Немного о Биробиджане

Думаю, что еще пару месяцев назад об этом городе в России мало кто вспоминал. Об Израиле и то больше, потому что туда переехало огромное количество евреев из этого города и всей автономной области. Но когда в Израиле началась война между евреями и арабами, кое-кто из когда-то уехавших мог задуматься: «А не вернуться ли в Биробиджан». Но я не утверждаю, так, в порядке размышления.

Сам я впервые приехал в столицу Еврейской автономной области город Биробиджан в 1986 году, если не изменяет память, в начале лета. Приехал не один, а с двумя техниками-дозиметристами Пашей Кутумовым и Колей Турчиком. Можно спросить – причем врач-рентгенолог и техники дозиметристы.  Отвечу. Просто за пару месяцев до этого я стал главным рентгено-радиологом Хабаровского края и организовал отдельное рентгено-радиологическое отделение в Хабаровской краевой больнице. Вообще-то это отделение по приказу Минздрава СССР должно быть организовано еще лет за 15 до этого, как минимум. Но в Хабаровском крае почему-то решили, что им Москва не указ и такое отделение не стали образовывать, и должность главного специалиста края по рентгенологии на 0,5 ставки исполняли заведующие рентгеновским отделением краевой больницы. Исполняли формально, разве что раз в год готовили статистические отчеты в Минздрав РСФСР, и изредка выезжали в край, когда там что-то случалось.

Но с таким положением не захотел мириться заведующий кафедрой рентгенологии Хабаровского медицинского института и председатель краевого научного общества рентгенологов доцент  Анатолий Иосифович Чайка, как вы поняли по отчеству и фамилии, еврей по национальности. Он написал соответствующую докладную в отдел здравоохранения крайисполкома, и там отреагировали.  Издали приказ, где поручили главному врачу краевой больницы выполнить приказ Минздрава СССР № 554 от 1958 года.  Мне, в то время работавшему заведующим рентгеновским отделением крупной городской больницы и главным внештатным рентгенологом Хабаровска, предложили занять эту должность, и я согласился. Некоторое время ушло на формирование отделения, и вот первая поездка в регион. 

В Биробиджане я до этого не был. Мы спланировали поездку таким образом, что один из техников будет проводить дозиметрию в кабинете рентген-терапии, которую надо проводить раз в квартал, а мы с другим техником обойдем или объедим все рентгеновские кабинеты в медицинских учреждениях области.  И почти неделю мы пробыли в городе Биробиджане, откуда выезжали на машине в районы области.  Позже я еще пару раз выезжал в Биробиджан, один раз с очередной проверкой, а второй раз с целью создания филиала краевого научного общества рентгенологов вместе с А.И.Чайкой. Тогда в областную больницу собрали всех рентгенологов области, провели организационное собрание, и у нас появился филиал с его председателем Бичуцким, заведующим рентгеновским отделением областной больницы.

Затем я был назначен заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома и мне поручили курировать область по линии медицины. Сколько раз я был в Биробиджане, уже и не помню, пока в 1992 году Еврейская автономная область вышла из состава Хабаровского края и я туда перестал ездить. За все поездки я обошел город, познакомился с его историей и архитектурой, и хочу этими знаниями поделиться со своими читателями, которых заинтересует этот вопрос.

Еврейская автономная область – один из самых интересных и необычных регионов России. На первый взгляд, это край мира. Судите сами: субъект находится на Дальнем Востоке, но в его столице, городе Биробиджане, нет даже аэропорта. Добираться надо через Хабаровск. Электричка или поезд оттуда идёт 2,5 часа, но можно на машине или автобусе. Из архитектуры в городе есть парочка типовых сталинских зданий, не представляющих никакого интереса. Всё остальное – либо китайские торговые центры, либо хрущёвские панельки. Так что же тут интересного? Тут живут евреи! А ещё на флаге ЕАО изображена радуга. Нет, к теме ЛГБТ он не имеет никакого отношения, но это, наверное, единственный официальный флаг российского региона, за который можно отхватить.

С чего всё началось?
За последние 100 лет было три проекта, которые могли стать убежищем для еврейского народа. Это Мозесвиль в Аргентине, Палестина и Биробиджан. История Мозесвиля закончилась в 60-е годы, в Палестине в итоге создали еврейское государство Израиль, а вот эксперимент в Биробиджане продолжается. Продолжается с переменным успехом, потому что евреев тут почти не осталось: в 2010 году они составляли 1% населения области, а на иврите и идише говорили всего 400 человек. Для сравнения, в Москве евреев в том же 2010 году проживало в 33 раза больше, чем во всей ЕАО.
Кстати, ЕАО фактически была первой официально признанной территорией евреев, но республику создать им так и не дали.

Евреи тут (тогда это была обширная Амурская область, протянувшаяся от Хабаровска далеко на запад) в небольшом количестве жили и в XIX веке, но началось всё с Октябрьской революции. Ещё Ленин отмечал необходимость создания еврейской автономии, однако реальная работа в этом направлении началась уже в середине 1920-х. Существовали проекты массового переселения евреев в Крым и Приазовье или создание автономии в Белоруссии, но идея отправить евреев на Дальний Восток очень нравилась Сталину и Калинину. На тот период как раз пришлось свёртывание НЭПа, и такой проект был очень кстати.

В 1924 году был создан КомЗЕТ – Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, который должен был чудесным образом превратить еврейских торговцев и ремесленников в крестьян и рабочих. В марте 1928-го Президиум ЦИК СССР закрепил за КомЗЕТом свободные земли в приамурской полосе Дальневосточного края "для нужд сплошного заселения трудящимися евреями".

По одной из версий, заселение той части страны нужно было советской власти ещё и для того, чтобы обезопасить границы от китайцев и японцев. Почему для этой цели были выбраны именно евреи, не очень понятно. Видимо, просто хотели убить двух (даже трёх) зайцев: сделать евреев трудящимися, дать им автономию и таким образом воткнуть советский флаг посреди малозаселённых дальневосточных земель. Как бы то ни было, уже через месяц на станцию Тихонькая (будущий Биробиджан) начали прибывать эшелоны с первыми поселенцами.

Кстати, заселять регион помогали американские евреи! Например, организация ИКОР (ICOR, Organization for Jewish Colonization in Russia) в 1928 году передала советскому правительству 250 тыс. долларов, машины, инструменты и оборудование, а общий объём её помощи до 1934 года составил более 250 млн рублей. В 1930-е и первые послевоенные годы помощь оказывал "Амбиджан" – Американский комитет по поселению иностранных евреев в Биробиджане. В 1946 году ICOR и Ambijan объединились в единую организацию, но в таком виде просуществовали всего пять лет.

В 1930 году в составе Дальневосточного края был образован Биро-Биджанский национальный район, а в 1934-м на его основе была создана Еврейская автономная область. Станцию Тихонькую в 1931 году переименовали в Биро-Биджан, а позже в Биробиджан. В 1937-м рабочий посёлок получил статус города.

Несмотря на всё это, проект заселения Приамурья евреями в целом провалился: "Советское руководство рассчитывало, что уже к 1933 году еврейское население Бирско-Биджанского района достигнет 60 тысяч, а к 1938—150 тысяч человек. Однако, в 1928—1929 годах туда прибыло только 2 825 евреев, из которых 1 725 покинуло Биробиджан уже к концу 1929 года. Всего из 19 635 евреев, приехавших в Биробиджан с 1928 года, к 1934 осталась постоянно проживать 8185, а 11 450 — уехали. Проект же переселения туда евреев из-за границы провалился полностью. Всего в область прибыло 500 иностранцев, в том числе 80 из Аргентины и 150 из Литвы. Все созданные в Биробиджанском районе евреями из других стран коммуны развалились, а большинство их членов уехали из СССР. Последняя крупная волна оттока иностранцев прошла после разразившегося в СССР голода в 1933 году".

Больше всего евреев в регионе было в 1934 году – 45%, и это максимальная доля титульного народа за всю историю ЕАО. В 1936 году начались массовые репрессии против еврейского руководства области, а к 1939 году доля евреев в регионе сократилась до 16,2 %. С тех пор она продолжает уменьшаться. В ту пору, когда я был куратором ЕАО, там жило евреев чуть больше 5% от общего количества населения области, которое составляло тогда около 200 тысяч человек. Первым руководителями обкома партии, облисполкома, всевозможных отделов в этих органах власти, а также на предприятиях, в организациях, совхозах были евреи, а вот их заместителями преимущественно русские, надо же было кому-то работать.

Самостоятельным регионом ЕАО стала только в России. При советской власти она была частью Хабаровского края. Создать республику евреям не позволил Сталин, поскольку в ЕАО жило менее миллиона человек и не было национального большинства.

Биробиджан при этом развивался как типичный советский город: в 1930-е тут появились заводы, техникумы, газеты и радио, Дворец культуры и даже государственный еврейский театр. Но особо крупных предприятий тут никогда не было – только "Дальсельхозмаш" и Завод силовых трансформаторов, которые были благополучно обанкрочены уже при Путине. Поэтому население тоже росло не так уж быстро. К 1992 году в городе проживало 86 700 человек, сейчас осталось меньше 72 тысяч.

После распада СССР многие евреи ЕАО предсказуемо уехали в Израиль. Сейчас в этой стране проживают более 19 000 репатриантов из региона, то есть примерно в 12 раз больше, чем осталось евреев в самой области (данные 2020 года). Причем многие врачи из числа евреев, зная, что им вряд ли придется работать по специальности из-за незнания иврита или идиш, стали осваивать специальности средних медицинских работников, в которые незнание местного языка не так критично.

Сегодня, несмотря на то, что евреев в Биробиджане можно пересчитать по пальцам, народ этот бережно хранит традиции. До сих пор издаётся газета "Биробиджанер штерн", главный редактор которой Елена Сарашевская – русская, но знает идиш и влюблена в него. До сих пор названия улиц и некоторые вывески дублируются на идише, хотя язык этот знают всего несколько человек. Если вы не в курсе, идиш и иврит – это вообще разные языки, похожи они только алфавитом. Русские, которые тут живут, так или иначе ассоциируют себя с евреями: празднуют еврейские праздники, знают традиции и обычаи, а некоторые даже ходят в синагогу. Хотя постепенно на смену евреям приходят китайцы, и вместо идиша на улицах всё больше иероглифов.

Пару раз я был в Биробиджане в середине 90-х годов. Однажды, когда там проводился какой-то семинар по импортным лекарствам, но особых изменений в городе не заметил. Добираться на своем автомобиле пришлось с помощью парома. Помню, по всей трассе стояли продававшие грибы люди. Но когда ехали в Биробиджан, класть их было некуда, но я в городе затарился картонными коробками от бинтов в одной из больниц, и на обратном пути я вместе с двумя попутчиками купили грибы, еще совсем свежие, только собранные грибниками.

А второй раз я ездил в Биробиджан с женой, которой хотелось увидеть город. Но к этому времени уже был построен совмещенный мост через Амур, тот самый, что на 5-ты тысячной купюре, и доехать до столицы Еврейской автономной области можно было быстро и комфортно, асфальт там всегда был хороший. В тот раз я даже искупался в реке, да и побывали мы в самых укромных уголках города на своей машине. Так что после той поездки я стал иметь полное представление о Биробиджане, а не только о центре города.

Потом я покинул Дальний Восток, но до сих продолжаю интересоваться всем, что там происходит. Все же я коренной дальневосточник в третьем поколении, мой прадед был в числе первых переселенцев на берега Амура в середине XIX века.

Недавно я увидел в интернете пост одного туриста, который пишет о своих путешествиях по Дальнему Востоку. В материале много фотографий и мало текста, но кое-какие выводы о городе можно сделать. Вот что он написал.
***
Я был в Биробиджане в 2020, поэтому материал в этой статье двадцатого года. Название городу дала река Бира. Тут китайцы сделали набережную, местные этой набережной очень гордятся, но, по мне, так говорить не о чем.

Вместо уютных уголков, удобных лавочек и деревьев тут у нас кривая плитка и много гранита. Лавочки есть, но тоже гранитные – очень удобно сидеть, наверное.

Мне сказали, что если я буду критиковать эту удивительную по красоте набережную, то меня больше не пустят в Биробиджан. Так что я промолчу!

Советского Союза уже 30 лет как нет, а со здания правительства до сих пор не сняли герб СССР. Такое, кстати, сплошь и рядом в России. Странно, что за неуважение к государственным символам? Где орёл? В отличие от унылого благоустройства на набережной, тут на площади сделали модные качельки. Молодцы.

А вот и вокзал. У него стоит памятник переселенцам. Отсюда, собственно, и начиналась история Биробиджана.
Если в Израиле главный символ – это звезда Давида, то в Биробиджане евреи выбрали менору. В ЕАО это не просто традиционный иудейский атрибут, но и популярное название для всего подряд, от студотрядов до конкурса ледяных скульптур. Кстати, менора изображена на гербе Израиля, но на гербе ЕАО её нет: там тигр.

Реклама, вывески, надстройки. Куда ни посмотри – везде пёстрые объявления. Советская вывеска дублировалась на идиш. Новая вывеска "Почты России" только на русском, а зря! Было бы круто, если бы почта, Сбербанк и другие компании тоже дублировали свои логотипы на национальные языки.

Уличный указатель. Кстати, в Биробиджане очень много мемориальных досок. Ни в одном другом городе не видел такого количества: везде кто-то жил или работал.

Внезапно – ВЕЛОДОРОЖКА! Кто бы мог подумать! Обратите внимание, что велодорожка почищена, а на пешеходной части тротуара лежит лёд. Поэтому пешеходы идут по велодорожке. Тротуары надо чистить целиком!

Если отойти от центра, то можно найти милые деревянные домики, которые без рекламы и вентфасадов смотрятся просто шикарно.

Общественный транспорт. В отличие от других региональных столиц, Биробиджан не уничтожил трамвай и троллейбус, потому что их здесь никогда и не было. Видимо, город по советским меркам считался слишком маленьким, и развивать здесь электротранспорт было нецелесообразно. Можно было закупить для Биробиджана большие тёплые низкопольные автобусы, но увы. Как видите, в 2020 году люди были вынуждены карабкаться в неудобные ПАЗики.

Остановка. Очень мило делать остановки без элементарного укрытия для города, где средняя температура ноября -9,2 градуса, а декабря ; -18,8 градуса

В городе есть кошерный ресторан! Единственный кошерный ресторан восточнее Екатеринбурга, как мне объяснили. Ресторан очень плохой. Владельцы, похоже, понимают, что выбора у местных евреев нет, так что кормят хуже, чем в заводской столовой. А если вам мало очень плохой кухни, то к ней ещё добавляется ужасное обслуживание.

***

Конечно, автор поста написал побольше, чем я процитировал, но в основном это комментарии к фотографиям, которые по условиям литературного сайта я вставлять не могу.  Когда я ездил в ЕАО, то встречал много своих сокурсников, которые были распределены в область по окончании медицинского института. В Биробиджане есть медицинское училище (по-крайней мере, до моего отъезда с Дальнего Востока существовало), поэтому многие мои сокурсники работали там преподавателями. Наш курс 1971 года выпуска считался самым сильным в истории ХГМИ (сейчас ДВГМУ), поэтому многие сокурсники работали в больницах областного центра. Встретил там я и двух своих земляков из северного поселка в Хабаровском крае под незвучным названием Херпучи. Один из них, Паша Винников, долгие годы был начмедом в областной больнице, потом стал главный врачом, а его младший брат Александр Винников, кстати, одноклассник моего младшего брата Виктора, был и мэром Биробиджана, а потом губернатором Еврейской автономной области.

На этом я завершу свой небольшой рассказ о нееврейской столице еврейской автономной области.


Рецензии