Образ мира. Умберто Эко

Есть какая-то несправедливость в том, что при упоминании  Умберто Эко сразу возникает роман «Имя розы». Да, это прекрасный роман, достойный самых высоких оценок – как со стороны читателей-интеллектуалов, так и со стороны профессионалов – литературных критиков и литературоведов. Но сводить имя этого гиганта современной литературы и науки только к этому роману не только несправедливо. Скорее, это является    прискорбным результатом незнания всего творческого наследия этого человека. Ведь Умберто Эко не только автор упомянутого романа, известный нам как выдающийся писатель.
На самом деле он итальянский ученый, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик литературы, литературный критик, писатель и публицист. Мало того, поражает жанровое разнообразие работ этого автора:  среди его произведений, кроме научных работ и романов,   есть немало эссе и даже  детские сказки.  Умберто Эко внес также большой вклад в интернациональную бондологию – у него есть  две замечательных работы о феномене Джеймса Бонда. Как говорится в Википедии, весь список работ Умберто Эко огромен, так же, как и список литературы о нем на итальянском, русском и других языках народов мира. Я не изучаю творчество Умберто Эко – на это есть литературные критики и теоретики литературы, Я просто отдаю этому человеку дань преданного читателя.
Сначала о происхождении его фамилии. Вероятно, немногие знают, что дед Умберто был подкидышем, и фамилия ему была дана служащими приюта в соответствии с установлениями того времени. Только в зрелом возрасте Умберто узнал от своего друга, который провел документальное исследование, откуда взялась его фамилия. Эти сведения содержатся в библиотеке Ватикана. Там есть список аббревиатур, которые использовались иезуитами для записи фамилий детей неизвестного происхождения, проще говоря, подкидышей. Так вот «ЭКО» - одна из этих аббревиатур, она происходит от слов « Ex caelis oblates», что в переводе с латыни означает «Дарованный небесами».
Сын  этого подкидыша и отец Умберто - Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье. Как жила эта семья, мы не знаем. Известно только, что Джулио овладел бухгалтерской профессией, но заниматься бухгалтерией ему приходилось далеко не всегда, так как он был участником трех войн, в том числе  Второй мировой. Сын Джулио -  Умберто, ставший одним из самых прозорливых мыслителей двадцатого века, родился в семье бухгалтера 5 января 1932 года в Алессандрии, недалеко от Турина. В конце Второй мировой  ему было тринадцать лет, и он жил с матерью в небольшой деревне в горах Пьемонта.
Покончив с войной, Джулио вернулся домой и стал задумываться о будущем сына. Бухгалтер – должность невеликая, и отцу казалось, что у сына будет более достойная жизнь, если он станет юристом. И вот тут начинается, с моей точки зрения, самое важное.   Этот итальянский юноша, сын бухгалтера, поступает после окончания школы в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу. С чего он решил так, знает только Бог, но вся  жизнь Умберто Эко показала, что решение было абсолютно осознанным. Так, по сути, мальчишка безошибочно определил свою дальнейшую судьбу.
В 1954 году он вышел из университета с дипломом бакалавра философии.  За время учебы в университете Умберто Эко стал атеистом и порвал с католической церковью. Сначала он работал на телевидении обозревателем одного из крупнейших изданий Италии – еженедельника «L.Espresso»,  преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. В 1961 году Умберто Эко становится приват-доцентом эстетики, а с 1975 года, то есть, в возрасте 43 лет он уже профессор семиотики. В 2003 году стал кавалером французского  ордена Почетного легиона.
После второй мировой войны  в Европе и Америке возникает новое направление в литературе – постмодернизм, который начинает четко отграничиваться  от массовой культуры. Для этого много сделал предшествовавший постмодернизму модернизм, яркими представителями которого стали Джойс, Кафка и другие писатели мирового класса.  Постмодернизм становится  всеобъемлющим направлением, которое охватывает не только литературу, но и  другие виды искусства, включая, например, архитектуру, музыку, живопись и скульптуру, а в научном мире – философию. Теоретической опорой постмодернизма становится семиотика, или семиология.
В семидесятые – восьмидесятые годы Умберто Эко занят теоретическими исследованиями в области семиотики, о чем свидетельствует его  трактат по общей   семиотике 1975 года, затем в 1984 году издается работа «Семиотика и философия языка». Наиболее впечатляющими становятся две объемные книги: «Открытое произведение», которое выходит в Италии еще в 1962 году, и   «Роль читателя» -  в 1979 году. Такой большой промежуток времени между этими двумя произведениями понятен: проведены фундаментальные исследования в совершенно новой области знания. Эти книги стали практически двумя частями библии постмодернизма. К сожалению, они долгое время  были закрыты для российского читателя   и стали общедоступными только в 2016 и в 2018 году после перевода их на русский язык и выхода в свет в издательстве  «АСТ».
Нет смысла перечислять все научные труды этого мыслителя и его литературные произведения. Даже умеренно любознательный человек может найти все это в Интернете. Моя задача –  рассказать о том, что  стало моим личным открытием, передать другим людям свое восхищение великими умами и гениальными творцами мировой литературы.
Именно синтез науки и ее реальных воплощений в литературном творчестве больше всего восхищает меня в Умберто Эко. Нередко бывает, что  ученый остается лабораторным гением и этого ему вполне достаточно, а от практической деятельности, в том числе литературной и художественной, он далек, и это понятно. Но именно после своих глубоких исследований Эко решает создать свою беллетристику, которая впитала бы в себя все его научные поиски и открытия.
Дебютом в художественном литературном творчестве  Умберто Эко стал роман «Имя розы», который принес ему потрясающий успех и известность среди читающей и мыслящей  публики всего мира.
У вдумчивого читателя, естественно, рождается предположение, что истоки этого романа следует искать в борхесовской «Вавилонской библиотеке». И таинственная обстановка монастырского книгохранилища, и сам его хранитель Хорхе явно напоминают нам это известное произведение. К сожалению, я не помню уже, где я прочитала  очень интересное интервью с Умберто Эко, в котором  его спрашивают: почему он назвал свой роман именно так и почему  он вывел библиотекаря Хорхе таким законченным злодеем, хотя его образ явно списан с самого Борхеса, который таким злодеем не был. Эко ответил совершенно искренне, что он не знает, почему так получилось, да, Борхес совсем не такой человек.  Внешнее родство Хорхе с Борхесом к тому же носящего имя Борхеса – его слепота, его одержимость библиотекой, -  да, очевидны. Просто так написалось.
Что касается отношения Умберто Эко к Борхесу, даже невооруженным глазом видно, насколько он неравнодушен к этому титану мировой
литературы. Борхес не раз упоминается в сборнике блестящих эссе, которые получились из записи шести лекций, прочитанных Умберто Эко в 1994 году  в Гарвардском университете США  - «Шесть прогулок в литературных лесах». И название романа «Имя розы» возникло, я думаю, из верлибра Борхеса «Роза», в котором есть такие слова: «…Та роза, которая вне тленья и стиха, - всего лишь аромат и тяжесть, роза чернеющих садов,  глухих ночей любого сада на любом закате, та, воскресающая волшебством алхимика из теплой горстки пепла… тот юный платонический цветок – слепая, злая и для стиха недосягаемая роза». Роза – слепая, злая – в этом, видимо, кроются истоки  фанатизма и одержимости хранителя библиотеки из романа Умберто Эко.
Автор  воплотил в этом романе свое понимание новой литературы, которое в самом обобщенном виде он выразил в одном из  эссе упомянутого сборника:
«Чтобы стать священным лесом, лес должен быть густым и дремучим, как чащи друидов, а не аккуратненьким вроде французского парка». Конечно же, под Священным лесом Умберто Эко подразумевал литературу. Здесь брошен весомый камешек в сторону  традиционного реализма, который прочно обосновался в литературе к началу двадцатого века и представлял собой именно спроектированные творческим вымыслом и разлинованные произвольно литературные пространства, совсем не похожие не реальность.
Вот такими литературными лесами, порой трудно проходимыми для неискушенного читателя,  стали все его романы. Это и «Маятник Фуко», который, неожиданно для автора пошел нарасхват, потому что читатели увидели в нем чуть ли не энциклопедию оккультизма. Это и  «Остров накануне», который представляет собой развернутую метафору бытия с его экзистенциальной непредсказуемостью. Есть еще и другие значительные произведения -  «Таинственное пламя царицы Лоаны», «Пражское кладбище», «Нулевой номер» и многое другое.
Умберто Эко написал немало завораживающей прозы, в которую погружаешься с чувством непреодолимой вовлеченности, его же словами, -  в  «хаос человеческого опыта». Не следует ожидать, что произведения Эко заманивают читателя подобно остросюжетному триллеру или захватывающему экшн. Нет. Это постепенное погружение в глубины человеческой экзистенции, подобное, может быть, кафкианским повествованиям, или проще -  непридуманным фильмам Жака Ива Кусто о странной жизни подводного мира.
Если ты не завзятый путешественник по просторам бытия, то чтение романов Умберто Эко может не состояться. Некоторые, даже высокоинтеллектуальные и искушенные читатели, откладывают в сторону его книги, порой сложные для восприятия.  Чтобы понять этого писателя и пристраститься к его мирам, нужен код доступа, ключ к изображению реальности, которую ты просто не сразу узнаёшь и начинаешь понимать. Удивительно новый  ракурс повествования мешает тебе на первых порах, но если ты преодолел барьер, то тебя уже не остановишь, ты будешь читать до конца.
Так случилось у меня с «Баудолино». Невероятная чужесть предлагаемой средневековой действительности сначала  испугала  и оттолкнула меня. Я сдала книгу в библиотеку непрочитанной. Да еще это необарокко – некая театральность, величавость, сложность языка, вычурность образов…  « - Сударь Никита, до определенных пор я не задумывался, люблю ли я своего кровного родителя Гальяудо…» и тому подобное. Но неосознанный зов этой книги заставил меня приняться за нее заново, разгадать ее язык и пойти вслед за автором по долгому пути ее героя – сначала незадачливого парнишки сомнительного происхождения, затем юноши, нашедшего свой путь рядом с могущественным королем Фридрихом Великим, и, наконец, умудренного опытом, многое повидавшего и познавшего жизнь человека. Но, пожалуй, самое интересное и ценное в  книге то, что она раскрывает нам законы политической кухни любых времен и государств, показывает, как создаются исторические легенды, которым верят миллионы людей, а в основе их – ложь и заурядная интрига.
Невольно возвращаешься к основному постулату постмодернизма - творческой роли читателя в освоении книжных пространств. Тайна литературы восходит к сотворчеству автора и вдумчивого, не ожидающего «легкого хлеба» читателя, способного воспринять код повествования и найти верную тропу путешествия по тексту. Стрелка компаса читательского восприятия, по сути, создает литературное произведение. Награда читателю и автору в том, что к концу произведения они идеально находят и понимают друг друга.
Но не только постмодернистским волшебством обладают произведения Умберто Эко. Сквозь них проступает философский поиск автора, которого больше всего волнует вечный круговорот борьбы добра и зла на  планете. Вот что пишет в послесловии к роману «Имя розы» его постоянный переводчик на  русский язык и исследователь творчества писателя Елена Костюкович:
«Чем дальше, тем четче Эко утверждает – в последнее время он это утверждает неопосредованно, а прямыми публицистическими текстами, - что обязанность философа, и вообще интеллигента, в любую эпоху подвергать все сомнению. В страшном герое «Имени розы» - борхесианском ( то есть универсально образованном и сильно мыслящем) Хорхе читатели должны были увидеть гениального, губительного для культуры и для жизни начетчика. Ему сомнение не свойственно. Он – дьявол. Так и говорит ему в лицо Вильгельм: «Ты дьявол».
Это как раз такой случай, когда вроде бы занимательная для чтения литература со всеми ее художественными достоинствами, включая затейливое барокко, становится острее любой публицистики и проповеди.
Тем не менее, человеческая и гражданская совесть писателя не позволили ему избежать и публицистики. В самом конце второго тысячелетия Умберто Эко пишет небольшую книгу «Пять эссе на темы этики». В 1997 году она выходит на итальянском языке и быстро распространяется по всему читающему миру. На русском языке книга вышла в свет в издательстве «Астрель» в 2012 году. В этом сборнике ключевым произведением является эссе «Вечный фашизм», хотя и остальные произведения, представляющие собой тексты выступлений автора на различных встречах, симпозиумах и других мероприятиях, касаются  формирования  «внерелигиозного сознания»,  ужасов терроризма, войн, положения прессы в обществе,  толерантности и других острых проблем современной мировой культуры.
Особенно остро и актуально звучит приговор Умберто Эко «Вечному фашизму», который, по его убеждению, далеко не был похоронен в 1945 году, а существует в любом обществе в дремлющем состоянии, и всегда есть опасность, что он «проснется» и станет очередным бедствием мирового масштаба. В конце двадцатого века в общественном сознании присутствовало некое благодушие, связанное с ожидаемым концом «холодной войны», что оказалось более желаемым, чем действительным, и прозорливость публицистики Умберто Эко тогда казалась излишней и несвоевременной. Но события начала двадцать первого века с пугающей точностью подтвердили реальность опасений этого мыслителя,  которые оказались верными.
Говорят, что реальные масштабы личности проверяются временем, именно время подтверждает или опровергает высказанные в творчестве того или иного деятеля суждения, выводы или предостережения. Время показало, что Умберто Эко – не просто большой писатель и серьезный ученый, он оказался, по сути пророком на рубеже веков и тысячелетий, который ясно обозначил пугающие направления развития мирового сообщества, и оказался прав, согласен с этим кто-то или не согласен.
В последних строках романа «Маятник Фуко» есть слова, напрямую относящиеся к этому:
«Написал я или нет, неважно. Они все равно будут искать второй смысл, даже в моем молчании. Так уж они устроены. Они слепы к Откровению».

…Умберто Эко ушел от нас 19 февраля 2016 года. К счастью для писателя, он не дожил до времени полного реального подтверждения его тревог и пророчеств. Однако, кое-что он успел захватить.
               
4.12.2023г.   
 


Рецензии