Василий Андриянов. Капремонт как проект...

Публикуем доклады участников конференции:

Автор: АНДРИЯНОВ Василий Михайлович, Президент НКО «Региональный фонд развития ЖКХ», руководитель проекта «Жилищное просвещение собственников жилья и общественный контроль в процессе организации и проведения текущих и капитальных ремонтов многоквартирных домов», осуществляемого на средства выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ, г.Екатеринбург, Россия:

КАПРЕМОНТ КАК ПРОЕКТ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ ИЛИ ПОЧЕМУ ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ МОЖНО ДОВЕРИТЬ ТОЛЬКО ОТВЕТСТВЕННЫМ КОМПЕТЕНТНЫМ ЛЮДЯМ?

Древняя философская мудрость гласит, что всё познается в сравнении. Не исключение и исполнение Федерального закона №271 от 25.12.2015 г. о капремонтах МКД. Его реализация началась одновременно по всей стране, но идет совершенно разными путями и, соответственно, с разной степенью успешности – от почти нулевой, как у нас в Свердловской области, до стопроцентно успешной – как в республике Татарстан.

Регион-флагман (Татарстан) уже отчитался об полном завершении работ на всех 999 объектах программы 2015 года на сумму 4,711 млрд. рублей, в 42 районах, в результате чего были улучшены жилищные  условия 240,9 тыс. граждан.

В Свердловской области, по данным из Прокуратуры Свердловской области, в региональной программе капитального ремонта на текущий год планировалось провести работы в 969 многоквартирных домах на сумму 4,5 миллиарда рублей (по словам руководителя Регионального Фонда содействия капитальному  ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ( - далее РФСК)  господина А. Караваева – проведено торгов на 4 миллиарда, собрано с собственников на начало октября 2015 г - 3,5миллиарада рублей (76%), прим. автора). На момент проверки (19 октября), полностью ремонт завершен лишь в 5 домах на территории всего региона. В 575 домах работы проведены менее, чем на 50%, а в 231 доме — капитальный ремонт даже не начинался. То есть программа на этот год провалена….
Комментарии, как говорится, излишни (зачем эмоции транслировать?)… А вот причины проанализировать нужно…

Первая, самая главная причина провала программы капремонтов, на наш взгляд, в неэффективном управлении региональной программой и региональным оператором капремонтов. Начиная от подбора руководителя (в Свердловской области руководителем регионального оператора почему то стал действующий политик, музыкальный педагог, вообще без высшего образования и опыта работы в строительстве, а в Татарстане зам.министра, профессиональный хозяйственник, имеющий 15 лет стажа успешной работы в реальном секторе экономики).

И заканчивая участием органов государственной власти региона в реализации данной программы капремонтов (в Свердловской области – почти нулевое софинансирование региональным бюджетом, в Татарстане софинансируют капремонты и федеральными, и региональными, и муниципальными бюджетами). В Свердловской области на вершине управленческой пирамиды, направляющей и контролирующей расходование многомиллиардных средств по политическим причинам, оказался член Центрального совета одной из политических партий, который начал подбирать подрядчиков, видимо, по принципу аффилированности к партии…. В Татарстане НКО  «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» возглавил член правительства Республики. То есть в Татарстане региональный оператор капремонтов стал проводником государственной программы, осуществляющей последовательно и системно с 2008 года с участием государства. А в Свердловской области, наоборот, у руля вдруг встал политик, ранее занимавшийся только критикой действующей власти и госпрограмм в ЖКХ, не имеющий ни образования, ни опыта работы в строительстве, ни, как оказалось, системности и ответственности (уважения к уголовному кодексу РФ).

Естественно, что у него «не получилось» озариться и сразу вдруг стать грамотным, системным руководителем в новой для себя сфере. Отсюда и возникшие в 2015 году хаос и неразбериха в управлении региональной программой, вылившиеся в итоге в полный провал.

Вторая причина срыва региональной программы в Свердловской области, в не вполне прозрачной, и, по-видимому, неэффективной, коррупционной и почти бесконтрольной системе размещения и расходования денежных средств регионального оператора (РФСК) в Свердловской области. Действительно, возникает вопрос – «Как стало возможным, что при размере обязательного платежа в 5 руб. с кв. м., Татарстан полностью выполнил ремонты на 999 домах, а Свердловская область, при платеже в 8 р. 20 коп с кв.м – не выполнила?»

Ответ, по видимому, кроется в коррупционных обстоятельствах реализации программы. Как заявил президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов: «Особенностью существующей в РТ системы является помещение средств собственников на специальные счета в республиканском казначействе, такие счета открыты для каждого дома. «Мы не только гарантируем сохранность денег, но и добавляем республиканские и муниципальные средства», — подчеркнул Минниханов. Кроме того, в республике на специальном интернет-портале собраны все данные по капитальному ремонту, здесь каждый житель может проверить расходование средств, узнать информацию о подрядчиках, сообщает пресс-служба президента РТ. При этом в Татарстане за прошедшее время удалось сформировать пул добросовестных подрядчиков, занимающихся капитальным ремонтом. Также в республике управляющие компании участвуют в выборе подрядчика, в приемке работ. А главная ответственность за приемку капремонта лежит на государственной жилищной инспекции.

В Свердловской области всё иначе… Прокуратура уже уличила регоператора (РФСК)  в размещении средств на счетах банков, не являющихся уполномоченными. Сайт оператора (который является частью областной ПР-программы по пропаганде капремонтов стоимостью около 18 миллионов рублей) представляет собой крайне запутанный лабиринт данных. Чтобы найти результат конкурса, проведенного регоператором (РФСК) нужно зайти на электронную площадку «Газпромбанка» и ввести там ИНН оператора и дату конкурса…(???? в других регионах всё не так, намного проще и прозрачнее…)
А такой поиск явно не под силу обычному собственнику или руководителю домкома… Отсюда странные результаты конкурсов и соответственно плачевное выполнение контрактных обязательств. И по проектно-сметной документации (около 100 миллионов было затрачено на «создание типовых смет методом «фотографирования домов» как результат – «запланированные» ремонты подвалов в домах, где их отродясь не было и прочие «перлы»…).

Строительный надзор осуществляется (также за деньги «разыгранные» на конкурсе регоператора) теми же фирмами-подрядчиками, которые выполняют эти работы…
Ну и как апофеоз «коррупционного карнавала» - построение многоэтажной пирамиды заказчиков и подрядчиков, на вершине которой НКО (Фонд, общественная организация, не учреждение, совершенно ни за что не отвечающее), а ниже подрядчик - «матка» (сразу же спускающий свой подряд ниже), иногородние подрядчики со всей страны (от Сочи, до Омска и т.д.).

И, наконец, среднеазиатские мизерноплачиваемые «фрилансеры», зачастую не имеющие ни квалификации и опыта строительных работ, ни, даже регистрации и разрешения на работу в РФ… Отсюда и срывы, и низкое качество работ – всё закономерно…
Финалом стала разительная разница в результатах выполнения регпрограммы капремонтов в Татарстане и Свердловской области.

Чудес не бывает… Низкоквалифицированный руководитель РФСК, раздающий подряды, как нам видится, в основном «своим», без действенного контроля со стороны государства и независимых граждан-собственников (а не «Народного контроля» регоператора, созданного самим регоператором для «унтер-офицерской» приемки своих работ…); без государственно-муниципального софинансирования программы капремонтов никогда не добьется полной реализации программы капремонтов.

И будет, видимо, от отчаяния, стремиться получить хоть какой-то результат – если не повышение качества проживания граждан в МКД, то хотя бы повышение финансового благополучия некоторых вовлеченных в процесс управления программой капремонтов чиновников, подрядчиков, а также политических и государственных деятелей…»
20 декабря случилось страшное – из Москвы приехал ревизор по теме капремонтов…. Главный жилищный инспектор России Андрей Чибис. И решительно потребовал немедленной отставки Караваева и передачи материалов в правоохранительные органы. На следующий день гендиректор Фонда стремительно ушел на больничный. А потом сразу в отпуск. В общем до 25 января, Фонд был без руководителя, а потом получил исполняющего обязанности…

Сам А.Караваев, уйдя с ответственного поста, тут же развернул активную компанию по собственному оправданию. «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», — оправдывается экс-гендиректор Регионального Фонда содействия капитальному  ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ( - далее РФСК) Александр Караваев за допущенные им ошибки.

Умело манипулируя общественным мнением, он пытается восстановить свою репутацию на критике системы, которая еще совсем недавно ставила его в один ранг с чиновниками областного масштаба. Не выполнив задачи и получив нагоняй от прокуратуры, «справедливоросс» решил контратаковать, повернувшись на 180 градусов к своим бывшим подчиненным.

А его партия - «Справедливая Россия», дала старт большому избирательному циклу, задействовав в качестве инструмента критику политических оппонентов и их непопулярные решения – в частности, осуждаемые большинством населения страны взносы на капремонт.

Примечательно, что одним из рупоров при этом почему-то выступил экс-руководитель Регионального фонда содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области, депутат-справедливоросс Александр Караваев.
Свой пост Караваев покинул по собственному желанию, не дожидаясь окончания контракта, который истекал в марте этого года. Это решение «эсера» связывали с избытком претензий к нему и срывом региональной программы, а также с возможностью возбуждения уголовных дел. Впрочем, сам он объясняет уход иначе – невозможностью работать в системе, которая нежизнеспособна. «При реализации действующего закона становится очевидно, что и закон, и система неэффективны и антинародны. Сама система реализуется за деньги народа, но не в интересах народа. Буду работать в этом направлении в политической плоскости», – заявил Александр Караваев журналистам на пресс-конференции 4 февраля.

Заявление бывшего гендиректора Фонда, скорее, рассмешило, нежели удивило прессу. Почти год понадобился Александру Караваеву, чтобы понять, что возглавляемое им учреждение было очень похоже на пирамиду. При этом он исправно получал солидную заработную плату, а подряды на ремонт часто доставались структурам, близким к «СР». Так, в Серове и Нижнем Тагиле конкурс выиграла компания «СтройДор», связанная с братом свердловского депутата от «Справедливой России» Армена Карапетяна.

Скандалы, связанные с руководством Караваевым регионального фонда, начались практически с самого начала его назначения. Не проходило и месяца, чтобы в СМИ не появлялись публикации о неудовлетворительных результатах деятельности регоператора. Стоит признать, что большинство из них не были политически ангажированными, а реально показывали промежуточные итоги его работы.
Свой предвыборный поход Александр Караваев начал с критики своего же «детища», заявив, что система капремонта, по сути, «афера века», а жители, дисциплинированно оплачивающие коммунальные квитанции, могут вовсе не дождаться строителей и рабочих в своем доме.

– Абсолютно очевидно, что если не произойдет никаких изменений, то через 5-7 лет не будет достаточно средств, чтобы отремонтировать те дома, которые находятся сегодня в более-менее благополучном состоянии. Лифтовое хозяйство уже сейчас требует ремонта, но отремонтировать по закону его не имеют права, так как оно находится в программе на 2025-2027 годы.

К чему это приводит? Лифты падают, а люди гибнут, – заметил Караваев.
Почему он не заявлял об этом, будучи гендиректором Фонда, непонятно. «Переобулся» наш герой только тогда, когда покинул свое кресло. Теперь, похоже, на критике системы капремонта он пытается восстановить свою политическую репутацию. Ранее от него не звучало и убедительных доводов о необходимости капитального ремонта ветхих домов, которые по большей части и восстанавливались в 2015 году на деньги жителей Свердловской области. Однако сейчас Караваев нашел объяснение тому, почему трущобы латали из «общего котла».

– В первую «трехлетку» попали в основном ветхие и аварийные дома. Жители этих домов в лучшем случае платят до 50%, поскольку у них нет материальной возможности оплачивать эти поборы. Сегодня, по сути, государство обязано расселять эти дома и предоставлять собственникам новое жилье. Напрашивается вывод: не планирует ли сегодня Минстрой за счет денег собственников решить вопрос ветхого и аварийного жилья? Мы платим, чтобы получить ремонт, а они решают задачу, с которой не справились. Это приведет к тому, что через 8-10 лет ремонтировать дома людей, которые сегодня дисциплинированно уплачивают взносы, будет не на что, – спрогнозировал эсер.

Александр Караваев, выступая перед телекамерами, позволил себе и раскритиковать федеральный Минстрой, который, по его мнению, намеренно дискредитирует таких, как он сам.

Сегодня они делают все, чтобы от сути проблемы переключить внимание на несостоятельность и некомпетентность руководителей региональных операторов, дискредитируют руководство субъектов и фондов. Абсолютно очевидно, что для того, чтобы эта система стала жизнеспособной, необходимо ее менять, фундаментально пересматривать подходы. Сегодня мы слышим формулировки, что эффективно реализовывать программу невозможно. Надо призывать людей, которые систему разрабатывали, призывать к тому, чтобы они занимались не политикой, а тем хозяйством, которое им вверили, – сказал Караваев, намекая на замминистра Минстроя России Андрея Чибиса, устроившего разнос справедливороссу в конце декабря прошлого года.

Теперь уже экс-руководитель фонда капремонта пообещал, что будет инициировать вместе с однопартийцами изменение «несовершенной системы». Системы, которая позволяла ему самому неплохо зарабатывать. Он намерен использовать политический ресурс партии и заявил о необходимости пересмотра принципов реализации капремонта.

Сменщику Караваева, очевидно, придется исправлять ошибки предшественника, и более того, отражать нападки со стороны бывшего руководителя Фонда. Департамент жилищного надзора уже составил список промахов, которые были допущены, и с их учетом составил план мероприятий по недопущению срыва реализации региональной программы в 2016 году. Так, в вину Александру Караваеву можно поставить отсутствие тесного взаимодействия с муниципалитетами и недостаточную проработку критериев конкурсного отбора.

Как показал прошедший 2015 год, назначение на ответственную должность «политиканов» увеличивает риски, которые ставят под угрозу обеспечение коммунальными благами свердловчан.

Очевидно, что распоряжаться средствами населения должны не дилетанты, руководствующиеся сиюминутными интересами, а опытные хозяйственники и управленцы. А управлять действительно есть чем – на счетах регоператора накопилось миллиарды рублей, которые могут стать разменной монетой в предвыборной «бойне».

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии