Образование новых нейронных связей

Речь пойдет не об образовании новых повседневных текущих нейронных связях, таких, например, как освоение другой специальности или приспособление к изменившимся условиям, когда образование новых связей жизненно необходимо. А о восстановлении уничтоженных нейронных связей под воздействием психотравм. Психотравма образуется под воздействием сильнейшего раздражения (или длительного воздействия травмирующего раздражения) и становится «стойким очагом возбуждения», «диспетчерских пунктом», который протаскивает через себя любые раздражения и накапливает из, как через полупроводник. При психотравмах связь с реальностью, под воздействием которой произошла психотравма, полностью нарушена. Теряется память на травмирующее событие, отсутствует критический анализ. Раздражения от психотравмы, чтобы спасти ее от полного истощения, отводятся в «конкурирующий очаг возбуждения», который берет на себя роль «диспетчерского пункта» и который постоянно приходится поддерживать в состоянии возбуждения, чтобы не происходило сваливания раздражений в психотравму. При этом психотравма продолжает накапливать раздражения, истощая себя все больше и больше, и чтобы спастись от травмирования, нервная система переходит на все более возбудимый уровень, с иными значимостями и связями, их оправдывающими.

В конечном итоге психотравма истощается до «сплошного спазма», который на автомате ограничивает приток раздражений в психотравму, в которой чувства полностью выгорели, испепелились из-за постоянного травмирования, а память на травмирующие события полностью выхолостилась. На месте психотравмы осталась незаживающая ранка («черная дыра»), которая засасывает в себя раздражения, но не выпускает их обратно. То есть, в ней нейронные связи отсутствуют. Огромная часть информации выпадает из сознания, а периодические нервные срывы становятся нормой и их  первопричина не отслеживается сознанием.

Возможно ли восстановление уничтоженных нейронных связей, ведь путь назад для осмысления и устранения причин, приведших к выгоранию нервной системы, невозможен, так как придется вернуться назад к тому, от чего удалось убежать с большим трудом и начать травмироваться снова и снова? Нервная система этого просто не выдержит.

Каким образом может происходить обновление нейронных связей, если уничтожен фундамент, от которого можно было бы оттолкнуться? Такой основой является нейтральная фотографичность восприятия. Изначально первая реакция на реальность у нас нейтральная, фотографически точная (видение того, как есть) и лишь потом мы придаем ей ту или иную эмоциональную значимость, которую фиксируем в своем подсознании как эмоциональный опыт. Если мы не будем видеть, как есть на самом деле, то мир будет для нас непонятным, непредсказуемым и страшным. Мы просто не сможем в нем ориентироваться.

В то же время, именно эмоциональная оценка реальности делает ее осмысленной. Сама по себе фотография мертва. Чтобы реальность воспринималась без искажений, ее эмоционально – фотографическая оценка должна быть двусторонней. В случае с психотравмой, оценка реальности односторонняя, а потому мировосприятие оказывается лишенным противовеса, потому проблема избавления от травмирования и образования новых нейронных связей оказывается нерешаемой. Чтобы справиться с ней и сделать мировосприятие двусторонним, объективным, необходимо укрепит позиции внимания (видения) и равновесия. При равновесном мышлении пространственная эмоциональная паутина (нейронные связи) становится целостной, неразрывной. При нем активно формируются новые нейронные связи, взамен уничтоженных. Вы не будете прежним, ваши эмоциональные реакции, приведшие к образованию психотравмы, станут иными, но ваша основа сохранится. Просто вы прейдете на более высокий, разумный уровень мышления, обладающий большей свободой, более раскрепощенными эмоциями, в большей степени защищенными от травмирования. Укрепит свои позиции сильное «Я», которое было сломлено страхом. Прошлое начнет видеться с сильных, разумных позиций. Сама психотравма, при достаточном количестве сна и отдыха, и отсутствии раздражений, начнет постепенно обнажаться, травмироваться и заживать. В обратном порядке начнет восстанавливаться память, чувства. Свободу обретут как животные инстинкты, так и человеческие эмоции, чувства. Когда прошлое видится с сильных позиций, прошлое перестает быть травмирующим, а потому память на прошлое становится абсолютной. Причем память как чувственная, так и прагматичная. Пространственная паутина нейронных сетей буквально пронизывает и насыщает сознание, что позволяет мгновенно, почти без затраты сил, извлекать из нейтральной памяти интересующую нас в данный момент информацию. Без фотографичности восприятия невозможно восстановить нарушенное равновесие и избавиться от негативных последствий, вызванных психотравмой. Вот почему так важно воспринимать реальность напрямую, фотографически точно. В этом случае защита от травмирования становится очень высокой.

Не только сознательное видение способствует образованию новых нейронных связей, но и полноценный сон, в первую очередь, во время которого происходят полноценные восстановительные процессы, с образованием новых нейронных связей, позволяющих осмыслить прошлое и исправить допущенные в нем ошибки. Развитие разума во время сна и бодрствования так же сопровождается образованием новых нервных клеток (нейронов).

Если жизнь складывается не самым лучшим образом, это не значит, что все потеряно и выхода нет. Мозг в состоянии избавляться от нейронных связей, загнавших в тупик и выстраивать новые связи, которые помогут изменить ситуацию. Слабого сделать сильным, жестокого, бездушного сделать человечным, примирить с врагом, вернуть чувствам первозданность в случае, когда они выгорели под воздействием неудачной любви, неуспешного сделать успешным, из «вечно второго» стать первым.
5.12.2023 г.


Рецензии