Надо ли идеализировать казачество?

Надо ли идеализировать казачество? Казачество не надо идеализировать. Надо знать его историю, историю своих предков, какой бы она не была. Есть конечно соблазн не заметить негатив в прошлом, а позитив приукрасить. Не надо делать ни того ни другого, а объективно смотреть на прошлое и делать выводы что бы не наступать на одни и те же грабли. А вот ИДЕОЛОГИЮ КАЗАЧЕСТВА надо идеализировать. Ибо если для нас перестанут быть идеальными понятия о православии, рыцарстве и благородстве, то мы и русскими, а тем более православными казаками называться не имеем право. Казаки являют носителями исконно русской духовно-государственной и национально-народной идеи в чистом ее виде.
Что такое казачество? «Что такое казачество?» Попробуйте задать этот вопрос. Многие будут в затруднении и не смогут ответить ясно и определенно, остальные дадут самые разнородные, по сути, ответы. Каждый будет смотреть со своей точки зрения и, в зависимости от своих чувств, станет награждать его то положительными, то отрицательными эпитетами и качествами. «Казачество самобытный народ, особая нация», - не задумываясь, скажет казак с самостийным уклоном. Противоположностью будет узкий взгляд специалиста: «Казачество – самая лучшая легкая кавалерия». А дальше на вас посыпятся такие неожиданные определения и противоречивые ответы, что только останется руками развести. Причем равнодушных не будет. «Анархисты и революционеры …» «Оплот самодержавия, верные слуги государевы …» «Бунтари и разбойники …» «Охранители порядка, стоящие на страже государственности …» «Нагаечники, холопы черной реакции …» «Самые настоящие демократы, носящие идеи демократии в крови …» «Воры, грабители и бездельники …» «Крепкий хозяйственный элемент, своим исключительным трудолюбием добившийся высокой степени зажиточности …» Разобраться в этой разноречивости не так то и просто, и не удивительно, потому что о казачестве было довольно смутное представление не только за границей, но и в России.
Во первых. Казачество многогранно. А каждая грань его, благодаря присущей казачеству действительности и силе порыва, приобретает такой блеск, что заслоняет собой другие стороны.
Во вторых. Казачество не застывшая в свое неподвижности масса, а активно развивавшийся живой организм и потому говоря и казачестве следует учитывать фактор времени о каком идет речь.
Казачество 17 века и тем более более раннего периода не похоже на казачество 18, 19 а тем более 20 века. Об этом обстоятельстве обычно забывают и выхватывают из его истории удобные каждому факты и подобно сектантам утрируют его и делают самые нелепые выводы, чем порождают ни кому не нужные споры.
Но в то же время в казачестве есть то, что не меняется не при каких обстоятельствах – это его душа. Понять, а тем более принять казачество может только тот кто будет стремиться понять это фактор, а не ограничиваться внешними атрибутами. В своей подавляющей массе казачество – это фольклор: песни и танцы, одежда, умение искусно владеть оружием и конем.
Но самое главное – это духовная сущность казачества остается в стороне. Казак оставался казаком без национальной одежды и оружия. Были и не конные казаки, пластунами назывались. Они просто выполняли другие функции. Казаками оставались и в плену и концлагерях последователей В.И.Ленина.
Значит, есть фактор, который не зависит от внешних факторов. Значит, основа этой идеи должна находиться очень высоко. Они должны быть возвышены до степени религии и если мы обратимся к этому вопросу, то мы будем на верном пути. Православие более смиренно и снисходительно и заботливо к личности, в нем ярко присутствует любовь к человеку, как к образу Божию. Православие исключительно терпимо к другим религиям. Это оно посеяло в казаках стремление искания правды и служения ей. Это оно породило в них уважение к человеческой личности, что и называется свободой. Казаки не зря себя называли «православными лыцарями» и «борцами за веру». Казачество есть идея служения правде и справедливости в духе православия  и согласия известным чаяниям и исконным традициям русского народа, идея породившая на просторах степей мощное действенное движение военного характера, из которого в историческом процессе многовековой борьбы создалась самобытная группа населения России имеющая свои особые: характер служения Родине, образ самоуправления и быт.


Рецензии