Удивительные камни планеты Земля. О цветах Фаберже

Каменные цветы Фаберже

 "Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Что толку в золоте? А такая вещица подходит всем"
(Фаберже)


   Когда мы слышим  имя Карла Фаберже,  -  подразумеваем   "яйца Фаберже", известные на весь мир  шедевры. Они это лишь часть изделий, созданных легендарным ювелиром Карлом Фаберже.(1) В конце XVIII - начале XX века он был одним из  лучших мастеров в Европе, чьи работы покоряли международные выставки и становились семейными реликвиями царского рода Романовых.(2)
  Яйца Фаберже не были самым дорогим продуктом его фирмы. Например,  за колье для невесты Николая II Фаберже получил 250 тыс. руб. Самое дорогое яйцо для императорской фамилии стоило в 10 раз меньше -  25 тыс. руб. А самое дешёвое -  1 тыс. руб.
  Первое пасхальное яйцо с сюрпризом Карл Фаберже создал в 1885 году. Это был подарок жене императора Александра III  к Пасхе. Стоимость его  составила 4151 руб. Фаберже тогда ещё не был поставщиком  российского императорского двора. Изделие очень понравилось императрице Марие Фёдоровне. Оно напомнило ей Данию, где она родилась.
   Идея не  была новой.   Подобные штучки бытовали на родине принцессы Дагмары, ныне русской императрицы   В Дании они были просты  - в яйцо из слоновой кости вкладывалось колечко. Здесь же яйцо было золотым, покрытым эмалью. Внутри -  золотая курочка. А в курочке -  копия императорской короны и рубиновый кулон. Затейливо  не правда ли? Вот таким оригинальным было  яичко к Пасхе.
          Там - в каждом курочка
                Внутри...
                А в ней - корона!..
                И, сколь на них ты
                Не смотри...
                Заворожённо...

                Не налюбуешься
                Вовек
                Всем дивом
                В целом!..
                Как будто их
                Не человек,
                А Бог сам
                Сделал!..
(Вадим Константинов 2)
   В любой энциклопедии о Карле Фаберже написано примерно так:
"Сын обрусевшего немца".
  И это правда. Но кроме энциклопедий существует ещё и русский фольклор. То, что Карл попал в него, - само по себе великая честь.
  Фаберже присутствует в одном из уральских сказов Павла Бажова.
 И  упомянут он там с уважением:
"У царей... по подарочным делам был француз Фабержей. В своём деле понимающий". (3)
  Род Фаберже действительно происходит из Франции. Правда фамилия тогда была Фаври.  В семье все были протестантами. Спасаясь от религиозного преследования, в 1685 году они выехали в Германию.
 Дед Карла обосновался в Российской империи, в городе Пернов/Пярну  (Пярну -  курортный город на побережье Пярнуского залива в юго-западной части Эстонии). Там  фамилия приобрела привычный для нас вид -  Фаберже.  Здесь и родился Густав, отец Карла Фаберже.
  Подростком Густав Фаберже (4)  уехал в Санкт-Петербург учиться ювелирному делу. Он прошёл обучение у ювелира Андреаса Фердинанда Шпигеля, работавшего  в городе на Неве с 1830 по 1862 год.
  Затем Густав Фаберже стал помощником ещё одного маститого мастера - ювелира Иоганна Кейбеля. (5) С 9 лет, с 1797 года,   Кейбель жил в Санкт - Петербурге.  В 1812 году получил статус ювелира, а также золотых и серебряных дел мастера петербургского иностранного цеха. Через 13 лет он уже    занимает  выборную должность сначала помощника старосты, а затем и старосты цеха. В 1841 году удостоен звания "придворного золотых дел мастера" и разрешения помещать на вывесках и изделиях изображение государственного герба
   Ранее, в 1826 Кейбель выполнил Российскую Императорскую корону.
  Вот такие знаменитые учителя были у Густава Фаберже.
  В 1842 году, после 12 - летнего обучения, он возвращается  в Пярну  и  женится на  Шарлотте Юнгштедт, дочери  датчанина и итальянки.  В тот же год Фаберже открывает маленький ювелирный магазин. Основное направление деятельности - изготовление роскошных золотых шкатулок. Дела пошли в гору.
  Когда появился долгожданный сын, Густав  мечтал передать своё дело по наследству. Выбора ребёнку он не оставил, да и  в те времена это не было принято.(6)
  Карл начал учиться ювелирному делу у лучших мастеров России и Европы. Но сам Фаберже-младший не считал себя талантливым ювелиром, даже был убеждён в своей посредственности. Однажды его спросили, что требуется для того, чтобы научиться ювелирному делу?
 Карл ответил :
"Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло".
  Но это не так!
  В 24 года Карл Фаберже встал во главе компании отца, собирает таланты по всей России и Европе: камнерезов, художников, огранщиков, просто умельцев. Он стал идейным вдохновителем и строгим судьёй своей компании, смог её развить и приумножить.
   В 1872 году Карл Фаберже женится на рижской немке Августе Юлии Якобс. Её отец, Богдан Якобс, был мастером-краснодеревщиком. Но не простым. Он управлял мебельными мастерскими императорского двора. Первый шаг к высотам был сделан.
  Карл обладал невероятной дальновидностью. Вернувшись из Европы после окончания учёбы, он предложил Эрмитажу бесплатно реставрировать ювелирные изделия из собрания музея.
Карл Фаберже имел отменный вкус, прекрасно рисовал и слыл талантливым художником.
  Параллельно ремонту и оценке изделий он тщательно изучал работы старых мастеров. Это сыграло огромную роль в формировании стиля бренда Фаберже.
"Меня мало интересует вещь, если она ценна только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов".
  На взлёте общего интереса к археологии он увлекается работами скиф­ских мастеров -  пытается копировать тончайшие украшения из керченского кургана Куль-Оба. Точные реплики * "Золота скифов" попадают на Всероссийскую промышленную московскую выставку в 1882 года и  производят фурор.
*Копию следует отличать от реплики - авторского повторения художественного произведения, которое может отличаться от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Обычно художники выполняют реплики картин, пользующихся популярностью.
 Карлу удаётся раскрыть тайну мелкой зерни -  техника древних мастеров считалась утраченной. Копия/реплика  скифского гребня IV в. до н. э. привлекла внимание самого императора Александ­ра III:
   "Я их не могу различить!"
  Коллекция точных реплик  "Золото скифов" имела сногсшибательный успех и не могло не заинтересовать императрицу Марию Фёдоровну.
Царская милость в одночасье изменила жизнь Карла Фаберже - император сделал заказ. Своей любимой супруге на Пасху он хотел подарить что-то необычное. Царь заказал пасхальное яйцо. То, что сотворил Фаберже, восхитило Александра III.
 Он позволил поставить изображение двуглавого орла на фирменном знаке, а самому мастеру было дано звание Ювелир Его Величества. Теперь Фаберже величал себя "Поставщиком Высочайшего двора".
  А в царской семье появилась новая традиция: заказывать на Пасху одно яйцо. Когда царём стал Николай ll, он повелел заказывать два яйца, для своей семьи и отдельно для вдовствующей императрицы. Каждое яйцо было приурочено к знаковому событию в Российской империи.
  Карл Фаберже становится  одним из самых знаменитых ювелиров мира.
Французское изящество, русская смекалка и немецкая точность -  именно это будет отличать произведения Фаберже от конкурентов. В нём текла кровь многих наций, хотя сам он всегда считал себя человеком русской культуры.
   Карл Фаберже стал царским ювелиром, достиг таких высот, благодаря  любви, археологии, мастерства и удачи. И именно в такой последовательности.
  С кем он работал? Времена, когда Фаберже сам склонялся над наковаленкой, прошли. Теперь он управлял внушительной фирмой, которая насчитывала до 600 человек. 14 мастерских. Огромный штат художников и дизайнеров.
 Карл весьма много времени проводил в Цент­ральном училище технического рисования - искал молодые таланты. Найдя, просто так не отпускал. Фаберже ценили и уважали, несмотря на то, что  в мастер­ских трудились более 12 часов в сутки, никто не жаловался. Ведь годовой заработок мог доходить до 10 тыс. руб. К тому же у мастеров  перед глазами были примеры того, как Карл обходится с мастерами, - одному ослепшему престарелому гравёру он платил пенсию, равную среднему заработку на своей фирме.
  Но и работать руками Карл не бросил. При нём всегда был молоток. Если изделие ему не нравилось, Фаберже пускал его в дело -  мог безжалостно разбить даже золотую вещь. Высшей похвалой были слова:
"Вещь окончена".
     Главным для Карла Фаберже  было не золото и не деньги. Главным был азарт. В России снова разрешили курить на улицах? Фаберже запускает линейку изящных портсигаров с секретными замочками. В моду входит фотография? В ход пошли ювелирные рамки для семейных фотопортретов. Электричество вошло в обиход? В магазинах появляются затейливые эмалевые дверные звонки в виде черепашек. Да, ширпотреб. И что?
  Карл говорил:
"Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Что толку в золоте? А такая вещица подходит всем".
   Разумеется, высокое ювелирное мастерство никуда не делось. Оно оставалось для самых важных заказчиков. Не столько для царей, сколько для души и вечности.
 Фаберже как-то высказался:
"Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани или Картье, у них драгоценностей больше, чем у меня. Но это же торговцы, а не художники!"
  Обидно и Картье, и Тиффани.
  Да, своё производство он ценил выше всего. Но у каждого своё, не менее интересное и популярное в определённых кругах направление.
  Ювелирный дом  Фаберже изготавливал предметы роскоши для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и различные изделия для широкого потребителя: посуду, декоративные фигурки, вазы, портсигары, шкатулки, галантерею и другие вещи, занимавшие важное место в интерьере и убранстве представителей знатных семей и сословий.
  Каждое изделие фирмы Фаберже  отличает свой уникальный стиль, который невозможно отнести к какому-либо направлению, сегодня его именуют просто как “стиль Фаберже”.
  Главным правилом легендарного ювелира была красота и искусное исполнение произведений, в которых на первое место ставилось мастерство, а не количество драгоценных металлов и камней.
"Стакан, наполовину наполненный водой; все из удивительно чистого хрусталя, полное впечатление воды. В стакан вставляется веточка только что расцветшей яблони. Все листья и лепесточки цветов, все сплошь из камня: листья из нефрита, лепестки из мрамора и т. д. Такая вещичка стоит около 2000 руб., уронить её на пол - ничего не останется. Издали полная иллюзия свежесорванной ветки яблони в стакане воды".(7)
  Это цитата из портретного очерка с фрагментами интервью, опубликованного в журнале 1914 года, корреспондент которого встретился с Карлом Фаберже.
  Фаберже был человеком крайне закрытым, тщательно оберегал своё творчество и частную жизнь. Пройдёт сто лет - и эта фамилия станет всего лишь символом антикварной дороговизны, оторванной  от жизни. Будут вспоминать только яйца Фаберже.
  А  он  был современником художников "Мира искусства", дягилевских балетов и поэтов Серебряного века, и в творческом плане не отставал от первых лиц этой безумно интересной эпохи. (8)
"…Уронить её на пол -  ничего не останется…"
 Среди роскошных украшений и композиций Фаберже особенно нужно выделить КАМЕННЫЕ ЦВЕТЫ.
  Своим появлением каменные цветы Фаберже обязаны жителям Востока.
  Главный мастер и художник фирмы "Фаберже" Франц Бирбаум (9) вспоминал:
"Однажды  к нам в ремонт принесли букетик хризантем, изготовленный китайскими мастерами. Он заинтересовал работников фирмы искусным сочетанием оттенков прозрачных и непрозрачных камней, а Фаберже вдохновился новой идеей".
  Фаберже занялся созданием цветочных композиций из камней и настолько увлёкся, что на территории мастерской, находившейся в Москве, была возведена специальная теплица, в которой выращивались различные цветущие растения. Все они стали прототипами драгоценных букетов.
   ­Фаберже создал коллекцию ­каменных цветов. Его музой стали неброские, нежные,  тонкие васильки и незабудки -  маленькие осколки летнего неба в зелёной траве.
   Мастер вдумчиво смотрел на оригинал, настоящий живой цветок: возле его мастерской была специально отстроена оранжерея. Цветы Фаберже "погружал" в вазы из горного хрусталя, создающие эффект наполненности водой. В работу шли драгоценные камни и само­цветы. Но  не было той богатой палитры, которой пользуется природа и ювелир научился менять цвет минерала и золота.(10)
  Однажды Фаберже  задумал сделать белоголовый одуванчик. Стебель -  из золота, листья - из нефрита, роса -  из бриллиантов. Но вот как же быть с волосистыми хохолками, в народе называемыми по-простому -  "пух'? Пришлось его позаимствовать от самого настоящего лекарственного одуванчика. До сих пор остаётся загадкой, какими веществами ювелир укрепил нежную конструкцию, чтобы золотой одуванчик не разбросал пушинки во все стороны
  Фотографии живых цветов, послуживших эскизами, складывались в альбом. Он сохранился до наших дней и в нём лежит снимок ландышей, использовавшийся при создании корзинки для императрицы Александры Федоровны, подаренный ей в 1896 году.
Вне времени!..
Но, собственно, уже
Принадлежа
Всем поколеньям сразу...
В нас эта дивная
Вещица Фаберже
Пленяет Душу...
Опьяняя Разум!..
Не бриллиантами
И горным хрусталём...
Не платиной и золотом
Пленяя...
(Вадим Константинов 2 стихи. ру)
   Фаберже успел изготовить немало прекрасных каменных цветов -  среди них есть нежные анютины глазки, трогательные незабудки, скромные лютики, горделивые нарциссы и робкие колокольчики. Все эти растения  лишены помпезности и вычурности. Фаберже, искренне любивший природу, увековечивал в камне лучшие её произведения, милые сердцу каждого простого человека.
  Императрица, получив от купцов из Нижнего Новгорода букет искусно выполненных из нефрита, жемчуга и бриллиантов ландышей, установленный в золотую корзину, пришла в восторг. Корзинка с драгоценными цветами стала бессменным украшением её столика.
   Фаберже с работниками не единожды вырезали грозди цветов и ягод рябины, воспроизводили одуванчики, малину, ландыш, шиповник и одуванчики. Для вазочек, чаще всего, использовался горный хрусталь. Все сосуды с цветами вырезались так, чтобы создать эффект присутствия в них воды.
   Стебельки растений выполнялись из золота, а листочки - нефрита или эмали. На золотую часть наносили гравировку. Клеймо не ставилось на бутоны и то, что выполнялось из платины. Каждый цветок по-своему уникален, но среди них нашлось два изделия, аналогов которым не делали.
  Одуванчик.
  Его хранят в кремлёвской Оружейной палате. Стебель  выполнен из золота, а лепестки вырезаны из нефрита. Загадкой для ювелиров до сих пор остаётся способ крепления на серебряную основу настоящих пушистых частичек одуванчика, сминающихся от прикосновений. Их натуральность, вызывавшая сомнения у учёных, была доказана экспертом Ботаническогр сада МГУ. Ему удалось определить год сбора пушинок, совпавший с годом изготовления цветка. Занимательно и то, что Фаберже смог закрепить в верхней части цветка бриллиантовую россыпь с огранкой "роса".
  Художественный рисунок ручной огранки создаёт на поверхности узор, напоминающий сверкающие капельки росы.
Анютины глазки.
   Эти цветы стали ещё одним исключением в коллекции шедевров Фаберже. В них встроен специальный механизм с миниатюрными портретами. Изготавливались анютины глазки для Александры Федоровны в 1904 году. Императрица получила их от Николая II в честь десятилетия супружеской жизни. Нажатие на небольшую кнопочку раскрывает цветочные лепестки, и перед зрителем открываются портреты детей императорской семьи.(11)
"Когда ты начинаешь заниматься огранкой, как искусством, ты гранями пишешь стихи, свою поэму, свою симфонию света в камне"
(Дмитрий Саморуков)
  Фаберже -  Мастер своего дела. Он  запросто превращал обычные вещи в нетленные. И секреты хранил прекрасно. Его разработки очень интересны, но не доступны современным ювелирам. Зато Карлу Густавовичу, жившему в XIX веке, удавалось придавать золоту разные оттенки и работать с уральскими, кавказскими, сибирскими самоцветами. В его умелых руках минералы меняли цвета, получая необходимый тон, сочетались с материалами "неблагородного" происхождения.
  Эмали Мастера Фаберже  вызывали зависть европейских мастеров. И вряд ли найдётся ювелирное направление, в котором не было бы образца, изготовленного руками Фаберже, ценившего необычность задумки, а не стоимость используемого в работе материала. Поэтому он мог расколоть даже дорогостоящее изделие, если оно не отвечало его ожиданиям.
 Помимо всем известных драгоценных пасхальных подарков, вершиной ювелирного мастерства Карла Фаберже
были ювелирные украшения, созданные Фаберже по индивидуальным заказам.
  Диадемы, ожерелья, браслеты, подвески, серьги, броши - каждое украшение было уникальным, эскиз для каждого создавался лично Карлом Фаберже или его знаменитыми коллегами-художниками.(12)
  Особенное внимание к деталям и потрясающее умение сочетать природные свойства драгоценных камней и металлов с ювелирными традициями стали отличительной чертой фирмы Фаберже.
  Стиль Фаберже, который сочетал в себе и классические традиции, и прихотливые линии ар-нуво, и природные орнаменты, не мог быть отнесён ни к одной из существующих школ искусства.
  Первые украшения в коллекции - это спектр эмоций и множество сочетаний, вдохновлённых природными линиями и геометрией. Строгие формы подвесок, напоминающие древние скифские украшения, фейерверки цветочных букетов брошей, подчёркивающие блеск бриллиантов, продуманная компоновка драгоценных камней с каплевидными вставками - всё это делает украшения коллекции невероятно эффектными и напоминает о мощной стихии природной красоты.
  Коллекция ювелирных украшений по музейным эскизам - это удивительный эксперимент, позволяющий претворить в жизнь замыслы одной из величайших легенд ювелирного мира.
  Карл Фаберже делал украшения, доступные людям с различным уровнем дохода. Он не признавал копирования, потому придавал индивидуальные черты даже похожим изделиям. Делал он не только знаменитые яйца, цветы, броши, но и фигурки животных людей, а также полезные в быту предметы. К последним относились часы, пудреницы, посуда, фоторамки, коробочки для упаковки подарков и многое другое.
  Изделия, независимо от стоимости использованного для них материала, не уступали изысканному антиквариату. С наступлением Первой мировой войны Карл Фаберже начал работу с медью, используя её для создания чернильниц, ламп, портсигаров, пепельниц, отправляемых на фронт.
  Многочисленные технологии и техники, доступные современным людям, не позволяют воспроизвести то, что делал Фаберже. Причина не в развитости технологий, а подходе к работе. Тот, кто стремится сделать шедевр, непременно добьётся желаемого.
  Конец существования фирме Фаберже принесла Первая мировая война. Последнее яйцо было преподнесено Николаю ll в 1916 году, и выполнено оно было в виде снаряда. А крах произошёл по причине мобилизации мастеров, некому стало работать. Окончательно точку в истории знаменитой ювелирной фирмы поставила революция 1917 года. Советы конфисковали драгоценности и распродали их по смешным ценам: новой власти очень нужны были деньги.
***
   Сентябрь 1918 года. Петроград. Дом на Большой Морской, 24. 72-летний придворный ювелир Карл Фаберже  со старшим сыном Евгением спешно собирают вещи. За окнами слышатся выстрелы, а в дверь непрерывно звонят: клиенты в панике несут Фаберже на хранение драгоценности.
  До публикации декрета ВЦИКа "Об отмене частной собственности на недвижимость в городах" остаётся несколько месяцев. Карл Фаберже не будет дожидаться прихода экспроприаторов. Владелец состояния в миллионы долларов бежит в Европу под видом курьера. (13)
  В Европе уже живут супруга, невестки, шесть внуков и сын Николай. Трое других сыновей, Агафон, Евгений и Александр, временно остаются в Петрограде, пытаясь спасти фирму от краха.
  Однако бегство стало для Карла Фаберже не спасением, а трагедией. Он скитался по миру, а из большевистской России приходили страшные известия: дома, дача, магазины и мастерские разграблены, имущество и драгоценности похищены, среднего сына Агафона дважды арестовывали и сажали в тюрьму.
  Состояние семьи Фаберже таяло, а с ним -  здоровье главы фирмы. Без своей фирмы Карл Фаберже смог прожить только два года.
   Карл Фаберже умер от болезни сердца в Швейцарии на 79 году жизни. Бренд Фаберже во всём мире ассоциируется с Россией, как балалайка или матрёшка. Клады и тайны Великого Ювелира до сих пор не дают покоя. Исчезнувшие во время революции сокровища иногда загадочно находятся, часто они всплывают на различных аукционах.
  Сегодня известно порядка 250 000 предметов, созданных ювелирной фирмой Фаберже за 45 лет (1872-1917).
  Карл Фаберже был и художником, и геммологом, и реставратором. Но главный его талант - предпринимательский: Фаберже собрал вокруг себя лучших художников своего времени. В общей сложности у него работало 500 человек от продавцов до бухгалтеров. Это была огромная ювелирная империя, включающая мастерские, дизайн-студии, магазины и филиалы (в Москве с 1887 года, в Одессе с 1890 года, в Лондоне с 1903 года и в Киеве с 1905-го).

  2018 год, Москва. На Петровке, 10, в нескольких шагах от дома, где до революции работал московский магазин Фаберже, открыт ювелирный бутик сети Louvre, один из двух магазинов, оставшийся от сети из 12 бутиков.
  В лучшие времена, несколько лет назад, когда флагманский бутик Louvre работал в отеле Ritz Carlton, там продавались изделия под брендом Faberg;. Владельцем сети Louvre тогда был коллекционер антиквариата, предприниматель Владимир Воронченко.
  Сегодня Воронченко -  директор Музея Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге, председатель правления фонда "Связь времён", основанного Виктором Вексельбергом в 2004 году после покупки крупнейшего в мире собрания Фаберже у семьи Форбс.
  Покупая предмет за предметом на протяжении 30 лет, Малкольм Форбс собрал лучшую коллекцию Фаберже. Её ценность в том, что в ней представлены все направления ювелирного искусства Фаберже.
После смерти Малкольма Форбса его сыновья решили продать собрание: сначала ушли 20 предметов, затем ещё 70, а потом всё, что от него осталось.
  Финальные торги коллекции Фаберже из собрания Малкольма Форбса на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке были назначены на 20-21 апреля 2004 года. Каждый коллекционер Фаберже счёл своим долгом зарегистрироваться на этот аукцион.
  Однако за два месяца до торгов Sotheby’s объявил об их отмене. Причина -  покупка всей коллекции российским бизнесменом Виктором Вексельбергом. Для аукционного дома с 250-летней историей событие неслыханное, как и для мирового аукционного рынка.
"Это абсолютно исключительное решение", - признал президент и генеральный директор Sotheby’s Holdings Inc. Билл Рупрехт.
Сумма покупки официально не объявлена, эксперты рынка говорят о $100–120 млн.
  В любом случае цена оказалась достаточной, чтобы убедить Sotheby’s отменить торги. Расставшись с миллионами долларов, Вексельберг приобрёл более 200 предметов и стал обладателем самого значимого в мире собрания изделий Фаберже. И второй - после Музеев Московского Кремля - коллекции императорских пасхальных яиц.
  Как и Малкольм Форбс, долгие годы бесплатно выставлявший в Нью-Йорке своё собрание, Виктор Вексельберг не спрятал сокровища. Девять лет коллекция путешествовала по музеям России и мира - от Музеев Московского Кремля до Музеев Ватикана и Национального музея Индии. Побывала в Нью-Йорке, Берлине, Риме, Монако, Дели, Дубровнике, итальянском Бари, разумеется, и в России -  от Москвы до Ханты-Мансийска. В глубинке коллекция вызвала страшный ажиотаж.
  В 2007 году из-за прав на товарный знак Fabergе перессорились владелец СУаЛа (Сибирско-Уральская алюминиевая компания позже стала частью "Русского алюминия") Виктор Вексельберг и бывший директор СУАЛа, южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон. Права на Fabergе Limited остались за Брайаном Гилбертом.
   Магазины Fabergе Limited открылись не только в центре Лондона, но и по всему миру. А сеть российских ювелирных бутиков Louvre отказалась от дистрибуции* украшений Fabergе.
*Дистрибуции (бизнес), лат. distributio "распределение" -  организация сбыта товара, распределение товара по сети сбыта.
  В 2013 году  открылась постоянная экспозиция - Музей Фаберже в Петербурге, в специально перестроенном для этой цели Шуваловском дворце.
   Фирма  Карла Фаберже  -  самое значительное ювелирное предприятие рубежа XIX–XX столетий в России.
Сейчас фирма принадлежит южноафриканскому миллиардеру, а наследники знаменитой династии не получают ничего.
  Как получилось, что права на Faberg; не принадлежат потомкам семьи Фаберже и переходят из рук в руки?
  Накануне бегства из Петрограда Карл Фаберже подстраховался -  по крайней мере, он так думал. Свой большой дом с массивным фасадом, облицованным серо-розовым и красным гранитом, где семья Фаберже прожила 18 лет, Карл передал в бесплатную аренду швейцарской миссии.
  Ему казалось это разумным: в марте 1918 года советская власть издала декрет о защите собственности иностранцев. А в доме Фаберже хранились драгоценности семьи и клиентов. Сохранившаяся опись оценивает вещи в 1 603 614 рублей золотом в ценах 1917 года (по курсу 2018 года - 825,6 млн рублей). Но об этом кроме Карла и Евгения Фаберже знал лишь кассир миссии по фамилии Циммерман.
  Драгоценности были упакованы в большой саквояж и помещены в бронированную комнату с надёжным немецким сейф-лифтом "Арнхайм". В этот же сейф Фаберже сложил и шесть чемоданов с семейными вещами.
   За хранение вещей в своём же доме Фаберже ежемесячно платил швейцарцам 1% от их стоимости и даже составил формальную расписку на сумму 100 000 рублей. Была и вторая расписка с перечнем драгоценностей и их эскизами, по которой можно и сейчас отслеживать вещи на антикварном рынке.
  В доме поселился швейцарский посол Эдуард Одье, что казалось Фаберже вполне надёжной защитой. После тяжёлого ранения Ленина и убийства главы СК Урицкого 30 августа 1918 года был объявлен красный террор. Фаберже бежал. А уже через месяц швейцарский посол распорядился перенести все свои чемоданы, а также вещи Фаберже, включая саквояж с драгоценностями, в посольство Норвегии, на Мойку, 42.
  На следующую же ночь все вещи и драгоценности Фаберже были украдены из норвежского посольства.
Через две недели Швейцария разорвала дипломатические отношения с Советской Россией, и господин Одье благополучно отбыл на родину.
  Когда чекисты наконец дошли до дома Фаберже на Мойке, единственное, что они оставили в целости и сохранности, - сейф-лифт "Арнхайм".  Просто не смогли его открыть.
  Сокровища из саквояжа Фаберже так и не нашлись. Но некоторые вещи иногда появляются на антикварном рынке, например, папиросник из двухцветного золота с сапфировой застёжкой, - и тут же исчезают.
  Более 50 лет потомки семьи Фаберже добивались компенсации от швейцарских властей, но проиграли все иски и в 1970-х годах получили окончательный отказ.
  История с саквояжем стала лишь началом трагического крушения фирмы. Большевики изъяли все ценности из петроградского и московского магазинов, складов, мастерских и фабрик. В это же самое время антикварные рынки Европы были завалены вывезенными из России драгоценностями Фаберже и подделками под изделия фирмы. От продажи награбленного и вывезенного наследники не получили ни рубля.
  Да и в самой семье Фаберже было не всё гладко. Дела фирмы пошли неважно уже за несколько лет до революции. Годовой оборот составлял на пике её деятельности более 1 млн золотых рублей. Первый ощутимый удар нанесла Первая мировая война. Упала выручка в Европе: в 1915 году пришлось закрыть магазин в Лондоне, работавший с 1903 года под руководством сына Николая.
  К началу революционных событий Карлу было уже за семьдесят, он устал и желал отойти от активного управления компанией. Старший Фаберже искал надёжного партнера, на которого можно было возложить все вопросы управления. Почему не на сыновей? Николай постоянно жил в Лондоне, Александр - в Москве. Со средним, Агафоном, Карл рассорился и уволил его из фирмы. А в способности сына Евгения, похоже, верил мало.
   В итоге партнёром Карла Фаберже стал Отто Бауэр, директор правления фирмы. За год до революции фирма была реорганизована в "Товарищество на паях "К. Фаберже". Бауэр получил от Карла Фаберже генеральную доверенность, по которой ему переходило ведение дел и право принятия решений. Отто Бауэр, в отличие от сыновей Карла Фаберже, пользовался полным доверием, и это стало роковой ошибкой ювелира.
   В 1922 году партнёр Бауэр сообщил наследникам Фаберже:
"Ничего из  имущества вам отдать не могу: всё отняли экспроприаторы".
 Семья Фаберже ему не поверила и сочла его вором. Активнее всех пытался вернуть имущество Евгений. И через бывшего министра юстиции Латвии добился ареста Бауэра. В тюрьме на допросе Бауэр сказал, что от наследия Фаберже не осталось ничего, кроме часов Breguet. Взять часы Евгений отказался.
  Двадцатого октября 1918 года, через месяц после бегства из России, Карл Фаберже составил завещание, где перечислил квартиры, земли, дачу, коллекции предметов искусства, включая японские вещи, коллекцию географических карт, гравюр, часов, а также мебель, книги и прочее имущество. Но фактически ничем этим Карл Фаберже уже не владел: завещание не имело для наследников ценности.
  По завещанию Карл Фаберже лишал своего сына Агафона наследства. Он также освободил других своих сыновей от обязательств по отношению к брату в том случае, если Агафон откроет сам или примет какое-либо участие в деле, конкурирующем с Товариществом "К. Фаберже".
  В чём причина? Агафон, служивший в фирме коммерческим директором, был обвинён в растрате. А уже после смерти Бауэра, который когда-то и обвинил Агафона, в этом преступлении признался один из служащих. Карл до этого не дожил, он умер, не простив сына.
  Однако именно Агафон обладал крепкой деловой хваткой и хорошо разбирался в финансовых тонкостях бизнеса. Вся дальнейшая жизнь Агафона подтверждает силу его характера и здоровый авантюризм, которым не обладали его братья. 
  В  Советской России Агафон прожил 10 лет: дважды сидел в тюрьме и перенёс множество допросов. Чекисты упорно искали припрятанные семьей Фаберже сокровища. Пару лет Агафон успел поработать экспертом в Гохране, куда его определил Лев Троцкий. Все эти годы жена Агафона Лидия и их пятеро детей жили в эмиграции -  они уехали через год после революции.
  Самого Агафона из России не выпускали. В 1927 году он бежал. К побегу подготовился основательно: через финское консульство переправил своё имущество, в том числе коллекцию почтовых марок в Финляндию дипломатической почтой. Агафон был филателистом мирового уровня.
   Организовать побег помог контрабандист Пётр Пуккила. Агафон бежал в Финляндию со своей второй семьей в ночь на 11 декабря 1927 года - с  женой Марией Борзовой, бывшей бонной его старших сыновей, и их общим сыном Олегом.
'Мой папаша всё заранее обдумал. И мы с собой в дорогу ничего, кроме тёплых вещей, не брали. Он заранее, задолго до той ночи, все ценности переправил в эстонское посольство, а оттуда дипломатической почтой, мы все в целости и сохранности получили в Гельсингфорсе",  -  писал Олег Фаберже в мемуарах.
  Карл Фаберже и его сыновья не сделали главного: не зарегистрировали имя Карла Фаберже в качестве торговой марки.
  После революции Европу и Америку захлестнула волна подделок "под Фаберже". Появилось даже такое понятие, как Fauxbergе, то есть "Фальшберже". Одним из тех, кто наладил промышленное производство подделок, стал "большой друг Советской России и Советского Союза" американский миллиардер Арманд Хаммер.(14)
   Арманд Хаммер, сын эмигрантов из Одессы, приехал в Россию в 1921 году и быстро нашёл общий язык с Лениным: в обмен на поставки в разорённую страну лекарств и пшеницы Хаммер получил от вождя пролетариата право на вывоз предметов искусства и множество других преференций. Он говорил:
"Стать миллионером не трудно. Нужно просто дождаться революции в России".
  Хаммер прожил в Советской России девять лет, представляя интересы крупных западных компаний, основал собственную карандашную фабрику и успел переправить в Европу огромное количество ценностей.
  По иронии судьбы Хаммера поселили в доме Купеческого общества на Кузнецком мосту, где раньше располагался магазин Фаберже и студия художников фирмы.
  В 1927 году директор Оружейной палаты Кремля Дмитрий Иванов добился получения из валютных резервов в фонды Кремля 24 императорских пасхальных яиц. Однако в 1930 году власти забрали для экспорта 11 из них. Эти императорские яйца, как и множество других драгоценностей, оказались в руках Хаммера.
"Некоторые вещи он покупал по цене материала, например, императорское пасхальное яйцо "Ренессанс", за 1500 золотых рублей, в то время как императорская семья заплатила за него 4750 рублей", -  рассказывает хранитель коллекции Фаберже в Музеях Кремля Татьяна Мунтян.
  Хаммер вывозил сокровища Фаберже из России и продавал на антикварных рынках, а позже открыл вместе с братом в Нью-Йорке галерею и организовал поточное производство пасхальных яиц Фаберже и камнерезных фигурок.
   Хаммеру удалось собрать вокруг себя мастеров из мастерских Фаберже и обзавестись копиями фирменных петербургских клейм и императорских шрифтов. В его галерее работал консультант, "специалист по русскому Фаберже". Он и агенты братьев Хаммеров выдавали подделки за редкие дубликаты оригинальных вещей Фаберже или даже за подлинники.
  Одновременно в Европе и Америке друг за другом шли аукционы, на которых агенты советского правительства продавали подлинные вещи Фаберже. Например, на аукционе немецкой антикварной фирмы Rudolph Lepke’s Kunst-Auctions-Haus в Берлине в 1927 году прошли самые значительные в довоенный период распродажи Фаберже.
  Бизнес братьев Хаммер процветал: рекламируя фирму как "императорский Фаберже", к 1930-м годам они создали в Европе и США настоящий культ Фаберже.

  Галерея Wartski, один из самых именитых и авторитетных дилеров Фаберже на антикварном рынке, тоже получала вещи непосредственно в Советской России: за покупками ездил лично владелец лондонской фирмы
Wartski Эммануил Сноумен.
  Но большую часть предметов Фаберже привёз в Лондон в 1927 году деловой партнер Wartski: пообщавшись с советским представителем в Париже, он вывез оттуда огромный чемодан ювелирных изделий. Так галерея Wartski стала европейским центром продажи произведений Фаберже.
   В настоящее время известно, что лондонская галерея Wartski эксклюзивно продает легендарные яйца Фаберже и служит британской короне более 150 лет.
Потомков Фаберже по всему миру  насчитывается около 30 человек,в фамилию Фаберже носят 20. Из них 2-3 человека занимаются ювелирным искусством  или изучают историю Фаберже.
   Фёдор, пятый сын Агафона окончил в Женеве школу декоративного искусства и на протяжении 20 лет, до 1970 года, занимался производством эксклюзивных ювелирных изделий под маркой "Феодор Фаберже",  а дочь Татьяна ему во всем помогала. При этом Татьяна написала 12 книг об истории династии, основала фонд "Татьяна Фаберже".
   Наиболее интересно судьбы складывались у внебрачных дочерей и сыновей потомков Фаберже. Девятый внук Карла Фаберже, англичанин Теодор Вудалл, незаконнорожденный, сыграл ключевую роль в современной истории бренда Фаберже.
  Его отец Николай-Леопольд Фаберже был талантливым фотографом (в 1922 году он вошёл в число лучших фотографов Великобритании). Николай был женат на натурщице и модели Морион Таттершел, детей в браке не было. Его сын Теодор появился на свет в результате короткой любовной интрижки. Тайну своего происхождения Теодор, ставший талантливым гравировщиком и резчиком по дереву, узнал случайно.
   Тогда Теодор Вудалл прошёл генетическую экспертизу, был признан сыном своего отца и взял фамилию Фаберже. А в 1985 году вместе с бизнесменом Филиппом Биркенштейном основал марку "Петербургская коллекция Тео Фаберже" и открыл одноименный магазин в Лондоне. Фирма Тео Фаберже выпускает пасхальные яйца из дорогих и редких пород дерева (африканских розового и буббинга, аргентинского кокоболо). Его дядя Олег Агафонович, который бежал с отцом в Финляндию, не только не признавал родства, но и высмеивал деревянные яйца.
   Единственная дочь Теодора Сара тоже работает в семейной фирме, числится дизайнером, хотя специального образования у нее нет. Фирма выпускает в основном пасхальные яйца, яйца-брелоки, часы и даже флоральные композиции -  все в традициях легендарной фирмы, но уже из разряда бижутерии.
  60-летняя Сара и её 28-летний сын Джошуа Фаберже живут в Англии, создали  "Петербургскую  коллекцию Тео Фаберже".

"Карл Фаберже всегда пытался найти свежие интересные идеи и сам задавал моду. Если бы Карл Фаберже был жив, он сейчас стал бы великим ювелиром"
(Татьяна Фаберже)

  Прекрасные каменные цветы сохранились до наших дней, стали  вдохновением для флористов всего мира. Их считают настоящим 8 чудом света в искусстве.  Они поражают современников тонкостью и точностью работы, а также вниманием мастера к каждой малейшей детали. (15)
   Каменные цветы Фаберже выглядят как живые, и, глядя на них, кажется, что эти нежные растения способны источать настоящий аромат.

Мой маленький Северный Рай. Каменные цветы.
Падают все мосты над небом и на небо падаем мы
(песня в исполнении: Баста//Смоки Мо/Елена Ваенга)



(1) Петер Карл Густавович Фаберже (18 [30].05. 1846 -  24.09.1920) -  русский ювелир,  глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.
 Мемориальная доска Карлу Фаберже  находится в  Киеве, где на улице Крещатик дом 15 был его магазин-мастерская.
(2) Легендарное мастерство Карла Фаберже maxim-demidov.ru
(3)  Константин Кудряшов
"Для души и вечности. Карлом Фаберже руководили азарт и чувство прекрасного" Аргументы и факты
aif.ru
30/05/2016
(4) Петер Густав Фаберже (30.13.1814 -  29.10.1893) - немецко-российский ювелир, отец знаменитого Петера Карла Фаберже.
 (5) Кейбель  Иоганн-Вильгельм
(1788 -  1862) родился в Пруссии, выдающийся мастер и ювелир.
 Из семьи потомственных ювелиров.
 В 1855 году им была изготовлена погребальную корону для Николая I, но она не подошла по размеру и была отдана обратно для изготовления орденов и медалей.
  В 1859  году Кейбель получил орден Св. Станислава 3-й степени и звание потомственного почётного гражданина, перешедшее к его потомкам
(6) ВК Гений Фаберже, или Путь к успеху
Газета "9:00"·29 мая 2021
Текст: Лада Селина
(7) Татьяна Винниченко
 Петер Карл Фаберже:из яйца
Петер Карл Фаберже личности
obstillon.ucoz.ru
(8) "Мир искусства" (1898-1927) -  художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы
(9)  Франц Петрович Бирбаум (6.09.1872 -  14.10.1947) - главный мастер и художник-миниатюрист фирмы Фаберже  в 1893 - 1918 годах.  Состоял казначеем Русского художественно-промышленного общества. Лично скомпоновал не менее половины Императорских пасхальных яиц.
  С 1919 года - заведующий отделом в Институте архитектурной технологии Академии материальной культуры.
  В мае 1920 года покинул Советскую Россию. По переезду в Швейцарию посвятил себя всецело живописи горной природы.
(10)   Каменные цветы Фаберже
(11) Аргументы и факты  Не всё то золото, что пух. Как Фаберже создавал копии цветов
aif.ru 17.07.2020
(12) с украшениями по эскизам Карла Фаберже вы можете познакомиться на сайте: Alrosa Diamonds
Коллекция  по эскизам Карла Фаберже
alrosadiamond.ru
(13) 13 мая 2018
ForbesLife
Сокровища Фаберже: как Россия навсегда потеряла ювелирный бренд
Виктория Костоева
Почему 100 лет назад рухнула ювелирная империя Карла Фаберже и как бренд Faberg; ушел от Виктора Вексельберга в Южную Африку - в расследовании Forbes Life.
(14) Арманд Хаммер, Гаммер (21.05. 1898 -  10.12. 1990) - американский предприниматель и коллекционер русско-еврейского происхождения, председатель корпорации Occidental Petroleum (1957-1990); доверенное лицо ряда высших руководителей Советского Союза, прозванный "личным капиталистом Ленина".
(15) Каменные цветы Фаберже - 8 чудо света для флористов 12.12.2018
magentaflower.ru


Рецензии