Амбиции в шахматах
Тут важно то, что до открытия мерцающих шахмат я был самым обычным любителем ортодоксальных шахмат и потому мои представления об устройстве «шахматного мира» вполне вписывались в общепринятый газетно-журнально-книжный формат.
Я наивно полагал, что существует некая иерархия шахматистов по силам.
Что самый сильный в мире шахматист, это Чемпион мира по шахматам.
Далее его окружает круг претендентов на звание «чемпиона мира». Под ними круг гроссмейстеров. Под гроссмейстерами круг международных мастеров. Еще ниже круг мастеров, далее круг кандидатов в мастера, под ними круг первокатегорников, под первокатегорниками круг перворазрядников, и вот уже под ними круг любителей второго и третьего разрядов – самый массовый.
Естественным было для меня то, что перворазрядник мечтает стать кандидатом в мастера, кандидат в мастера мечтает о звании мастера, мастер надеется добиться звания международного мастера, а международные мастера рвутся в гроссмейстеры. Ну а уже гроссмейстеры желают внедриться в круг претендентов на шахматный престол.
Эта «логика» внедрялась в сознание школьника, посещавшего шахматную школу. Постепенно: вот ты выполнил норму третьего разряда, вот ты стал второразрядником, а вот тебе присвоен первый разряд. Вот получил первый балл кандидата в мастера… И осознание себя неким «растущим» элементом этой Системы ребёнок именно так и воспринимал окружающий его мир.
Всё просто: ты растёшь, учишься и становишься всё сильнее и сильнее.
В мышление внедрялась общая «идея» о том, что чем больше ты занимаешься, тем сильнее ты играешь.
В 1970 году ФИДЕ приняла на вооружение систему рейтингов Эло.
В США она начинала внедряться с 1960 года.
В 1970-ом году мне исполнилось 18 лет (в декабре!).
То есть пока я рос, ни о чём таком мы не слышали.
Моя мама оказалась одной из ранних советских подписчиц на югославский «Информатор» приобретенный ею впервые в Москве в крупном магазине и там же она и оформила подписку.
Шли годы, но каждые полгода моя мама исправно выкупала очередной номер информатора и на позициях в конце каждого номера я «рос над собой». Когда я приехал в Архангельск, я уже привёз с собой внушительную стопку Информаторов и уже в Архангельске принял правильное решение понемножку избавляться от собственной гигантской научной библиотеки. Одной из позиций, с которой мне было реально больно прощаться были как раз шахматные книги и особенно Информаторы. А в Информаторах из номера в номер как раз публиковался шахматный рейтинг Эло ведущих шахматистов мира. Особого желания вникать в математический аппарат расчёта рейтинга Эло у меня лично никогда не возникало. Суть была понятна: математически абстрактной цифрой выражалась относительная сила игроков. Например: у перворазрядника коэффициент был равен примерно 1900 единиц. У мастера примерно 2400 единиц. У гроссмейстера 2600 единиц. У претендента на престол близко к 2700 единиц. Плюс-минус. Чем больше было превышение рейтинга у одного шахматиста над другим, тем чаще он выигрывал личные встречи.
То есть достаточно было составить список участников турнира по их личным рейтингам и перед нами лежал довольно точный прогноз итоговой турнирной таблицы, если рейтинги сильно различались. Чем ближе были рейтинги участников друг к другу, тем труднее было предсказать финальный результат состязания.
И постепенно, с годами, «открылось» удивительное: оказалось, что индивидуальный рейтинг шахматиста, сыгравшего десятки турниров практически не растёт!
То есть набрав определённый уровень шахматной «силы» в дальнейшем шахматист может тренироваться днями и ночами, а может годами не брать фигурки в руки, его сила не растёт и не падает! Играл на уровне 2340 в тридцать лет, будешь играть точно так же и в шестьдесят! Хоть вообще на многие годы забрось игру!
Такие «открытия» «мгновенно» не делаются!
Такие вещи именно «открываются» десятки лет, по мере накопления огромного числа «практик». Но когда уже «открылось», закрыться обратно оно не может!
И постепенно система Эло стала параллельной системе званий в шахматах.
Звание и разряд – это та же самая система краткого выражения относительной силы шахматиста, но «другими словами».
Сейчас рейтинг шахматиста в системе Эло важнее «званий», поскольку именно он позволяет моментально «обсчитать» итог любого турнира, в котором играют участники имеющие свой рейтинг.
И если раньше шахматист самоутверждался текстом типа: я кандидат в мастера», то теперь всё проще. «У меня рейтинг две двести сорок!»
Любопытно, но система оценок выступления фигуристок в одиночном катании очень медленно, но верно приближается к рейтингу Эло у шахматистов.
«Гроссмейстеры» фигурного катания (девушки) набирают за 230 баллов. Мастера за 210 баллов.
Кандидаты в мастера за 190 баллов! Причем считаются эти баллы совсем по другим основаниям, иначе и не так!
Наконец надо указать на третью «систему» самооценки шахматистов, действующую практически во всех «нормальных» видах спорта. Речь идёт о системе званий «чемпионов и призёров».
Неважно, какой у вас «разряд» или «рейтинг». А важно то, что вы Чемпион Сульфата (микрорайон в Соломбальском районе города Архангельска). Или чемпион Краснодара. Или чемпион Севастополя. Короче: чемпион какой-либо местности или общности. Например: «чемпион Вооруженных Сил». Или «чемпион Спартака», чемпион «Буревестника», чемпион Уралмаша и т.д. и т.п.
Тут важно помнить, что свои специфические чемпионские титулы разыгрывают между собой отдельно слепые шахматисты и отдельно глухонемые шахматисты. В силу понятных ограничений правила проведения соревнований у них отличаются от правил соревнований у «обычных» любителей игры. Напрмер слепые чтобы оценить позиции вынуждены тщательно ощупывать фигурки на доске, которые крепятся к доске тем, что их тонкие штырьки внизу вставляются в узкие отверстия в центрах клеток и фигурка при ощупывании не двигается и не роняется. Обычно действует правило: «тронул – ходи!» (в шутливой форме: «Потрогал? Женись!»), но у слепых оно неприменимо. И глухонемой шахматист не слышит предложения ничьей и не может сам объявить что-либо. И правила меняются.
Понятно что у слепых свой чемпион мира и свой чемпион области или города.
У глухонемых свой!
Есть еще очень редкая группа людей путающих цвета. Для конкретных шахматистов надо особо красить фигуры и доску.
И есть еще одна область шахмат, в которой своя собственная иерархия званий и разрядов – шахматная композиция. Причем соревнования составителей и соревнования решателей – это совершенно разные системы соревнований.
Мне посчастливилось знать лично несколько опытнейших решателей, которые накопили в своих картотеках буквально миллионы композиций!
Естественно структура самоутверждения у решателей и у композиторов качественно различна и званиями и разрядами отнюдь не исчерпывается.
Сформировано понятие «таск» или по-русски – «рекордная задача».
Составить рекордную задачу это ни с чем не сравнимое внутреннее удовольствие шахматиста. А найти новую нетривиальную идею комбинации или матового финала – это почти чудо!
Именно внутренняя красота самих шахматных построений создает немеркнущую славу всей шахматной игре как таковой.
Таким образом современный шахматист имеет целый набор техник самоутверждения: разряды и звания, титулы чемпионов, рейтинг, звание автора шахматной идеи или разработки.
Так мне довелось общаться с моим предшественником в Архангельских шахматах Игорем Александровичем Спехиным. Играл он в силу гроссмейстера и Леонид Штейн его зело уважал. В историю шахмат он вошёл как автор Архангельского варианта Испанской партии (идея с фианкетто слона чёрных с8 и борьба за центр именно с этой позиции). Для внешнего читателя это конечно пустой набор слов. Но для шахматного мастера понимающего что Испанская партия одна из самых развитых в мире дебютных систем и найти в ней грандиозный самостоятельный вариант это не меньше чем Нобелевская премия по физике. Только вдумайтесь: десятки миллионов талантливейших людей сотни лет смотрели на эту позицию и не нашли, а Игорь Александрович нашел! С ума сойти!
Но оказалось, что есть и еще одна область шахмат, в которой амбиция любителя получает мощную подпитку!
В истории постепенно обнаружился ручеёк любителей игры, которые увлечённо о ней рассказывают. Так сказать шахматные писатели и журналисты. Шахматные учёные и теоретики! И порой слава теоретика или писателя намного выше славы чемпиона мира или державы.
Так в мировую историю золотыми буквами вписаны имена Нимцовича и Рети, Сааведры и Котова, Авербаха и Хенкина. Знамениты Легаль и Вайнштейн, Рошаль и Дворецкий.
Наконец укажу еще на тончайшее ответвление: любители сказочных шахмат или разнообразных реформ в шахматах.
Меняли форму доски, меняли шахматные фигуры, экспериментировали и с пространством и со временем. Наиболее известен Стаунтон как раз в связи с формой стандартных фигур. Известны имена авторов шахматной мебели, шахматной живописи, шахматной скульптуры, шахматной графики. Например Галина Сатонина – одна из величайших шахматных художниц мира. На всякий случай еще и многолетняя чемпионка Татарстана.
В 1981 году мне посчастливилось опровергнуть гипотезу о том, что ортодоксальные шахматы – самая мудрая игра человечества. Я обнаружил «дыру в варианте» - огромный пролом в казалось бы глухой стене из абсолютно непререкаемых утверждений.
И мне открылся огромный мир из миллионов Игр, намного превосходящих обычные шахматы, и включающих обычную игру как просто свой собственный частный случай.
И на этом поле немыслимого множества потрясающих новых игр все прежние «системы самоутверждений» меркнут.
Шахматная элита мира получила от меня информацию об этом открытии непосредственно и по многим каналам.
И постепенно открылось: современники оказались просто не готовы!
Тотально!
И даже компьютерное убийство ортодоксальной игры не повлекло перехода к системному освоению этого несметного множества.
Нечто подобное произошло у меня и с моими песнями.
Самые красивые и глубокие из них никому не нужны.
Огорчаюсь ли я?
Ничуть!
Мне как генератору идей хватило в жизни множества иных идей и открытий.
Есть люди, которые никогда не слышали Аранхуэс Родриго, или Феличита Алоьбано. И прожили жизнь свою прекрасно и без этих мелодий. Есть дети ни разу не слышавшие «Победитель получает всё» Аббы. И ничего плохого с ними не случилось.
Я видел эти позиции и эти композиции. Я слышал свои волшебные мелодии и читал свои стихи.
Я играл в фантастически красивые игры. И в этом я богаче многих. Мир намного больше и сложнее чем нам всем порою кажется.
И когда я ложусь спать, понимая, что уже могу больше и не проснуться, я слушаю свою пронзительную мелодию и перед моим мысленным взором возникают фантастически красивые шахматные этюды и с этим я засыпаю умиротворённый и счастливый.
Свидетельство о публикации №223120600201