Покой мне и не снится

;

Покой мне и не снится

Родился я в Караганде в семье инвалида Великой Отечественной войны, Семенова Ивана Романовича, кавалера 2-х орденов Славы, после демобилизации работавшего в райкоме партии, неоднократно избиравшегося депутатом местных советов. Мама - Раиса Ивановна - из семьи сосланных «кулаков». С 16 лет (ещё пионеркой) работала на Карагандинском мелькомбинате, где в 18 лет уже была заведующей выбойным отделением. Активнейшая комсомолка, была награждена медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы». Вышла замуж, родила меня и Володю, работала в институте Карагандагипрошахт. Была кандидатом в члены партии, но тяжело заболела. Это произошло, когда я учился во втором классе.

Мама много рассказывала про своё детство на Кубани и в 9-м посёлке под Осакаровкой, про моего всё умеющего деда-«кулака». Эти рассказы запали в голову на всю жизнь.

Естественно, что при таких родителях я был воспитан в лучших традициях социализма: дружбы, взаимопомощи, защиты слабых, патриотизма, справедливости. С девизом «Вся жизнь - борьба!»

Пионерский лагерь “Петровка”. Сидим всем отрядом на полу веранды, возмущены несправедливостью пионервожатой, поём при её появлении «Вихри враждебные веют над нами…».

С 1952 по 1963 годы - школа №3 им. Крылова. Отличный педагогический состав, гениальный директор школы Лев Наумович Аграновский, завуч Берта Яковлевна – талантливейший педагог, математик и организатор-концертмейстер школьной самодеятельности. Учусь на «хорошо». Обожаю баскетбол, играю за школьную команду. Играю в настольный теннис, футбол, хоккей. Работаю на станках токарем на школьном заводе. Пою в школьном хоре.

Первое моё публичное выступление было на специальном объединённом уроке. Защищаю неизвестного героя из другого класса, нарисовавшего российского царя Николая II на обороте портрета Хрущёва (первый секретарь ЦК КПСС и председатель совета министров СССР).

С 1963 по 1968 годы – учёба в Карагандинском политехническом институте. Студенческие гулянки, ухаживание за самой видной девушкой в институте Таней Новицкой, балериной Карагандинского народного театра балета.; В 1966 году у нас состоялась свадьба. В 1967 родился наш первенец Дима. Лекции мы посещали по очереди. Через четыре года родился второй сын - Миша. ; С Танечкой мы прожили 47 лет, вырастили 2-х сыновей, дождались внуков. Правнучку Танечка, к сожалению, уже не увидела.

Лидерство в группе принадлежало нам обоим: пытаемся защитить Бахыта от отчисления из института - бойкотируем некоторых противников. При подведении итогов успеваемости показатели нашей группы были лучшими. Однако официально победу отдали другой группе. ; По нашей инициативе вопрос был пересмотрен и наша группа получила ; бесплатные путёвки в зону отдыха ; Каркаралинска. По сегодняшний день одногруппники вспоминают этот отдых. Группа у нас дружная, отношения сохранились на всю жизнь. Всем нам и сегодня есть о чём вспомнить про свои студенческие годы.

В 1968 г мы с Таней получили направление на Первый машиностроительный завод. Таня работает конструктором в техотделе, а я мастер, ст. технолог, ст. мастер в цехе. Работаем, отдыхаем в довольно частых коллективных поездках в Каркаралинск, Боровое, Топар и т.п. Работа интересная: внедрение рацпредложений, освоение новой техники, работа на станках для подработки. Зарплата всего 110 руб. – надо зарабатывать.;

Однажды рассказываю маме про цех и про начальника цеха Льва Соломоновича Шмидта. Она расхохоталась: «Это Лёвка!? Начальник цеха?! Знаешь, однажды ; я иду на трибуну, а он меня за руку хватает и говорит: «Раечка, только про меня не говори!» Всегда эта сценка крутилась у меня в мозгу, когда продвигался к трибуне или микрофону для выступления. ;

Как всегда молодого специалиста нагружают общественной работой.

Один год я комсорг цеха - по результатам года по моей инициативе признана работа комитета комсомола «неудовлетворительной». За этим следует моё переизбрание.;

Потом меня избирают председателем профсоюзного комитета цеха. Многих проштрафившихся рабочих защищаю от увольнений, используя статьи тогдашнего КЗоТа. Не давал согласия на увольнение, требуя соблюдения ступенчатости наказаний, что естественно не поощрялось руководством.

Подал заявление о вступлении в партию. Хожу в кандидатах до марта 1974 года. Направлен в г. Красноярск на курсы повышения квалификации.; Командировка, оставившая светлое пятно в жизни. Я впервые познакомился там с социальной психологией.; Пытаюсь внедрить на заводе её принципы. Читаю лекции, чтобы заинтересовать мастеров, рабочих.; ; ; ; ;

С 1973 года – начальник цеха. На работе пропадаю сутками. Тяжёлый цех – 400 работников. Механический, термический, пластмассовый, сварочный, гальванический, покрасочный, сборочный участки, 3-х сменная работа. 100 тысяч штук гидростоек в год. ; Жуткая зима 1973 года. Перемёрзло отопление в цехе из-за внешних причин. ; Много выступаю на партийных собраниях и партбюро завода. Наряду с освещением вопросов технического прогресса, научной организации труда резко критикую руководство общественных организаций завода. ; Концовка одного из выступлений на партийном собрании завода звучала так:; «Работа наших общественных организаций (партийной, комсомольской, профсоюзной) за 5 лет моей работы на заводе в вопросах обеспечения роста технического прогресса, как и в других вопросах, ; не ощущается. А работа выборных освобождённых руководителей сводится только к созданию шумихи вокруг осуществляемых дел. Мне кажется, что это повестка дня следующего партийного собрания».

С этого дня мой одноклассник, технолог литейного цеха Виктор Егоров прилепил мне кличку «Сахаров».; Выводы руководством были сделаны и в октябре 1974 года я по «собственному» желанию оформляю перевод на завод РГТО, и по ноябрь 1982 года работаю на разных должностях. Не выступаю.
Но увольняюсь и устраиваюсь на шахту им. Т. Кузембаева проходчиком.

На этой шахте я проработал 10 лет и 2 дня. Работа мне понравилась, возможно, тем, что ты отвечаешь только за выполнение наряда, тебе не надо никого воспитывать, перед кем-то отчитываться. Отработал смену и на гора, помылся, попарился в бане и белый человек. А если еще и халява, то всем звеном празднуем. Я был своим человеком в бригаде и на участке. И когда; меня выбрали парторгом участка доверие осталось. И теперь, конечно, всё что обсуждалось в раздевалке, в забое между собой считал нужным обнародовать. Естественно меня опять понесло на трибуну с правдой маткой и борьбой с автократическим руководством. Была объявлена негласная охота на меня по шахте. Но ребята из бригады всегда вовремя сигналили. Успевал снять очки, нацепить самоспасатель и т.п.

Грянул июль 1989 года. Забастовку принял не сразу. Идеи перестройки, парторг участка - это всё сказалось. К нам приехали рабочие с 22-й шахты. Нас застали уже в ламповой перед спуском в шахту в 3-ю смену. Непонятно, что они хотели, но звали бастовать на площадь. Наши все молчали. Я выступил: «Чего добьётесь, бастуя? Поляки, вон добастовались, сейчас с голыми задницами».

Спустились в шахту. В конце смены мне начальство звонит в забой ; и предлагает выехать на наряд 4-й смены – понравилось мое выступление в ламповой. Я отказался. Домой приехал, как всегда во 2-м часу ночи. Танюха не спит и спрашивает: «А ты чего не на площади? То в одиночку на трибуну лезешь, а когда все поднялись - слабо?»

Иду на площадь, где многое становится мне понятным. Еду в 4 часа утра на шахту на первый наряд. На площадь все не поехали, решили делегировать несколько человек со мной вместе.
Становлюсь членом Областного рабочего комитета, принимаю участие в учреждении Независимого профсоюза горняков Карагандинского угольного бассейна (НПГ КУБ) и становлюсь первым его членом, написав заявление в этот же день. Поездки по шахтам, выступления на нарядах, в том числе и в 1991 году во время путча с призывами поддержать демократию. И звонок в приёмную Н. Назарбаева с предупреждением, что в случае его нерешительных действий и неоказания поддержки России он рискует стать политическим трупом.

; Но до этого пока я всё ещё член партии. От шахты меня выдвигают делегатом на Областную партийную конференцию. По договорённости с парторгом шахты мне должны дать слово при выдвижении кандидатов на должность первого секретаря обкома партии. Я ожидаю свою очередь. Выдвижения уже заканчиваются. Я понял, что меня парторг обманул, поскольку знал, кого я предложу. Я подскочил к микрофону, представился членом Областного рабочего комитета и проговорил: «Нам не нужны пришельцы. У нас есть свой достойный кандидат. Это бывший первый секретарь Карагандинского горкома партии Виталий Степанович Гаркуша. Предлагаю включить его кандидатуру на голосование». Так в 1990 году был избран новый первый секретарь Карагандинского обкома партии. Но 91-й год стал последним годом для партии.

Я выступаю на общих нарядах на шахте, требую устранить партком и предлагаю шахтёрам вступать в НПГ. Парторг вызывает к себе в кабинет и говорит: «Что, пулю в лоб хочешь?!» Но время его закончилось.

С ноября 1992 года по достижению 10-летнего подземного стажа работы увольняюсь с шахты, на радость руководству. Но их радость была преждевременной, поскольку я появился на шахте уже в качестве полномочного представителя НПГ КУБ. Тружусь в Независимом профсоюзе горняков на разных должностях. Это было самое лучшее время моей сознательной жизни. У нас была сильная команда единомышленников. Я горд тем, что прожил часть своей жизни с Геннадием Озоровским, Юрием Криводановым (Царствия им Небесного), Павлом Шумкиным. Это время ещё знаменательно тем, что я познакомился с Олей Криводановой, всеми любимой нашей соратницей, ставшей для меня самым близким человеком и опорой после неожиданной кончины Тани.;

Когда профсоюз задушили, пришлось искать работу. Бунтаря нигде, естественно, не брали. Десять лет с 1997 по 2007 годы проработал председателем КСК. По совместительству пришлось побывать и слесарем, и дворником, и бухгалтером.

В 2007 году удалось устроиться технологом на завод КТМЗ - Карагандинский турбомеханический завод. Сложная ответственная работа. Завод занимается: ремонтом турбин тепловых электростанций, переоблопачиванием рабочих колёс роторов, изготовлением бандажных колец для роторов турбогенераторов (уникальная технология), освоением производства изготовления лопаток турбин, проектированием, изготовлением, монтажом электрогидравлических преобразователей, которые не предусмотрены в регулировании даже во вновь изготавливаемых турбинах. Завод выполняет работы не только в Казахстане, но и в республиках бывшего СССР. И даже за его пределами. Я проработал на этом заводе 14 лет и ушел на заслуженный отдых в июле 2021 года.

Вот уже 10 лет живём и «отдыхаем» на огороде, в будни и в выходные, с моей верной боевой подругой; Оленькой Криводановой. ;Картофель, помидоры, огурцы, кабачки, малина, клубника, смородина, яблоки и т.д. - всё своё, без нитратов и гербицидов.

Судьба благосклонна ко мне и к моей семье. Сыновья трудятся. Бог им дал прекрасных жён – красавиц и тружениц. Родили нам внука и внучку – умных, красивых и трудолюбивых. На старости лет Бог дал мне чудесную правнучку.
Благодарен судьбе за всё.

20.11.2023 г.

Григорий Семёнов
;

--
Григорий Семёнов
Отправлено из Почты Mail.ru


Рецензии