Сергей Палагин. Осознание когнитивных факторов...
Автор: ПАЛАГИН Сергей Викторович, к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института развития человека, руководитель Саратовского регионального отделения РАШ:
ОСОЗНАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФАКТОРОВ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ
Очевидно, что активное долголетие есть результат синергетического сплава целого комплекса факторов, начиная с генетического и заканчивая экологическим. Однако их влияние на конечный результат неравнозначно, и потому стоит обратить первостепенное внимание на важнейшие из них - когнитивные. Об их значимости для нас говорит тот факт, что только 20% пожилых людей сохраняют до смерти хорошую память и ясный ум. (1) Такая высокая значимость имеет своё объяснение в постнеклассической научной парадигме, ибо одним из её постулатов является постулат о том, что материя самоорганизуется из своих структурных глубин. В середине прошлого века, при становлении этой парадигмы, это отметил замечательный русский мыслитель И.А.Ильин, сказав, что человек, живет «изнутри наружу». (2)
Никого нельзя заставить жить лучшим образом жизни, чем это субъект может и хочет сам, а так же сверх того, что он сознаёт важным и нужным для себя.
Формула Мишеля Монтеня «тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может», справедлива для человека любого возраста. Однако эффективность следования ей наиболее бесспорна именно в пожилом возрасте, когда мы постигаем формулу другого классика, Андре Моруа: «Нет старости - есть умение жить». (3)
В настоящее время наработан огромный материал по поддержанию активного долголетия (4), и отражать его в той или иной мере в очередном тематическом сборнике вряд ли рационально. Считаю более перспективным перевести разговор в другую плоскость: всегда ли мы осознаём лично для себя наличие этого материала и эффективно им пользуемся? Мало того, чтобы нужный научный материал был, его надо применять! Что толку от книг, пылящихся на полке? Книги должны быть прочитаны, и не просто прочитаны, а так проработаны, чтобы их смысл был усвоен и приложен в практику наилучшим образом.
Понятие «самоактуализированная личность» уже давно обжито учёными-гуманитариями, но это только первый шаг к тому, чтобы этим понятием владел каждый образованный человек. И не только владел, но и сознавал, насколько он сам - самоактуализированная личность и насколько деятелен в своей жизни. Возможно, первым, кто предложил формулу «Жизнь - это усилие жить» в том или ином варианте, был Мишель Пруст. Но какой бы мыслитель не озвучил эту истину раньше или позже в историческом времени, можно считать, что она уже давно является первой нравственной заповедью каждой самоактуализированной Личности. Независимо от того, в какую эпоху эта личность жила: в Древности, в Средневековье, в Новое время или живет сейчас, является нашей современницей.
Любое усилие, которое человек делает в своей жизни, он делает сначала не рукой, а мыслью. Любой поступок имеет своё начало в мышлении, в воображении, даже в мечте. Для человека разумного, для Homo Saрiens’а жизнь - это прежде всего усилие мыслью. И, чтобы это было максимально эффективно, природу личностной когнитивной самоорганизации надо сознавать и непреложно ей следовать. Мы не просто мыслящие субъекты, мы рефлексивно мыслящие субъекты, и эффективность нашего мышления напрямую зависит от того, насколько в нём высока именно культура рефлексии. (5)
Рефлексия труднее всего вырабатывается, сложнее всего предаётся и легче всего утрачивается - эта её особенность отчётливо проявляется в старческом возрасте, когда наши когнитивные способности неодержимо дряхлеют наряду с телесными. К этому добавляется фактор временного сдвига в преемственности поколений, когда человек в условиях бурного научного и культурного прогресса вырастает и формируется в одну эпоху, а жить, а тем более стареть, ему приходится уже в другую эпоху. Человек с низкой умственной активностью, неприученный к постоянному обучению и переобучению, в свои преклонные годы оказывается неадекватен изменившимся социально-экономическим условиям, и ещё хорошо, если он эту неадекватность научился сознавать и вести себя с осторожностью и осмотрительностью. Думаю, что не пришёл ещё момент заострять внимание на развитом рефлексивном мышлении пожилых людей, но говорить об их минимальной рефлексивной грамотности, позволяющей не делать хотя бы принципиальных ошибок и досадных промахов - актуально.
К сожалению, уровень массовой культуры россиян сегодня таков, что перед нами не просто огромная зона роста, перед нами своеобразные «авгиевы конюшни», которые надо разгребать от безалаберности, безразличия и некомпетентного отношения людей к самим себе. Отношения к своему физическому состоянию, которое напоминает о себе в критические моменты болью и болезнями, но гораздо важнее - к своему умственному состоянию, которое никак не ощущается, деградирующий мозг не болит, но насколько старики теряют разум и становятся неадекватными - видят и отмечают окружающие их люди.
Если человек научен и привык задумываться о своих интеллектуальных способностях, если обладает минимальной рефлексией, то обсуждение с ним в преклонном возрасте его слабеющего интеллекта не является для него психической травмой. Как и обсуждение его слабеющих физических способностей. Всё это - познанный закон природы, общества и мышления. Другой закон природы гласит, что человек не сохраняет адекватность своему социальному окружению, если не тратит регулярных и значительных усилий хотя бы по поддержанию этой адекватности. Пока мы молоды и легко обучаемся, мы не замечаем этих усилий, они проходят «на автопилоте» сами собой и для нас естественны так же, как способность бегать и есть всё подряд с отменным аппетитом. Обучение в молодости в первую очередь идёт благодаря нашим рефлексивным рефлексам, и они исправно работают до тех пор, пока не упираются в границы своих возможностей. Мы должны осознавать эти границы, и вовремя подключать наше сознание. Наша обязанность - осознанно относиться к самим себе, и в первую очередь, к своему когнитивно-психическому состоянию. Мы должны заботиться, как сказали бы наши мудрые предки, в первую очередь о своей душе, каких бы нравственных и организационных усилий нам бы это не стоило.
Как-то неудобно писать в научной статье о том, что для нас решение любой проблемы начинается с её осознания. Это азбучная истина. Но наряду с ней существует другая азбучная истина, которую мы сознаём на порядок хуже (и это уже требует своего научного исследования): это осознание достаточности своих когнитивных способностей для её наилучшего решения. Читателю, не освоившему структурно-рефлексивную тематику, наверняка резанёт слух смысловое сочетание «осознание своего осознания». Но что делать - надо привыкать к развитию структурной рефлексии, к её уровневости, и профессионально пользоваться не только самим термином «рефлексия», но и термином «осознанная полирефлексия». Осознанная полирефлексия - это научная когнитивная культура, в которой нам суждено осознавать все виды рефлексии и осознанно (а значит и продуктивно) ими пользоваться.
Известно, что конкретная научная задача является решённой только тогда, когда найдено её решение в так называемом «общем виде». Когда выработана научная концепция этой задачи, исходный инвариант, обеспечивающий метасистемный и диалогичный подход. Поэтому продуктивно говорить и писать об осознании когнитивных факторов активного долголетия можно только при условии, что мы вообще поднялись до их научного осознания. Другими словами, нам надо предварительно подумать об осознании когнитивных факторов в нашей жизни вообще, о том, с какой культурой структурной рефлексии (отвечающей на вопрос: «зачем и как мы мыслим?») мы сегодня пытаемся строить наше будущее.
Сегодня благодаря последним научным открытиям в структурно-рефлексивном мышлении происходят революционные сдвиги, но распространение о них информации и осознание значимости их для нас происходит непозволительно медленно. Не приучившиеся думать о своей когнитивной культуре многие именитые учёные продолжают мыслить так же, как мыслили во времена своей молодости. Они под влиянием механизмов своей психологической защиты не хотят откликаться на те настораживающие «первые звоночки», которые сигналят им, что в этой сфере происходит нечто значительное, и что это требует специального внимания. А происходит то, что на смену одной научной парадигме приходит другая, а на смену когнитивной культуре с осознаваемой рефлексией приходит когнитивная культура с рефлексией осознанной. Следовать канонам устаревшей когнитивной культуры - это сегодня всё равно, что перед лицом современных астрофизиков продолжать утверждать, что Земля плоская и вокруг неё вращается Солнце. Если усвоение научной парадигмы в астрономии признано культурной революцией, то и усвоение новой парадигмы в мышлении - такая же культурная революция, только не астрономическая, а когнитивная. Сегодня, чтобы действительно эффективно и правильно мыслить, надо очень многое знать о своём мышлении, надо понимать эволюционные механизмы смыслообразования с точки зрения постнеклассической научной рациональности, а так же следовать им не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. Пришло время, когда мы со всем основанием можем утверждать, что биолог, не знающий, что такое «универсальный генетический код» (ДНК) - это неполноценный биолог, то и мыслитель, не понимающий, что такое «универсальный мыслительный код» (концепт) - неполноценный мыслитель.
Жизнь не останавливается, она требует от нас каждый день постоянной активности, причём непреложно осмысленной и осознанной. Если мы отступаем от этого требования - мы погибаем. Мы так устроены, что вредим себе не только неправильным активным действием, но и своим самым безответственным бездействием. Мы не можем быть пассивны в сфере своего сознания. Последние исследования в области структурного строения психотипа человека показали, что среди фундаментальных желаний, которыми он руководствуется в своём воспроизводстве, особое внимание сегодня требует к себе последнее, обретающее свою зрелость желание: «сознавай, что делаешь!» Это фундаментальное желание мы ставим в один ряд с другими фундаментальными желаниями, известными нам более чем:
- борись за жизнь до конца, избегай гибели во что бы то ни стало,
- плодись и оставь после себя преемника,
- максимально самореализуйся,
- сохраняй имеющееся, не разрушай.
Пятое фундаментальное желание «сознавай, что делаешь!» нам судьба применять к своей активности не только в поведении, но и в мышлении. В последнем случае оно звучит так: «Сознавай, как ты мыслишь!» Только с такой культурой самоосознания, сформированной в зрелые годы, мы научно раскроем озвученные здесь в тематике нашей конференции когнитивные и не только факторы активного долголетия.
Литература и первоисточники:
1. По данным доктора Анатолия Мучника (Портал «Ришоним», Израиль)
2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М.: «Москва», 2006, С. 75.
3. Моруа А. Искусство жить. Пер. с фр. М.: URSS. 2015. С.13.
4. Майкл Мерцених. Зарядка для ума. Нойман Дойдж. Пластичность мозга.- М.: ЭКСМО, 2011. Д.Гилберт. Спотыкаясь о счастье. М.: 2015. и др.
5. Палагин С.В. Рефлексивное мышление: закономерности становления и структурные уровни. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Саратов, СГТУ,1992 г.
(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.
Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).
Свидетельство о публикации №223120500708