Слепой на дороге

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Евангелие от Луки (18,35-43).

На первый взгляд исцеление слепого мало чем отличается от других исцелений, совершенных Иисусом. Оно можно даже сказать обычное, особенно для людей из Его близкого окружения.
Есть ли что-нибудь исключительное в данном событии? Можно ли найти его духовную составляющую, и применить ее к обычному человеку?
Поскольку внимание Учителя  было постоянно обращено к духовной жизни людей, постольку она имеет огромное значение для любого из нас, особенно при изучении Евангелия. Лишь духовная жизнь дает несравненный и исключительный опыт взаимоотношения с Богом. И в силу различного духовного опыта допустимо разнообразное восприятие Евангельского рассказа. Если понимать его буквально, то он может показаться мало применимым к жизни множества людей, за исключением страдающих утратой зрения, для кого подобный рассказ является основанием веры и надежды на выздоровление. Если воспринимать его метафорически, то речь идет об обретении духовного зрения через веру и милость Господа.
Но существует еще один способ познания смысла рассказа, с которым выше упомянутые не вступают в противоречие. Этот способ заключается в сравнении себя со слепым нищим.
Вот, что известно о нем: он слеп, нищ, отвержен обществом, поскольку просит милостыню за пределами города на дороге, вид его вызывает неприязнь у людей, которые даже пытаются заставить его молчать при обращении к Христу. Однако его внутренняя жизнь эмоциональна и исполнена верой - он не отчаялся, не потерял интерес к окружающему миру, не замкнулся в себе. Вот он заволновался, услыхав, как народ идет мимо, привстал с затекших колен, поднял изможденное лицо, покрытое дорожной пылью, лихорадочно заблестел незрячими глазами, вскинул, протянул вперед дрожащие руки. Он просит окружающих рассказать ему о происходящем. Неужели мимо проходит Спаситель, восторженная народная молва о котором докатилась до этих земель? Неужели прекратится столь долгое ожидание страдающего слепого и одинокого человека? Но голоса вокруг унимают его, велят замолчать, чья-то ладонь закрыла его уста. Его, привставшего на встречу к Господу, кто-то толкнул в придорожную канаву. Неужели не заметит, пройдет мимо Спаситель? Из последних сил закричал слепой из отведенного ему людьми места, взывая к милости. И Спаситель  не прошел мимо. Небесная милость дарована слепому по вере и неустанному, искреннему и многократному обращению к Богу! И теперь он, прозревший, верно последовал за Спасителем.
Насколько же мы отличаемся от Евангельского слепого? Желаем ли походить на него? В отличие от слепого мы на дороге жизни ведем себя иначе. Мы пребываем в суетном движении. Мы желаем быть хозяевами. Мы ищем лучшего места в обществе, стремимся к достатку, если не богатству. Мы добиваемся быть везде «своими» либо превосходящими других, и признаем таких же. Мы всегда на все и всюду смотрим не совсем уж чистым и невинным взором. Даже на эти приоритеты мы тратим много времени, сил, а порой и всю жизнь. В результате уставшие, опустошенные в себе и ко многому равнодушные, мы уже не можем уподобиться слепому, все душевные силы которого слились в кричащей мольбе: « Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» В иных заботах и душевных порывах, мы громогласно произносим другие слова и другому адресату. Адресат же - не что иное, как общество, известное постоянством в традиции общения, заключающейся в принуждении говорящего замолчать...
В рассказе имеется еще одно обстоятельство, достойное светлого восхищения – это не случайность встречи слепого с Иисусом. Шансы у несчастного встретить Спасителя очень малы.
А каковы они у нас, зрячих?


Рецензии