Игорь Поздняков. Нет равнодушию к нуждам...

Публикуем доклады участников конференции:

Автор: ПОЗДНЯКОВ Игорь Владимирович, инженер, Почетный строитель России, Ветеран труда, участник проекта «Повышение качества  жизни людей пожилого возраста — продление активного долголетия»:

НЕТ РАВНОДУШИЮ К НУЖДАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ!

Вряд ли требуется доказывать, что благополучие и реальный прогресс современной цивилизации, всего человечества и каждого человека в среднесрочной и долгосрочной перспективе (в долгосрочной, возможно, даже и само выживание) зависит от качества и количества овеществлённого и живого труда, вкладываемого каждым поколением в её развитие. Чем выше технологический и социальный уровень (т.е. количество и качество овеществлённого труда предшествующих поколений), уже достигнутый на данный исторический период, тем выше, минимально необходимый для обеспечения высокого качества жизни и дальнейшего развития, уровень трудового вклада – количества и качества труда современного поколения. 

При этом, хотим мы того или не хотим, этот необходимый минимальный уровень объективен и определяется не состоянием каждого отдельно взятого локального социума, для нас это РФ, а уровнем локального социума наиболее развитого на каждый исторический момент технологически, каковым сегодня, несмотря на все к нему справедливые претензии, является Запад – страны западной Европы и США. Разумеется это не означает, что Запад идеален и следует копировать все социальные «изыски», а точнее некоторую нравственную ущербность Запада, которая определяет уродливые извращения, социально правомерного, принципа толерантности типа ювенальной юстиции или пропаганды однополых браков. Поскольку, в контексте проблемы повышения качества жизни не только привилегированного меньшинства, а всего населения, решающим является технологический прогресс, создающий возможность, хотя далеко не всегда реальность, прогресса нравственного, как всеобщего универсального цивилизационного феномена.

При этом, с точки зрения требований социальной справедливости и закономерностей общественного развития, индивидуум должен получать лишь ту долю благ, которая создана трудом его предков и его собственным трудом. Современная экономическая структура социума (к сожалению) в силу господства частнособственнической социальной психологии и реальной автономности финансовых институтов даёт возможность социально безответственным индивидам, «страдающим» дефицитом нравственности и совести обеспечивать себе незаработанную ими неоправданно большую долю общественного богатства. Результатом становится ухудшение качества жизни для большинства населения, стагнация и даже разрушение реального производственного сектора экономики, угрожающего самому существованию локального социума.

Социальный эгоизм, безусловно, является серьёзной проблемой, поскольку он глубоко укоренён в человеческой психологии в силу многих причин. Но, прежде, чем говорить о них, вернёмся к самому понятию труд.

В обыденном словоупотреблении и сознании труд отождествляется с работой, которая, в силу характера необходимых жизненных потребностей человека и общества, далеко не всегда может доставить удовольствие сама по себе. Очевидно, на этом представлении основан и христианский постулат о труде, как наказании человека за первородный грех Адама, вкусившего плоды от древа познания добра и зла. На отождествлении физической работы и труда основана и средневековая социо-философская концепция, жёстко разделяющая понятия труд и творчество, усвоенная в наши дни некоторыми теоретиками либерализма и постиндустриализма.

Однако, в современных социальных и технологических реалиях, в полном соответствии с реальной онтологией бытия, труд это универсальная общественно полезная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей и сбережению наследия предшествующих поколений во всех сферах человеческой деятельности, включающая в себя не только затрату физической силы, но и генерирующая нравственный и социальный прогресс. Творчество и интеллектуальное усилие являются неотъемлемой составной частью труда независимо от того говорим ли мы о материальном производстве, или о художественном творчестве, или о творчестве социальном. Сознательное участие в выборах и постоянное осмысление общественных процессов, возможностей государства и систематическое давление на бюрократический аппарат и выборные органы власти в целях принуждения их к добросовестному выполнению обязанностей и реализации принципа социальной справедливости, столь же необходимая часть труда современного человека, как и деятельность на производстве (имея в виду все сферы – промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т.д.).
 
Труд в таком понимании неразрывно связан с нравственностью: нравственная ущербность, говорим ли мы об обществе или об отдельной личности, неизбежно приводит к сокращению объёма и качества общественно полезного труда. Уклонение от труда, жизненно необходимого для прогресса, неизбежно продуцирует ущербность нравственности. В итоге мы получаем на материальном производстве – брак, в социальной сфере неявку на выборы и, как следствие, их фальсификацию и разрушительную антигосударственную пропаганду, в сфере художественного творчества, публицистики и СМИ – недостоверную и ложную информацию и опять же антигосударственную и антисоциальную пропаганду. В конечном итоге ухудшение качества жизни для абсолютного большинства населения во всех его ипостасях: продолжительность жизни, экологическая ситуация, комфортность среды обитания, свобода передвижения, свобода убеждений.

Социальный эгоизм, как уже было сказано, глубоко укоренён в человеческой природе. Человеку, как биологической особи свойственно стремление к получению максимального удовольствия с минимальными затратами труда, преодоление эгоистических устремлений требует определённых нравственных и интеллектуальных усилий. При этом воспитание нравственности это не одномоментное действие, а длительный исторический процесс, совершаемый непрерывно поколениями людей. Христианская идея о труде, как наказании за грех, очевидно, имела, вольно или невольно, устранить этот порок человеческой натуры.

К сожалению, «сообразительные» люди, в России в том числе и, возможно, в большей мере решили, что они могут уклониться от этого наказания, получив, однако, все блага, в том числе и в жизни загробной, т.е. перевоспитание, в основном не удалось. Советская оптимистическая трудовая идеология – труд дело чести, доблести и геройства, тоже не смогла решить эту задачу. В постсоветский же период, когда она не только была забыта, но ещё и оплёвана, уважение к труду оказалось утрачено и на уровне бытового сознания, причём во всех слоях общества, и на уровне государственной политики.

Равнодушие к нуждам старшего поколения, пенсионеров, стремление убрать пожилых людей из сферы активной деятельности это прямое следствие утраты уважения к труду и людям труда, в том числе утрата понимания, что опыт, как и современные знания, является неотъемлемой частью и необходимым условием любого эффективного трудового акта. Реальный технологический и моральный прогресс российского общества возможен только в объединении усилий всех живых поколений. И, как бы не раздражала некоторых чиновников, необходимость создавать комфортные условия для жизни и сохранения условий и активности пожилого поколения наших соотечественников, делать это, господа, всё равно придётся. 

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии