востребована всегда!»

Мне захотелось поговорить со старшим коллегой о жизни, о нашей профессии, как бы листая страницы ее замечательной книги «Каждый день в радость».
Корреспондент: О журналистике есть разные мнения, в том числе и среди коллег по цеху. Нина Геннадьевна, а за что вы любите нашу профессию?

Н.Я.: За возможность широкого познания мира, за разнообразие и неограниченность тем и событий, за непредсказуемость - за всё.
Мне посчастливилось работать журналистом в самых разных уголках нашей огромной страны: в Средней Азии и на Дальнем Востоке, в Арктике и на Урале. Благодаря профессии я побывала на многих заводах и фабриках, узнала, как варят сталь, строят ледовый пирс, как шьют сумки, принимают роды, делают мороженое, я познакомилась с удивительными людьми – учеными, врачами, металлургами, политиками, артистами, стала свидетелем самых разных событий. Быть сопричастной к судьбам, к самой истории - это ли не счастье?

Корреспондент: Грибоедов утверждал: «Слово страшнее пистолета». Это актуально в современной журналистике?

Н.Я.: К сожалению, это так и есть, и можно в подтверждение привести массу примеров, когда публикация приводила к сердечному приступу и даже к смерти. Но, к счастью, словом можно помочь человеку. Помню, растрогалась до слез, когда одна женщина призналась, что хранит мою заметку «Горсть земли» о своем брате, погибшем в годы Великой Отечественной войны на территории Польши. Каждый год в День Победы она кладет вырезку из газеты на стол, зажигает свечу и поминает погибшего родственника.

Корреспондент: Не все читали Вашу книгу «Каждый день в радость». Расскажите, пожалуйста, историю про слепую мамочку.

Н.Я.: Я написала зарисовку о женщине, которая ослепла в подростковом возрасте после простуды, тем не менее не озлобилась на мир, работает, одна воспитывает двоих детей, еще стихи сочиняет и в хоре поет.

Так получилось, что газета абсолютно случайно попала в руки знакомой моей героини, та нашла ее братьев совсем в другом городе и пристыдила – мол, читайте, как тяжело живется вашей сестре. Те незамедлительно приехали в гости к гордой родственнице, которая никогда не жаловалась и ни о чём не просила, поменяли ей фанерную дверь, перестелили скрипучие полы, сделали косметический ремонт квартиры, купили ребятишкам телевизор, заплатили коммунальные услуги на полгода вперед. Предприятие обратило на нее внимание и частично помогло решить некоторые проблемы. У женщины началась новая жизнь. И всё благодаря заметке в газете. Вот что творит великая сила печатного слова! Ради одной такой истории уже стоило стать журналистом.

Корреспондент: В своей книге вы приводите примеры реагирования власти на публикации. Это помощь уже не одному человеку, а городу, предприятию, коллективу…

Н.Я.:  В советские времена на критику в газете принято было не просто отвечать, а реагировать конкретными действиями. Помню, в Ревде, городе вблизи Екатеринбурга, куда меня распределили после окончания университета, комсомольцы сообща с партийным активом и милицией организовали рейд по семейным общежитиям, а потом вынесли острую тему на пленум горкома комсомола. Я сделала серию публикаций, которая всколыхнула весь город, привлекла внимание органов власти к проблеме. Благодаря газете многие вопросы быта жильцов общежитий были решены: появились кухни с плитами, комнаты для сушки белья, оборудованы места для хранения детских колясок, оживилась воспитательная работа. Разве это плохо? По-моему, замечательно!

Средства массовой информации могут всё, не случайно прессу зовут четвертой властью. Век не забуду, как в начале семидесятых годов редакция газеты «Серовский рабочий» проводила акцию Памяти. Вместе с читателями были установлены сотни имен серовцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, и их имена увековечены на плитах мемориала. По своей маме знаю, какой дорогой подарок сделали землякам редакция и власти города. Каждый День Победы мама приходила к Вечному огню и возлагала цветы на плиту с именами погибших брата и племянника, а то ведь и поплакать о без вести пропавших родных было негде…

Таких примеров добрых дел у каждой редакции – сотни. И за это тоже я очень люблю свою профессию.

Корреспондент: Я с большим интересом прочитала одну из ваших замечательных книг «Каждый день в радость». Какие у вас были замечательные учителя. Вы о них пишете с такой огромной благодарностью.

Н.Я.: А как иначе? Не попади я изначально в руки мудрого и доброго Олега Николаевича Федорченко, редактора газеты «Серовский рабочий», вряд ли я стала бы журналистом. Казалось бы, какое ему до меня дело? Сижу себе в отделе писем и сижу, письма регистрирую. Нет, он и в корректуре меня попробовал, потом взял корреспондентом, вскоре повысил до старшего литературного сотрудника отдела партийной жизни, потом просто выпнул в буквальном смысле слова на учебу в университет. Такая была отеческая забота о молодежи.

Корреспондент: Я, как и вы, выпускница Уральского государственного университета имени А.М.Горького, факультета журналистики. С огромной благодарностью вспоминаю нашего декана, Бориса Николаевича Лозовского, руководителя моего диплома Ивана Васильевича Малахеева, заведующего кафедрой периодической печати, доктора философских наук Владимира Федоровича Олешко, глубоко уважаемого мной человека, заведующую кафедрой Маргариту Михайловну Ковалеву, Валерия Михайловича Амиров, Дмитрия Леонидовича Стровского. И ваша  глава об университете пронизана любовью к преподавателям.

Н.Я.: Самой себе завидую, что училась именно в те годы, когда на факультете журналистики Уральского госуниверситета преподавали маститые публицисты, практики, имеющие опыт работы фронтовыми корреспондентами. Могу лишь еще раз с огромной благодарностью повторить их имена: Борис Самуилович Коган, Вадим Николаевич Фоминых, Владимир Александрович Чичиланов и многие другие, кого глубоко уважаю. И в их числе, конечно, заведующая кафедрой стилистики и русского языка,  куратор нашего курса Людмила Михайловна Майданова. Не знаю, как она сегодня выдерживает поток неграмотных людей, пишущих слово «майонез» с тремя ошибками.

Корреспондент: Нина Геннадьевна, а что для вас наш русский язык?

Н.Я.: Говорить о том, что русский язык - общенациональное достояние народов России и неотъемлемая часть культурного и духовного наследия мировой цивилизации, наверное, нет смысла. Это все понимают. Странно только, что мы так беспощадно с ним обращаемся.  Я не отношу себя к великим знатокам русского языка, но по сегодняшним меркам получается, что я очень грамотный человек, и меня пугает, раздражает и оскорбляет обилие ошибок в рекламе, в бегущей строке – повсюду, даже в газетах, по которым когда-то сверяли правильность написания. «Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке», – так, кажется, говорил Василий Макарович Шукшин. Когда я вижу этих вшей, мне становится плохо.

В качестве совета могу сказать лишь одно: пользуйтесь словарем Ожегова. Лично меня к этому приучил опытный журналист, ветеран Севера Иван Прохорович Прохоренко из Якутии,  спасибо ему!

Корреспондент: Нина Геннадьевна, большую часть своей творческой биографии вы проработали ответственным секретарем. В моем представлении это очень серьезная работа, которая в конечно итоге формирует лицо газеты.

Н.Я.: Я горжусь, что восемнадцать лет занимала такую сложную, горячую, сверхответственную и неблагодарную должность, сравнимую с главным инженером на производстве. Рабочий день, как у диспетчера, расписан поминутно. Не журналистам объяснять, что такое – выпуск газеты. Ответственный секретарь должен правильно спланировать номер, распределить работу между сотрудниками, собрать материалы, сделать литературную правку, подобрать иллюстрации, нарисовать макет, вовремя сдать в типографию, потом проследить верстку, обеспечить вычитку готовых полос – словом, руководить всей черновой работой по выпуску газеты. (Я говорю про те времена, когда я работала и когда не было компьютерной верстки). А еще надо организовать летучку, сделать обзор номера, распределить гонорар, своевременно договориться о фотографиях и рисунках. Это теперь Интернет предоставляет безграничные возможности, а тогда любую заставку нужно было заказывать художнику,  снимки – нештатному фотографу, потом еще изготовить клише в областном центре.
 
Корреспондент: Вы признались, что не сразу понравилась эта работа.

Н.Я.: Поначалу – да. Мне совсем не нравилось считать строчки, выбивать материалы, воевать с сотрудниками и работниками типографии. И слава Богу, что наступил счастливый момент, когда мне вдруг всё это стало в радость! Понравилось колдовать над макетом, придумывая разные варианты, «играть» линейками, «воздухом», шрифтами. Мне стало легко работать с текстами, сочинять броские, точные заголовки. Я ощутила себя модельером-дизайнером.

Корреспондент: Тогда почему вы назвали должность ответственного секретаря неблагодарной?

Н.Я.: Потому что ответственный секретарь всегда остается в тени, слава достается главному редактору и корреспондентам. Но если об этом думать, лучше не браться за такую работу. Думать нужно о читателе и заботиться только о том, чтобы ему было интересно и оформление не мешало воспринимать информацию.

Корреспондент: В советские времена вы были одним из делегатов от Свердловской области на V съезде Союза журналистов СССР, и в книге сравниваете это событие по значимости с запуском в космос.

Н.Я.: Мне одна однокурсница сказала, что я этим сравнением оскорбила космонавтов?! Пусть покорители космоса простят меня, но именно таким было мое ощущение. На всю огромную страну – 109 делегатов, и я в их числе. Разве это не круто? Особенно в 29 лет. В таком возрасте мало кого принимали в Союз журналистов. Помню, я предоставила материалы всех жанров, кучу дипломов и грамот, ходатайство первичной организации, рекомендации двух членов СЖ, потом меня пригласили на расширенный пленум и минут сорок пытали на самые разные темы. Зато как приятно было осознавать, что коллеги признали меня своей. К сожалению, в годы перестройки в Союз стали принимать всех желающих, кто работает в редакции. Сегодня эта процедура и вовсе упрощена до неприличия - человека могут принять даже в его отсутствие. Какой там престиж?! Сами всё портим.

Корреспондент: Восемнадцатый год вы работаете в пресс-службе Законодательного Собрания Свердловской области, то есть - на государственной службе, где всё регламентировано. Как ваша творческая индивидуальность, энергия вписываются в жесткие рамки официоза?

Н.Я.: Сама не знаю. Родные и друзья тоже удивляются, как мне, с абсолютным неумением управлять эмоциями, удалось столько продержаться? Думаю, меня спасло то, что я пришла на госслужбу в очень зрелом возрасте и с первого дня работала так, что ни у кого не поворачивался язык закричать на меня или даже повысить голос. Жертвой аппаратных игр была, и не раз, но разве в других коллективах такого не случается? Все мы люди, со своими грехами и тараканами. Конечно, хотелось бы, чтобы во власти работали только глубоко порядочные люди, истинные государственники.

Корреспондент: В вашей книге депутаты именно такими и предстают. Рассказы о них вызывают уважение. Выполняя обязанности парламентского корреспондента «Российской газеты», я делала серию интервью с председателем Законодательного Собрания Людмилой Валентиновной Бабушкиной, заместителями председателя Виктором Васильевичем Якимовым, Виктором Анатольевичем Шептием, Еленой Валерьевной Чечуновой, Анатолием Петровичем Суховым, председателями комитетов Владимиром Федоровичем Никитиным, остроумным, обаятельным человеком Анатолием Ивановичем Павловым, Вячеславом Викторовичем Погудиным, Альбертом Феликсовичем Абзаловым, Владимиром Андреевичем Терешковым, одним из самых уважаемых депутатов Галиной Николаевной Артемьевой…

Н.Я.: Будем считать, что Свердловской области повезло, и в законодательной власти работают достойные люди. Я нисколько не кривлю душой. Очень многие депутаты – состоявшиеся яркие личности, которые прошли хорошую жизненную школу, имеют за плечами богатую биографию, у некоторых в подчинении огромные коллективы и крупные предприятия. У них есть своя позиция, с ними интересно общаться, о них приятно писать. Законотворчество – бездонная тема. Другое дело, что журналистам, к сожалению, сегодня важнее знать, где депутат отдыхал, какой марки у него часы, на каком автомобиле ездит. Еще и безбожно врут, ну либо привирают.

Корреспондент: Например?

Н.Я.: Я ненавижу, когда за броским заголовком ни капли правды. Особенно этим грешит интернет. Читаю: «Врачи озвучили диагноз Ходченковой. Уже ничего не изменить». Первая мысль – неизлечимая болезнь. Не может быть! Такая молодая, красивая, талантливая. Открываешь новость – оказывается, актриса беременна, ждет первенца. Ну, что за неуважение к публике?! А по отношению к актрисе просто подлость и хамство! Мне такие игры дико не нравятся. Сторонники медийного экстрима считают подобные трюки веянием времени – мол, нужна «затравка», «заманиха», иначе не прочитают. А я хочу верить и очень надеюсь, что эта болезнь рано или поздно пройдет.

Порой журналисты вообще переходят всякую грань приличия. Помню, сердце замерло, когда увидела заголовок: «Реакция Путина на смерть Эльдара Рязанова взорвала соцсети России». Думаю - не может быть, чтобы Владимир Владимирович сказал что-нибудь неприличное в адрес кумира миллионов. Читаю. Очень трогательные слова о класссике отечественного кинематографа, настоящем Мастере с большой буквы и Творце, который при жизни был признан национальным достоянием. А в конце: «Слова Путина о смерти Эльдара Рязанова взорвали соцсети РФ. Россияне прощаются с великим режиссером планетарного масштаба, обсуждая последние слова Путина в его адрес». Ну, что за идиотизм? Никакого уважения ни к главе государстве, ни к умершему и его родственникам, ни к читателям.

Корреспондент: Не расстраивайте. Лучше скажите, вы верите в перспективность профессии журналиста? Сегодня часто звучит, что наша профессия умирает, что, может быть, уже в скором будущем журналистов и даже целые редакции заменят роботы. А как считаете вы?

Н.Я.: Да куда ж она денется?! Оставьте людей хотя бы на один день без информации и увидите, что тут начнется. Наша профессия всегда будет востребована. Я преклоняюсь перед военными корреспондентами, которые, рискуя жизнью, работают в горячих точках. О них отдельный разговор. Но и наша повседневная мирная пресса тоже делает свое доброе дело.

Не так давно с удовольствием прочитала интервью с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым. Опровергая утверждение о том, что интернет заменит все СМИ, он с твердой убежденностью заявил: газеты никогда не исчезнут. Я абсолютно согласна с нашим председателем и с его доводами. Люди всегда будут нуждаться в общении, понимании, сострадании, убеждении, что добро побеждает зло, в советах специалистов. Умная газета может всё это дать сполна.

Не помню, кто из известных писателей недавно сказал, но мне очень понравилось определение журналистики как инструмента самопознания общества - этакие глаза, обращенные внутрь. При таком раскладе настоящий журналист – это не только тот, кто умеет складно излагать, но и кто способен думать и готов нести за каждое свое слово ответственность перед обществом. Может, звучит высокопарно, но я именно за такую журналистику.

Биографическая справка:

Журналистская деятельность Н. Г. Якимовой началась в марте 1971 года в редакции газеты «Серовский рабочий» с должности технического секретаря отдела писем. Вскоре была назначена литсотрудником отдела партийной жизни, ответственным за освещение молодежных проблем. Публикации Н.Г. Якимовой вызвали живой отклик читателей, а свердловский комитет профсоюза работников культуры и областная военно-шефская комиссия объявили молодому журналисту благодарность за военно-патриотическое воспитание молодежи.

В 1979 году Нина Геннадьевна закончила дневное отделение журфака Уральского государственного университета имени А. М. Горького. 

В разные годы Н. Г. Якимова работала заведующей отделом, ответственным секретарем редакции газеты «Ревдинский рабочий». Много времени и сил уделяла работе с авторами, обратной связи с читателями и городскими властями, организовала школу рабкоров и стенгазетчиков, подготовив новых авторов. Серия публикаций Нины Геннадьевны о деятельности комсомола помогла улучшить работу молодежной организации, привлекла внимание руководства города к решению многих актуальных проблем: читатели оценили компетентность журналиста, досконально знающего нюансы и сложности работы партийной жизни.

Н. Г. Якимова одна из первых в Свердловской области освоила и применила для создания газеты «Ревдинский рабочий» компьютерную верстку, - в результате на базе редакции был организован областной семинар ответственных секретарей городских и районных газет, а «Ревдинский рабочий» стал участником ВДНХ в Москве.

По инициативе Нины Геннадьевны редакция совместно с краеведами осуществила уникальный проект: на основе газетных страниц издали книгу «Ревдинские были», которая до сих пор используется в школах для изучения истории родного края.
Более семи лет Н.Г.Якимова работала на севере нашей страны: корреспондентом, заведующей отделом писем, ответственным секретарем редакции газеты «Огни Арктики», а потом - редактором еженедельника «Шмидтовский курьер», сумев с нуля развить рекламное приложение местного телевидения до популярного, тиражного и любимого читателями издания.

Вскоре после возвращения с севера Нину Геннадьевну пригласили на должность ответственного секретаря в газету «Горнозаводской Урал». Издание пользовалось заслуженным авторитетом в регионе за высокий профессиональный уровень, честность и открытость. Серия интервью Н. Г. Якимовой с представителями различных партий и политических движений отмечалась читателями и политическими лидерами и была удостоена диплома Законодательного Собрания Свердловской области «За раскрытие личности депутата» по итогам конкурса на лучшее освещение деятельности законодательного органа в 1997 году.

Н.Г.Якимова – один из самых пишущих сотрудников пресс-служб государственных органов власти Свердловской области. В 2005 году за цикл публикаций о наших современниках награждена дипломом лауреата областного творческого конкурса «Уральский характер. ХХI век». Регулярно публикуется в «Областной газете» и других печатных изданиях.

В последние годы Нина Геннадьевна пробует себя на литературном поприще: опубликован ряд рассказов в журнале «Веси» и «Заметки советского журналиста» в журнале «Урал», выпустила две книги: в 2013 году – автобиографические воспоминания «Каждый день в радость», в 2014 году - сборник интервью с известными артистами «На бегу со звездами». Рассказ Н. Г. Якимовой о серовской школе № 27 вошел в 2015 году в сборник лучших работ масштабного народного литературного конкурса на территории России и стран СНГ «Мы родом из школы», - составителем сборника стал известный российский писатель Дмитрий Львович Быков.

За профессионализм, творческую активность, неравнодушие Нина Геннадьевна Якимова неоднократно отмечалась не только читателями, но и коллегами. Например, в 1982 году она была избрана делегатом V Съезда Союза журналистов СССР от Свердловской области, став одним из самых молодых его участников. В 2014 году награждена почетным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом».

Многолетнюю профессиональную и творческую деятельность Нины Геннадьевны Якимовой отличают такие бесценные качества, как чувство ответственности перед читателями и словом, высокий профессионализм, неравнодушие к людям, стремление серьезно, взвешенно и творчески освещать действительность, высокая художественная ценность опубликованных произведений.


(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии