Маршрут 77

Маршрут № 77

       Пожалуй начну я с моего школьного детства. А именно с уроков физкультуры. Наш спортивный учитель был почти всегда с утра «подшофе». Угрюмый тип с зеленоватым лицом и красными глазами.
       А я была весьма упитанным ребёнком, со спортом у меня не ладилось. По канату я взобраться не могла, через козла прыгнуть не получалось. Лыжи ненавидела. И вообще уроки физкультуры прогуливала по любой причине.
       И всё потому, что учитель, при моих неудачных попытках осилить хоть какой-нибудь спортивный снаряд, поднимал меня на смех при всём классе.
       Словом, отвращение к спорту сидело у меня в печёнках с самого детства.
   В аттестате среди четвёрок и пятёрок позорным пятном сияла тройка по физкультуре.
       Тем не менее я после школы отправилась поступать в геолого-разведочный техникум. А ведь там физическая подготовка далеко не лишняя.
       Случилось так, что у техникума не было своего спортивного зала. Преподаватель физподготовки, кстати фанат своего дела, гонял нас на улице, иногда мы шли на стадион, который был совсем рядом.
       Мне он замечаний не делал. Как пробежала кросс, так пробежала. Только иногда доверительно, один на один говорил мне:
      «Давай, Ольга, занимайся, вспомнишь потом мои слова, спорт очень тебе пригодится».
       Как в воду смотрел...
       Иногда на улице дождь, мокрый снег, а он выстраивал нас и внушал:
      «Нет плохой погоды, есть плохая одежда. Студенты – вы же будущие геологи! Вам ли бояться дождя и ветра!».
       После первого курса мне выделили бесплатную путёвку на Алтай. За хорошую общественную работу, будь она не ладна. Я понадеялась, как всегда на авось. Что маршрут будет не сложным. Да ещё представилась возможность законно прогулять три недели занятий. Поездка предстояла в начале сентября.
       Поезд уносил меня в ночь, до станции города Бийска. В вагоне мы познакомились с женщиной, которой тоже дали бесплатную путёвку на Алтай. Она была намного старше меня и довольно округлых форм. Это придало мне уверенности, что уж я то маршрут осилю.
       На турбазе в Бийске сформировали группу. Я ревниво разглядывала туристов и обнаружила, что практически все имеют спортивный вид. За исключением меня, моей землячки и ещё одной дамы, аж с Дальнего востока. Дама была близорука и носила очки с толстенными стёклами.
       Группа собралась интернациональная. Две высокие девушки с Латвии, семейная пара с Украины, парни-близнецы с Белоруссии. Были люди с Подмосковья, с Челябинска. Всего в группе насчитывалось 20 человек.
       Мы получили туристическое обмундирование. Палатки, рюкзаки, консервы, посуду. Перед отъездом прошли инструктаж. Ну и как бы мы были готовы к маршруту.
       Утром группа погрузилась в автобус и мы поехали на Чуйский тракт. Туристы все были на подъёме. Пели песни под гитару, что-то там даже разливали по кружкам. Я сидела впереди, рядом с дальневосточной дамой. Она делилась со мной, что путёвку ей подарили на работе, на день рождения. Я слушала её в пол уха, думала о своём. Этот поход в горы был первым в моей жизни.
       Вдоль тракта шумела, гудела, искрилась на солнце река Чуя. Возле небольшого населённого пункта водитель остановился и предложил нам посетить уличный туалет. Слева выстроились мальчики, справа девочки.
       Здесь же к нам присоединился инструктор Саша. Загорелый до черноты, с короткой светлой бородкой и стриженой головой, он хриплым басом рассказал нам о маршруте. Мне, лично, Саша понравился, особенно его чувство юмора.
      «Так, эти девчата будут идти прямо за мной», обратился он к нам с дамой в очках.
      «В конце группы предлагаю пойти вам, братья», близнецы кивнули головами.
      «А вообще , я уверен, что всё у нас будет хорошо, если только будем дружными и весёлыми. Верно говорю, товарищи?!», Саша улыбнулся белозубой улыбкой и сел рядом с водителем.
      «Трогай, Мишаня», бодро сказал он.
       И вот мы прибыли к конечной станции автобуса. Дальше предстояло подниматься на грузовой машине. Мужички лихо запрыгнули в кузов и начали подтягивать девочек. Девочки взвизгивали на подъёме и занимали скамейки поближе  к кабине. Я молча подала руки близнецам и тоже приземлилась на свободное место в кузове.
       Инструктор Саша сел в кабину. Мы уже были почти готовы отправляться, как к грузовику подошёл уже совсем немолодой мужчина с этюдником на плече и рюкзачком. Постучал в кабину, Саша открыл окно.
      «Тебе чего, отец?», спросил он.
      «Не подбросите до развилки? Тут километров пять».
      «Давай, полезай в кузов. Стукнешь там, когда надо остановится», махнул рукой Саша.
       Художника подняли в кузов. Он уселся и положил этюдник на колени.
      «Эх, люблю с молодёжью, весело с вами».
       Грузовик медленно пополз в гору. Она была не крутая, но подъём всё-равно заставлял мотор работать на низкой скорости и громко реветь.
       Мы крутили головами , вокруг начинались такие пейзажи, краски ранней осени, голубое небо с небольшими барашками облаков, всё приводило в какой-то необъяснимый, немой восторг.
       На небольшой , относительно ровной площадке грузовик остановился. Одна дорога уходила вниз, другая продолжала подъём.
       Художник осторожно спустился с кузова на землю.
     «Спасибо, ребятки. Я дальше пешком», поблагодарил он водителя и Сашу.
       Наш инструктор высунулся из кабины и призвал нас к вниманию.
     «Значит так, товарищи туристы! Нам осталось ещё с пяток километров, а там уже полезем в гору. Сейчас будем проезжать опасный участок. Бывают камнепады. У каждого из вас в рюкзаке есть алюминиевая чашка. Достаём её и прикрываем головы. Всем ясно? Выполняем!», Саша сел в кабину и мы медленно поехали дальше.
      Все, конечно, достали чашки и напялили их себе на голову. Зрелище было ещё то! Потом мы поняли, что это был прикол, потому что водитель и инструктор угорали со смеху в кабине. Хохотали и мы...
      Восхождение началось, причём гора была хоть и невысокая, но крутая. Вот тут дала о себе знать моя физическая подготовка.
      Я проклинала всё на свете, свою общественную работу, эту бесплатную путёвку, свою толстую задницу!
      Рюкзак нещадно тянул к земле, глаза застилал пот, сердце стучало. Каждый метр давался с неимоверным трудом.
      Когда мы добрались до ровной площадки, я упала плашмя и заплакала.
     «Я больше не могу, вызывайте вертолёт или я сама пойду вниз. Как-нибудь доберусь?», мой голос дрожал, нос всхлипывал.
      Туристы молча смотрели на меня, причём и дальневосточная дама и моя землячка были в относительном порядке. Они тяжело дышали, вытирали пот со лба... Но не истерили ведь.
      Мне стало ужасно стыдно. Подошёл инструктор Саша.
     «Ну ты чего расклеилась? Тяжко понимаю, только, поверь мне, ещё немного и второе дыхание откроется. Будешь ещё впереди всех шагать!», он дал мне огромный, как простыня, носовой платок.
     «Орюкзачиться!! Подъём! Нам еще часов пять идти. До темноты надо лагерь разбить», командный голос его прозвучал для меня, как приговор. Первый день в горах я не забуду никогда. Когда позвали к ужину, я уже спала мёртвым сном поверх спальника...
      Назавтра болели все мышцы, кружилась голова, но  я, шла, упорно шла, стараясь попадать в ритм инструктора. Я не видела ничего вокруг, только считала шаги и надеялась, вот-вот откроется второе дыхание.
      И оно открылось... Мы вышли на небольшое плато, вокруг осенний лес и внизу ручей. Саша объявил короткий привал.
      Боже! Какая вокруг была красота! Таких ярких цветов осени я раньше никогда не видела. Поросшие лиственным лесом горы переливались на солнце многими оттенками. Жёлтый, багряный, красный, оранжевый...
     Я смотрела как зачарованная...
    «Ну что? Как тебе эта красотища? То-то, а ты хотела обратно», Саша подошёл и встал рядом.
    «Десять лет хожу по Алтаю и всё не устаю удивляться. А это ты ещё Телецкое озеро не видела».
     Конечно, наш инструктор знал маршрут как «Отче наш». Почти на всех стоянках поблизости оказывалась юрта алтайцев. У них мы покупали кумыс, сушёный сыр, а иногда и свежее мясо.
     Тушёнка уже не лезла в горло. И наваристый суп из баранины с лапшой мы съедали мгновенно. А потом пили чай. Саша заваривал его на каких-то травах. Вкусно было, просто необыкновенно.
     После недельного перехода мы остановились на днёвку. Это значит, можно было кинуть спальник где-нибудь под дерево и спать целый день.
     Я проснулась от мужского разговора, совсем рядом стояли двое алтайцев, держа под уздцы маленьких лошадей. С ними беседовал Саша.
     Говорили вполголоса, чему-то все дружно засмеялись. Потом инструктор пожал им руки и мужчины уехали.
     А вечером, около костра Саша рассказывал, что иногда в горах пропадают девушки из туристических групп. Редко, но бывает.
    «Так что по одному не ходим, держимся стадом, тьфу ты, группой», на полном серьёзе сказал он.
    «Да ну, Сашок, ты шутишь!», воскликнул один из близнецов.
    «Какие шутки! Сегодня вот мужички за Ольгу двух баранов предлагали», без улыбки сказал Саша, а потом сам расхохотался.
    «Ладно, шучу. Но всё-таки по одному не ходите. Здесь и звери есть».
     Когда до Телецкого озера оставалось километров десять, пошёл дождь. Такой некрупный, обложной и моросящий. Мы шли уже по равнинной местности и Саша подгонял нас.
    «А ну прибавили шагу, нам на катер успеть надо к трём часам. Не успеем, будем ночевать на берегу. А успеем, будем спать в домиках, в столовой харчеваться. Цивилизация близко!», подбадривал он.
     На берег мы вышли в начале третьего. Дождь не унимался. Все промокли, рюкзаки тяжёлым грузом тянули спину.
    «Так, сейчас будем немного греться. А ну-ка ребятки, под тем деревом должны быть дрова», инструктор показал на клён, растущий неподалёку.
     Действительно, под широкой кроной дерева, укрытая брезентом, лежала небольшая кучка сухих дров.
     Парни сложили костёр и Саша, под дождём, с одной спички развёл спасительное тепло.
    «Да, это настоящий мужчина», тихо, на ухо сказала мне дальневосточная дама.
     Подошёл катер, мы погрузились и поплыли неторопливым ходом на турбазу «Золотое озеро». Облачность была такая низкая, что казалось, что озеро всё в тумане, даже берега виднелись неотчётливо.
    «Эх, как же нам не повезло! Озеро надо видеть в солнечную погоду! Ну ничего, может завтра развиднеется и увидите вы сказку. Сказку наяву...»,  Саша сел рядом с нами, достал из рюкзака фляжку и немного хлебнул.
    «Ну вот и всё, наш маршрут почти пройден. Два дня на базе. Потом приедет автобус и поедите вы в Бийск».
     На турбазе было весело. Проходил какой-то областной шахматный турнир. В столовой, на танцевальной площадке резвилась молодёжь.
     Цивилизация здесь была довольно относительная. В душ, где тёплая вода лилась тонкой струйкой, пришлось стоять в очереди больше часа. В деревянных домиках не было даже матрацев и на голых досках мы расстелили свои спальники.
     Зато в столовой было тепло и пахло мясом и компотом. И давали добавку.
     Сытые, помытые мы отправились на танцы. На сцене на гитарах играли и пели волосатые парни.
     Песни группы «Воскресенье», «Машины времени», Аллы Пугачёвой. Ох и плясали же мы, как будто не было этих трёх недель тяжёлых подъёмов, многих километров маршрута. Подпевали гитаристам , нещадно надсаживая горло.
     А утром взошло солнце. И мы действительно увидели сказку. Вода в озере переливалась на свету, приобретая такие оттенки! То ярко-синие, то нежно-голубые. Осенний лес на противоположном берегу отражался в воде  и это было настолько чудесно, что мы стояли и не могли вымолвить ни слова.
     Наш инструктор улыбался, глядя на нас. Мол, где вы ещё увидите такую красоту!
    «Ну, ребятки, давайте прощаться. Я поехал, мне другую группу встречать надо», сказал он и обнял каждого из нас.
     Я была последней. После обнимашек, он сказал мне совсем тихо:
    «Никогда не сдавайся, Оля! Даже если будет очень тяжело. В жизни ещё будет много преодолений. А если сядешь и будешь ждать милости от судьбы, она пошлёт тебя к чёрту».
     Пока мы ехали в автобусе в Бийск, все обменивались пожеланиями. На остановке мы прикупили блокнотики, ручки и писали в них хорошие, добрые слова. Я этот блокнотик долго хранила.
     Дальневосточная дама пожелала мне встретить того единственного мужчину, с которым мне нужно прожить долго и счастливо. Близнецы призывали меня заняться спортом и каждое лето ходить в горы.
     Словом, мы за время похода стали одной командой. Когда в Бийске мы разъезжались по своим городам было немного грустно.
     Свои вещи мы сдавали в камеру хранения, чтобы в горы ничего лишнего не брать. За всё время похода я не смотрелась в большое зеркало, только в карманное. Когда сняла с себя туристический наряд и облачилась в юбку, сначала не поверила своим глазам. Юбочка не держалась на моей талии и скользила вниз.
      Я кинулась к зеркалу. Вот это да! Я похудела, да так, что вся одежда на мне болталась.
     Горы выжали из меня всё лишнее.
     И дали мне многое, самое главное уверенность в себе.
     Лучше гор могут быть только горы...


Рецензии
Ольга, такие воспоминания будут греть душу, даже когда бка перестанет сходиться на талии. Я Вас поздравляю с тем, что у Вас есть такие чудесные впечатления!

Галина Давыдова 2   10.12.2023 22:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина!

Ольга Море   11.12.2023 11:21   Заявить о нарушении