Аввакум жив в сердцах староверов Латвии
Судите сами. Староверы его обычно называют «великомученик». Но только представьте, какие мучения выпали на долю Аввакума, которого иногда называют последним человеком Святой Руси. Более десяти лет голода, холода, больших и малых лишений во время ссылки в Сибирь вместе с женой и малолетними детьми.
Добавьте к этому четырнадцать лет в одиночной земляной тюрьме за полярным кругом в Пустозерске. Его унижали, оскорбляли, топили, ломали кости, морили голодом, держали голым на морозе, на его глазах отрубали руки, отрезали языки староверам. Чтобы избежать этой участи ему надо было только отказатьcя от древлеправославия и присягнуть царю. Но он остался верен своей вере и был сожжен на костре.
Может, я ошибаюсь, но другого подобного мученика я не знаю ни в российской, ни в зарубежной истории. Он стал самым ярким промером для всех староверов, которым посвящено это стихотворение:
http://stihi.ru/2010/04/30/2903
Но нельзя забывать о другом подвиге, который совершил за годы мучений Аввакум. В невыносимо трудных условиях он втайне от властей написал «Житие протопопа Аввакума», которое современные литературоведы признают началом русской классической прозы, а самобытного автора называют великим русским писателем.
Но несправедливости преследовали великомученика и после сожжения. Официальные российские власти и печать тех лет по-прежнему называли его еретиком и раскольником. Хуже, того в народе боярыню Морозову знали больше людей, нежели протопопа Аввакума. И причина не только в таланте Василия Суркова, который так потрясающе изобразил эту духовную дочь Аввакума. Ведь картина Григория Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» написана не менее талантливо.
Да и с оценкой роли Аввакума в русской классической литературы не все столь однозначно. Пока среди литераторов чаще вспоминают формулу «Мы все вышли из шинели Гоголя», хотя кафтан Аввакума был пошит на два века раньше.
Правда, в последние годы внимание к жизни и творчеству протопопа Аввакума в России неуклонно растет. Особенно это стало заметно после того, как президент Владимир Путин повернулся лицом к староверам и признал их особую роль с сохранении духовности.
Это отмечает в своей поэме «Я – Аввакум» известный российский поэт Андрей Вознесенский:
Когда бы меня сапросили,
Кто национальная идея России,
Отвечу не наобум-
Это Аввакум.
Интерес президента благотворно сказался и на ходе подготовки к юбилею Аввакума. Во многих регионах России прошли конференции, чтения, посвященные неистовому протопопу. В серии ЖЗЛ вышла книга Константина Кожурина о жизни и творчестве Аввакума. Увидела свет специальная почтовая марка. Рядом с Пустозерском в Нарьян-Маре в сентябре открыли ещё один памятник великомученику и писателю.
Похожие мероприятия прошли в США, Боливии,Румынии, Латвии, Литве, Эстонии и других странах, куда судьба разбросала в свое время хранителей древлеправославия. Даже в Австралии в Первом русском музее в Сиднее прошла выставка материалов, посвященных 400- летию Аввакума
Можно смело сказать, что у староверов Латвии имя протопопа Аввакума пользуется особым уважением. С этим именем три с половиной века назад их предки бежали от преследования никониан из России и немало из них нашли приют на территории современной Латгалии, которая тогда была составной частью Польских Инфлянтов. И эта латгальская земля для них практически родная.
Об этом говорится и в моём стихотворении «Нам дорога латгальская земля…»:
Нам дорогА до слез латгальская земля,
Она для нас почти родная -
Сюда бежали староверы от царя,
Детей и веру сберегая...
Никто тогда нас оккупантами не звал
За наш язык не упрекали.
Никто молиться Богу в храмах не мешал,
Нас земляками называли.
Теперь на русичей гонения опять,
Не тот язык употребляем,
Мол, можем в трудный час и недругами стать,
Корней своих не вырываем.
И что теперь? На Запад дальше убегать?
Искать защитников в Брюсселе?
На небе нас и предки могут не понять,
Они и худшее терпели...
Нам в трудный час нельзя Латгалию бросать
И приближать ей увяданье.
Наш долг, как встарь, её от бед оберегать,
И это - Божье испытанье.
Позже имя Аввакума, как подлинного защитника старой подлинной веры, борца за справедливость передавалась из уст в уста в сказах, былинах, духовных стихах латвийских староверов, в списках, передаваемых подпольно из рук в руки. После 1861 года, когда впервые было опубликовано «Житие протопопа Аввакума», его редкие экземпляры доходили и до Латвии.
И нет ничего удивительного в том, что в 1912 году в журнале «Щит веры» появилось стихотворение «Протопоп Аввакум» старовера Гавриила Егорова из латгальской деревни Нидеркунды. Он справедливо напоминает:
И живёт о нём память высокая,
Память вечная будет о нём!
Вполне естественно и то, что в кружке «Ревнителей русской старины», который в 1927 году в Риге создал резекненский старовер Иоанн Заволоко, неоднократно в пример молодым староверам ставили протопопа Аввакума.
Думаю, не обошлось без божьей воли и то, что автограф «Жития Протопопа Аввакума», написанного им самим, нашёл этот прославленный и стойкий старовер из Латвии. В 1968 году он передал эту бесценную реликвию в Пушкинский дом в Ленинграде. В 1974 там был создан специальный фонд Иоанна Никифоровича Заволоко.
В те же годы наш земляк, прославленный русский писатель Валентин Саввич Пикуль написал историческую миниатюру «В пещи огненной». В ней он убедительно раскрыл две ипостаси Аввакума: несгибаемого великомученика, которого сожгли на костре, и русского писателя-новатора, который заложил основы русской классической прозы.
Новый всплеск внимания к личности огнепального протопопа в Латвии приходится на начало ХХI века. И он обусловлен не только приближающимся юбилеем, но и невольной реакцией староверов на притеснение русского языка, русских школ. У них стало расти внимание к своим корням, к Аввакуму, который являлся и является самым ярким примером мужественного отстаивания своих убеждений, своего языка, своей веры.
Уже в 2003 году в Даугавпилсе увидел свет сборник «Протопоп Аввакум: история и современность», который подготовили староверы Латгалии и ученые Даугавпилсского университета». Там же в 2007 году прошла международная конференция «Современные староверы – духовные наследники протопопа Аввакума». В 2008 году была опубликована историческая повесть латгальского старовера Василия Барановского «Боярыня Морозова» о верной последовательнице Аввакума». Его имя неоднократно упоминалось в журнале «Поморский вестник.
В 2012 году Старообрядческое общество Латвии издало сборник стихов «Триста лет нас зовут староверами», в котором было переопубликовано стихотворение «Протопоп Аввакум» Гавриила Захарова. В 2018 году в журнале Международной ассоциации писателей «Настоящее время» впервые в Латвии была опубликована историческая миниатюра «В пещи огненной». В 2019 году вышла в свет новая книга Василия Барановского «Отчие заветы – духовное наследство», посвященная протопопу Аввакуму.
Одновременно возрос интерес староверов Латвии к Пустозерску, к тем местам, где четырнадцать лет томился в земляной темнице несгибаемый протопоп и был сожжен в 1682 году. Они стали памятным местом паломничества староверов.
Уже в 1991 году староверы Латвии приняли участие в воздвижении памятного креста на месте сожжения Аввакума. А в 2012 году там побывала большая группа староверов-паломников из Латвии. Она приняла участие в освящении часовни, сооруженной на месте мученической гибели протопопа и его соузников. Эта поездка была приурочена к 330-летию мученической смерти протопопа Аввакума и его соузников.
К этой годовщине была приурочена и Международная духовно-историческая конференция «Сохранение культурно-исторического наследия староверов Латвии», которая прошла 18-19 мая в Риге, Юрмале и Резекне. В ней приняли более ста представителей староверческих общин Латвии, Литвы, России, Беларуси, Польши, Украины, Эстонии.
На основе фотоматериалов латвийских паломников в 2013 году была создана передвижная фотовыставка «Дорогой Аввакума – Дорогой истинной веры». Она побывала в 17 населенных пунктах Латвии и в польском городе Сувалки. Часть её экспозиции и теперь представлена в Духовно-просветительном центре Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.
Сборник материалов о той паломнической поездке опубликован в октябре нынешнего года и был презентован в Екабпилсе на духовно-исторических чтениях, посвященных 400-летию протопопа Аввакума.
И как пишет участник этой поездки, духовный наставник Даугавпилсской Новостроенской старообрядческой общины, председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Алексей Николаевич Жилко:
«Наш святой долг – никогда не забывать о духовных подвигах своих предков, всячески, всеми доступными средствами достойно чтить их светлую память».
Этому завету и ныне следуют староверы Латвии.
Пётр Антропов,
Член правления Старообрядческого общества Латвии
Свидетельство о публикации №223120600042