Блаженны миротворцы - 5, Глава 1

Пролог

Нигде. Сборище Падших

- Заставь её пасть!

- Как?

- Ищи!

- Ищем, пока безуспешно! Раньше было легче... Всё из-за тех, кто позволил арья открыть волновые структуры живой материи! Из-за тех, кто допустил изобрести регенератор и восстановить часть замысла Предвечного! Арья избавились от болезней, через которые так хорошо получается воздействовать на людей!

- Они стали жить слишком долго! Раньше хоть старческая немощь и преждевременная смерть выключали из игры тех, кто успевал узнать и понять слишком много, а теперь...

- Остается искать слабые звенья и действовать через них. Шансы есть...

- Если будет всепланетное обсуждение, это не сработает! Среди арья слишком много тех, на кого мы не можем влиять! А их Церковь и вовсе неприступная твердыня, это тебе не Земля...

- Сработает!

- Ты так уверен?

- Гораздо надежнее опираться не на их страсти, а на их добродетели! У нее совершенно отсутствует стремление превознестись над кем-либо и она постарается избежать огласки.

- В любом случае мы выиграем хоть что-нибудь! Хотя бы гибель кого-то из тех, кому она не сможет передать свой опыт!

- Что толку? Если бы их души выиграть...

- Не скажи, безвременная смерть человека порой неплохо помогает повлиять на его близких! Так приятно, когда они проклинают Предвечного!


Глава 1

Мы летели домой. Первую треть пути нам предстояло проделать в нашем флаере, который всё-таки был тесноват для 6 взрослых и одного ребенка. Впрочем, никто особо не страдал, потому что среди нас не было бессовестных людей, не думающих о своих ближних. Да и все бытовые неудобства с лихвой компенсировались увлекательными разговорами, музыкой и чтением.

Мы не теряли времени и начали переводить с языка тану на наш полюбившиеся книги. Дейн и Райн нашли одно на удивление беспристрастное повествование о войне с Кироном и разорении Кенны. Я же решила выбрать что-нибудь мирное, и в то же время не обыденное, а такое, где были бы показаны человеческие взаимоотношения на фоне великих свершений народа тану, например, освоения космоса. Потому что мелкие обывательские страстишки у них скорее всего те же, что и у нас в старые времена, и особого интереса не представляют. А вот отношения людей, с риском для жизни стремящихся в неисследованные дали,  говорят о многом. Мне кажется, из этого можно понять об их цивилизации гораздо больше.

Еще я продолжала свои беседы с Тео о темных секретах Тех, Которые Велят, с помощью которых они смогли поработить миллиарды людей на своей планете.

- Про рождение мы с тобой уже говорили, - начал он, - теперь поговорим о детстве! На Островах младенцев обычно носят с собой, или прямо на себе их матери или няньки, укладывая в колыбельки либо на свои постели лишь на время сна. У нас знают, что обилие впечатлений стимулирует развитие мозга ребенка, поэтому мирятся с присутствием маленьких детей в общественных местах. Естественно, это касается лишь отпрысков Тех, Которые Велят, даже у Трансляторов нет такой привилегии.

Удел большинства рожденных в Иттане - обездвиженность и изоляция. Малыши лежат в своих кроватках, их прячут от окружающих, мотивируя это заботой о здоровье. Людей пугают заразными болезнями, хотя младенец, которого мать кормит грудью, надежно защищен антителами, содержащимися в ее молоке.

Когда дети подрастают и начинают ползать и вставать на ноги, на Островах их никто и никогда не запирает в тесных клетках-манежах, напротив, для них создаются обширные развивающие пространства, безопасные в плане предметов, которыми они могут, допустим, подавиться, и способствующие развитию их ловкости, скорости и координации движений.

Как и у нас, – подумала я.

- Дети Тех, Которые Велят, окружены красотой, как рукотворной, так и природной, – продолжил Тео. – Для них закладывают особые сады, даже выращивают деревья, по которым хорошо лазать. Они слушают прекрасную музыку и играют с эстетически привлекательными игрушками из натуральных материалов. Прочие же малыши Иттана с самого раннего возраста приучаются к экранам, а их игрушки – дешевые пластиковые штамповки ядовитых расцветок.

Но еще большая разница между людьми закладывается образованием. У нас на Островах систематическое обучение начинается рано, в 3-4 года. К 5-6 годам почти каждый ребенок уже умеет и любит читать, пишет и совершает действия с цифрами.

Большое внимание уделяется каллиграфии и всевозможному рукоделию – дети рисуют и лепят, плетут и шьют, работают с деревом и металлом, пользуются ножами и прочими инструментами, осваивают огромное количество техник, вплоть до элементов старинных ремесел. Кроме этого, они посвящают много времени подвижным играм и спорту.

Дети же Исполнителей и отчасти Трансляторов всё раннее детство, когда происходит интенсивное развитие мозга, удерживаются в искусственно продлеваемом невежестве. Они начинают учиться лишь в 6 лет, и под предлогом обеспечения безопасности практически лишены возможности работать руками и предаваться подвижным играм. Лишь небольшое количество специально отобранных детей упражняются в этом для развития качеств, необходимых людям определённых профессий.

Основной принцип в образовании Исполнителей – ничего лишнего сверх того, что необходимо человеку для выполнения его социальной и профессиональной роли. Программы массового обучения составлены так, чтобы в головах у людей не могло выстроиться целостной системы, а вместо этого присутствовала бы лишь мешанина разрозненных фактов.

Система образования подтягивает до определенного уровня и одновременно не позволяет подняться выше некой рассчитанной планки. Потому что слишком высокий уровень знаний и навыков, особенно способность критически мыслить, анализировать информацию и делать собственные умозаключения, опасен для стабильности общества.

В результате выводятся, по сути, две разные породы людей. Получая нормальное развитие и образование, Те, Которые Велят по сравнению с основной массой Исполнителей выглядят сверхчеловеками, чуть ли не богами.

Тео остановился, устремив перед собой задумчивый взгляд. Наконец, он опустил голову и произнёс:

- Вот только надежды на то, что это приведёт к успеху и процветанию, потерпели крах.  Прогресс остановился, и Иттан на полной скорости несется к катастрофе...

Думаю, именно поэтому большинство восприняли войну с вами как хоть какой-то шанс изменить ход истории. Или, на худой конец, продлить свое существование за счет перераспределения ресурсов в свою пользу...

- И что теперь делать со всем этим? – спросила я.

- Никто этого не знает, – ответил Тео. – Основатели хотели, как лучше, а получилось то, что получилось...

- Но ведь наверняка можно избежать дальнейшей деградации и даже повернуть вспять все эти деструктивные процессы, – заметила я. - Пусть не сразу, но потихоньку поднимать уровень образования, естественно, согласуя это с нравственным совершенствованием и духовным ростом.

- Вряд ли на это пойдут, – печально произнес Тео. – Да и ресурсов не хватит на такое...

- Так что же, так и держать большинство людей недоразвитыми рабами? – спросила я.

И тут в наш разговор вмешался Дар:

- Ты думаешь, эту ситуацию так просто разрешить? Ты и представить себе не можешь, в какой ад превратят свой мир рабы, внезапно обретшие свободу! Жизнь в обществе, где царит насилие и подавление, страшно деформирует человека! А если его семья тоже успела пропитаться этим духом, либо же он вообще рос вне семьи, это скорее всего и вовсе необратимо!

- Почему? – спросила я.

- Очень просто! У него напрочь отсутствует опыт нормальности! Ну как человек может кого-то любить, если его самого никто никогда не любил? Он просто не знает, как это, нет у него в принципе такого опыта! Он растет среди насилия и обмана, и с раннего детства сам приучается лгать, манипулировать окружающими, пресмыкаться перед более сильными и издеваться над более слабыми. В результате он просто походя, часто сам того не осознавая, ранит и калечит души окружающих, разрушает их жизни.

Да, над его словами явно стоило задуматься... Я вспомнила печальную историю Пина и мои беседы с Гедой Марн.

- Могу даже привести пример из жизни, – добавил Дар. - В одной из общин приютили как-то женщину, случайно выжившую в сбитом флаере «Псов», и потом горько об этом пожалели. Видишь ли, у пиратов женщины представляют собой низший слой общества. Полное отсутствие прав, низкий уровень образования. Они в основном выполняют лишь три функции – рожают детей, занимаются самым неприятным неквалифицированным трудом, ну и удовлетворяют плотские вожделения высших классов. Прошу прощения за непристойность, но уж такие у них реалии жизни.

И вот, кое-кто решил проявить гуманизм и притащил ее в свою общину. Все были в шоке, когда узнали о прежней жизни спасённой. Её окружили сочувствием и вниманием. Ей предоставили ресурсы и права, как и остальным членам общины.
Буквально через пару недель гостью в первый раз уличили во лжи. Естественно, отстранили от принятия решений. Так её это нисколько не огорчило!

Дальше - больше. Учиться она вообще не захотела. Занималась не слишком квалифицированным трудом, который выполняют подростки, и то спустя рукава. Общинники несколько раз закрыли глаза на откровенную недобросовестность в работе, хотя, учитывая условия, в которых мы живём, это может привести к трагедии.

Вскоре у людей стали пропадать вещи. Но ей простили даже воровство. Пожалели...

Последней каплей стало то, что она начала склонять мужчин к аморальным поступкам. Сначала приставала к холостым, но после того, как ей несколько раз высказали откровенно всё, что про неё думают, вроде притихла. Оказалось, нашла себе новую жертву.
В одной семье возникли нелады между супругами. И она тут как тут! Решила воспользоваться чужой бедой, чтобы попытаться завязать отношения с мужчиной. Когда в общий информаторий выложили записи, все пришли в ужас от изощрённости ее психологических манипуляций. Она настолько мастерски подливала масло в огонь супружеского конфликта, растравливая обиды и выражая мнимую поддержку... Хотя на самом деле там было полное отсутствие эмпатии, абсолютное безразличие к душевным страданиям людей. Она просто смеялась над тем, что другому больно! Из-за нее семья едва не распалась! Вся община берегла их брак, как могла. Поддерживала, утешала, примиряла...

Но и это еще не всё! Тогда же она положила глаз на одного молодого человека, почти подростка. И сумела его растлить! Понятно, это очень опасный возраст, когда человек еще только устанавливает контроль над пробудившимися в нем плотскими влечениями. Когда случившееся всплыло, несчастный не выдержал стыда и покончил с собой. После этого за ее выбраковку проголосовали единогласно...

- Но ведь получается, что это не столько ее вина, сколько беда... – заметила я.

- Так ведь она попала в свободное и справедливое общество, – возразил Дар. – У нее были все шансы на нормальную человеческую жизнь. Учись, трудись, развивайся, строй здоровые отношения и создавай семью! И если дурные привычки тянули ее в грязь, она должна была бороться с ними. Если трудно, говорить с людьми, просить о помощи. У нас в общинах принято помогать и поддерживать друг друга! Но нет, вместо этого она выбрала привычный с рождения путь подлости и лжи, который привел ко вполне закономерному финалу! Она не умела и не хотела жить в здоровом обществе и пыталась создать хотя бы вокруг себя естественную для нее среду лжи, распущенности и манипуляций окружающими. Видишь, как страшно рабство деформирует людей?

Мне оставалось только сделать жест согласия.

- И что, по-твоему, надо было делать, если она опасна для окружающих? – продолжал Дар. – Ждать новых жертв? Или держать ее в изоляции? Кормить и охранять за счёт ресурсов общины? Нет уж, в Свободных Общинах нет, не было и никогда не будет никаких тюрем! Потому что само это явление поганит общество, нисколько не исправляя преступников, зато гарантированно разрушая души тех, кто взял бы на себя функцию лишать свободы других!

Я задумалась. Ведь и у нас в первые десятилетия истории Светлого Айрина не было благостной идиллии. И конфликтов хватало, и даже на Старый Айрин некоторые возвращались. Из-за этого наши враги обвиняли нас в терроре и тоталитаризме...

А охрана общественного порядка и до сих пор не возлагается на каких-либо специальных людей, но считается обязанностью каждого. Скорее всего, именно так, как в общинах Изгоев, всё и выглядело тогда. И тем, кто пронес в себе в наш новый мир усвоенные на Старом Айрине деструктивные наклонности, пришлось либо исторгнуть их из себя, либо...

Буду дома, попробую исследовать этот вопрос, - решила я. - Хотя вряд ли получится, скорее всего у меня просто не найдется времени...


Рецензии
Раб мечтает не о свободе, а о своих рабах.
Цицерон.

Роман Дудин   03.01.2024 16:43     Заявить о нарушении
Это точно. Когда-то давным-давно человечество свернуло на тупиковый путь развития с возникновением государств и порабощением, и теперь поди вылези оттуда.

Тэми Норн   03.01.2024 17:46   Заявить о нарушении