Александр Жихарев. Эра смыслов...

Публикуем доклады участников конференции:

Автор: ЖИХАРЕВ Жихарев Александр Валентинович, Председатель Правления Регионального отделения «Союза пенсионеров России» по Свердловской области, социолог, г. Екатеринбург, Россия:

ЭРА СМЫСЛОВ. ГУМАНИТАРНЫЙ КОНЦЕПТ

Об авторе: инициатор Всероссийской культурной акции «За книги!» (zaknigi.ru), выставочного движения фотопортретов фронтовиков и тружеников тыла «У Победы наши лица», технической заявки проектов «Интерактивная Книга Всенародной Памяти» и «Социальный электронный планшет», форсайта «Книгоград-Смыслоград».

«Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет»
(В. Шекспир)

«Продление активного деятельностного долголетия относится к наиважнейшим смыслам современности, реализация которых результативна лишь в согласованном государственно-общественном процессе, невозможном без надлежащего теоретического и методологического обоснования»

***
«В начале было Слово…» Можно сколько угодно рассуждать о первичности «слова» и «мысли», которая, как не рассуждай, но была выражена, пусть даже самым первым Словом, выражена устно - созвучием фонем, или беззвучно - произнесённая в сознании, или письменно - буквами для записи этих же фонем.

Чтобы появилось «слово», у кого-то должна была появиться «мысль» и потребность её словесного выражения: звукового или знакового. Всё это интересно многим познающим мир, и приходящим как к начальным, так и к глубоким научным выводам.

Вместе с тем, необходимо признаться в том, что, как бы усердно не плодились теории познания «слова», «мысли» и «смысла» (таковых уже немало), сам «смысл», имеющий всечеловеческую потребность и глобальный охват, пока остается предметом особого внимания преимущественно для учёных. Хотя при этом, все люди живут и знают, что в практическом, особенно в прагматическом человеческом обиходе без «смыслов» никуда.

«Бессмысленное» – это не просто очевидный вред, а настоящее зло или непростительная роскошь беспечных трат времени, ресурсов и жизни. Тем не менее, общественное отношение к «смыслу» почему-то останавливается на уровне условной бытовой, деловой либо религиозной достаточности.

Настрой на эффективное восприятие «смыслов» – это главный цивилизационный тренд, возникший с появлением «человека разумного» и всемерно развитый благодаря его способностям. Чем выше параметры понимания различных «значений» и «предназначений», тем лучше результаты и последствия смысловосприятия и практической деятельности.

На каждом шагу, в каждое мгновение миллиардами людей реализуются в потребности и способности обретения и усвоения «смыслов», в потребности их понимания и применения. Массовый фон общения не существует без вопросов: «не понял – повтори», «расскажи», «объясни», «уточни» «в чём смысл?», «в чём прикол, в чём фишка?..», и так далее, далее, далее... Подобными транзакциями уже оперируют и сотни миллионов машин, созданных человеческим гением, которые требуют уточнения некорректно поступивших в них данных или параметров.

Усваивать «значения» и «предназначения» – это сущностная определенность и жизненно важная обречённость человека. Уловил «смысл», значит он может стать знанием или причиной нужной реакции, как оперативной, так и долгосрочной. Может стать ключом спасения, победы или наоборот поражения, если не уловил.
Вот и всё. Для дальнейших углублений в смыслологию - добро пожаловать в многочисленные «теории смыслов» и в их эволюцию. А в этом тексте главное отметить следующее. Основная часть вековых или современных «теорий смыслов» строятся в большей мере на интровертивном подходе. Проще говоря, в основном это концепты психологии, которую так и назвали – психология смыслов. Ученые выводят ответ на вопрос: «Так, как же в человеке возникает «смысл»?» - через субъективные личностные факторы, процессы и отношения.

Вместе с тем, результатом цивилизационного прогресса уже давно оказались технологии и методы создания эффектов массовой идентичности смысловых восприятий и реакций, которые институализированы системами общественного образования, воспитания и информационного манипулирования. Почти всё человечество многие простейшие «смыслы» понимает и применяет одинаково, но такое понимание складывается и в отношении к большому числу сложных «смыслов».

Оно и раньше было: «замутят» головы каким-либо «смыслом» – люди пойдут себе сатисфакцию устроят. Покажут «причину» невзгод – обиженные возьмутся за вилы, и так далее. Только в современном обществе, благодаря техническому прогрессу, «смысловой тюнинг» стал не только массовой индустрией и целью, но и фактором общественной, да и в целом, глобальной опасности либо безопасности.

Отсюда, возникает очевидная ответственность за массовое управление смыслами, за их корыстную узурпацию, экспорт и экспансию, которые должны иметь совершенно новые механизмы международного осмысления и правового регулирования на уровне глобальных и национальных государственных и общественных институтов. А этого пока нет. Гуманитарный концепт «Эра смыслов» направлен на обозначение и актуализацию данной задачи в среднесрочной и стратегической перспективе. Это важно и для России, и для всего мира.

Чтобы защищать и развивать конструктивное и плодотворное, всегда надо разбираться в механизмах деструктивного и контрпродуктивного.

В момент знакомства читателя с данным текстом многие представители человеческого вида наполняются и живут с пониманием «значений» и «предназначений», в соответствии с которыми людей можно, нужно и полезно убивать, не разбирая ни их возраста, ни жизненных планов, только потому, что такие «смыслы» оказываются умело, убедительно преподнесены и закреплены в сознании «смысловых акцепторов» «смысловыми донарами» - разного рода гуру, учителями, вождями, командирами, администраторами, политиками и президентами – кем угодно.

Для носителей подобных смыслов оказывается нормальным отрезание голов людям на камеру, расстрел мирных посетителей в кафе, взрыв в аэропорту, организация кровавых столкновений и войн. Для них это поведение осмыслено как благое в масштабе лично воспринятой и необходимо мотивированной цели, которая может быть типичной и индивидуальной, меркантильной и идеальной. Например, убьёшь – получишь денег, убьёшь - родственники окажутся на свободе, убьешь – прославишься, попадешь на Небеса и так далее.

Можно сказать, что современное манипулирование индивидуальным и общественным сознанием в мире остановило нравственный прогресс человечества, и сделало этот прогресс более безнравственным. Согласитесь, как далеко и как быстро за пределами отдельной средневековой камеры пыток могла распространиться информация об отрезанной несчастной голове? Теперь же одного смартфона, закрепленного на саксауле, достаточно, чтобы об этом узнал и содрогнулся весь мир. Сколько камнеметных катапульт надо было применить, чтобы разрушить небоскребы всемирного торгового центра? Теперь достаточно двух самолетов, управляемых террористами.
В современном мире «чума деструктивных смыслов» не просто проявляется и распространяется, как случайный вирусный штамм - она производится, стимулируется и управляется профессионалами мирового политического и экономического манипулирования, уверенными в том, что удержание человечества в тревожном, жизненно опасном состоянии является наилучшим стимулом научно-технического и потребительского прогресса.

Таким образом, несмотря на очевидно древнее, соизмеримое с возрастом человечества, понимание и практическое применение «смыслов» всевозможных квалификационных уровней и предназначений, на начало 21 века оказывается неприкрытым всемирно распространенным фактом то, что современные искусство, наука и кибернетика управления «смыслами» являются не просто актуальными, а бурно развивающимися и в принципиальной части негуманно применяемыми модами цивилизационного развития.

Сегодня этими модами проводятся превосходные эксперименты и кампании по регулированию численности населения, по изменению политических систем, государственных устройств и управленческих процессов во всех жизненно важных сферах общежития.

В данном тексте конкретизация имен, названий организаций и государств не обязательна, поскольку формат гуманитарного концепта необходим для того, чтобы обозначить принципиальную оценку происходящего в мире и создать повод для положительных нравственных изменений. В целом формат гуманитарного концепта с различной проблематикой и доводами можно сделать современной действенной теоретической и идеологической формой, нацеленной на созидание и гуманизм, вместо разрушения и бесчеловечности.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии