Этническая мозаика Абхазии

   Автор статьи Gato Aminova.

                ЭТНИЧЕСКАЯ МОЗАИКА АБХАЗИИ
                (Переосмысления авторской статьи)

           Абхазия, небольшая кавказская страна, находящаяся на берегу Чёрного моря, к концу двадцатого столетия превратилась в одну из наиболее пёстрых в этническом плане частей региона. Площадь территории Абхазии составляет 8,7 тысяч  кв.км. Численность населения по последней советской переписи 1989 года - 525.061 человек, из которых лишь 17,8% были абхазами.

           Абхазия издревле подразделяется на исторические провинции: Садз (район Гагры), Бзып (район Гудауты), Гума (район Сухума), Абжуа (район Очамчиры, Самурзакан (район Гали), а также горные общества: Псху, Цабал- (Цебельда) и Дал (Кодорское ущелье).

           Территория Абхазии, до середины девятнадцатого столетия была населена практически исключительно абхазами. Тотальное выселение российским правительством абхазского населения в Османскую Империю после окончания Кавказской войны известное в истории Абхазии как махаджирство, и заселение освободившейся территории другими народами, вот программа Царского правительства России в это время.
           Российские генералы говорили – нам нужна Абхазия без абхазцев. От махаджирства пострадали и другие народы Кавказа, однако наиболее мощный удар был нанесён населению Западного Кавказа. По разным оценкам от 50 до 200 тысяч абхазов вынуждены были покинуть родину.

           Абхазию захлестнули две крупные волны махаджирства: в 1867 и в 1877 годах. Первая была связана с Абхазским восстанием 1866 года, явившимся ответной реакцией на ликвидацию в 1864 году «автономии» Абхазского княжества и попытку проведения крестьянской реформы в стране, не знавшей крепостной зависимости. В этот период были полностью выселены в Турцию горные общества Цабал, Дал, Псху. Обезлюдел Садз. В данный период Абхазию покинуло около 50 тысяч человек.
 
           Вторая, самая крупная по масштабам, волна махаджирства приходится на 1877 год. И в этот раз насильственное выселение абхазов в Турцию было вызвано восстанием 1877 года, явившимся результатом усиления колониального гнёта царской России. Тотальному выселению подверглось население Центральной Абхазии – исторической провинции Гума. Сильно поредело население Бзыпа и Абжуа. Незатронутым махаджирством остался лишь Самурзакан. В 1877 году Абхазию покинуло более половины её населения.

           Сегодня в Турции и странах Ближнего Востока имеется многочисленная абхазская диаспора. Наибольшее количество потомков абхазских махаджиров девятнадцатого столетия компактно проживает на северо-западе Турции.

           На место выселенных абхазов российское правительство переселяло выходцев из различных уголков империи и иностранцев: русских, греков, армян, эстонцев, украинцев, молдаван, немцев и других. Однако наибольшее количество переселенцев приходилось на выходцев из Грузии, в первую очередь мегрелов. Таким образом, к началу XX века абхазское население компактно проживало только в двух, территориально не связанных между собой провинциях – Бзыпе и Абжуа.

           Подселение в «сталинско-бериевский» период крестьян из Западной Грузии в этнически абхазские районы страны специально была создана организация «Абхазпереселенстрой». К данной группе относятся, главным образом, исторические провинции Бзып и Абжуа. В этот период идёт активное плановое переселение целых колхозов и отдельных крестьянских хозяйств, прежде всего, из соседней с Абхазией Мегрелии, а также Лечхума, Имеретии, Рачи, Гурии и Сванетии. Выбор именно этнически абхазских районов для вселения крестьян из Грузии, очевидно, преследовал цель ассимиляции оставшегося абхазского населения в грузинской этнической среде.

           Как известно, средневековое Абхазское царство простиралось далеко на восток, вглубь современной Грузии, таким образом, река Ингур, видимо, никогда не являлась политической границей Абхазского царства. В то же время этнические абхазы не заселяли всей территории государства, локализуясь примерно на территории нынешней Абхазии и дальше на север по побережью Чёрного моря.

           В 80-х годах XVII века абхазские феодалы, воспользовавшись ослаблением Мегрельского княжества, вторгаются с войском в его пределы и закрепляют за Абхазским княжеством территорию между реками Кодор и Ингур, т. е. современную территорию Абжуа и Самурзакана. Если в абхазской советской историографии в силу сложившейся конъюнктуры принято было описывать это событие как «расширение политических границ Абхазии» или «захват части Мегрельского княжества», то современные абхазские историки, например Станислав Зосимович Лакоба, трактуют данное историческое событие как «восстановление древней политической границы по реке Ингур».

           О том, что самурзаканцы являются этническими абхазами, заявляют многие авторы, побывавшие в первой половине XIX века в этой провинции: А. Берже, Ф. Торнау, Ж. Гамба, Д. Де Монперэ, С. Духовский, Г. Филипсон.

          Абхазский язык продолжает доминировать в сёлах верхней зоны Самурзакана, наиболее отдалённых от Мегрелии. Однако и здесь к концу XIX века уже владеют мегрельским.
 
          Несмотря на то, что во многих сёлах абсолютное большинство жителей, согласно переписи, составляли абхазы с родным языком абхазским, в конце 20-х и начале 30-х годов во всех школах Гальского района было введено всеобщее начальное семиклассное образование на грузинском языке, которым дети не владели вовсе. Дети самурзаканских абхазов, кроме ничтожного процента, говорят на мегрельском языке.

          Абхазское население в настоящее время обратило на это внимание и принимает активное участие в постройке абхазских школ в абхазских сёлах как за счёт государства, так и за счёт общества». Однако это начинание затронуло только несколько сёл (Агубедия, Первая Бедиа, Река и Чхортоли), которые по требованию населения постановлением правительства ССР Абхазии в 1930 году были переданы в состав Очамчирского района. Ассимиляция тамошнего абхазского населения прекратилась.

          Однако уже в 1939 году Чхортольский сельсовет ввиду «экономической целесообразности» был возвращён в состав Гальского района, абхазская школа в селе была закрыта, открылась грузинская.

          По свидетельству самурзаканского старожила, заслуженного учителя Эзугбая «ассимиляция абхазов особенно усилилась после установления Советской власти». Далее информант сообщает: «Приведу один факт: в 1935 году провели паспортизацию в нашем районе… Завершив работу и выдав паспорта, мы подвели итоги, в результате которых выявилось, что в нашем селе из граждан, получивших паспорта, абхазами записались 72%. И, если не ошибаюсь, в целом по Гальскому району – 68-70%». В 1939 г., по сообщению того же человека, старые паспорта были заменены новыми, и «всех тех, кто в старых были записаны «абхазами», в новых – записали «грузинами»».

          Во время абхазо-грузинской войны мегрельское население Самурзакана, в отличие от грузин остальной Абхазии, не принимало участия в боевых действиях на грузинской стороне. Весь Гальский район был оккупирован грузинскими военными формированиями. В абхазских же сёлах исторического Самурзакана, находившихся в составе Очамчирского района (Река и Агубедиа) с первых дней войны было сформировано народное ополчение, которое как защищало свои сёла от вторжения, так и помогало обороняться абжуйским селениям.

          После окончания войны почти все жители Гальского района покинули свои дома и ушли в Мегрелию. Однако уже к 1994 году большая часть из них вернулась. Процесс возвращения продолжился и в последующие годы. В настоящее время в Самурзакане проживает около 40 тысяч мегрелов.

          ЦАБАЛ – историческая территория в Центральной Абхазии, до середины XIX века населённая одноимённым абхазским горным обществом. В русской транскрипции область называется Цебельда. Цабал расположен в предгорьях Большого Кавказа, в центральной части современного Гульрипшского района Абхазии. На западе и юге область граничит с провинцией Гума, на востоке – с Абжуа, на севере широкой полосой – с горной областью Дал.

          После введения в Абхазии русской администрации в 1864 году здесь было образовано приставство Цебельда. Через два года Цебельда становится округом, а с 1868 года область находится на особом положении, управляясь попечителем поселений с правом окружного начальника.  Население Цабала к середине XIX века составляло около 5.000 жителей.

          На последнем этапе Кавказской войны, когда активные боевые действия затронули Западный Кавказ, абхазские горцы Цабала, Дала, Псху в союзе с садзами, убыхами и адыгами вступили в войну с Российской Империей вопреки воле абхазского княжеского двора, признавшего российскую власть ещё в 1810 году. После того, как горцы Западного Кавказа потерпели окончательное поражение в 1864 году, после ликвидации автономии Абхазского княжества и введения прямого российского управления в Абхазии, в 1866 году восстание охватило всю Абхазию.

           Одними из первых взбунтовались и горцы Цабала, не желавшие подчиняться кому бы то ни было. Когда восстание было подавлено, российская администрация приняла решение о выселении абхазских горцев из Цабала в Турцию. В 1867 абсолютное большинство цебельдинцев стало махаджирами. Нескольким родам удалось остаться на родине: они смогли укрыться в соседних абжуйских селениях, где и сейчас проживают их потомки.

           После того, как Цабал был «очищен» от коренного населения, власти занялись его колонизацией. Поскольку жители Цабала были одними из первых абхазов, покинувших родину, и широкомасштабная крестьянская колонизация опустевших земель к тому времени ещё не практиковалась, область стала местом, в первую очередь, «дворянско-помещичьей» колонизации. Земли здесь раздавались, прежде всего, крупным военным и гражданским чиновникам. Всего к концу XIX века в Цабале были розданы обширные наделы «в вечное и потомственное владение» 24 дворянам.

           Так, за свою деятельность по изучению этнографии кавказских горцев в Цебельде получил надел сподвижник Герцена и Огарева Николай Ильич Воронов, организовавший вместе с супругой Александрой Константиновной Прогульбицкой – Вороновой усадьбу под названием «Ясочка». (В книге «Цебельдинская находка» Ленинградский профессор, историк Игорь Павлович Лейберов подробно рассказывает о «Ясочке» и их обитателях. А в 1986 году на базе усадьбы «Ясочка» постановлением правительства Абхазии был открыт мемориальный музей – усадьба семьи Вороновых.

           Уже в конце 1860-х годов 76 греческих семей, прибывших их Турции, образовали в Цабале ряд селений: Александровское, Георгиевское и Ольгинское. В этот период в этих сёлах проживали около 770 греков.

           Примерно в тот же период начинается первая волна переселения армян из Турции в Абхазию. Армяне преимущественно нанимались арендаторами к помещикам на сельскохозяйственные работы. Всё большее количество армян селится в Цабале. По данным статистического комитета Министерства внутренних дел в 1896 году в Цабале проживало 680 армян.

          С конца XIX века начинается проникновение в Цабал мегрельских крестьян, сначала осевших в провинции Гума. После геноцида армянского населения в Турции в 1915 году, новая волна армянских переселенцев также оседает в Цабале.

          В дальнейшем большинство греков  в 1956 году было выселено из Абхазии в Казахстан, а представленность остальных этносов в целом оставалась практически неизменной вплоть до абхазо-грузинской войны. В 1993 году по её завершению победой Абхазии большинство мегрелов и грузин ушло из Цабала вслед за отступающей грузинской армией через горные перевалы Сванетии. В настоящее время абсолютное большинство населения исторической области – армяне.

          ПСХУ – историческая территория на севере Абхазии, до середины XIX века населённая одноимённым абхазским горным обществом. Горная область находится в урочище, образованном верхним течением реки Бзыбь. С севера Псху отделено от Северного Кавказа российско-абхазской границей, проходящей по Главному Кавказскому хребту, на востоке историческая территория граничит с Далом (Кодорским ущельем), на юге по Бзыбскому хребту граничит с провинцией Бзып, на западе – с Садзом. На территории Псху находится знаменитое озеро Рица. В настоящее время историческая область Псху находится на границе Сухумского и Гудаутского районов Абхазии.

          Абхазское общество Псху в прошлом являлось одним из самых закрытых для влияния извне. Псхусские горцы, видимо, ещё с XVII века начали переселяться на Северный Кавказ, где они явились основным этническим субстратом образования абазин-ашхарцев, которые вплоть до середины XX века сохраняли самоназвание «апсуа». Переселение за хребет происходило вплоть до XIX века.

          Псхусские абхазы, подобно другим абхазским горцам, не подчинялись княжеской власти и принимали активное участие в борьбе с Российской Империей во время Кавказской войны. Начиная, с 1840-х годов российские войска вместе с «ополчением» абхазского князя неоднократно предпринимали попытки сломить сопротивление псхусцев, организовывая карательные экспедиции в урочище. К 1861 году сопротивление псхусцев было окончательно сломлено, а к 1867 году большинство жителей Псху было выселено в Турцию, часть ушла за хребет, на Северный Кавказ. До выселения численность населения общества Псху составляла примерно 4.000-5.000 человек.

          О планах русской военной администрации по заселению территории Псху в книге Л. Цвижба «Этно-демографические процессы в Абхазии в XIX веке» написано следующее: «Главнокомандующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич в донесении военному министру Милютину от 01.01.01 г. развивал мысль о переселении русских в Абхазию, в частности в те регионы, где с «очищением» от «непокорного горского населения» земли оставались ещё свободными.
 
          Постоянное население в Псху появляется уже в конце 1860-х годов. Сюда, в труднодоступную высокогорную местность, переселяются русские старообрядцы. В советское время в селение приезжают из разных мест России православные верующие. Псху превращается в своеобразный «оазис», где находят спасение гонимые по тем или иным причинам слои населения. До Великой Отечественной войны в Псху также переселилось около 10 семей абазин-ашхарцев. В селении до сих пор преобладает славянское население.

          ГУМА – историческая провинция, занимающая практически всю равнинно-предгорную зону Центральной Абхазии. На западе Гума граничит с Бзыпом по реке Шицкуара, на востоке границей Гумы с Абжуа служит нижнее течение реки Кодор, на севере провинция граничит с горными обществами Псху и Цабал. Ныне на территории исторической провинции Гума расположены южные прибрежные части Сухумского и Гульрипшского районов Абхазии. На территории Гумы находится столица Абхазии город Сухум. Гума - одна из самых густонаселённых частей Абхазии наряду с Самурзаканом.

          После ликвидации Абхазского княжества в 1864 году и усиления колониального гнёта в Абхазии в 1877 году вспыхнуло очередное восстание. Эти события были тесно связаны с русско-турецкой войной. В мае 1877 года турки высадили в Сухуме десант, состоявший в основном из абхазов-махаджиров, абхазское население поддержало «турок», что повлекло за собой серьёзные политические репрессии.

          В том же году практически всё абхазское население Гумы было выселено в Турцию. Территория от реки Шицкуара до реки Кодор опустела. Небольшие группы абхазов, в основном, высших сословий остались лишь в нескольких селениях: Эшера, Мархяул (Мерхеули), Багбаран (Багмарани). Вот что писал академик Николай Марр о последствиях махаджирства в Центральной Абхазии: «Абхазия была обездолена в своей даже центральной этнографической части, так от всего Гумистинского района остались одни одичалые дворы с фруктовыми деревьями, ни души абхазской, ни звука абхазского».

          Абхазский народ оказался фактически разделённым на своей родине. Западные (бзыбские) и восточные (абжуйские, самурзаканские) абхазы оказались территориально разобщены.

          Вскоре после выселения абхазов из Гумы царское правительство начинает переселять крестьян-колонистов на опустевшие земли провинции. Это были представители самых различных народов: русские, греки, мегрелы, немцы, эстонцы, болгары и другие. Наибольшее количество переселенцев в провинции было мегрельского и греческого происхождения.

          Мегрелы, в основном, преобладали в нижних прибрежных сёлах и в сёлах по правому берегу Кодора (Варча, Бабушеры, Багмарани, Беслетское, Гульрипш, Гумиста, Дранды, Келасури, Мерхеул, Николаевско-Анастасьевское, Пшап). Греки заняли преимущественно верхние сёла (Андреевское, Дмитриевское, Екатерининское, Константиновское, Георгиевское, Михайловское, Павловское). Русские поселенцы обосновались во Владимировском и Черниговском. Немцами были основаны селения Гнаденберг и Нейдорф. Эстонцы поселились на берегу Кодора в селе Эстонка. Абхазское население преобладало лишь в селе Эшеры.

          Начальник Сухумского округа полковник В. Браккер в «Памятной записке о колонизации в Сухумском округе» писал: «Мингрельцы одарены в значительной степени хитростью, ловкостью и чисто торговой сметливостью. Они весьма трудолюбивы, крайне бережливы и умеют обращать свои сбережения в выгодный оборот, весьма мало стесняясь при этом в выборе средств к обогащению».

          Поначалу власти относились к переселению мегрелов в Гумистинский участок терпимо и даже способствовали ему, однако вскоре, осознав размах мегрельской миграции и желая сохранить земли для вселения собственно русских колонистов, начинают принимать меры по ограничению переселения крестьян из Западной Грузии.
 
          После событий 1915 года в Турции значительное число армянских беженцев оседает в Абхазии, в основном в Гумистинском уезде. Расселение здесь армян резко меняет демографическую ситуацию. Число русских и эстонцев выросло незначительно. Армяне составляли в большинстве крупных сельсоветов от 15 до 40% населения. Таким образом, очевидно, что они были поселены в основном в сёла, к тому времени уже занятые мегрелами и греками. Однако в будущем на территории Гумы начинает формироваться всё больше чисто армянских селений.

          После абхазо-грузинской войны большинство мегрелов и грузин покидают провинцию. Также падает численность всех остальных некоренных народов.
         Число абхазов растёт за счёт переселения жителей из разрушенных войной сёл Очамчирского района в прибрежную зону Гулрипшского района. В настоящее время более половины населения Гумы составляют армяне, около четверти – абхазы, примерно 10% - русские.

          Надо сказать, что абхазы никогда в историческом прошлом не составляли сколь-нибудь значительной доли в городском населении страны. В 1886 году в Сухуме проживало всего 2 абхаза, в 1926 году уже 658 абхазов, что составляло 3,1% от общего числа жителей. В дальнейшем количество абхазов и их доля в населении города постоянно растёт. В 1989 году в Сухуме уже проживает 14.922 абхаза (12,5% от общего населения города).

 А после войны годов отмечается одновременно резкое сокращение численности всех остальных народов, особенно грузинского, и бурный рост общей численности и удельного веса абхазов, которые переселяются сюда, в основном, из сельской местности, в т. ч. из разрушенных войной сёл Очамчирского района республики. Таким образом, в 2003 году в городе уже проживает 24.603 абхаза, что составляет более половины его населения (56,3%).

          БЗЫП – историческая область в Западной Абхазии, между Гагрой на западе (граница с Садзом) и рекой Шицкуара на востоке (граница с Гумой). На севере Бзып граничит с Псху по Бзыбскому хребту, а с юга омывается водами Чёрного моря. Название провинции происходит от одноимённой реки, в русской транскрипции именуемой «Бзыбь». В настоящее время Бзып находится на территории Гудаутского района Абхазии и прилегающей восточной части Гагрского района.

          Историческим центром провинции, как и всей Абхазии, является село Лыхны, на территории которого находится поляна Лыхнашта – постоянное место сходов абхазского народа; развалины дворца владетельных князей Чачба и средневековый православный храм. В настоящее время административным центром Бзыпа (Гудаутского района) является приморский город Гудаута. На территории исторической провинции находятся курорты Пицунда и Новый Афон. Абхазское население Бзыпа обычно именуют бзыбцами, бзыбскими, гудаутцами.

          Изменения в этнической структуре населения Бзыпа произошли в ходе и сразу после окончания абхазо-грузинской войны годов. Территория провинции в течение всей войны оставалась полностью подконтрольной абхазской стороне, Гудаута являлась военной столицей Абхазии. Большая часть местного грузинского населения сразу же покинула Бзып. Из провинции выехало большое количество русских, армян и представителей других этносов. Кроме того, часть абхазов после войны перебралась в Сухум.
 
          АБЖУА – историческая провинция в Восточной Абхазии. На западе Абжуа отделяет от Гумы река Кодор, на востоке провинция граничит с Самурзаканом по реке Охурей. С севера Абжуа отделена от Дала Кодорским хребтом, а на юге область омывается водами Чёрного моря. Название провинции в переводе с абхазского означает «средняя». В настоящее время историческая провинция совпадает в границах с населённой зоной Очамчирского района Абхазии, за исключением двух крайних восточных селений указанного района (Река и Агубедиа), которые относятся к Самурзакану.

           Историческим центром Абжуа является село Мыку (Моква). Сегодняшним административным центром Абжуа (Очамчирского района) является портовый город Очамчира. На территории Абжуа находится горняцкий город Ткуарчал. В Абжуа, как и в Бзыпе, до сих пор сохранилось сплошное абхазское население. Абхазов провинции Абжуа обычно именуют абжуйцами, абжуйскими абхазами, кодорскими абхазами, очамчирскими абхазами или очамчирцами.

           Город Очамчира, население которого начало быстро расти в советское время, являлся центром притяжения, прежде всего, мегрельского населения: сначала из собственно Мегрелии, затем и из Самурзакана, а в последние десятилетия советской эпохи, в том числе, и из сельской местности Очамчирского района. В советские годы абхазское сельское население Очамчирского района переселяется в райцентр не так активно, как это происходит в Гудаутском районе. Абжуйские абхазы в большей степени предпочитают переезжать в Ткварчели и Сухуми. В то же время Очамчира всё активнее заселяется мегрелами.

           После войны годов мегрельское население покидает город, выезжает и большинство русских. Таким образом, сегодняшняя Очамчира населена преимущественно абхазами. Население города по переписи 2003 года составило 4.702 человека.
Город Ткуарчал (Ткварчели) возникает на месте угледобычи в ущелье реки Аалдзга (Галидзга) на части территории одноимённого абхазского села в начале 1940-х годов. Абхазы, жившие на данной территории, поселяются в городе. Однако основное население города на тот момент составляют русские рабочие и их семьи. В город также переселяются грузины.

           Позже Ткварчели становится всё более этнически абхазским: жители окрестных абжуйских сёл оседают в городе. К концу советской эпохи Ткварчели наряду с Гудаутой становится одним из двух городов Абхазии, где абхазское население составляет относительное большинство.
 
           Во время абхазо-грузинской войны Ткуарчал не был оккупирован грузинскими войсками, но находился в жёсткой блокаде. К настоящему времени население города сократилось по сравнению с 1989 годом более чем в 4 раза. По данным переписи 2003 года здесь проживает 4.786 человек. Жители в большинстве своём - абхазы.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абхазия: «Документы свидетельствуют»: под редакцией Б. Сагария,  Т.Ачугба, В. Пачулия, Сухум. 1992.
2. Абхазский архив: ХХ век под редакцией С. Лакоба и Ю. Анчабадзе, М. 2003.
3. Из истории средневековой Абхазии, Сухуми. 1959.
4. О проблемах национального самосознания населения Юго-Восточной Абхазии, Сухум. 2006.
5. По Большой и Малой Абхазии. О Черкесии, М. 2002.
6. Всесоюзная перепись населения 1926 года, т. XIV, Закавказская СФСР, М. 1929.
7. Инал-ипа Ш. Абхазы, Сухуми. 1960.
8. Атлас кавказских языков, М. 2006.
9. Очерки политической истории Абхазии, Сухуми. 1990.
10. Материалы по истории Абхазии, под редакцией А. Авидзба, Сухуми,
8. Атлас кавказских языков, М. 2006.
9. Очерки политической истории Абхазии, Сухуми. 1990.
10. Материалы по истории Абхазии, под редакцией А. Авидзба, Сухуми, 1990.
11. Этно-демографические процессы в Абхазии в XIX веке, Сухум. 2001.
12. «Этническая «революция» в Абхазии» под редакцией Т. Ачугба, Сухум. 1995.


Рецензии