Смоковница

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Мф. 21, 18-22.

В словах Иисуса изложена триада признаков, составляющих основу жизни верующего - вера, молитва, действие. Вера с условием не усомниться, действие с молитвой, молитва с духовным стремлением к Всевышнему.
Но даже при наличии подобной веры, насколько достижим для человека опыт, переданный в рассказе о смоковнице? Следует отметить, что приведенные в нем примеры поступков, отличаются от тех, которые Учитель совершает в ходе своей деятельности. Так, например, Его деяния были по обыкновению направлены на одушевленные существа, к тому же, все они прямо касались духовной жизни людей, предопределялись Божественным законом и следовали из мессианских мотивов.
Почему же история с увяданием смоковницы, соседствует с повествованиями евангелистов о способностях Иисуса возрождать, исцелять и воскрешать? Почему он не сказал смоковнице: да будешь плодоносной вовек, дабы насыщать всех изголодавшихся путников?
О больших возможностях добродетели, основанной на вере и любви, свидетельствует множество Евангельских рассказов, из которых следует также и то, что нельзя искушать Господа суетными и легкомысленными просьбами, и что нужно самим не поддаваться искушениям, одним из которых является обладание властью.
Не соблазн ли изменить положение горы в пространстве, или продемонстрировать окружающим свою способность воздействовать на жизненную сущность дерева?
Таким образом, при рассуждении о событии, произошедшем около смоковницы, возникает множество вопросов, один из которых обобщенно был озвучен учениками. Именно в этом вопросе и видится главная проблема восприятия и понимания людьми Иисуса Христа. Проблема настолько серьезная, что потому - то Он и отвечает им, применяя метафору.
Не будь так, Его слова останутся воспринятыми верующими как обычный призыв к вере, для исследователей писания как нравоученье, а для атеистов вовсе будут объектом высокомерной критики - мол, «В чем дерево виновато?»
Чтобы понять скрытый смысл Евангельского рассказа следует представить те драматические события, и главное – поведение их участников.
Вход Иисуса в Иерусалим ознаменовал начало тяжелейшего периода на Его жизненном пути (1). Вот Иисус изгоняет торгующих из храма. Вокруг перекошенные от гнева лица продавцов и менял, возмущенные первосвященники и книжники, равнодушные чиновники, изумленные верующие, и другой разный люд – все вместе образовывающий многоголосую и безликую толпу.
Движение, торговля, гомон, крики, возгласы, теологические споры, мольбы приступающих отовсюду больных, слепых и хромых. Лишь слабые голоса детей: «осанна Сыну Давидову!» поддерживают Иисуса.
В этих условиях Иисус проповедует и исцеляет. Одновременно Он вынужден вступать в удручающую полемику с представителями еврейской знати.
На все это уходят многие силы Иисуса.
Кому под силу в подобных условиях сохранить душевное равновесие? Разве не сокрушенным покидает Он вечером Иерусалим?
В Вифании Иисус проводит ночь, и поутру возвращается в тот город, где его вновь окружат враждебные и искушенные в спорах первосвященники со старейшинами, вера которых, как они считают, оскорблена Иисусом, а потому намеренные «…погубить Его» (Ев. Луки 19,47).
Каждый, кто возвращался на место своего страдания, зная, что оно возобновится с новой силой, способен представить себе всю тяжесть на сердце Учителя. Однако в Писании об Его крайней нужде и истощенности свидетельствует лишь краткое слово - взалкал.
Он не посылает учеников за едой в селение. Не говорит им ничего. Быть может на мгновения, бессильно прижавшись к смоковнице, он прячет от них изможденное лицо, обращаясь в молитве к Отцу с просьбой дать Ему силы и укрепить на предстоящем трудном поприще. Услышали ученики слова «да не будет же впредь от тебя плода вовек», и подумалось им, что проклял смоковницу. Но не далеки ли Они были от своего Учителя, услышав только одну фразу? Не признались ли впоследствии в своем заблуждении, честно написав в Евангелии о событиях?
Быть может, эти слова прошептал Иисус в своем внутреннем борении, обращаясь к духу отрицания и сомнения? И над враждебными силами, а вовсе не над жизненными соками дерева была одержана победа?
И здесь произошло то удивительное знамение, выпадающее из постижимого смысла всех упомянутых событий – смоковница вняла состоянию Иисуса Христа быстрее, чем люди, и, словно скорбя о муках Сына Человеческого, засохла. Вот ответ природы, потрясенной начинающимися страданиями Христа, еще не замечаемых, и не чувствуемых близкими учениками. Слышится наивный вопрос, занимающий видимо более, чем все остальные: « как это тотчас засохла смоковница?» Не так ли цветы внезапно увядают дома, когда в семье случается горе?
Отходя от смоковницы, Христос смотрит на учеников ясным взглядом. Уже вновь светла и добра улыбка на Его лице.
Словно завершая свою внутреннюю борьбу доброй беседой, Он говорит ученикам о силе веры, явленной сейчас так ясно, и оставшейся незримой для них. И ответ Его истинен перед самим собой, перед Отцом и людьми!
Путь продолжен. Позади одинокая высохшая смоковница, словно символ скорбного томления истерзанной души. Впереди величайший духовный подвиг веры, спасающей и оживляющей погибшее.


Рецензии