За взятки и откаты - к расстрелу

На днях китайского банкира Сунь Дэшуня приговорили к смертной казни. И это не единственный случай – миллионные и миллиардные капиталы, как видно, не защищают богатых китайцев от самого сурового наказания.
На некоторых информационных ресурсах Сунь Дэшунь до сих пор числится председателем совета директоров банка China CITIC Bank International – одного из крупнейших лицензированных банков Гонконга. Банк коммерческий, но на три четверти принадлежит пекинской государственной группе CITIC. «Приняли» банкира в аэропорту, на руках у него был билет в Лондон. Народный суд города Цзинань провинции Шаньдун (это в восточном Китае) установил, что банкир, пользуясь служебным положением и оказывая помощь предприятиям в получении кредитов, получал «откаты» и взятки – почти миллиард юаней (порядка 137 млн долларов США). За это Сунь Дэшуню присудили смертную казнь, но – с отсрочкой исполнения приговора на два года. Всё имущество, разумеется, конфисковали. По истечении двухлетней отсрочки приговор могут смягчить, заменив его пожизненным заключением без права на условно-досрочное освобождение. Поразительнее всего в этом сюжете то, что проворовавшиеся китайские толстосумы бегут туда же, куда и наши – в Лондон.

Может статься, подвела банкира «под вышку» именно покупка билета на самолёт до Лондона. Суд предъявил ему обвинения на основании эпизодов, датированных от середины нулевых до 2019 года включительно. То есть, похоже, спецслужбы давно и неспешно «вели» Сунь Дэшуня, а не задерживали лишь по той причине, чтобы насобирать как можно больше улик против его партнёров и контрагентов. А когда он купил билет за границу, поняли: пора! Но Сунь Дэшуню, можно сказать, ещё повезло – без малого три года назад его коллегу Лай Сяоминя, возглавлявшего правление крупнейшей в стране компании по управлению активами China Huarong Asset Management Co., Ltd, казнили «неустановленным способом» (если верить тайваньским изданиям, ввели смертельную инъекцию). Лай Сяоминя приговорил к смертной казни Верховный народный суд Китая, а эта инстанция, в отличие от судов второй ступени (как в сюжете с Сунь Дэшунем), не склонна миндальничать. Адвокаты просили об отсрочке исполнения приговора – им отказали. Единственное послабление, предоставленное осуждённому, – перед казнью ему позволили встретиться с родственниками.

Лай Сяоминя признали виновным в получении взяток на сумму почти 2 млрд юаней (порядка 277 млн долларов США). Заодно его обвинили в двоежёнстве, растрате и мошенничестве. Китайская пресса пестрела фото из пекинской квартиры финансиста – шкафы и сейфы были набиты наличными и золотыми слитками. Лай Сяоминь щедро раздаривал деньги своим многочисленным любовницам, организовывал банкеты с «девочками» в клубах и вообще, как раньше об этом говорили, морально разлагался – осенью 2018-го его исключили из партии «за аморалку» (по китайским меркам, это серьёзное нарушение партийной дисциплины). А дальше покатился по наклонной. Между прочим, за финансиста хлопотали серьёзные партийцы из окружения покойного премьера Ли Кэцяна, но их заступничество ни к чему не привело.

А так-то китайцы – гуманисты, коррупционерам нередко заменяют высшую меру пожизненным сроком. Этим летом судили за взяточничество секретаря горкома КПК города Ханчжоу Чжоу Цзянъюна – общая сумма подношений ему составила 25 млн долларов. Чжоу Цзянъюн помогал просителям «решать земельные вопросы». Ему тоже дали «вышку», но, как и Сунь Дэшуню, с двухлетним испытательным сроком. Будет себя хорошо вести – отправят на пожизненное. Имущество осуждённого конфисковали, на банковские счета наложили арест. Повезло и бывшему министру юстиции КНР Фу Чжэнхуа – прошлой осенью его приговорили к смертной казни (надо ли уточнять, что за взятки – их натащили министру на 16,5 млн долларов), но суд, учтя чистосердечное признание и раскаяние, также присудил экс-министру двухлетний испытательный срок на основании 50-й статьи УК КНР.


Рецензии