Лиля Решетова. Экономическая сущность социальных..
Автор: РЕШЕТОВА Лиля Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Ульяновский государственный университет (УлГУ), г.Ульяновск, Россия:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ И ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ
В настоящее время все настойчивее ставится вопрос о расходовании общественных ресурсов в целях поддержки лиц пенсионного возраста, образования и здравоохранения.
Для оценки уровня достаточности таких расходов нужно определиться в следующем:
1) означают ли социальные расходы оплату соответствующих благ и услуг;
2) означают ли они инвестиции в человеческий капитал;
3) продиктованы ли целями гуманизма, социальной справедливости и развития.
Рассмотрим первую точку зрения. Действительно, образование и здравоохранение рассматриваются зачастую как сфера услуг, аналогично сфере производства благ (может быть социально значимых). Следовательно, измеряются результаты этих сфер и стимулируются эти направления как и обычный бизнес, например, как производство бытовых услуг. Бюджетное финансирование образования и здравоохранения в таком случае означает лишь их субсидирование, как и субсидирование производства любых товаров и услуг. Подобные расходы в условиях рыночной экономики принято снижать. Исходя из такой концепции, затраты на образование и здравоохранение следует переложить, по возможности, на самих граждан, а расходы государства на эти цели следует сократить.
Похожая оценка возможна и для системы пенсионного обеспечения. Так, если пенсионные выплаты рассматривать как субсидирование граждан пенсионного возраста из бюджета для покупки ими минимальных наборов товаров и услуг, то эти выплаты всегда будут минимизированы. Будет обосновываться необходимость снижения минимального потребительского набора пенсионера и обязательность повышения пенсионного возраста с целью сокращения пенсионных выплат. Также будут ставиться вопросы о целесообразности выплаты пенсии работающим пенсионерам и о неправомерности индексации им пенсионных выплат. С этой точки зрения оказывается невыгодным увеличение продолжительности жизни. Действительно, чем выше продолжительность жизни — тем меньше денег в пенсионной системе и тем больше нагрузка на бюджет.
Указанная точка зрения сейчас преобладает в России. Несмотря на то, что формально здравоохранение и пенсионная система должны финансироваться из страховых взносов, постоянный дефицит пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования создает потребность в бюджетном софинансировании. Если сохранится тенденция к старению и сохранится солидарная пенсионная система, главным вопросом будет вопрос перераспределения бюджетных ресурсов, т.к. страховая часть пенсии будет недостаточна для проживания пенсионеров.
По мнению А. Аузана здравоохранение, как и пенсионная система, оказалось в России в тупиковой модели, т.к. страховая модель в медицине очень дорога и недостаточна (даже Великобритания и Германия предпочитают нестраховые схемы). (1).
По поводу образования характерна точка зрения одного из представителей неолиберального направления А. Грефа о том, что всеобщее образование опасно, т.к. ограничивает возможность манипулирования, а значит и управления обществом. Соответственно образование перестают признавать социально значимым благом и призывают к «оптимизации», т.е. к сокращению расходов на образование. Качественное образование все больше рассматривают как дорогое частное благо, которое следует приобретать преимущественно за рубежом.
В соответствии с первой концепцией государственные расходы, предназначающиеся пожилым гражданам, в период экономического спада могут только сокращаться. Вряд ли пенсионерам можно будет рассчитывать на переобучение или повышение квалификации, на повышение реальных пенсий. Более вероятным является потеря ими работы и пенсионных выплат при увеличении пенсионного возраста. Действительно, как обеспечить в условиях безработицы занятость для женщин в возрасте от 60 лет, даже если они активны, имеют жизненный опыт, нередко — образование.
Согласно второй точке зрения, общественные расходы представляют собой своеобразные инвестиции в человеческий капитал.
Известно, что в неоклассической теории человеческого капитала в качестве такого капитала рассматривается, прежде всего, образовательный и квалификационный потенциал как ресурс, позволяющий получить доход. Вложения в человеческий капитал должны быть экономически эффективны, т.е. приносить прибыль. Для оценки эффективности образования и здравоохранения как фактора накопления человеческого капитала учитывать нужно не финансовый результат за год, а долгосрочный эффект. Сферами формирования человеческого капитала является образование и здравоохранение.
Максимизация человеческого капитала достигается при предъявлении максимального спроса на квалифицированную рабочую силу, которая сейчас в стране не востребована.
Лица, вышедшие на пенсию, зачастую не исчерпали накопленный человеческий потенциал, могли бы еще работать. Из теории человеческого капитала вытекает, что продолжение деятельности означает создание дополнительной квазиренты, возникающей после того, как затраты, связанные с накоплением человеческого капитала окупились и средний доход получен. Если провести аналогию между капиталом вообще и человеческим капиталом, то можно говорить о физическом и моральном «износе», о снижении человеческого капитала. В физическом смысле, с возрастом происходит ослабление здоровья человека, а в «моральном» - снижение квалификации работника по сравнению с более молодыми работниками, которые получали квалификацию позднее. Вероятно, такая квалификация более соответствует современным требованиям. Следовательно, исходя из теории человеческого капитала, дополнительные инвестиции в образование работника в пенсионном или предпенсионном возрасте могут не окупиться, а значит и не стимулируются.
По логике теории человеческого капитала пенсионная система должна быть преимущественно накопительной. Действительно, пенсионные накопления можно рассматривать как реинвестированные доходы от реализации человеческого капитала. Основными вопросами совершенствования пенсионной системы в этом случае - это вопросы размещения пенсионных накоплений, а именно действие институтов и финансовых механизмов, через которые получают эти средства предприятия, вопросы о том, как работают институты, насколько производительны эти предприятия, каков отбор этих предприятий.
При создании человеческого капитала проявляются и институциональные факторы. Так, можно утверждать, что если формирование ресурса определяется цивилизационными, общественными условиями, то он не является в полном смысле ни частным ресурсом, ни капиталом. Такой ресурс, например, человеческий капитал становится в определенном смысле общественным достоянием. Доходом от использования интеллектуальных трудовых ресурсов, технологий является интеллектуальная рента, которая в значительной мере может быть признана общенациональной.
Согласно третьей точке зрения, вложения в материальное и социальное благополучие пенсионеров - не только проявление благотворительности, но и фактор развития. Опираясь на марксистскую теорию, предусматривающую освобождение человека в процессе творческого труда можно считать творческий труд самоцелью. Если есть возможность такого труда, человек готов продолжать трудиться, до тех пор, пока позволяет состояние здоровья.
Так, у человека любого возраста и состояния здоровья должно быть право на труд. Это право всегда может быть реализовано в сфере творчества. Другое дело, что такой труд может не иметь рыночного результата, т.е. результат зачастую нельзя реализовать в денежной форме, например, результатом может быть сам процесс труда. Поэтому для реализации возможностей, «освобождения труда» лиц пенсионного возраста, может оказаться достаточным лишь предоставление пространства для их деятельности даже без денежной оплаты труда. Такой деятельностью может стать художественная самодеятельность, ремесла, шефская помощь детским садам, школам, больницам.
В теории марксизма человек рассматривается как субъект экономических отношений. В идеале признается необходимость изменения спо¬соба развития человека, необходимость общества, которое обеспечивает полное духовное раскрытие человека, когда свобода развития каждого человека становится условием свободного развития всех - и наоборот. Поэтому переход к социализму включает в себя культурную революцию, ликвидацию безграмотности. А.И. Субетто сформулировал Закон Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе - важнейший за¬кон устойчивого развития общества. (2)
Творческая самозанятость населения вне пределов рынка указывает на расширение сферы деятельности и повышение общественной значимости человека, даже пенсионного возраста. Сфера творчества практически безгранична, поэтому лишних людей в ней не может быть. Творчество отвлекает людей всех возрастов от демонстративного, рыночного, потребления и способствует аскетическому потребительскому поведению, в корне противоположному рыночному.
Творчество как раз и есть то, что способствует материальному самоограничению потребителя, что снижает нагрузку на природную среду и способствует самозанятости, делает общественно полезной жизнь каждого человека в любом возрасте. Такое поведение способствует экономии ресурсов всего общества, следовательно, снимает в некоторой мере противоречие между Человеком и Природой. Для стимулирования творческой активности необходимо развитие науки, образования и культуры, которые сами являются творческими сферами. Так, воспроизводится спасительная для общества творческая деятельность, причем проще всего этот процесс организовывается в среде пенсионеров.
Итак, определяя экономическую сущность социальных и пенсионных расходов, следует заметить, что третья концепция позволяет сформировать теоретическую базу для финансирования образования и здравоохранения лиц пенсионного возраста. Действительно, в отличие от первой концепции, здесь такое финансирование не должно минимизироваться. В отличие от второй концепции, в рамках третьей - социальные расходы следует осуществлять не с целью накопления человеческого капитала как ресурса, приносящего прибыль, а с целью развития человека пенсионного возраста. Сформированный при этом ресурс можно назвать творческим потенциалом. Эффективность его определяется не получаемой прибылью, а развитием образования, здравоохранения, культуры, науки. Именно такое развитие позволит повысить влияние этих сфер в обществе и будет способствовать превращению творчества в главную потребность человека. Это даст возможность преодолеть границы рынка и обеспечить экономию ресурсов.
Литература:
1. А.Аузан. «Это будет платой населению за инвестиции в будущее». О возможности нового социального контракта http://worldcrisis.ru/crisis/2349518?COMEFROM=SUBSCR
2. Субетто А.И. Слово о Ленине. Социализм XXI века. СПб. - 2016.pdf
(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.
Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).
Свидетельство о публикации №223120500663