От дилетанта широкого профиля
Чуть-чуть из НЛП: Если мы задумали написать текст, то сначала определяем нужную нам акцентуацию. Хотим получить критическую статью, значит, подчеркиваем негатив. Хотим насладиться позитивом - включаем яркие, красивые, запоминающиеся моменты, которые возьмут на себя основную смысловую нагрузку. А когда совмещаем одно с другим (позитив с негативом), то в тексте возникает некая внутренняя конфликтность. Интенсивность такого конфликта может быть разной, как и способы его выражения. Одним словом, если мы задумали написать текст, то мы решились на сотворение текстовой энергии. В стихах эта энергия бывает даже очевиднее, чем в прозе.
Стихи и проза авторов, которые уже привели свою жизнь к берегам спокойной мудрости и справились с избыточным эмоционально-чувственным внутренним напряжением, читаются и осознаются по-взрослому.
Некоторые читатели считают, что Восточная поэзия скупа в передаче чувств и в каком-то смысле скучна и обесцвечена. Но стоит ли спешить с выводами? Восточная поэзия передает отличный от западного взгляд на мир. Он глубок и прост, посему она не возбуждает чувств, а скорее исцеляет, успокаивает их романтическую взбудораженность, открывая дверь в мир гармонии, тишины и умиротворения. Кто и что ищет в жизни? Вопрос ведь в этом...
В сущности, пишущий человек создает свой особый, уникальный мир, входя в который мы, так или иначе, обмениваемся с ним энергией. Это – ключ. Но, как и в жизни, в литературе чужие энергии могут совпадать, не совпадать или даже входить в конфликт с энергиями читателя.
Не всем подходит всё. Кому-то на определенном жизненном этапе близки сильные и яркие, мучительные эмоции героев Михаила Юрьевича Лермонтова:
«Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось … холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой...» .
Сложное послевкусие оставляет (у меня) встреча с душой Печорина в «Герое нашего времени». Разве что с Верой он открывает другую, спрятанную часть своей души. И тогда его становится безмерно жаль… А «Вадим»? Там все остро, больно, темно…
Кто-то из читателей находит себя по созвучию в пространстве романтичных и нежных лирических героев Хименеса:
«Мои слёзы горьки, как море,
когда ты вздыхаешь весною,
я с тобой никогда не встречусь,
как не встретишься ты со мною.
Я могу умереть от горя,
когда ты идёшь стороною…».
А кто-то находит созвучие в коротких, но емких по смыслу учениях Лао-Цзы:
«Когда дела увенчаются блестящим успехом и будет приобретено доброе имя, то лучше всего удалиться (в уединение)».
У восточной поэзии, пронизанной особой мелодикой буддизма, дао, синто, дзен, своя читательская аудитория.
«Песни Ямато! Вы вырастаете из одного семени - сердца, и разрастаетесь в мириады лепестков речи - в мириады слов.
Люди, что живут в этом мире, опутаны густой зарослью мирских дел; и все, что лежит у них на сердце, - все это высказывают они в связи с тем, что они слышат и что они видят.
И вот когда слышится голос соловья, поющего среди цветов свои песни, когда слышится голос лягушки, живущей в воде, кажется: что ж из всего живого, из всего живущего не поёт своей собственной песни?..
Без всяких усилий движет она небом и землею; пленяет даже богов и демонов, незримых нашему глазу; утончает союз мужчин и женщин; смягчает сердце суровых воинов... Такова песня.» - Ки-но Цураюки.
Разве можно причислить этот текст к «скучным и блеклым»? Он наполнен глубоким переживанием правды, красоты и гармонии, искренней любовью к Ямато (к Японии). Да, он может быть скучен тем читателям, которые пока выбирают корриды, трагичность судеб Ромео и Джульетты, мучения Отелло… Этот же текст Ки-но Цураюки совсем из другого пространства, он написан изнутри иных энергий, взрослых, зрелых, нежных, любящих и понимающих…
Так или иначе, литература делится с читателями опытом странствия души. И сколько бы ни существовало на свете писателей и поэтов, сколько бы новых пространств не было ими открыто во Вселенной, столько же читателей придут к ним за опытом, за беседой в поисках созвучия. Так случалось, случается и будет случаться пока стоит мир.
Души растут. Они меняются на протяжении всей жизни. А рукописи не горят, они творят новые учебные классы. Читая прозу и поэзию авторов, сумевших выразить себя и свое понимание бытия, мы учимся вступать и в новые этапы отношений с самими собой, и вглядываться в созданные ими и нами миры, не переставая искать новые, никем не хоженые тропы…
Свидетельство о публикации №223120600081
Игорь Иванович Бахтин 08.12.2023 15:29 Заявить о нарушении
Юрико Ватари 09.12.2023 01:00 Заявить о нарушении