Аввакум жив в сердцах староверов Латвии

     Можно смело сказать, что у староверов Латвии имя протопопа Аввакума пользуется особым уважением. С этим именем  три с половиной века назад их предки бежали от преследования никониан из России и немало из них нашли приют на территории современной Латгалии, которая тогда была составной частью Польских Инфлянтов. И эта латгальская земля для них практически родная.
Об этом говорится и в моём стихотворении  «Нам дорога латгальская земля…»:
Нам дорогА до слез латгальская земля,
Она для нас почти родная -
Сюда бежали староверы от царя,
Детей и веру сберегая...
Никто тогда нас оккупантами не звал
За наш язык не упрекали.
Никто молиться Богу в храмах не мешал,
Нас земляками называли.
Теперь на русичей гонения опять,
Не тот язык употребляем,
Мол, можем в трудный час и недругами стать,
Корней своих не вырываем.
И что теперь? На Запад дальше убегать?
Искать защитников в Брюсселе?
На небе нас и предки могут не понять,
Они и худшее терпели...
Нам в трудный час нельзя Латгалию бросать
И приближать ей увяданье.
Наш долг, как встарь, её от бед оберегать,
И это - Божье испытанье.

  Позже имя Аввакума, как подлинного защитника старой подлинной веры, борца за справедливость передавалась из уст в уста в сказах, былинах, духовных  стихах латвийских староверов, в списках, передаваемых подпольно из рук в руки. После 1861 года, когда впервые было опубликовано  «Житие протопопа Аввакума», его редкие экземпляры доходили и до Латвии.
И нет ничего  удивительного в том, что в 1912 году в журнале «Щит веры» появилось стихотворение «Протопоп Аввакум»  старовера Гавриила Егорова из латгальской деревни Нидеркунды. Он справедливо напоминает:
И живёт о нём память высокая,
Память вечная будет о нём!
Вполне  естественно и то, что в кружке «Ревнителей русской старины», который в 1927 году в Риге создал резекненский старовер Иоанн Заволоко, неоднократно  в пример молодым староверам ставили протопопа Аввакума.
Думаю, не обошлось без божьей воли и то, что автограф «Жития Протопопа Аввакума», написанного им самим, нашёл этот прославленный и стойкий старовер из Латвии. В 1968 году он передал эту бесценную реликвию в Пушкинский дом в Ленинграде. В 1974 там был создан специальный фонд Иоанна Никифоровича Заволоко.
В те же годы наш земляк, прославленный русский писатель Валентин Саввич Пикуль написал историческую миниатюру «В пещи огненной». В ней он убедительно раскрыл две ипостаси Аввакума: несгибаемого великомученика, которого сожгли на костре, и  русского писателя-новатора, который заложил основы русской классической прозы.
Новый всплеск внимания к личности огнепального протопопа в Латвии приходится на начало ХХI века. И он обусловлен не только приближающимся юбилеем, но и невольной реакцией староверов на притеснение русского языка, русских школ. У них стало расти внимание к своим корням, к Аввакуму, который являлся и является самым ярким примером мужественного отстаивания своих убеждений, своего языка, своей веры.
 Уже в 2003 году в Даугавпилсе увидел свет сборник «Протопоп Аввакум: история и современность», который подготовили староверы Латгалии и ученые Даугавпилсского университета». Там же в  2007 году прошла международная конференция «Современные староверы – духовные наследники протопопа Аввакума». В 2008 году была опубликована историческая повесть латгальского старовера Василия Барановского «Боярыня Морозова» о верной последовательнице  Аввакума». Его имя неоднократно упоминалось в журнале «Поморский вестник.
В 2012 году Старообрядческое общество Латвии издало сборник стихов «Триста лет нас зовут староверами», в котором было переопубликовано стихотворение «Протопоп Аввакум»  Гавриила Захарова. В 2018  году в журнале Международной ассоциации  писателей «Настоящее время» впервые в Латвии была опубликована историческая миниатюра «В пещи огненной». В 2019 году вышла в свет новая книга Василия Барановского «Отчие заветы – духовное наследство», посвященная протопопу Аввакуму.
Одновременно возрос интерес староверов Латвии к Пустозерску, к тем местам, где четырнадцать лет томился в земляной темнице несгибаемый протопоп и был сожжен в 1682 году. Они стали памятным местом паломничества староверов.
Уже в 1991 году староверы Латвии приняли участие в воздвижении памятного креста на месте сожжения Аввакума. А в 2012 году там побывала большая группа староверов-паломников из Латвии. Она приняла участие в освящении часовни, сооруженной на месте мученической гибели протопопа и его соузников. Эта поездка была приурочена к 330-летию мученической смерти  протопопа Аввакума и его соузников.
К этой годовщине была приурочена и Международная духовно-историческая конференция «Сохранение культурно-исторического наследия староверов Латвии», которая прошла 18-19 мая в Риге, Юрмале и Резекне. В ней приняли более ста представителей староверческих общин Латвии, Литвы, России, Беларуси, Польши, Украины, Эстонии.
На основе фотоматериалов латвийских паломников в 2013 году была создана передвижная фотовыставка «Дорогой Аввакума – Дорогой истинной веры». Она побывала в 17 населенных пунктах Латвии и в польском городе Сувалки. Часть её экспозиции и теперь представлена в Духовно-просветительном центре Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.
 Сборник материалов  о той паломнической поездке опубликован в октябре нынешнего года  и был презентован в Екабпилсе на духовно-исторических чтениях, посвященных 400-летию протопопа Аввакума.
И как пишет участник этой поездки, духовный наставник Даугавпилсской Новостроенской старообрядческой общины, председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Алексей Николаевич Жилко:
«Наш святой долг – никогда не забывать о духовных подвигах своих предков, всячески, всеми доступными средствами достойно чтить их светлую память».
И этому завету и ныне следуют староверы Латвии.

Пётр Антропов,
Член правления Старообрядческого общества Латвии


Рецензии