Косоворотка старовера...
Но мало кто знает, что ей почти семьдесят лет. Иначе говоря, она только на десять лет моложе своего хозяина. Но даже не это заставляет Александра Тимофеевича надевать ее с таким душевным трепетом в праздничные дни, а те воспоминания, которые она невольно каждый раз будит в его душе. И если бы она умела и говорить, то могла бы рассказать немало удивительных историй, связанных с ней и ее хозяином.
Первая из них случилась в далеком 1939 году, когда младшему сыну Емельяновых - Александру исполнилось одиннадцать лет. В воздухе уже пахло войной. И хотя артиллерийская канонада грохотала еще где-то далеко от Латвии, чуткое сердце его матери Ксении Архиповны, как и других матерей, чувствовало: быть беде. И словно желая укрыть от нее своих сыновей, она надумала пошить им по новой косоворотке.
По давней традиции самому старшему сыну – Василию досталась самая нарядная. Ее мать вышивала сама по узорам, которые собирал по староверским общинам знаменитый уже и в те в те годы Иван Никифорович Заволоко. Как раз в том году вышла его книга «Древне-русская вышивка», где можно найти и узоры со старинными русскими оберегами. Вышивала она и с надеждой думала, если в старину они помогали русским людям, то может и теперь помогут.
Среднему брату-Савелию и Александру достались косоворотки попроще. Но и в них им нравилось пройтись в праздничный день по Задвинью и напомнить, что и в них жива верность традициям староверов.
А через два года в грозном 1941 году труба позвала на войну старшего брата. И вот, когда настал час расставания с родными, он позвал к себе младшего брата и по секрету строго наказал:
-Ухожу воевать и, может быть, придется бывать и за линией фронта и в таких местах, где такую косоворотку и одевать нельзя даже в смертный час. Так ты сбереги ее для меня. А не вернусь, то носи сам и помни своего брата.
-2-
Трудно сказать, что больше помогли материнские обереги или молитвы матери, но Василий вернулся целым и невредимым, правда, почти седым. Возмужал, раздался в плечах и, когда стал одевать косоворотку, сбереженную братом, то она оказалась ему мала.
Вначале он даже расстроился, а потом подумал, потрепал младшего брата по затылку и утешил его:
-Ну Шурка, считай, тебе повезло. Теперь рубаха будет твоей. Ты до нее уже дорос. Носи и не забывай – это память и обо мне и о маме, которая вышивала ее.
Вот так Александру Тимофеевичу досталась и праздничная косоворотка с материнской вышивкой. И где она только не побывала с ним – в Каире и Лондоне, Париже и Стокгольме и во многих других странах и городах, куда молодого атташе консульского отдела МИДа Латвийской ССР не раз приводили служебные командировки. Да и после того, как он стал корреспондентом известного информационного агентства АПН, она всегда путешествовала с ним.
Правда, отношение к этому староверскому наряду из домотканной льняной ткани с какой-то необычной вышивкой со стороны коллег в те времена было разное.
Одни, увидев русскую косоворотку с пояском, даже хвалили: «Молодец, блюдешь традиции дедов, пусть буржуи знают, что и в советских дипломатах еще жив русский дух».
Другие с осторожностью советовали: «Ты в ней особо не светись, а то примут за русского националиста, по кабинетам и бюро затаскают».
Но чем больше ему советовали быть осторожнее, тем чаще он одевал косоворотку. То ли староверский упрямый характер давал о себе знать, то ли и возмужавший Александр Тимофеевич считал, что материнские обереги действуют и в мирные годы. Как бы там не было, но они, то ли Божья воля , действительно, уберегли его от наветов даже самых лукавых проповедников развитого интернационализма.
А позже и сама косоворотка помогла ему найти верную дорогу к сердцу Ивана Никифоровича Заволоко.
Так уж сложилось, что журналисту Александру Емельянову в восьмидесятые годы было поручено подготовить материал о поморских староверах. А лучшего знатока этой темы, чем Заволоко, было трудно сыскать. Отправляясь на встречу с ним, Александр Тимофеевич вполне резонно посчитал, что идти к староверу лучше не в цивильном пиджаке, а староверской косоворотке. И не ошибся.
-Где же вы такую красоту хранили?- первым делом поинтересовался Иван Никифорович, а потом еще и уточнил,- А узоры на вышивке откуда?
-3-
-Так это мать их из вашей книги позаимствовала, - не стал делать секрета Емельянов.- Да и мне они по душе.
С этого диалога о косоворотке и завязалась дружба двух староверов, которая подарила им немало незабываемых встреч. Много воды утекло с тех пор. Многое изменилось в Латвии и в мире. Многое стало другим и
в жизни самого Александра Тимофеевича. Но , как и раньше, в праздничные дни он с волнением надевает свою любимую косоворотку.В ней он недавно отмечал и свое 80-летие.
Однако теперь он надевает косоворотку реже, чем обычно.
-Хочется подольше сохранить и передать ее наследникам, поясняет он эту бережливость.-Пусть и им послужит. Правда, расставаться с ней все труднее...
И понять Алесандра Тимофеевича можно. За семь десятков лет эта косоворотка словно прикипела к его душе и стала чем-то большим, чем праздничный наряд. Она словно впитала в себе все радости и огорчения его жизни, эпохи больших перемен и вольно или невольно стала еще одним символом верности ее хозяина давним традициям староверов. А им настоящие староверы не изменяют.
Петр АНТРОПОВ
Свидетельство о публикации №223120600045