Летят перелётные птицы

«Летят перелётные птицы…»
(строчка из песни)
     А сколько в нашем городе обитает неперелётных птиц!  Это - вездесущие многочисленные воробьи, голуби, синицы, кочующие вороны и галки, а также снегири.  Вызывают интерес и бывшие перелётные, но обленившиеся и привыкшие жить на наших хлебах - утки!   
     Недалеко от моего дома протекает сточная речка и в ней давно поселились дикие утки.  Их прикормили, живущие в соседних домах сердобольные люди и птицы постоянно плавают там в ожидании подачки.  По низкому мостику, что над речкой, целый день туда-сюда идут вологжане и кормят уток хлебом.  Последние ожирели и до того обленились, что проживают тут же в прибрежных кустах.  Утки расплодились и обитают ещё в двух Вологодских незамерзающих сточных речках, Копанке и Золотухе, а кормиться выходят на автобусные остановки, буквально под ноги к своим благодетелям.  Люди уже не удивляются и воспринимают диких уток зимой в городе, как дело само собой разумеющееся.
     Другие птицы, например, вороны, начиная с поздней осени собираются в огромные, чёрные стаи и с шумом носятся над городом.  Они кормятся возле помоек и на ближайшей свалке, но никуда надолго не улетают: видимо их устраивает такая жизнь.  Стоит отметить, что вороны очень любопытные птицы, одна из них регулярно садится на козырёк моего балкона и заглядывает в окно, нет ли там, чего съедобного.  Убедившись, что вместо еды там сижу я за своим компьютером, разочарованно убирается прочь.
    Чёрно-серые, небольшие галки в стаи не сбиваются, они менее многочисленны и не такие нахальные, как вороны, но живут рядом с последними – родственники всё же.  Их относят к породе врановых.
     Голуби у нас тоже есть, но они, в основном, живут в голубятнях, там ими занимаются любители этих птиц – кормят, разводят и наслаждаются общением с ними.   
     Синички - мелкие пташки, тоже живут рядом с людьми, но не путаются постоянно под ногами, как воробьи.  Я встречаю их нечасто, а люблю за изящество и красоту ярко-синих пёрышек.
     Довольно крупные снегири редко бывают в городе.  Но зимой нет-нет да и увидишь такого красавца с ярко-красной грудкой где-нибудь в заснеженном парке или на дереве у дома.  Снегирь, как правило, важно сидит на ветке и будто специально позируют, чтобы его сфотографировали.      
     Но меня, как ни странно, особенно занимают суетливые и на вид неприметные, серые воробьи.  На них почти никто не обращает внимания - люди привыкли, что этих мелких, шебутных птичек всегда много, они везде, куда ни бросишь взгляд – на домах, возле домов, на тротуарах, пешеходных дорожках, газонах и у помоек.  Меня не может отвратить даже природное воробьиное нахальство: что делать, и малой птахе надо как-то жить да ещё среди людей, таких больших и не всегда дружелюбных. 
     Воробьёв по праву считают вездесущими.  К примеру, стоит мне выйти на крыльцо, как из кустов сирени, что растут у самого дома, выглядывают воробьи, крутят головёнками и смотрят, нет ли у меня в руках еды или хотя бы мешка с отходами, тогда можно со мной и до помойки проследовать... 
     Даже дом, в котором я живу, давно не мой и моих соседей, а наш с воробьями.  Они селятся там, где потеплее, под козырьком крыши, на самой крыше рядом с воздуховодами, под балконами, а некоторые норовят и на балконы забраться.  Совсем недавно два нахальных воробья залетели в мой застеклённый балкон и шныряли там с явным намерением перебраться сюда с улицы на зиму.  Еле я их выгнала с помощью полотенца. 
     Из стены нашего дома недавно выпал кирпич и там образовалось небольшое, но, видимо, достаточное для воробьиной семьи жилое место.  Птицы немедленно там поселились и уже готовятся продолжить свой род.
     Я ежедневно наблюдаю за воробьями, и как тут было не поинтересоваться, откуда взялось имя у этих неугомонных малышей.  Существует легенда, что название этой птице дал вороватый воробьиный нрав.  Произошло это как будто в тот момент, когда пернатый стащил булку у пекаря, а тот закричал ему вслед: «Вора бей!»  В действительности в русском языке слово «воробей» появилось в восьмом веке новой эры и имело значение «птица, живущая на дворе».  Сама основа слова «воробей» образовалась, как звукоподражание.  Действительно, «воробушек» или «воробка», созвучны слову «ворковать».  Именно из-за воркованья эти птицы и получили своё имя.
     Однако, я взялась рассказывать о воробьях, потому что меня просто поразили два недавних случая, позволивших взглянуть на этих пташек по-новому.
 
     Случай первый.

     Немного в стороне от моего дома проходит дорожка к одной из магистральных улиц и я, чтобы сократить путь в нужное мне место, пару раз шла по ней и слышала из переулка неумолкающий громкий гомон, чем-то встревоженных птиц.  В третий раз любопытство взяло надо мной верх и я вошла в этот кричащий переулок.  Моему взору предстала удивительная картина – во дворе длинного панельного пятиэтажного дома стояла старая берёза, макушкой касающаяся третьего этажа.  Сверху донизу дерево занимали вопящие воробьи.  Их там было не меньше сотни, а то и больше.  Подходить близко я не решилась, потому, что земля вокруг берёзы и тротуар были густо загажены птичьим белым помётом.  В чём дело я поняла, когда разглядела балкон на третьем этаже дома, с которого свисала верёвка привязанная к детскому ведёрку, наполненному птичьим кормом.  Воробьи как будто дожидались своей очереди отведать этой вкуснятины и сменяли друг друга – одни, наевшись до отвала, спускались вниз, а другие занимали их место и бросались к вожделенной пище.  Я успела разглядеть, что, как только корм кончался, кто-то с балкона поднимал ведёрко вверх и заправлял его едой снова.
     Оставаться так близко к этой шумной компании становилось небезопасно для моей одежды и причёски, так что я быстренько отчалила по своим делам.  В дороге только одна мысль беспокоила меня – кто те несчастные люди, которые соседствуют с кормильцами воробьёв и как они реагируют на этот продолжительный и неумолчный гвалт?  Вопрос повис в воздухе и остался без ответа.  Может быть я как-нибудь подойду к тому дому с берёзой ещё раз, может быть…
    
     Случай второй.
    
     Этот случай полностью перевернул моё мнение о воробьях, как о пустых, шумных и, в общем-то глупых, птицах.  В середине сентября, в один из солнечных тёплых дней я шла из ближайшей аптеки домой по магистральной улице.  Впереди меня двигались молодая мама с маленькой дочкой. Мама устало посматривала на своё чадо, нетвёрдо топающее немного впереди, и не обращала внимания на окружающую природу.  Я же, как всегда с любопытством смотрела по сторонам.  Вскоре мне предстояло перейти на тропинку, ведущую от улицы прямо к моему дому. 
     И вдруг передо мной свершилось чудо!  В уголке улицы и, ведущей от неё тропки образовалось небольшое углубление, ямка.  Вероятно ночью шёл дождь и в углублении собралось немного чистейшей воды.  И в воде с шумом и азартом купались воробьи!  Такого я не видела никогда раньше.  Птицы с налёта и с шумом весело бросались в воду.  Над ними образовалась тучка разноцветных, радужных брызг!  Было видно, что купание приводило воробьёв в восторг – они взлетали, а потом снова и снова, расправив крылышки, бросались в воду!  Оторваться от этого зрелища и не поделиться с кем-нибудь впечатлением, было просто невозможно и я остановила усталую мамашу, показала ей купающихся пернатых и заявила, что было бы грешно не показать эту удивительную красоту своей малышке.  Увидев неповторимое зрелище, мама догнала дочку, и, подхватив её на руки, поднесла поближе к «воробьиному бассейну».  Девочка засмеялась, вытянула ручки и ринулась к воде, явно желая составить воробьям компанию.  Едва мамаша успела ухватить её за курточку.  Не дожидаясь продолжения истории я отправилась домой с улыбкой, думая о том, что воробушки умеют веселиться и радоваться жизни, почти как люди…

     Надеюсь, что мои наблюдения за неперелётными птицами побудят моих читателей не всегда торопиться по делам, а смотреть на то, что происходит с ними совсем рядом и больше радоваться жизни.  Ну, хотя бы, купающимся воробьям…

04.12.23               
 
         
    
      
      
      


Рецензии