Этимология слова Кутья и Кутить

Кутить происходит от гуляний,разгула во время церемонии поедания Кутьи
Кутья; (укр. кутя;, белор. куцця;, куця;, болг. кутя;, церк.-слав. куть;, куци;, коуци;),также коливо, канун, сочиво— каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыты) или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, зёрнами мака

Является славянским блюдом, которое готовят на похороны, поминки и Родительскую субботу. Южные славяне также готовят кутью на День святой Варвары и день покровителя рода (болг. — светец, серб. — слава). Восточные и западные славяне готовят это блюдо в Рождественский сочельник, канун Нового года и Крещенский вечер
Общеславянское слово, заимствовано из греческого: ср.-греч. ;;;;;;(;;), мн. ср.-греч. ;;;;;;; «бобы», которое является производным от ср.-греч. ;;;;;; «зерно»

У восточных славян и поляков кутью обязательно готовят в кануны Рождества и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья, Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением). Четвертый вид — чёрную кутью готовят на поминках и разводят с коливом.

У русских кутейником называют Рождественский сочельник

У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать кутью (коливо, канун), затем блины, кисель с мёдом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили кутью и блины
Известны гадания с рождественской кутьёй.

Традиция готовить кутью имеет корни ещё с языческих времен, когда такое блюдо было жертвенным, «пищей умерших предков», поэтому является проявлением остатков культа предков. Но и праздником тоже считалось.У русских алкоголь подавали на стол и во время поминок
Очень странно,что ни один академик,ни один словарь не говорит о том,что КУТИТЬ происходит от КУТЬИ


Термином «кут» здесь фиксируется вовсе не «плотский аспект» бытия человека, а именно «дух, душа, жизненная сила», причем эти смыслы присутствуют не только в русском и древнетюркском, но сохраняются в киргизском, алтайском, казахском, каракалпакском и хакасском языках. Более того, по воззрениям телеутов свой «кут» ребенок получает от верховного духа, а вовсе не от отца и не от матери. У хакасов же существовал обряд Ымай тартар против женского бесплодия, связанный с шаманским притягиванием с неба «кут» маленького ребенка , когда чашку с молоком, в которую шаман ловит небесный «кут», ставили в изголовье у бесплодной женщины. В весенних обрядах кумандинцев и бельтиров мужчина совершал ритуальный обряд призывания небесного зародыша «кут» в утробу матери. Таким образом, отталкиваясь от этого этнографического и мифологического материала, есть все основания констатировать, что «кут» обозначает духовное ядро личности, обеспечивающее единство ее бытия во всех – земных и посмертных – психологических состояниях, а также хранящее ее основные духовные качества. Кут – нечто гораздо более устойчивое и фундаментальное, чем так называемые эфирный и астральный двойники человека – «jула» и суна, с которыми в основном, по видимому, и имел дело шаман в своей ритуальной практике. КУТ (кырг) - оберег, охраняющий скот и человека; маленький идол КУТ (кырг) - счастье, удача, благодать КУТ (кырг) - Полярная звезда КУТ (кырг) - север .
КУТ (тур) - доброе предзнаменование, счастье
ХУТ (тув) - двойник человека .
КОТ (тат) - душа, дух; маленькое литое изваяние; удача, изобилие HUT (др.егип) - храм
KUD (др.тюрк) - беречь, стеречь, присматривать, охранять
От древнерусского Кудай-бог


Рецензии