Наташина история

        Это было несколько лет назад. Она пришла ко мне на приём с банальной проблемой – болела спина, и ещё при ходьбе ей приходилось прихрамывать, потому что боль отдавала в ногу. Помню, как она худая и сгорбленная вошла в кабинет и скрипучим от боли голосом добавила:
        - Только с шеей моей осторожно. Врач сказал, что её совсем нельзя трогать.
        - То есть даже не шевелить? - иронично уточнил я, и, не дожидаясь ответа, добавил: - Хреновый врач, говорящий такое. Сегодня шеей не шевелить, завтра рукой, послезавтра ногой…. В конце концов, инвалидная коляска и смерть.
        Понимая, что я неумолим, она от безысходности состроила кислую гримасу на лице.
        - Удивляюсь, как врачи тупят по поводу шеи. Неужели непонятно, что шея – это ворота в голову, и, если они будут заблокированы, наш «компьютер», -  я постучал пальцем по голове, - и всё, что в нём находится, будут давать сбой?
        - Я не знаю…. Может всё-таки не надо? - начала она «включать заднюю».
        - «Надо, Федя! Надо!», - ответил я известной фразой из популярного советского фильма. - Аккуратно, грамотно, с пониманием того, что и для чего мы делаем, но надо. Иначе какой смысл лечить спину, если шею с головой не трогать? Нужно смотреть весь позвоночник в комплексе от макушки до копчика. А по частям, то есть, тут трогать, а тут нет – это неправильно. Это всё равно, что… ну, например, в телевизоре настроить только один звук или только одно изображение, а остальное пусть будет, как есть. По-другому я не лечу. Раздевайтесь и устраивайтесь поудобнее, - я указал рукой на массажный стол и пошёл мыть руки.
        Когда я вернулся к столу, то чуть не ахнул. Первое, что мне пришло в голову: «Господи, я же ничего тут не смогу сделать!». На её щуплой спине явно просматривались почти все известные беды: сутулость плеч, сильнейший кифоз грудного отдела, продольный сколиоз всего позвоночного столба, ротационный сколиоз поясничного отдела, обезвоженная кожа с миллионами пятен и родинок, слабые мышцы. Ах, да, ещё и эта проблемная шея.   
        Тем не менее, на удивление от сеанса к сеансу её состояние заметно улучшалось. Она тщательно выполняла все рекомендации.
        Массаж в комплексе с лечебной физкультурой сделали своё дело, и под конец наших встреч она воодушевлённо и без страха вертела головой во все стороны. По ходу общения узнал, что всю жизнь она занимается офисной работой, а в последнее время трудится главным бухгалтером, просиживая сутками у компьютера. Со школьных лет родители требовали от неё хороших оценок. В итоге два высших образования с двумя красными дипломами лишь отобрали здоровье, а ведь она с детства мечтала заниматься спортом, но, увы, не сложилось. Не удивительно, что в её сорок семь образовалась такая многогранная проблема со спиной и шеей.
        Я был рад её выздоровлению и одновременно удивлён тому, что, несмотря на удручающее состояние организма, она смогла всего за десять сеансов достичь таких хороших результатов. Ещё больше меня удивила её просьба о том, что она хочет заниматься в тренажёрном зале под моим руководством.
        Честно говоря, я к этому отнёсся скептически. Какие могут быть тренировки у сухонькой женщины под пятьдесят, тем более с «убитой» годами спиной? Ну, ладно, спину мы совместными усилиями привели в маломальский порядок, но «качаться» в зале…. Я нехотя согласился, ожидая, что это увлечение у неё быстро пройдёт. Сколько у меня таких было! Загораются желаниями, а после, когда осознают, что придётся на тренировках напрягаться и «пахать», преодолевая собственную лень, не приходят под любым предлогом. А то и вовсе без каких-либо объяснений молча бросают, не соизволив заранее предупредить.
        Наташа оказалась не такой. Она регулярно приходила на занятия два раза в неделю и в отведённое время под моим руководством выполняла всё «от» и «до» из того, что я разработал для неё. Я стоял рядом, показывал, объяснял, считал, обучал. Она упорно, до самозабвения и с удовольствием трудилась, и в этом спортивном азарте действительно просматривалось её искреннее желание получить то, что не дали ей в юности.
        За пару месяцев она уверенно прошла «курс молодого бойца». Так я называю комплекс для начинающих, которые абсолютно не знали тренажёров. Суть его в возбуждении и «разгонке» основных мышц организма.
        Наташа выпрямилась, расправила плечи, стала более уверенной. Вот уже потянулись ко мне со своими проблемными спинами пара мужичков с её работы. Вспоминаю, как на первой тренировке она увидела в зале ролик для прокачки мышц пресса. Радостно набросилась на него, как ребёнок:
        - А я знаю, что с ним делать! Я видела!
        - Подождите, вам рано! Вы ещё не готовы к такому! - попытался я её остановить, но не успел.
        Наташа мгновенно опустилась на колени, попробовала что-то изобразить, но ролик выскользнул из рук, и она рухнула лицом на пол. Под глазом тут же всплыл синяк.
        - Ой! - испугалась она. - Что же я завтра скажу на работе?
        - А так и скажите, что, мол, тренер мне попался очень серьёзный. Сделала упражнение неправильно, так он мне за это заехал в глаз, ; пошутил я.
        На следующий день ко мне пришёл на приём её сотрудник и, держась от меня на расстоянии, осторожно начал:
        – Скажите, а это правда?
        – Что?
        – Ну, вот это…, – он обвёл ладонью своё лицо. – Наташа сказала, что  вы ей… за то, что она…, ну в общем…
        Вот же смеху было, когда всё окончательно выяснилось! 
        Наташа очень старалась. Тренировать таких – одно удовольствие. Их не нужно подгонять или заставлять. Она с воодушевлением выполняла намеченный план тренинга, а когда чувствовала, что может сделать больше, не просто об этом говорила, но и делала.
        Мы работали с ней единой командой, и результат не заставил себя долго ждать. Она окончательно забыла о болях в спине и шее. Конечно, совсем убрать приобретённый с детства сколиоз нельзя, но минимизировать вполне реально. Что мы с ней и сделали. Даже в тонкой футболке на её спине уже практически ничего плохого не просматривалось.
        Однажды, придя на очередную тренировку, она возбуждённо поведала такую историю. Ехала она в маленькой маршрутке, битком набитой людьми. Причём одними женщинами. С задних мест в сторону водителя пытается пробраться единственный мужик и тот подвыпивший. Он расталкивает женщин руками, наступает на ноги, рычит, матерится. Ему, видимо, скоро выходить, и он медведем ломится к выходу.
        Досталось по ходу и Наталье. На замечание мужик ещё сильнее её пнул. Недолго думая Наташа дала ему «ответочку», да так, что тот рухнул плашмя аккурат под ноги водителя. Пассажирки бурно зааплодировали, проявляя женскую солидарность, а поверженный «герой» испуганно выскочил из маршрутки на первой же остановке.
        – Представляете, –  подытожила Наташа, – никогда не думала, что смогу мужика с ног сбить. Раньше я бы никогда не осмелилась. Выходит, я не зря тренируюсь!
        Или вот ещё случай. Задержалась она однажды на работе допоздна. Идёт к своему дому по темноте между высотками. А у них там такое глухое и злачное место есть. Очень часто грабят одним и тем же способом – догоняют жертву и на ходу вырывают из рук сумку. И вот идёт она в кромешной темноте и слышит сзади приближающиеся шаги. Она влево и он влево, она вправо, и он за ней вправо. От страха Наташа вся напряглась, но виду не подала. Лишь сумку крепче в руках зажала. Она ускорила шаг, а тот, что сзади её преследовал, уже разгон взял и бежит к ней. Когда поравнялся, попытался вырвать сумку на ходу, но не тут то было. Дёрнул раз, дёрнул другой. Понял, что жертва не слабая попалась. Просто так, без боя, своё добро не отдаст. Кинулся наутёк и в спешке сам чуть не загремел об асфальт. А Наталья лишний раз убедилась насколько у неё от тренировок руки крепкими стали, да и смелости прибавилось.
        Она и на работе своих коллег стала удивлять. Товар им привезли, выгрузили и уехали. Мужики стоят, затылки чешут, думают, как его носить, чтобы спины не надорвать. А Наталья подошла, молча два баула в руки взяла и понесла, не морщась на этажи. Те стоят с открытыми «варежками» и дивуются такой лихости. А для неё это уже «семечки». Она ведь на тренировках становую тягу штангой в 70 кг раз двадцать делает.
        Никогда не забуду забавный эпизод. Села она в платформу (тренажёр такой, кто не знает), ноги прокачать. Платформа у нас не какая-то выстилашка, а самая крутая, под 45 градусов. Я рядом стою, считаю, протокол тренировки веду. Какой-то мужчинка кружит вокруг платформы, «пожирает» Наталью удивлёнными глазами. Ещё бы – на платформе 200 кг нагружено, а перед этим она ноги выпрямляла в другом тренажёре с весом в 65 кг раз двадцать пять. Наталья жмёт, а мужик всё груз на платформе пересчитывает, глазам своим не верит, что там два центнера навешено.
        – Чего ему нужно? Скажите, чтобы перестал на меня смотреть. Пускай не смущает, – просит меня Наталья, продолжая уверенно работать ногами.
        Она выжала двадцать два раза, и я дал ей пару минут передохнуть перед следующим упражнением. Ошарашенный мужик пытает меня:
        – Ты её на соревнования готовишь?
        – Нет, – отвечаю ему.
        – Может она бывшая спортсменка? –  не унимается он.
        – Нет, обычный бухгалтер.
        – Да как же так?! –  не может успокоиться мужик. – Я столько не жму, а тут немолодая баба и такое вытворяет!
        От его слов меня распирает гордость. Я горжусь своим творением. За пару лет из невзрачной женщины с «убитой спиной» я умудрился слепить свою Галатею. Как тут не поверить в принцип «Кто был ничем, тот станет всем»? Всё в этом мире возможно, всё. Только нужно трудиться. 
        Наташа услышала его слова. Подошла ко мне и тихонько спрашивает:
        – Скажите, что со мной? Мне порой становится страшно за себя. Раньше об этом даже мечтать не могла: я и 200 килограмм. И вообще, всё вокруг каким-то другим стало. А мне ведь уже далеко не двадцать.
        – Спокойно, Наташа! Ничего удивительного и страшного. Мы с вами всё делаем правильно. Вы же не гипертрофированная от анаболических стероидов, как вон те качки, что на плакатах. Я развил заложенный от природы ваш силовой потенциал по максимуму, и вы просто стали сильнее. А понятия старости для мышечной ткани не существует, если, конечно, её регулярно тренировать и правильно питать. Ваши желания и старания плюс грамотный научно обоснованный подход с моей стороны. Вот и всё.
        Это далеко не последний Наташин результат. Уже, будучи на третьем уровне тренировок, она захотела и таки научилась отжиматься на брусьях. Больше десяти раз это точно. А ещё ей импонировало то, как я прокачиваю пресс – в висе на перекладине поднимаю прямые ноги к рукам и опускаю. Так же захотела. Пожалуйста, - уже через пару-тройку месяцев она довела свой результат в этом упражнении до двадцати раз. И на её плоском животе стали проявляться так вожделенные для многих «кубики». В перспективе я планировал научить её подтягиваться на перекладине. Да и не только. Сколько ещё всякого интересного и полезного я хотел ей дать.
        Вы спросите зачем? Зачем всё это женщине, которой уже под пятьдесят? А почему бы и нет? Она этого давно хотела, всю жизнь мечтала, она это хочет. У неё есть желание, а я знаю как его воплотить в реальность. Самое главное, что помимо здоровья всё это ей приносит удовлетворение. Она выпрямилась, похорошела, даже помолодела, и стала совсем не похожа на ту, что несколько лет назад прихрамывая и боясь повернуть головой, забрела в мой кабинет. Нет ничего приятнее, чем ощущать собственное здоровье, особенно с возрастом. Нет более вдохновляющего, чем видеть, как твой труд делает кого-то здоровым и счастливым.
        Я даже шутил по этому поводу:
        - Представляете, Наташа, пройдут годы и о вас заговорят. Телевидение снимет репортаж о самой старшей на всю страну фанатке тренировок в зале и её личных рекордах, и о её стареньком, но всё ещё крепком тренере. Попадём с вами  в книгу рекордов!
        Но ничего не бывает вечным в этом мире. Всё началось с того, что Наташин начальник, заметив её перевоплощения, пришёл ко мне полечить спину. Он прошёл у меня курс массажа и так же начал тренироваться в зале. Генетика его тела от природы хорошая, а вот по жизни он тяжелее кружки с ложкой в руках не держал. Начали с азов, а после перешли на более сложный уровень тренировок. Несмотря на то, что он часто отсутствовал и надолго уезжал в командировки, его внешний вид заметно преобразился. Он хорошо накачал руки, плечи, шею, ноги и нарастил более 10 кг сухой мышечной массы. Постепенно из худосочного астенического телосложения субъекта он перевоплотился в крепкого атлетического вида мужчину. Это отмечали и сотрудники его организации, которые приходили ко мне на сеансы массажа.
        Но, как говорят французы: «Шерше ля фам». Жена начальника, с одной стороны женщина властная и не терпящая критики в свой адрес, с другой слабая здоровьем, глядя на мужа с Наташей, решила и себе преобразиться. Пришла ко мне на массаж, но через пару сеансов бросила, так как ожидаемого с её стороны мгновенного результата не получила. К тому же по ходу массажа я по обыкновению объясняю клиенту где и какие у него проблемы и отчего они появились. А после массажа заставляю делать лечебную физкультуру. Но она не может позволить критику в свой адрес. Ведь на работе у мужа её все слушаются и не смеют перечить, а тут нужно выслушивать критику о своём здоровье и «плясать под чужую дудку». Попыталась потренироваться в зале под моим руководством. Я работаю на результат, а для результата нужно «закусить удила» и трудиться. А это значит, слушаться, подчинив свою волю мне, так как собственной силы воли у неё явно не хватает. Я провёл с ней несколько тренировок. Видя какая она немощная и вялая абсолютно не нагружал. Но даже эта детская минимальная нагрузка показалась ей непомерной. Всем своим видом она давала знать, что просто умирает на тренажёрах.
        - Скажите, а можно ли тренироваться так, чтобы не было трудно, и не нужно было так напрягаться? - как-то закапризничала она.
        -  Конечно можно! ;  подыграл я. -  Запоминайте.
        - Так! - обрадовалась она. - Я вся во внимании!
        - Идёте домой, ложитесь на диван или садитесь в кресло. Укутываетесь в тёплый плед. Берёте в одну руку чашечку любимого кофе, а в другую телефон, и ждите, пока не устанете. А тут в зале, к сожалению или к радости, всё железное, и для получения результата нужно хотя бы чуточку напрягаться.
        Я не умею лебезить, петь липовые дифирамбы и с улыбкой на лице  обманывать. Для меня все клиенты равны, и я всегда им говорю правду.
        Моя прямолинейность ей явно не понравились. Она надолго исчезла, а когда появилась в очередной раз, то захотела тренироваться вместе с мужем. Она никак не могла смириться с тем, что её муж и подчинённая Наташа так далеко ушли от неё по здоровью, но мало-мальски напрячься в этом отношении она ну никак не хотела. Я не принял её предложение, поясняя тем, что не провожу групповых занятий, а предпочитаю работать индивидуально, учитывая физические и эмоциональные особенности клиента.
        Она ушла, обиженно закусив губу. Месть от неё не заставила долго ждать. Наташин начальник вдруг исчез без каких-либо пояснений, и тут же знакомые ребята, что тренируются у нас в зале, показали мне страничку в фейсбуке, где он красуется своими мышцами в элитном зале, а его новый тренер снял видео о том, каких хороших результатов можно достичь, тренируясь под его руководством. Сам начальник пообещал регулярно выставлять новые посты о своих тренировках. Сразу же в комментариях посыпались лизоблюдные отзывы его подчинённых: ах, вау, какой вы молодец, теперь и мы будем тренироваться по вашему примеру, все пойдем за вами и вашей супругой в зал и т.д., и т.п. Я его годами шлифовал, ведя к такому результату, а тут вдруг без году неделя, как он стал таким мощным у нового тренера. Нехорошо, неприятно, обидно. Ощущение обокраденного человека.
        Я высказал свои возмущения Наталье. Она принялась защищать начальника и его жену. Оно и понятно ; с волками жить – по-волчьи выть. У них там серьёзный семейный бизнес, и она, как главный бухгалтер, не последний винтик в этом механизме. Оставаться у меня, значит накликать гнев жены начальника.               В итоге она ушла за ними. Это её право. Конечно, свято место пусто не бывает. Ко мне пришли другие, но такой, как Наталья, вряд ли когда ещё будет. Я не слышал от неё «не хочу», «не буду», «ой, как трудно», «давайте сделаем меньше», «зачем мне это нужно» и нечто подобное. Убеждён, что её потенциал не был мной раскрыт до конца.
        Время прошло. Оно, как известно, лечит и всё расставляет по своим местам. Иногда я пересекаюсь с ними. Тренировки в элитном зале почему-то не пошли им на пользу Они все как-то сдали, но виду не подают. При встрече хорохорятся, и ведут себя так, будто абсолютно ничего не было.
Наташа каждый раз спрашивает одно и то же:
        - Ну, как вы?
        - Всё по-прежнему, без изменений. Лечу спины, тренирую, сам тренируюсь, - отвечаю ей и вижу потускневший взгляд, сморщенное лицо, худое сгорбленное тело, прикрытое яркими одеяниями. Спросить её не успеваю, потому что она, замечая мой пристальный взгляд, тут же под любым предлогом начинает куда-то спешить.
        Жена начальника чёрной дырой утащила их за собой, посадила на новомодное вегетарианство. Сама ещё больше потемнела, осунулась, так и не став здоровее. Да и муж её заметно сдал, как-то усох что ли. Куда-то подевались его широкие плечи, крепкие руки, прямолинейная походка, уверенный взгляд. Он вернулся к своим первоначальным параметрам и стал больше походить на стареющего мальчика, а на его страничке в фейсбуке так и не появились обещанные посты о новых тренировках.   
   
04 декабря 2023 г.


Рецензии