Вадим Егоров. Долгожители России, мира...

Публикуем доклады участников конференции:

Автор: ЕГОРОВ Егоров Вадим Владимирович, д.ф.н., профессор, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), г. Екатеринбург, Россия:

ДОЛГОЖИТЕЛИ РОССИИ, МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОДЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

На протяжении всех эпох философы, историки и другие мыслители и ученые, прозаики и поэты говорили, говорят о скоротечности человеческой жизни. В конце 19 века русский философ Николай Федоров в своей “Философии общего дела" подчеркивал, что нет у философии и наук задачи более благородной и величественной, чем преодолении смерти. Человек, согласно Н.Ф.Федорову, должен приложить все усилия для победы над своей смертью и обретения бессмертия рода человеческого. Более того - надо вернуть к жизни умерших отцов и дедов, людей, живших ранее.[1]

Для многих идеи Федорова прежде и теперь звучат довольно странно, утопично и даже дико. Как можно воскресить умершего человека? Отвергается это даже верующими. А ведь им ли не знать, что вера в воскресение умерших - одно из базовых положений Символа Веры всех христиан ("Верую в воскресение из мертвых...") с тех пор, как это сотворил сам Иисус Христос. И, вообще, как сказано в Писании, за пределами земной жизни у Господа все живы. Федоров же посмотрел на проблему как материалист, пусть и "непоследовательный". Под влиянием своего наставника члены его философского кружка рождали выдающиеся идеи и подходы.

Так К.Э. Циолковский стал основоположником мировой космонавтики в результате мучительных попыток ответить на вопрос: "Так где ж тогда селить умерших и воскресших предков и победивших смерть современников, потомков?" - "Конечно, за пределами Земли, на других планетах!" А значит должны быть разработаны транспортные средства, способные отправлять землян столь далеко. И вот рождается дерзкая концепция первого в мире космического корабля. Так философская утопия реально раздвинула горизонты человеческого бытия в мировом пространстве. Кроме того, космические полеты, работа на орбитальных станциях позволили открыть новые возможности человеческого организма, ресурсы его противодействия разного рода перегрузкам.

В стремлении человека и человечества жить дольше, достигать активного долголетия развивалась медицина со времен Гиппократа и Авиценны. Довольно символично, что на родине Гиппократа до сих пор растет огромное дерево-платан, под которым якобы сидел  более двух с половиной тысяч лет тому назад сам великий целитель. Этот реликт с давних пор привлекает многие тысячи гостей острова и любим местным населением. Продление жизни, конечно, возможно, но проблема иногда представляется очень казуистичной, когда здоровые, спортивные и оптимистичные люди покидают этот мир в молодом возрасте, а их ровесники, с вроде бы совсем другими данными и тонусом, доживают до глубокой старости. Среди профессиональных спортсменов очень мало долгожителей. Одним из этих немногих был наш земляк- екатеринбуржец, по происхождению латыш, чемпион мира по классической борьбе и Европы по боди-билдингу Кристап Кристапович Вейланд-Шульц, в годы войны работавший директором цирка в Свердловске и передавший свои средства и награды на постройку танка (за что получил благодарность лично от И.В.Сталина). Он работал потом тренером Свердловского ДСО "Локомотив", прожил до 1987 г., почти 102 года.

А среди ученых и художников столетних долгожителей в советское время и ныне найдется немало.  Это и проживший 108 лет народный художник, карикатурист Борис Ефимов, выдающийся хореограф Игорь Моисеев, историк-академик Николай Дружинин, эстрадная певица Изабелла Юрьева, врач-академик Федор Углов, известные уральские писательницы Елена Хоринская и Бэлла Дижур, актер Малого театра, народный артист Николай Анненков, ныне здравствующий и выходящий на сцену 101-летний народный артист Владимир Зельдин... Из российских суперсентариев, то есть долгожителей, перешедших стодесятилетний рубеж, нельзя не назвать поэта и актера Александра Брянского (Сашу Красного), родившегося в 1882г. (когда были живы И.Тургенев, А.Фет, В.Гюго), выступавшего на сцене со своими стихами с 1905г., одного из создателей "Синей блузы", прожившего до весны 1995г., почти 113 лет.

"Нет неизлечимых заболеваний.,. - отмечал в "Философских мыслях натуралиста" замечательный русский геофизик и философ В.И.Вернадский, - есть недостаток знаний. И старение - это болезнь, которую можно лечить".[2] Надо, как сказал бы и на этот счет в "Наедине с собой" Марк Аврелий, "сотрудничать с мировыми силами".[3] В мировой истории запечатлелись и просто потрясающие примеры жизни суперсентариев разных времен и народов. Жанна - Луиза Кальма родилась в Арле в феврале 1875г, в провинциальной буржуазной семье, обоим родителям ее было тогда по 36 лет. В юности работала в магазине отца, вышла замуж за троюродного брата, родилась дочь... Потом овдовела, лишилась дочери, в автокатастрофе погиб внук. Близких родных не осталось. Дожила она до августа 1997г., до 122 лет! После стодесятилетия ею стали очень интересоваться телевидение и пресса. Жанна-Луиза шутила: "Я ждала 110 лет, чтоб стать знаменитой!"

Японец Шипечио Изуми тоже (позволим себе небольшой каламбур) изумил соотечественников и общественность за рубежом, покорив рубеж в 120 лет: родившись в 1865г., он дожил до ноября 1986 года (если б не воспаление легких, то прожил бы еще). Сегодня старейшим жителем в мире официаньно считается итальянка, уроженка Пьемонта, родившаяся в ноябре 1899г. и успевшая уже пожить в трех веках Эмма Морано, 116-летняя оптимистка, бывшая разнорабочая, удостоенная пять лет назад рыцарского ордена за заслуги перед Италией, не отказывающая себе в мясной пище и даже рюмке домашнего бренди. Жители, особенно - жительницы Италии часто живут долго (дай им того и впредь, Санта-Мария).

Немало историков, культурологов, медиков, журналистов считают, однако, что книга Гиннеса многие рекорды обошла своим вниманием и нужна значительно более полная картина долгожительства в настоящем и прошлом. Данные полуторавековой давности по жителям глубинки действительно трудно верифицировать, но этому можно искать подтверждения более смело, поскольку живы сами люди или семьи их, а также семьи их ровесников, соседей и т.д. Рекорд города, континента, мира, поставленный на школьном стадионе, скорее всего не будет засчитан. Но есть ведь нечто более значительное, чем медаль (пусть даже золотая) - сама человеческая жизнь, долгая и непростая.

В 1912г. Россия отмечала столетнюю годовщину Отечественной войны 1812г. и победы над наполеоновской армией под Бородино. Задолго до этих торжеств были сделаны по всей стране запросы у губернаторов на наличие живых участников, свидетелей трагических и славных тех событий. Было найдено двадцать пять человек, в том числе - четырнадцать участников боевых действий, и все в возрасте более 110 лет, за исключением малолетнего когда-то очевидца И. Машарского, которому было только 108 лет. Пятеро приехали на торжества, повстречались с государем Николаем II. Это были Аким Винтонюк, бывший фельдфебель 53-го Волынского пехотного полка и участник Бородинской битвы 122 лет, Петр Лаптев 118 лет, очевидцы следования французских войск Степан Жук 110 лет и Гордей Громов 112 лет, Максим Пятаченков - очевидец пребывания французов в г. Кирсанове. Но фото рядом с ними находится и 107-летняя старуха, тоже очевидица войны.

Жителю Тобольской губернии Павлу Яковлевичу Толстогузову, участнику Бородинского сражения тоже пришла телеграмма с приглашением в столицу. Ему шел 118-й годок. Ходил, хорошо слышал и видел без очков. Но, видимо, воспоминания нахлынули и 31 июля 1912 г. он скончался. В родной Смоленской губернии встретил юбилей участник войны, уроженец деревни Петрово Духовищенского уезда 119-летний М.З. Новиков. Помнили войну через сто лет и некогда юный из Витебщины родом солдат Кореневский 116 лет, и ополченец из Лифляндии Этте 120 лет, и хорунжий с Кубани Бурнос 111-ти, и женщины - Евгения Жерносенкова, Мария Желтякова, Надежда Сурина… [4] "Подумай только, говорить с человеком, который все помнит и рассказывает великие подробности боя, показывает место, где он был ранен," - так передает свои впечатления от встречи с Винтонюком царь Николай в письме матери. Винтонюк жил в Кишеневе, был еще участником обороны Севастополя.

Жителю Пакистана Саид Абдул Мамуду, предъявившему в гонконгском аэропорту паспорт с ошеломившей всех свидетелей этого события датой рождения - 1823г. было на тот момент 161год (газета "Аль-шуиг" 1984, апрель)... В 1964г. умерла жительница Турции Ханджер Нине (1795-1964), которой было 169 лет. И последними ее словами было: "Я еще недостаточно на этом свете пожила". Китайский философ Лао Цзы, родившийся в 604г. до н.з., прожил, по ряду свидетельств, 200 лет. Одной из сенсаций китайской прессы первой трети двадцатого века стала информация о человеке по имени Ли Чгунг-ян, родившемся в 1680 г. и покинувшем этот мир в 1933 г. в возрасте 253 лет. Японский крестьянин Мампэ прожил 242 года (1488- после1730). Его знали многие соотечественники, поскольку с семьей, внуками и правнуками он посещал вступление на престол многих правителей страны "восходящего солнца". Иглоукалывание, прижигание болезнетворных точек помогли Мампэ  и всему его семейству быть долгожителями, пребывая в прекрасном телесном и духовном состоянии.

Согласно хронике, венгерский земледелец Золтан Петридж прожил с 1539 по 1724 г.г. - 185 лет. В английской истории известен эпизод, как в 1635 г. к королю Карлу 1 приехал из провинции на встречу простолюдин некто Томас Парр, утверждавший, что он пережил девятерых королей и возраст его уже 152 года 9 месяцев. В честь такого случая король устроил пышный пир, после которого Парр вдруг умер. Как показало вскрытие (вскрывал доктор Виллиам Харвей), Парр умер от пневмонии, не выдержав на склоне лет  коварного лондонского климата, но народная молва потом гласила, что причиной смерти долгожителя стало обильное чревоугодие за монаршим столом. Похоронили Парра с почестями в Вестминстерском аббатстве. И сын его позднее дожил якобы до 123 лет.

Почему людей интересуют эти сюжеты? Вышесказанное имеет разную степень документальной подтвержденности. Понятно, что о названых мной российских долгожителях, кроме юбилея 1812 года, все точно. Разве что эстрадная звезда двадцатых-сороковых годов Изабелла Юрьева лет в девяносто семь добавила себе немного до круглой даты. И верно все про Жанну-Луизу Кальма, Шипечио Изуми, Эмму Морано. А за тех, "кому за...122" мы отвечать не можем, хоть эта информация, и стала весьма расхожей. Видимо и такие "неверифицируемые" сюжеты будут дальше распространяться, пополняться. Проверить то, что было слишком давно и территориально далеко от нас крайне трудно или невозможно. Хотя, повторимся, быть может это и правда! Почему об этом будут писать? Потому, что люди хотят, чтоб было так. Это некая опора в их стихийном или сознательном протесте скоротечности индивидуального земного бытия. Человек не хочет расставаться с этим миром. "Солнышка жалко!" - с отчаянием восклицает в больничной палате один из героев рассказа Леонида Андреева "Жили-были".[5]

Осознание конечности жизни мучительно. Помню, когда я ходил в детский садик, один пронзительный эпизод. Навзрыд плакал мальчик, узнавший, что люди смертны и он смертен тоже. Горечь этой истины была непереносима. Неуклюжие попытки добрых воспитательниц как-то успокоить его (мол, это будет еще нескоро) приводили к новым приливам плача, горя. Античная культура этим горем была ранена очень глубоко. Стоики боролись. Средние века с их триумфальным шествием христианства по странам Запада и ислама - по Востоку заглушили эту боль, но с наступлением деизма, атеизма, секуляризации жизни и культуры она (боль!) вернулась вновь. Экзистенциализм в прочувствовании конечности жизни подчас талантливо пытается нащупать ее изумительную ценность, чтоб "не думать о секундах свысока". И сведения (реальные и мнимые) о суперсентариях служат духовной опорой восстания против смерти. Сегодня все чаще говорят, что смерть преодолима и не только в райских заоблачных мирах, но и в посюстороннем мире, на родной земле. А может быть, и правда, сдвиг и тут возможен. Ведь еще сто лет назад клонирование или, скажем, разговор с Австралией по смартфону, скайпу выглядели бы именно как чудо. Уже через два года планируется операция по пересадке головы!

В основном, в долгожители судьба отбирает как в космонавты - с крепким, без изъяна здоровьем; с хорошими генами; без вредных привычек; трудолюбивых; стрессоустойчивых; оптимистов... Но бывают исключения, отнюдь не единичные. Колумбиец Хавьер Перейра прожил (1789-1956) 167 лет. В день его 147-летия к долгожителю пришли поздравить власти и общественность. И попросили разрешения юбиляра на выпуск марки в его честь. Долгожитель согласился, но с условием, что в нижнем углу марки надлежит написать: и пью, и курю. Такая же марка была выпущена и после кончины Хавьера Перейра в 1961г. Это уже, пусть и не безусловный, но весомый аргумент сверхдолгой жизни. "Оказывается в числе столетних, - иронично писал в 1888г. "Новом времени" молодой А.П.Чехов, - есть всякие субъекты - тучные и тощие, прямые и сгорбленные, сильные и слабые, курящие и некурящие, полнокровные и малокровные, богатые и бедные. Более 2/3 из этих столетних людей составляют женщины".

В СССР тоже выходила почтовая марка в честь 148-го дня рождения азербайджанского старейшины Мухамеда Багир-оглы Эйвазова, прожившего (1808-1959) 151 год. Но еще дольше прожил чабан Ширали Муслимов - с марта 1805 по сентябрь 1973г.г. 168 лет. Я из детства помню, как показывали его по телевизору. В 1993г. он был внесен в книгу рекордов России и СНГ.[6]

Много разных диет предлагается в последние десятилетия для долгожительства. В подавляющем большинстве своем они полезны, но не вкусны. Вспомнилось, как когда-то мой отец - известный скульптор В.Е.Егоров рассказывал, как от чистого сердца один отличный человек и архитектор, мечтая прожить долго-долго, рассказал ему, что хочет отказаться от обычной еды и перейти на проросшую пшеницу. "Дело ваше,- сказал ему отец, - но велика вероятность, что это не сработает. А Вы, извините, как дурак, будете вот так питаться всю оставшуюся жизнь." - “Спасибо, Вы, пожалуй, правы," - ответил архитектор. Лет через пять он умер. Расстраиваясь о его кончине, папа случайно вспомнил, что отговорил его изменить так революционно рацион питания. Иначе б хороший человек последние годы жизни питался невесть чем.

 И уж заодно о том, как папе рассказывала вдова бывшего первого секретаря Свердловского обкома партии К.К.Николаева о том, как сын персека, профессор-анастезиолог Э.К.Николаев (он был при разговоре рядом) сотворил истинное чудо: "А знаете, ведь Эдик оживил отца. Нам сообщили, что он умер. Врачи сделали все, что могли. Эдик вбежал к нему и стал пытаться вернуть его к жизни. Через какое-то время Константин Кузьмич… ожил. Открыл глаза и заговорил. Они проговорили минут десять-пятнадцать, попрощались и Константин Кузьмич покинул нас. "Все были потрясены. Никаких дефибриляторов еще не существовало.

А ведь и этот путь возвращения человека к жизни, продления его жизни важен чрезвычайно. Помогли человеку интеллект, опыт и искусство врача, новая техника и технологии и иногда, пройдя хотя бы так некую критическую точку, он живет и радуется миру дальше.

Фармакология, анастезиология, трансплантология, лазерная и иная медицинская техника шагнули далеко, идя все дальше. И создание нового поколения приборов и самих органов на трехмерном (или N-мерном) принтере уже вот-вот произойдет. Нанотехнологии, работа со стволовыми клетками и т.д. - это тоже имеет прямое отношение к преодолению смерти, продлению человеческой жизни. Когда-то и это встанет на поток, а передний край науки двинется далеко вперед. Развивается в 21 веке научный иммортализм как движение по преодолению смерти, базирующееся на теориях и практиках активизации жизненных процессов, корректировании и обновлении генетической программы человека и его социализации.

Конечно, для того, чтобы прожить долго, нужно и какое-то благоприятное стечение обстоятельств, везение. "Желайте мне, друзья мои, не здоровья, - попросил аудиторию на своем сто первом дне рождения остроумный Владимир Зельдин, - а удачи! На "Титанике", как известно, все были здоровы". Наука наукой, а и без удачи здесь действительно не обойтись.

Литература:

1. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела// Сочинения. М.: Раритет, 1994.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
3. Марк Аврелий. К самому себе. М.: Алетейя, 1998.
4. Русское слово (газета). 1912. 24 июля. №118.
5. Андреев Л.Н. Жили-были, рассказы. М., 1986. С.169.
6. Диво 93: Чудеса, рекорды, достижения. М., 1993.

(Опубликовано в сборнике научных трудов
по материалам Всероссийской научно-практической конференции
"Повышение качества жизни людей пожилого возраста - продление активного долголетия. «Антропологические чтения – 2016»,
27-28 мая 2016 г., г. Екатеринбург.

Издательская группа «Знание».
Главный редактор: С.Ю. Радченко).


Рецензии