Сигнальные флаги на море. Фонетический алфавит

Свое первое морское образование, я получил обучаясь в школе юнг Военно-морского флота (ВМФ) СССР.
Моя флотская специальность называлась рулевой-сигнальщик.В обязанности сигнальщика входило наблюдение за окружающей обстановкой, информировать вахтенного командира о всем замеченном на море и полученных сигналах с других кораблей или с берега.
Для этого использовался Военно-морской свод сигналов(ВМСС) — набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой в ВМФ СССР для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми службами.
Свод сигналов ВМФ СССР происходит от аналогичного свода сигналов военно-морского флота Российской империи и с незначительными изменениями охраняется в военно-морском флоте России. В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году

После окончания школы юнг, и службы сигнальщиком на буксире ОВСГ ВМФ Черноморского флота, я  весной 1949 года вернулся домой.
Однажды дома я рассказал о своих обязанностях на буксире и об этих флагах военно-морского Свода сигналов, названия которых, я знал наизусть.
Названия флагов по буквам в Своде сигналов ВМФ СССР:
А-Аз: Б-Буки: В-Веди: Г-Глаголь: Д-Добро: Е-Есть: Ж-Живете: З-Земля: И-Иже: Й-И краткое:
К-Како:Л-Люди: М-Мыслете:Н-Наш,П-Покой,Р-Рцы,С-Слово:Т-Твердо:У-Ухо: Ф-Ферт: Х-Ха:
Ц-Цепочка:Ч-Червь:Ш-Шапка:Щ-Ща:Ъ-Твёрдый знак:Ы-Еры:Ь-Мягкий знак:Э-Э оборотное:
Ю-Юла: Я-Яко.

Мама, окончившая гимназию и тетя Поля, окончившая церковно-приходскую школу
рассказали,что обучению чтения, они начинали с запоминания церковнославянской Азбуки, где названия букв были такими же как в Своде сигналов ВМФ, за исключением нескольких букв.

А, а — аз
Б, б — буки
В, в — веди Ф, ф — ферт
Г, г — глаголь Х, х — хер
Д, д — добро ;, ; — от
Е, е, є — есть Ц, ц — цы
Ж, ж — живете Ч, ч — червь
Ѕ, ѕ — зело Ш, ш — ша
З, з — земля Щ, щ — ща
И, и — иже ъ — ер
І, ї — i ы — еры
К, к — како ь — ерь
Л, л — люди ;, ; — ять
М, м — мыслете Ю, ю — ю
Н, н — наш ;, ; — я
О  о — он ;, ; — малый юс
о(омега) ;, ; — кси
П, п — покой ;, ; — пси
Р, р — рцы ;, ; — фита
С, с — слово
Т, т — твердо
М;, ; — ижица

Полный набор флагов Свода сигналов  состоит из 59 флагов: 32 флага соответствуют буквам русского алфавита, 10 флагов соответствуют цифрам, 4 флага являются дополнительными и 13 имеют специальное значение.
 
Все флаги Свода сигналов ВМФ СССР (ВМСС),их названия,форму, цвета и виды сигнальных флагов и их значение надо было знать наизусть.
 Многие флаги кроме названия имели значения. Так например старинный военно-морской ответ в устной речи: «Добро!», что означает - «Разрешаю или согласую какое-либо действие», - возникло от сигнального флага, который обозначает букву «Д» (добро), так как этот флаг в своде сигналов означает: «Да, согласен, разрешаю». Это значени перешло в обычную речь Флаг "А"обозначал -"Нет.", "Не согласен.", "Не имею.", "Не разрешаю.", "Не нуждаюсь."

Позже был создан Международный свод сигналов (МСС), который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота.
В 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства
мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией.
В МСС флаги получили названия, и каждый флаг и буква имел кодовое значение.Например, поднятый флаг "А"--Альфа" обозначает Работает водолаз, Держитесь от меня в стороне.
Флаг "В- Браво"-Я принимаю, выгружаю или перевожу опасные грузы».

Также был создан фонетический алфавит МСС.
При переговорах на море, такой алфавит указан в фонетической таблице Международного  свода сигналов,принятого Международной морской организацией (ИМО)

В 1956 году Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала фонетический алфавит, он был принят многими другими международными и национальными организациями, включая Организацию Североатлантического договора (НАТО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международную морскую организацию (ИМО), американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA), Американский национальный институт стандартов (ANSI) и американскую радиорелейную лигу (ARRL).Фонетический алфавит Международного Свода Сигналов (МСС).

A- Alfa - Альфа
B- Bravo - Браво
C- Charlie - Чарли
D- Delta - Дельта
E- Echo - Эко
F- Foxtrot - Фокстрот
G- Golf - Гольф
H- Hotel - Хотель
I- India - Индиа
J- Juliet  Джульет
K- Kilo -  Кило
L- Lima -  Лима
M- Mike -  Майк
N- November - Новембер
О- Oskar - Оска
P- Papa - Папа
Q- Quebek - Квебек
R- Romeo - Ромео
S- Sierra - Сиера
T- Tango - Танго
U-Uniform - Юниформ
V- Victor - Виктор
W- Whiskey - Виски
X- X-Ray - Икс-рэй
Y- Yankee - Янки
Z- Zulu - Зулу.

В мореходном училище этот алфавит мы заучивали наизусть.

Также были разработаны и внедрены Стандартные фразы морского общения (SMCP). SMCP это набор ключевых фраз на английском языке (который является международно признанным языком моря), поддерживаемый международным сообществом
для использования на море и разработанный Международной морской организацией (IMO).
Они призваны объяснить: 1) фразы для внешней связи – связь с корабля на корабль и с корабля на берег, 2) фразы для бортовой связи – связь внутри судна.

SMCP включает фразы, которые были разработаны для охвата наиболее важных областей, связанных с безопасностью, таких как устная связь с берега на судно (и наоборот), связь с судна на судно и на борту. Цель состоит в том, чтобы
уменьшить проблему языковых барьеров на море и избежать недоразумений, которые могут привести к несчастным случаям.

Примеры:  To describe an unmanned and abandoned ship floating adrift, the SMCP gives the correct phrase as, “unlit derelict vessel adrift in vicinity (date, time and position if known)
Для описания необитаемого и брошенного судна, плывущего по течению, SMCP дает правильную фразу как “неосвещенное покинутое судно, дрейфующее поблизости (дата, время и местоположение, если известны)”.

Being stuck in ice and requesting assistance: “I am fast in ice.-I require assistance” -Застрявший во льдах и просящий о помощи: “Я застрял во льдах. Мне нужна помощь”.

Damage to vessel by ice: “I have developed stability problems, heavy icing.Request ice breaker assistance”.-повреждение судна льдом: “У меня возникли проблемы с остойчивостью, сильное обледенение. Запрашиваю помощь ледокола”.

Ship is sinking: “I am sinking.What is your ETA at our distress position?”
Судно тонет: “Я тону. Пожалуйста, окажите мне помощь. Каково ваше расчетное время прибытия к месту бедствия?”

Но не все участники переговоров -береговые служащие знают и пользуются этим морским языком, этой морской фонетической таблицей. Часто при телефонных или радиотелефонных переговорах, при плохой слышимости, и для того  что бы убедиться в том, что вас правильно поняли, употребляют фонетический алфавит -названия  букв.
Довольно часто они используют фонетический алфавит, принятый в их  стране и применяют его при телефонных переговорах на берегу.

Фонетический английский (латинский) алфавит НАТО (NATO) + цифры, он-же ICAO, ITU, IMO, FAA, ATIS, авиационный, метеорологический. Он-же международный радиотелефонный алфавит действует в настоящее время.
Полностью алфавит выглядит так: Alfa, Bravo, Charlie, Delta, Echo, Foxtrot, Golf, Hotel, India, Juliett, Kilo, Lima, Mike, November, Oscar, Papa, Quebec, Romeo, Sierra, Tango, Uniform, Victor, Whiskey, X-ray, Yankee, Zulu.



Рецензии
Замечательная памятка из флотской жизни,)))

С ув.

Анатолий Святов   07.12.2023 08:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Это больше для береговых чем водоплавающих. Фонетический
алфавит это то с чем приходиться сталкиваться С уважением и BRGDS.Leonard P. MM

Леонард Позолотин   07.12.2023 23:43   Заявить о нарушении
Ну да, не только фллажковый, но и прожекторный азбукой морзе

Анатолий Святов   08.12.2023 00:18   Заявить о нарушении
лампами Айдис или клотик.

Леонард Позолотин   08.12.2023 08:18   Заявить о нарушении
сигнальная лампа Алдис

Леонард Позолотин   08.12.2023 10:16   Заявить о нарушении