Сиреневый бульвар. Глава 4

Вечером  он прислал смс, а  в ней: - Спокойной ночи, милая Осень…
И после такого пожелания ночь, правда, была спокойной. Спалось сладко.
               
Она уже начинала отсчет дням, которые оставались до отъезда.
Хлопот было много и весьма приятных. Новый купальник, обувь для пляжа, средство для защиты волос в морской воде, средства для загара - ах, какое же ласковое солнце в Генуе во время бархатного сезона!
На фоне  сборов приходили коротенькие смс, в каждой из них осторожный намек о том, что ее помнят каждый миг.
То было трогательной, невинной игрой, которая увлекла и ее.
Перебрасываться мыслями на расстоянии вошло в привычку.
Она уже знала, что будет пожелание доброго утра. Знала также, что вечером будет пожелание спокойной ночи и хорошего дня завтра.
В ответ она писала о каких-то  незначительных пустячках, понимая, что пустячки, словно конфета за щекой, примиряют с действительностью.
В пятницу, после почти недельной разлуки, он отважился позвонить.
- Вы не заняты? Есть минутка?- спросил он и, услышав удовлетворительный ответ, быстро сказал,- завтра суббота…Могу я повидать вас там, на Сиреневом?
Вирджиния растерялась.
Дел у нее не было ровным счетом никаких.
Но идти на бульвар означало соглашаться на компромисс.
- Завтра точно нет! - отрезала она.
-А в воскресенье?- спросил Иван робко и добавил - Ну, сколько там ее еще осталось, хорошей погоды? Инна, пожалуйста! Я буду ждать вас на прежнем месте.
- Презабавно! У нас уже и место свое на бульваре,- потешалась она над собой, договорившись о встрече в воскресенье.- Увидел бы кто из знакомых -точно подняли бы на смех!  Такая большая девочка - и занимаюсь непростительной для женщины моих лет ерундой, тащу эту канитель. Впрочем, скорей всего, мне стала нравиться такая игра…
- Да и ему полезно!- додумала она в заключение.- Опыта же никакого! А диалог вести он может, неглуп, деликатен…Ведь кому-то с ним повезет когда-нибудь! Кто не будет принцессой на горошине.

«Прежним местом» студент назвал клен, под которым в прошлую субботу Вирджиния читала стихи.
Он ждал ее, присев на каменный бордюр газона. Скамеек поблизости не было.
Завидя ее, неуклюже встал и двинулся навстречу. Рюкзака при нем не наблюдалось.
- И на том спасибо! - порадовалась Вирджиния.
В руках у Ивана был французский багет в бумажном пакете.
Багет был еще теплый и аппетитно пах своей хлебной свежестью.
-А это кому? - спросила Вирджиния про хлеб.
-Нам с вами. И птицам…- сказал Иван и ямочки проступили на щеках от смущения, украсив его лицо.- Вы любите кормить голубей?
-Особенно на площади святого Петра в Риме! - хотела сказать Вирджиния, но воздержалась и только кивнула, как маленькая девочка, которой разрешили покормить птичек, а она всю жизнь только  об этом и мечтала.
- Только где же мы с вами возьмем голубей? - озираясь,  спросила Вирджиния.
- Сейчас же прилетят,- ответил студент уверенно.- Вы только начните жевать и увидите, они тут же появятся!
Они стали ломать багет и Вирджинии вдруг показалось, что она не пробовала ничего в своей жизни вкуснее, чем этот теплый хлеб в руках Ивана.
- А ведь это ему зачет,- подумала она про студента, жуя хрусткую корочку. - Мы удивительно совпадаем в желаниях! И его трогательные телефонные приветы утром и на ночь, и этот хлеб, и голуби…Все это определенно мое,  надо отдать ему должное за сметку…
Голуби, действительно не заставили себя ждать.
Сперва появился разведчик, скосил на людей желтый глаз.
Подошел боком, клюнул раз-другой, как будто проверяя землю в аллее на прочность. Пока он раздумывал, со всех сторон, хлопая крыльями, слетелись сизари.
Иван снова сел на бордюр, и крошил хлеб, сидя, а Вирджиния стояла над ним и больше ела сама, нежели кормила птиц.
Откуда ни возьмись, хлопая ушами, примчался спаниель и тоже потребовал угощения, поставив на Ивана передние лапы.
Иван покладисто уделил горбушку и ушастому. Голуби возмутились и взлетели тучей.
Четвероногий попрошайка закапал слюной всю куртку Ивану и  не собирался уходить, прыгая рядом.
Доев весь хлеб, он повалился на спину и подставил пятнистое брюхо.
Иван пожал плечами и сказал спаниелю: - Ты предлагаешь тебя усыновить?
Спаниель не возражал, тем более, что его хозяин был вдалеке и не подавал признаков жизни.
Вирджиния нагнулась и погладила жесткую шерсть, спаниель рьяно облизал ей руку, пришлось вытирать руку о траву.
Извалявшись в пыли, нахлебник вскочил, отряхнулся всем телом, обдав пылью Ивана и помчался восвояси, начисто забыв о кормильцах.
- Теперь, после того, как вы готовы были стать этому псу родной матерью, вы нуждаетесь в чистке,- сказала Вирджиния, помогая подняться Ивану и отряхивая его куртку.- Ну-ка, повернитесь-ка спиной!
Студент покорно повернулся спиной и покладисто стоял под  рукой Вирджинии.
- Ну, вот, теперь, как новенький! - удовлетворенно сказала она, любуясь плодами своих усилий.
- Хотите мороженого?- спросил студент.- Тут рядом есть вкусное, «Баскин Роббинс». Любите?
- Почему бы и нет? - весело ответила Вирджиния.- Прожорливый нахлебник сожрал все то, что могло достаться нам самим! Пожалуй, мороженое может поправить положение!
И они направились в сторону мороженого. На мороженое никто особо не претендовал и они смогли насладиться пломбиром вдвоем, без голубей и прочей живности.
Съев мороженое и пройдя вдоль бульвара, повернули назад и снова сделали подход к пломбиру.
Но он уже явно был лишним и Вирджиния поняла, что мерзнет.
- Ну, так,- сказала она, приняв спонтанное решение,- всех птиц на бульваре мы накормили, настало время кормления рыб!
- Рыб? Каких рыб? - не понял Иван.- Откуда тут рыбы?
- Всяких - разных, которые живут со мной вместе,- ответила Вирджиния бесшабашно.- Мы сейчас возьмем такси и поедем кормить моих рыб! И заодно греться чаем. Вы заморозили меня пломбиром, я буду согревать себя и вас чаем. Моя очередь угощать!

Не дав студенту ничего ответить, Вирджиния стала голосовать на дороге.
Первая же машина затормозила рядом и через десять минут они уже входили вдвоем в подъезд тихого ее дома.
- А как же ваши…ваш… семья ваша?- спросил студент, ища и не находя нужных слов, и помедлил на пороге. -Что вы им скажете про меня?
- Скажу, что вы вместе со спаниелем и голубями встретились мне случайно на бульваре и предложили всех вас усыновить. А я сказала, что возьму только кого-нибудь одного  и вы оказались шустрее всех! - Вирджиния подпихнула Ивана ко входу в квартиру.- Смелей. Здесь на входе не обязательно предъявлять студенческий билет!
Иван засмеялся и неуклюже переступил порог ее дома.
- Снимайте куртку и идите сюда,- Вирджиния толкнула его в спину, направив к аквариуму.- Знакомьтесь, а я пока чайник поставлю!
И ушла на кухню.
В комнате не раздавалось ни звука, будто в ней никого не было.
Вирджиния заварила чай, стоя в задумчивости над кухонным столом и стала колоть щипцами сахар в фарфоровую вазу на длинной ножке. Звенела чашками, ставила их на поднос, застелив его крахмальной салфеткой.
Когда она внесла поднос с чашками в комнату, Иван стоял возле аквариума, как маленький ребенок, которого впервые привели в парк  аттракционов и смотрел на рыб широко открытыми глазами.
Похоже, он не услышал, как Вирджиния вошла.
Она застыла на пороге, выжидая, заметит он ее или нет. Через несколько секунд Иван повернул к ней голову. Поморгал, словно с трудом возвращая себя из зачарованного мира в этот, привычный и обыденный.
- Вот это да…- выдохнул он в восторге.- Ничего подобного не видел!
В глазах его было столько радости, что Вирджинии моментально стало тепло.
 Оказывается, до чего заразительны чужие эмоции!
-Иван,- сказала она, опуская поднос на ковер к подножию аквариума,- будем пить чай... Он горячий, в нем душистые пряности - как раз то, что нужно после осенней прогулки, чтобы согреться изнутри и снаружи! Прошу!
Иван смотрел теперь на нее и, кажется, не очень слышал и понимал, что она говорит.
-Да садитесь, же!- велела Вирджиния и села привычно на ковер.
Иван поозирался по сторонам и последовал ее примеру.
-Мятой пахнет,- сказал он, кивнув на дымящиеся чашки.- И еще чем-то сладким. Не угадать чем…
Опустил глаза, взгляд его упал на черновики переводов, во множестве лежащих на ковре.
- Стихи? - догадался он, кивнув  на беспорядочно разбросанные листки, в хаосе которых хозяйка  разбиралась с закрытыми глазами.
Вирджиния дула в чашку, держа ее в обеих руках, кивнула сосредоточенно.
- Все же- кто вы?- спросил студент, боясь лишний раз пошевелиться, хотя сиделось ему явно неудобно.- Поэтесса?
- Я переводчик с  итальянского, в основном, перевожу стихи… Вот потому  и поэтесса!- пояснила Вирджиния, улыбаясь гостю.- Да сядьте, как вам нравится, не стесняйтесь. Чай - удовольствие неспешное.
Иван осторожно повозился, устраиваясь на ковре, прилег на локоть так, чтоб видны были рыбы в аквариуме.
- Берите чашку,- распорядилась хозяйка.- Чай вкусный. Привезен из провинции Прованс. У нас такого не купить. Это особый купаж, его делают вручную, этакий хэнд-мэйд для туристов. Предлагается он в замшевом мешочке, который годами сохраняет аромат. В мешочке слюдяное окошко, в нем видны все травы, это очень красиво.
Иван долго смотрел в чашку, отпил глоток и сказал: - Очень приятный, но неожиданный  вкус…К этому надо привыкнуть.
- К хорошему привыкаешь быстро! - кивнула хозяйка.
- Этого я и боюсь… - сказал гость, смутившись.
- Чего? Чего вы так  боитесь, Иван?- спросила Вирджиния.- Бояться тут нечего… Я  за чаем отогрелась и теперь вам не грозит заморозиться около меня и остаться на всю жизнь каменным истуканом. Снежная Королева существует только в сказке, а мы с вами в реальном мире…
Иван покосился на исписанные листки.
-А меня не оставляет мысль, что меня заколдовали…Здесь все так необычно - эти листки, в каждом из них своя сказка… Картины, чай из Прованса, рыбы…Откуда они приплыли?
- Ну, этого они вам не расскажут…
- А вы расскажете?
- Спросите,  вы ведь давно хотите спросить. Я отвечу вам.
- А если вопросов окажется больше, чем ответов?
-А уговор таков: пока в чашке есть чай, я готова отвечать на ваши вопросы, Иван. Время пошло!
Иван растерялся. Он отставил от себя едва начатую чашку и приподнялся, сложив руки на коленях.
- Боюсь,- сказал он.- Кончится чай, кончится волшебство…И вдруг окажется, что все это мне приснилось...
- А по-моему, вы смелый человек, Иван,- сказала Вирджиния.- Вы просто отважный. А почему, не скажу!
- Сегодня вы загадываете мне загадки, которые мне трудно разгадать!-засмеялся Иван.
-Почему трудно?- приставала Вирджиния.- Почему?
- Потому, что я совсем из другого мира,- ответил Иван серьезно без улыбки.- До сегодняшнего дня все было просто и ясно. Все, как у всех. Без чудес. А сегодня - чай из Прованса,  и стихи на полу, как ворох осенних листьев…И подводное царство…И как, наверно, здорово жить бок о бок с этими рыбами, смотреть на них, разговаривать с ними…
- А он в который раз прав… подумала Вирджиния.- Снова угадал! Я, действительно, разговариваю с рыбами...
- Кстати, они часто дают мне советы, как правильно поступить - сказала она. -Я спрашиваю, как мне быть - и они отвечают мне так беззвучно, что их ответы я принимаю за свои мысли…
- А я думал, вы всегда знаете, как поступить… - сказал гость.
- Это далеко не так…- подумала  Вирджиния, а вслух спросила ,- Вы голодны, Иван? Может, вы хотите есть, а я потчую вас чаем?
- Нет,- Иван покачал головой.- Я не хочу есть. Я  хочу спрашивать вас о том, что меня совершенно не касается…
-Это, к примеру, о чем?
- О том, что вы сказали мне однажды, тысячу лет назад, еще когда мы были едва знакомы…Теперь-то мне кажется, что я знал вас всю жизнь.
-Вы еще не успели прожить тысячу лет. Вы еще мальчик…Так, о чем?
- Правда  ли…
- Правда, что?  Что у меня  муж и взрослые дети?
Иван сосредоточенно кивнул. Вирджиния поежилась.
- За вранье приходится расплачиваться,- со вздохом подумала она и сказала.- Да нет у меня детей. К сожалению…А муж был. Много лет. Только, наверно, у любого чувства есть свой срок. Даже если оно самое крепкое…
- А где он сейчас? - спросил Иван застенчиво.
- Он там, где нас нет. Знаете, поговорка такая…
-Значит, он там, где ему хорошо?
-Почему?
-Так ведь, всегда хорошо, где нас нет!
- Милый ты мой! Как же скоро ты все понимаешь,- про себя сказала Вирджиния, которой после признания стало легко, а вслух добавила,- А нам с вами тоже неплохо сейчас, даже, можно сказать, очень хорошо! Тепло, уютно…В доме всегда уютно, когда за окнами осень…
- Как же он…как же он может без вас? - спросил  Иван.
- Может, Иван, может…Еще как может! - ответила она.- Мужчины способны на сильные чувства, равно, как и на полное забвение после того, как чувства заканчиваются…
-Он полюбил другую?» - спросил студент совсем по-детски.
- Скорее, он устал любить меня!- отвечала Вирджиния.- Принадлежать много лет одной женщине - это скучно.
И он, расставшись со мной, а инициатором расставанья  была я, зажил карусельной жизнью, уже не отдавая себя в одни руки. Ему хотелось смены декораций в каждом акте. Теперь всего этого у него в избытке. Это естественно - он стареет. Надо успеть взять от жизни больше. Больше- лучше, чем меньше .  А я с точностью до наоборот, превращаюсь в отшельницу, утрачиваю связи с реальным миром. Беседую с рыбами…Окружила себя книгами…И тоже, увы, старею…Это ведь неизбежно.
Иван сгорбился, уткнув локти в колени, наморщил лоб.
- Если чувства по-настоящему сильные, они не могут остыть…- сказал он, помотав головой, словно гоня от себя ее последние слова.- Нет-нет, они не могут остыть.   Если любишь…Так не бывает. Неправда.
- Правда-неправда…Что теперь об этом говорить?- Вирджиния потянулась и поднялась с ковра.- Вот, что…Есть вы не хотите... Ну, так  мы с вами выпьем! Без возражений!
И она решительно направилась на кухню за коньяком.
Посмотрела в окно. Там смуглел ранний еще пока вечер.
Вирджиния взяла бутылку  коньяка и две рюмки.
Оглянулась на свое отражение в оконном проеме на фоне  сумерек, подумала, что цвет коньяка похож на городские сумерки, поправила волосы и вернулась в комнату.
-У меня ноги затекли… - жалобно сказал Иван.
-Так вставайте, что ж вы мучаетесь!- приказала Вирджиния, поставила коньяк на ковер и подала руку Ивану.
В этот раз он тяжело подымался, поискал, на что можно опереться.
Было только два варианта - плечо Вирджинии и стекло аквариума. Он не решился ни на то, ни на другое. Постоял, покачиваясь, сделал пару шагов.
-Ну, вот, теперь  полегче …Простите меня! - попросил он.
- Пойдемте в кухню!- предложила Вирджиния.- Рыбы не любят, когда я пью у них на глазах. Не будем их огорчать!
Не дожидаясь ответа, она пошла на кухню, Иван потащился за ней.

Кухонька у Вирджинии была маленькая. Одной ей вполне хватало места. Теперь, когда они уселись за стол вдвоем, его оказалось совсем немного.
Вирджиния вспомнила, что коньяк остался на ковре. Пришлось за ним идти.
Снова сев напротив Ивана, она чувствовала, как его коленки уперлись в ее колени.
-Да и пусть! - подумала она.
Желтый свет лампы с каждой минутой сгущавшихся сумерек становился все ярче, медовей.
Студент подпер голову рукой и опустил глаза в рюмку.
-Пейте!- приказала Вирджиния.- И не думайте обо мне плохо!
Студент послушно выпил.
-Я бы никогда не подумал о вас плохо! Такого  просто не может быть. Никогда. - сказал он и посмотрел Вирджинии прямо в глаза.
-Ты бы, конечно, не подумал,- мысленно обратилась к нему она.- Тебя в этом не упрекнуть! Слишком много тебе приходится думать для твоих двух десятков лет. Наверно, оттого ты такой мудрый. И не-по детски серьезный…Угораздило же тебя…
Она налила себе еще коньяку, не предлагая Ивану, выпила.
Он проследил за ней взглядом и спросил: - Коньяк тоже из Прованса? Или еще откуда-то из тридесятого королевства?
Вирджиния засмеялась.
- Нет, всего лишь из новогодних запасов…- сказала она, рассматривая бутылку и вертя ее в руках.- Это подарок. От  друга…
- Много у вас хороших друзей?- спросил Иван.- По-настоящему хороших?
-Я не сказала  - от хорошего, сказала - просто от друга. Хороших друзей много не бывает!- отчеканила Вирджиния, вспомнив дарителя коньяка вскользь, мимолетом.- Коньяка на свете, увы, больше, чем хороших друзей...
-Что-то крепок он очень…Коньяк от друга…- сказал Иван, пытаясь шевелиться под столом.- Не встану ведь теперь, незадача какая…
И он виновато улыбнулся.
- Напоила мальчишку одной рюмкой…- мелькнуло упреком в голове у Вирджинии.
- Давайте вернемся к рыбам,- предложила она, вставая и подав руку Ивану.- Когда я без них, начинаю скучать.
Он неуклюже вылез из-за стола, задев его коленом так, что задребезжали разные склянки в буфете.
- Как слон в посудной лавке… - сказал он, явно сердясь на себя, и затопал в комнату за Вирджинией.
Оглянувшись в коридоре, чтобы выключить свет, горевший на кухне, Вирджиния успела увидеть в оконном стекле два силуэта, слитно   держащихся за руки в свете коньячных сумерек.


Рецензии