Как я нашел себя в Германии

 

      С компьютером я познакомился ещё на Украине, в 1992 году. В кабинете анонимного лечения нашего наркологического диспансера   тогда стояли  2    примитивных  486х компьютера, и медсестра кабинета проводила на них тестирование больных.   Для меня тогда это была китайская грамота, и я завидовал этой медсестре, которая что-то включала, нажимала на различные клавиши. Прошел ради интереса  этот тест и я, нажимая на ЭНТЕР и ещё какую-то клавишу. Затем на  шумном матричном принтере результаты теста были отпечатаны, и это тоже было для меня каким-то таинством, т. к. принтер печатал в одну сторону верхнюю часть строчки, а назад – нижнюю. Врач  этого кабинета, резво клацающий на клавиатуре, вообще казался мне полубогом.  В мозгу возникла  мысль когда-нибудь освоить эту машину, но, сначала просто не было для этого денег, потом, в 1995м умерла моя жена  Мара, и мне с двумя пацанами на шее было не до того.

       В период работы в частном наркокабинете, в 1995 году я    заказывал в одной фирме рекламные листовки, которые вручались моим пациентам после «кодирования». Эти листовки должны были быть расклеены на автобусных остановках по месту жительства моих пациентов.  В то время каждый «частник» изощрялся с рекламой, как мог. Для редактирования листовки я как-то  приехал в эту фирму. Работавшие там двое парней быстрыми кликами по клавишам меняли в черновом варианте моей листовки  виды  шрифтов,  их размер, сдвигали строчки и отдельные слова. «Как вы это постигли?»  - очарованный, спросил я. Они объяснили, что начали с учебников «Для чайников», т. е. начинающих, а потом освоили программу  «Корэл драв». «Ну, это не для меня», подумал я тогда.

   Осуществить свою мечту мне удалось только в 1998м, когда я уже получил разрешение на переезд в Германию и начал потихоньку учить азы немецкого. Тогда то я и решил наконец-то  обзавестись компьютером.  Для начала я  обошел все магазины электротехники, справился о ценах. Понять что-то в объяснениях продавцов было мне не по силам. Все эти мегабайты и мегагерцы мне тогда  ничего не говорили. Но тут   мой сын Славик посоветовал обратиться в  фирму «РИМ2000», что на  жилмассиве «Тополь». У них была солидная  репутация. Оказалось, что   директор этой фирмы   к тому же   сын моего соседа по гаражу.  Он подобрал с помощью своего ПК составные части, сказал, что всё соберут, проверят, загрузят программу за 4 часа.  Вечером комп был уже у нас дома, распакован и поставлен на стол. Что куда подключать, я, естественно, не знал. Пришлось звать Володю Горского,  друга Славика, который с детства под руководством отца работал с ПК.  Володя  быстро всё подсоединил, объяснив попутно, что иным способом   и мышь и клавиатуру, и другие составляющие  просто невозможно подсоединить. На следующий день я купил в магазине несколько дисков с программами изучения немецкого языка. Придя домой, я включил компьютер, вставил в дисковод купленный диск и стал ждать появления на экране немецкого учителя. Но он не появлялся. Пришлось снова звать Володю, который быстрыми кликами по клавишам, без разъяснений запустил программу. «Я никогда не смогу так»- с грустью  подумал я, принимаясь за изучение немецкого.

    Через несколько месяцев этот компьютер вместе с нами уже ехал в Германию.  После переезда из лагеря в Лебахе в общежитие в Саарбрюккене началась наша новая жизнь. И, хотя комнатка была маленькой, а спать приходилось на 2х ярусных кроватях, уже через пару недель мы купили недорогой компьютерный столик и продолжили изучение немецкого. Младший сын Илюша, впрочем, отдавал предпочтение играм. Постепенно мы осваивали первоначальные премудрости и всё больше привязывались к этой умной машине. Все письма теперь составлялись  на компе и печатались на  уже купленном здесь принтере.

      После переселения в квартиру и установки  через неделю без всякого блата телефона встал вопрос о подключении Интернета. Тут нам помог наш новый знакомый Сергей Медвинский, изучавший компьютерные премудрости в Киевском Университете. Он предложил переустановить на моём компьютере устаревший к тому времени  Windows 95 на более современный 98й. Затем помог с подключением к Интернету и настройкой почтовой программы  OutlookExpress.
Мы начали общаться «посредством Интернета» с родными  и друзьями в Ужгороде, Днепропетровске, Москве.

     Германия надёжно прикрывала нас от жизненных  невзгод  благоустроенной квартирой и вполне приличной социальной помощью. Но, было много свободного времени и  моя, привыкшая к постоянным нагрузкам душа выражала неудовольствие. Попытки устроиться на работу «хоть куда-нибудь» были безуспешны. Социальное Ведомство вежливо объяснила мне, что 60-летним трудиться вредно, т. к. есть немало более молодых и  более здоровых бездельников. Пришлось вспомнить о дачной работе и привести в порядок порядком запущенные садовые участки двух коренных немцев. В декабре 2002 г. я пошел на 3х месячные по 2 раза в неделю курсы немецкого. Там я разговорился с сотоварищами по курсам и как-то сказал, что начинал изучение немецкого с помощью компьютерных программ. Некоторые с сожалением признались, что, мол, это неплохо, да в ПК они не разбираются. И внезапно в мозгу возникла мысль   «а что, если организовать курсы по изучению компьютера, наподобие этих курсов немецкого языка».  Идея то была неплохая. Плохо было то, что для курсов требовалась солидная «материальная часть» в виде комплектов из системных блоком, мониторов, мышей, клавиатур, колонок, а в дальнейшем еще и принтеров, сканеров и т.п.

    Первым делом я попробовал  обратиться через газету к жителям Саарланда с просьбой помочь нашим курсам и пожертвовать нам старые компьютеры. Несколько раз я давал в местную газету «Вохэншпигель» слёзные объявления. Но, результат, к сожалению, тоже был слёзным, точнее, плачевным. Два  древних 486х старичка и один неисправный  первый Пентиум . Начинать с этим парком  машин варить задуманную кашу было невозможно. Пришлось достать что-то существенное из «широких штанин» и начать поиск дешевых ПК в Интернете. Некоторый опыт у меня уже был, т. к. в прошлом году я купил там  на смену своему устаревшему «днепропетровцу»  более мощный  Пентиум  2  с большими  жестким диском и   оперативной памятью. Полученные по почте компьютеры я проверял, заменял неработающие детали, усиливал и загружал программы в келлере (подвальном сарайчике), ставшем настоящей компьютерной лабораторией. Я проводил там все свободное от сна и приёма пищи время.    
    Вечерами, листая книги «Для чайников», я составлял список тем для занятий. Одновременно решался вопрос о помещении. В синагоге отказали сразу -  «самим тесно». Тогда я обратился к коменданту   общежития для еврейских иммигрантов. Там на первом этаже было большое помещение, в котором проводились всевозможные мероприятия - собрания, занятия немецким, праздновались дни рождения и др. Герр Бенедичук, добрейшая душа, сразу повёл меня в этот зал, дал необходимые ключи. Обзвонив своих знакомых, я выяснил, что желающих постичь начальные компьютерные премудрости  немало, точнее  22 чел.
   
    Завершив наладку аппаратов, я перевёз всё  оборудование в общежитие, поставив системные блоки под стол, а мониторы – на стол и закрыл это всё богатство простынями, выданными всё тем же добрейшим Бенедичуком.
    И вот настал «День Х». В  учебной комнате толпа  немолодых «студентов» и несколько рефлектирующий «преподаватель». Пришлось самому коммутировать все аппараты. Затем я нажал на кнопки «сеть» и чудо началось. Вначале пришлось садить на один комп  по 2 чел. Но, затем мы разделились на 2 группы.  Я полностью погрузился в эту приятную суету. Подготовка конспектов, проведение занятий, подчитывание литературы и телефонные консультации с моими консультантами Сергеем и  Женей, ремонт компьютеров, покупка по Интернету других ПК взамен безвозвратно погибших  «старичков» заполнило всё время. Знакомить «студентов» с Интернетом приходидось  в АрбайтсАмте (Биржа труда), где имелся зал для поиска работы с помощью Интернета. Служащие косились на пожилых «соискателей работы», но, будучи немцами, не мешали. В связи с тем, что в этой же комнате, как я уже говорил, проводились занятия по изучению немецкого, репетиции ансамбля «Саархаймат», работала шашечная  школа, нам приходилось перед каждым занятием извлекать из шкафов,    расставлять по местам и коммутировать все 10 компьютеров, а после окончания занятий  производить обратную операцию.  Но, я  был рад, что я опять «при деле», что кому-то в чём-то могу помочь. Ну, и немного честолюбия. Без этого тоже нельзя
 

    Прошло 4 года. Из них последние два наши занятия проводятся в помещении синагоги. После отъезда раввина его  большая квартира на 3м этаже синагоги  была переоборудована под административные помещения. А бывший большой кабинет председателя общины (со вторым светом) отдали мне. Теперь уже не нужно было  перед занятиями устанавливать и коммутировать всю аппаратуру. Она заняла свои места на купленных синагогой специальных компьютерных столиках. Да ещё со временем 7 из 12 ПК были подключены  постоянно к  «быстрому» Интернету, так что отпала необходимость  рыскать по городу в поисках возможности «на халяву» попользоваться им. 
               
    Уже 12 групп пошли обучение, а это значит, более  ста немолодых членов нашей общины   получили  возможность радоваться    этим   достижением  нашего времени.

Сентябрь 2007 г.


Рецензии