Валерий Шерстов. Музыка как фактор...

Публикуем доклады участников конференции:

Автор: ШЕРСТОВ Валерий Николаевич, профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, преподаватель высшей категории, заслуженный работник культуры России, заведующий отделением  «пение академическое» ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище имени П.И.Чайковского, г.Екатеринбург, Россия:

МУЗЫКА – КАК ФАКТОР АКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Однажды Михаил Казиник (известный музыкант и просветитель) предваряя концерт для Нобелевских лауреатов высказал парадоксальную мысль: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начните ни с химии и физики, а с музыки, потому что музыка великое питание человеческого мозга».

Действительно, музыка, будучи авербальной и абстрактной, проникая в наш внутренний мир гармонизирует его, формирует целостный мир человека, так как левое и правое полушария мозга человека начинают действовать согласованно, резонансно.
Воспитывая истинную любовь к музыке в наших детях и внуках, мы и сами будем преображаться, становясь, таким образом, истинными учителями подрастающего поколения. Ведь взаимосвязь учитель ученик является главным двигателем прогресса человечества. Повышение качества нашей жизни, позитивное восприятие мира, во многом зависит от этой связи поколений, так как всем известно, что счастливым общество будет  только тогда, когда у людей запоет душа. 

Не будем строго судить тех, кто не дорос до постижения серьезной музыки (симфонической и оперной). Действительно, этого не так-то просто добиться, зачастую этих вершин не достигают даже профессиональные музыканты. Если человека согревает тот или иной вид, либо жанр искусства, то и это уже большое достижение.
Безусловно, в советское время все виды искусств несли идеологическую нагрузку, искусство было востребовано, но оно должно было развиваться в русле идеологем тоталитаризма. Эти тиски, как мы знаем искаверкали много судеб талантливейших деятелей искусства. Изломаны были судьбы гениев Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева и многих других. Судьба одного из «последних из могикан», недавно ушедшего из жизни великого скульптора современности Эрнста Неизвестного тому подтверждение(если мы говорим о долголетии творцов, то несмотря на невероятные перепетии его жизни он скончался в 82 года, сломить такого титана не смогли ни советская власть, ни различные пагубные привычки).

Таковым был и великий философ XX  века А.Ф. Лосев(1893 - 1988). Прожив непростую жизнь он, в возрасте 90 лет, говорил: «Во мне идет такого накала духовная жизнь, что все болезни «отскакивают» от меня». Великий И.В. Гете(1749 - 1832) до самой смерти выглядел молодым человеком, это был юноша, сохранивший ясность ума. Он до старости был молод душой и телом. Гете воспринимал мир: природу и все живое, включая человека, как единое целое. Об этом великолепно в поэтическое форме поведал нам Баратынский в своем стихотворении «На смерть Гете»:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье…

Наше же время является некоторым оборотнем тоталитаризма. Это общество потребления, которое приготовило нам невообразимый выверт. Этому обществу, а в нем «правят бал» крупные монополии, не нужны культурные, образованные люди, ему нужен усредненный потребитель, который будет как можно больше зарабатывать и «хапать» все подряд, скупать все без разбора. Такой псевдо демократии не нужно высокое искусство. Таким образом, основная масса людей все более погружается, вернее опускается на дно примитивного существования, чего мы, безусловно, не имеем права допустить. Это расслоение, выпадание в осадок люмпенов, воспринимающих мир через упрощенный взгляд на него, и элиту (озонный слой) общества, которой нужно высокое искусство, происходит в последние десятилетия все более убыстряющимися темпами. Мы должны предпринять все меры, чтобы эти безобразные волны не захлестнули нас окончательно своим бездушием и бездуховностью.

Если мы говорим об улучшении качества жизни наших сограждан, в первую очередь людей пожилого возраста, то неким мерилом богатства их внутреннего мира является следующая закономерность.

Удивительно, обратите на это внимание, но такое действительно существует в нашей жизни. Человек, который гармонично вписывается в этот мир, с годами, несмотря на седину, морщины, другие возрастные изменения, выглядит благородно, благообразно. Зачастую его облик с возрастом становится даже более привлекательным, чем в молодости, он становится более наполненным, излучающим мудрость в житейском и творческом плане. В таких людях с годами происходит не угасание, а бурление внутренней энергии. Именно они преображают все вокруг себя, они являются главными созидателями.  Тому пример Владимир Зельдин, который и в сто лет доставляет радость публике. М.О. Рейзин в 90 лет спел во время юбилейного чествования в Большом Театре партию Гремина в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. А.Н. Пахмутова полна творческой энергии, а ей уже за 85 лет. Ю.Любимов в 90 лет ставил спектакль в Большом Театре. И эти примеры можно продолжить.

Нашими ветеранами, чистотой их помыслов, искренностью, доброжелательностью я постоянно удивляюсь и восхищаюсь, выступая со сцены как певец, ведущий различных концертов и других мероприятий. Атмосфера, которая царит в зале при этом уникальна. Отклик зала, его сочувствие, сопереживание не сравнимы ни с чем. Люди старшего поколения, пройдя огонь, воду и медные трубы XX века удивительным образом сохранили в себе душевную чуткость, расположенность к людям. Парадоксальным образом именно они повышают качество жизни нашего общества. Власть денег, потребительство – не их стезя. Мы должны равняться на них.

Одним из объединяющих начал, консолидирующих общество, является пение в любых его проявлениях. Только поющая нация, народ, общество, по-настоящему является счастливым. У человека поющего с большой сцены, напевающего любимый мотив, мурлыкающего себе под нос что-то, все в порядке в жизни, у него поет душа.
Наш народ обладает уникальным певческим даром, мы являемся одной из самых поющих наций. Возрождение хорового пения, которое мы уничтожили в период перестройки, является важной составляющей нашего единства. Это возрождение нашей соборности, философско-религиозного понятия, которое является доминантой православия (когда индивидуальное в коллективном расцветает в еще большем многообразии).
Так вот ансамблевое исполнительство, хоровое пение – это некая модель русской соборности, когда мы сливаемся с другим, и не теряем себя, а наоборот находим себя в другом качестве.

Устремленность наших ветеранов, слушателей к высоким образцам искусства, умение сопереживать исполнителям, создавать в зале неповторимую атмосферу для творчества артистов дорогого стоит. Такая взаимосвязь, подпитка друг друга энергией созидания, очень важна в творчестве. Именно она способствует продлению творческого долголетия как исполнителей, так и слушателей.

В заключении приведем ряд примеров творческого долголетия, неиссякаемости творческого горения больших артистов, композиторов, дирижеров, режиссеров, которые воспламеняли души своих преданных поклонников, тем самым продлевая им жизнь, доставляя им радость общения со своими любимцами.

Наша землячка Л.А. Лядова в 90 лет приводит в восторг свою публику. Таковыми были К.И. Шульженко, Л.О. Утесов, А.И. Райкин, которые в 70-80 лет обладали такой бешенной энергетикой, что публика стонала от восторга. Великий дирижер Г.Н. Рождественский, которому 4 мая 2016 года исполнилось 85 лет, продолжает вести активную творческую деятельность. И эти примеры мы можем продолжать бесконечно. 

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии