Император. Глава 14. Миллениум

Глава 14. «Миллениум».
    Желание короля увидеть легендарный имперский «Миллениум», осуществилось только на второй неделе нахождения Святослава в Меровии. Экспедиционный корпус Астурии был готов к отплытию на Родину, и король решил всё-таки на прощание увидеть университет, о котором он очень много слышал.
    Здание университет поражало своими размерами и своим величием. Это было шестиугольное пятиэтажное сооружение с большим внутренним двором и огромным атриумом. Как инженеры империи умудрились застеклить такое огромное пространство, было неизвестно. Но это внутреннее помещение под крышей, делало университет одним из чудес здешнего мира.
Под атриумом размещался зимний сад и площадки для отдыха студентов. Говорят, в строительство университета ещё прадед нынешнего императора вложил миллион золотых из собственного кармана. Что из собственного, конечно возможно, поскольку император создавал учебное заведение для тех, кто поддерживал его власть.  Вот что миллион, - очень сомнительно! Даже если считать методом экстраполяции на те времена, всё равно получается слишком много.
«Мда. Вот оно, святая святых имперской элиты! Отсюда, ежегодно выходит до двух тысяч будущих управленцев в различных отраслях хозяйствования. Только промышленных инженеров не готовит. Инженерии нет! От слова совсем.  У нас есть! И мы будем их готовить, потому что у нас уже есть промышленность, чего не наблюдается на всём остальном континенте».
    Святослав гуляет по атриуму университета, представляя, как бы он исполнил то или иное решение в архитектуре здания. «Да, архитектура в империи развита, не чета всем остальным королевствам. Здесь даже факультет архитектуры есть. Не поспоришь.
Интересно, какие здесь факультеты есть? Для сравнения, как организовать наш университет чтобы по качеству образования был не хуже, а лучше имперского! То, что он будет обширнее по учебным программам, это и так ясно. У империи нет целых отраслей знания, которые развиваются в Астурии уже сейчас».
Замышляя создание университета, Святослав планировал и количество факультетов на которых будут готовить специалистов для будущей промышленности Астурии. Но как оказалось, специальных предметов много, и университет получится огромный. Пришлось разделить на гуманитарные науки и технические. Как говорится, физикам и лирикам пришлось создавать свои гнёзда. Медицину пришлось вообще вывести из раздела физиков и лириков! Хоть она и использует в качестве прикладных и тех, и других, но как предмет она должна развиваться в своём учебном заведении. Всё же, для того чтобы подготовить врача, требуется много времени и усиленное обучение по нескольким направлениям научной деятельности.
Новая медицина в королевстве уже произвела фурор, но вот внедрить её повсеместно пока не получается. Подготовкой врачей некому заняться. Те, которые уже хоть как-то готовы, благодаря стараниям короля и назначенного главным врачом Астурии сэром Мервиным, находятся или в армии, или занимают должности врачей в крупных городах. А во всём остальном королевстве, всё так же по-старому какие-то лекари, которых некому проверить на умение лечить, и не выгонишь, потому что никаких других нету. А новый институт потребует педагогических кадров. Взять их неоткуда. Покуда появятся грамотные, научно подготовленные врачи, пройдёт ещё не одно десятилетие.
А здесь! Здесь готовят только руководителей!
«Миллениум» даёт классическое образование по гуманитарным предметам. Философия, литература, поэзия, культура разных народов, история. Для молодых людей, оружие, фехтование, история государств, все разделы права. Элита получает в этом же университете образование по отдельной программе.
    - Молодой человек? Вы кто, и что здесь делаете?
Святослав оглянулся. Из одного из крыльев здания вышел невысокого роста старик с длинными седыми волосами и такой же бородой. Волосы и борода были аккуратно уложены и добавляли старику благообразности. Он медленно двигался к центру атриума, где стоял Святослав, силясь то ли узнать, то ли изучить посетителя.
    - Я просто посетитель, зашёл посмотреть на эту восхитительную красоту, полюбоваться на архитектуру здания. Я очень много слышал об этом университете, но вижу его впервые. В общем, просто любопытство. А с кем имею честь? – Святослав посмотрел на подошедшего старика, который изучал черты лица гостя.
    - Удивительно! Вы не знаете кто я, хотя вся империя и даже континент знает меня в лицо. Вы чужеземец? – спросил старик.
    - В какой-то степени.
    - Говорите вы грамотно, значит хорошо образованны, но в то же время слишком старательно выводите слова и строите предложения, значит, не имперец. Откуда вы юноша?
    - Из Астурии!
    - А-а-а-а-а-а! Вы из захватчиков!
    - Наверное.
    - Постойте, но я вас не узнаю. Вы не учились в нашем университете? –
    - Нет. Я учился в другом учебном заведении.
    - Любопытно? На всем континенте, «Миллениум» единственный университет, в котором учится практически вся дворянская молодёжь нескольких государств! Получается … вы с другого континента? - старик был поражён своим открытием.
    - В общем да.
    - И как называется ваше государство? – старик аж развернулся левым ухом, чтобы не пропустить название.
    - Российская империя, мэтр!
    - О-о-о-о-о! Вы тоже имперец, только с другого континента!
    - Да, конечно.
    - Теперь я понимаю почему вы не знаете моего имени. Милости прошу сударь, меня зовут Исаак! Я ректор данного университета!
    - Надеюсь не Ньютон?
    - Как, как вы сказали?
    - Нью-тон! – по складам повторил Святослав.
    - Да, да, это я! – спокойно повторил старик. Он на секунду замер, потом спросил:
    - Меня знают и на вашем континенте?
    - Нет уважаемый мэтр. У нас был такой учёный-физик, много столетий назад!
    - А-а-а-а-а-а! Понятно, понятно! Мне всегда было любопытно, что там за Великими вратами! И конечно я мечтал побывать там. Но, к сожалению здоровье не позволило пуститься в такие дальние путешествия, хоть и с исследовательскими целями. Пришлось удовлетвориться так сказать тем что имел.
    - «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
    - Да, да, вы правы! Это народная мудрость такая? – поинтересовался старик.
    - Да, у нас есть такие короткие выражения народного фольклора, которые называются – пословицы! – ответил утвердительно Святослав.
    - У вас очень мудрый народ! Что тут скажешь, -империя!
    - А вы полагаете что вне империи народы могут быть не мудрыми?
    - Мудрые люди есть в любом государстве, но только в империи народ наиболее тесно связан общими узами существования, что заставляет его использовать культуру как инструмент для обеспечения своего выживания. Народный фольклор в любой стране существует, но в империи он более развит, в силу его наднационального формирования!
    - Может быть вы и правы профессор, я никогда не думал об этом в таком ключе. Скажите, а вы давно руководите этим университетом?
    - Пятьдесят два года! -  с гордостью ответил профессор.
    - Пятьдесят два года! Для многих это целая жизнь, заметил Святослав, - И вы знаете всю нынешнюю властвующую элиту в империи? – поинтересовался король.
    - Не только в империи молодой человек, не только в империи. Имперский университет долгие годы служил инструментом влияния империи, на окружающие нас государства. Здесь учились практически все нынешние правители континента. Здесь формировались узы дружбы и деловые связи н многие годы вперёд. Это обеспечивало не только плавное и поступательное развитие самой империи, но и сохранение мира на континенте. – профессор задумался вспоминая, потом продолжил, - Да, долгие годы, пока к власти не пришла нынешняя плеяда наследников!
    - А чем она отличается от прежних?
    - Многим. Слабым развитием умственных способностей, неумением анализировать события и их влияние на будущее, непонимание сущности политики как искусства управления миром. Нынешние просто никчёмные управленцы и гипертрофированными амбициями! За что и страдают.
    - Вы полагаете профессор, они страдают? = спросил король.
    - Ну, это очевидно. Мои студенты разбежались от нашествия армии Астурии! Где это видано, чтобы заштатное королевство гоняло высшую знать империи на её же земле? А ведь эти люди когда-то учились вместе. Что как не пустые амбиции, глупое самодовольство и самодурство, абсолютная безграмотность в сфере управления довело страну до этого позора?
    - Вы правы профессор, иногда сила убеждения сильнее силы оружия. Но для этого эти убеждения надо иметь. Когда нет убеждений, никакое оружие не поможет! Позвольте один вопрос?
    - Слушаю вас?
    - Как бы вы охарактеризовали нынешнего правителя Урании, Гвардиоллу?
    - О покойниках либо хорошо, либо никак!
    - А разве он умер? – удивлённо спросил Святослав.
    - Для меня он умер в тот день когда пришел к власти! И я не желаю его обсуждать.
    - А он знает вше мнение о себе?
    - Думаю, что придворные лизоблюды ему доложили, но меня это мало волнует! Это моё личное мнение, и запретить мне так думать не в его власти!
    - Запретить нет, а вот посадить в тюрьму, как он это уже практикует – запросто!
    - А разве тюрьма может изменить внутреннее убеждение?
    - Думаю нет. Тюрьмой можно сломить волю, заставить открыто говорить одно, а думать другое.
    - Всё же любопытно, где вы учились? У вас интересный стиль общения. Вы как будто незримо присутствуете во всех темах которые затронули, одновременно! У нас этому не учат!
    - В своём мире я закончил специальную военную школу и военную академию.
    - А академия — это что?
    - Это такое учебное заведение, в котором учатся после университета.
    - Любопытно! Может быть мы тоже когда-нибудь дойдём до открытия академии.  Пока нам хватает университетских знаний. – глубокомысленно закончил профессор.
    - А у нас уже есть академия! Точнее две. Академия наук и военная академия генерального штаба.
    - У вас, прошу прощения — это где? – уточнил профессор.
    - У нас это, в королевстве Астурия! – ответил Святослав.
    - А вы …?
    - А я её король!
    - Вы хотите сказать …
    - Да! Я король Астурии Святослав Первый!
    - Э-м-м-м-м-м! Ваше Величество, прошу простить моё незнание. Я давно уже не принадлежу этому миру, но проживаю свою жизнь в мире науки и знаний. Поэтому не в курсе происходящих событий. Я бы и о прибытии ваших войск не знал, ежели бы не студенты, которые покинули университет, опасаясь за свою жизнь.
    - Ну, как видите, я не совсем дикий и кровожадный, как рисует дворянская молва империи, и тем более не питаюсь студентами, - рассмеялся Святослав.
    - Да, о вас тут честно говоря рассказывали небылицы. Но я всё это отметал. Некоторые мои ученики из старшего поколения продолжают поддерживать связь со мной. Именно благодаря им я зачастую узнаю новости, которые не распространяются открыто в нашем государстве. И они рассказывали нечто отличное от официальной точки зрения  в империи.
    - У известных личностей, как и у больших начальников личная точка зрения зачастую формируется необъективно, а исходя из собственных обид и разочарований. Как могут характеризовать меня проигравшие мне генералы? Только отрицательно! Им же надо как-то обосновать свою неудачу на поле боя.
    - Вы неправы, Ваше Величество. Генерал Джубер относился к вам с искренним уважением. Он даже называл вас гением военного искусства. Поэтому я не удивился, когда сказали что войска Астурии высадились в столице. Этого следовало ожидать, когда во главе государства находится троечник, а во главе армии бездарности.
    - Ну, как бы то нибыло, руководство империи развязало экспансионистскую войну, и  надо признать, что добились они заметных успехов, на начальном этапе войны. Только с моим появлением, имперские войска начли терпеть поражения.
    - Парадоксально то Ваше Величество, что вы переиграли целый генеральный штаб из десятка генералов с хорошим образованием. Это говорит об уровне вашей подготовки и некоей гениальности, как бы вы к этому не относились, - вымолвил профессор.
    - Гениальными были наши предки, положившие начало такой военной науке, которая сегодня помогает мне побеждать! А я всего лишь их достойный ученик!
    - И всё же, как вы смогли? Вы совсем ещё молодой человек, и даже имея знания не всегда могли использовать их по назначению. Это свойственно молодости, недооценивать наличность, а вы использовали чужой опыт совершенно естественно, –поинтересовался профессор.
    - В глубине веков, в моем мире был правитель-полководец, который оставил потомкам трактат о войне. Он писал: «Искусство войны состоит в том, что, чтобы победить, «время и место битвы надо выбирать самому. Сражение надо устраивать там и тогда, когда и где ты сильный, а противник слабый». Война — это политика, проводимая другими средствами. Война как и политика подчиняется определённым правилам и имеет свою логику. Поэтому, в войне как и в политике я устанавливаю свои правила, и действую согласно им.  Ваши полководцы пытаются победить меня по моим правилам, и на моем поле! Но играя по чужим правилам, никогда не победить!
    - М-да! Как всё просто.
    - Всё гениальное просто мэтр.
    - Ну вот, вы и сами признали, что ваше правило гениально, - улыбнулся старый профессор.
    - Ну что вы, мэтр, это не моё правило! Я лишь искусно его использую против своих противников.
    - Это тоже искусство! Скажите, Вше Величество, вы самодур? Это не утверждение, а уточняющий вопрос, - улыбнулся профессор.
    - Каждый правитель без исключения в чём-то самодур, профессор! Но я могу с уверенностью сказать, что ваш император больший самодур чем я, рассмеялся король.
    - Тогда, я хочу задать вам один щепетильный вопрос, если вы дозволите сир.
    - Теперь понятно ваше предисловие: боитесь, как бы я не приказал вас казнить за неудобный вопрос? Не переживайте, я уважаю смелость и воспринимаю критику. Спрашивайте, раз душа просит.
    - Вы здесь навсегда?
    - Вы имеете в виду, империю и её столицу?
Профессор кивнул, внимательно разглядывая собеседника.
    - Через пару дней, уйду.
    - Останется гарнизон?
    - Нет!
    - Но тогда зачем?
    - Я пришёл сюда, не завоевывать империю. Как территория, она мне не нужна, слишком велика, для того чтобы я смог её контролировать. Мне не хватит ни армии, ни денег, чтобы организовать только административный контур, не говоря уж об экономике.
    - Но, территории завоёвывают не всегда ради контроля над ними.
    - Согласен. Часто ради ископаемых ресурсов. Но здесь тоже мимо! У Урании нет полезных ископаемых! Как раз, одна из причин экспансионистских войн империи и есть попытка отобрать силой территории, на которых много полезных ископаемых.
У Урании нет плодородных земель, ради которых имело бы смысл её завоевывать. В конце концов, даже людские ресурсы империи ограничены. Население живёт на узкой полосе прибрежных территорий, где есть вода и ведётся сельское хозяйство. Остальные шестьдесят с лишним процентов территории Урании просто пустует. Там живут кочевые племена, которые империей и не учитываются как собственное население.
    - Тогда какой смысл вы вкладываете в завоевание Урании?
    - А кто вам сказал, что я её завоёвываю?
    - Но, вы здесь, Ваше Величество?!
    - Да! Я здесь! Но не ради богатств, территории, а ради безопасности своей страны!
    - То есть?
    - Эту долгую войну профессор, начала не Астурия. Её начала Урания. Цели её прозрачны и тут гадать не над чем. Урания как империя выбрала экстенсивный путь развития, то есть – за счёт расширения. Это решает для Урании несколько вопросов. Во- первых, вопрос внутренней напряженности среди элиты, появляется целый ряд новых экономических стимулов, которые можно перераспределить среди тех, на кого опирается императорская власть. Во-вторых, создаётся база для формирования внутренней промышленности. До сих пор она была в зачаточном состоянии, и её хватало для собственных потребностей. Но, население выросло, интенсифицировалась торговля, рынок начал развиваться и потребовал совершенно другого продукта, качественного, конкурентного. Это позволяет торговать и пополнять казну. Но сырья нет. Оно есть у соседей, но стоит дорого. Как снизить свою зависимость от соседского сырья в промышленности? Правильно! Завоевав его! Можно не всего соседа, потому что его территория тоже требует контроля, а войск для этого маловато. Значит, завоевать только ту территорию, на которой есть полезные ископаемые. Это и есть источник и причина четырёх войн начатых империей против Астурии. Удивительная упертость, да? Но Урании некуда деваться! Соседняя Тамбория не имеет и половины того что есть в Астурии из полезных ископаемых. А экономика Урании уже на грани краха, и решать проблему надо быстро! Условно говоря, «если не сделать сегодня, завтра может быть поздно».
Но это только тактическая задача. Стратегическая задача, - это далеко идущие планы по завоеванию фантастически богатого островного Союза! А для этого нужен флот, а его нет! Значит надо строить! Леса в Тамбории, а железо в Астурии! Значит надо отобрать у Астурии железные копи, а у Тамбории её леса, и построить флот, используя как временного союзника того, кого собираюсь завоевать и ограбить! Этот принцип известен уже много столетий: «Разделяй и властвуй».  Да он и сам рад поучаствовать в разделение чужой территории за долю малую. Знает ли он о том, что всё это замышляется против него самого?
Знает! Но жадность знаете ли, такое качество что изъедает изнутри, и ради лишней тысячи золотых, островные пираты и мать родную продадут, за редким исключением.
Только это призрачная надежда!
     - Почему? – спросил профессор.
    - Потому что богатство островного Союза зиждется на грабеже! У самого союза как и у империи, ископаемых ресурсов нет, лесов на островах мало. В отличие даже от империи, на островах и животноводство не развито. Богатства накопленные там, это контроль над торговыми путями, пиратство, обман и грабёж, в малой степени торговля, судостроение. С завоеванием островов, империей, рухнет торговля. Судостроение умрёт, не имея спроса.
    - Почему вы так считаете?
    - Потому что раньше суда покупали в основном те, кто не имел возможности их строить, то есть та же Урания, купцы, островные торговцы и пиратские вольницы. С уничтожением пиратства выпадет главный источник дохода. Прекращение торговли вызовет кризис как в островном Союзе, так и в самой империи! Торговать не с кем, грабить некого. Отсюда обнищание населения островов, бунты, невозможность контролировать около двух сотен островов, а, следовательно, крах управления колонией.  Это по цепочке вызовет глубокий экономический кризис в самой империи, что в конце концов приведёт её к развалу.
    - То есть, вы хотите сказать, что экспансионистская политика Урании, рано или поздно приведёт к всеобщему кризису всех ныне имеющихся государств и закату всей цивилизации? – удивлённо констатировал профессор.
    - Логика событий движется именно в эту сторону, профессор.
    - И вы …
    - И я, прибыл сюда, чтобы уничтожить потенциальную возможность исторического поворота именно в эту сторону развития событий. Я не буду завоёвывать Уранию, по уже описанным причинам. Я уничтожу её промышленность, чтобы она не могла наращивать финансовые обороты, уничтожу её армию, чтобы она больше не могла осуществлять свою экспансионистскую политику, а власть сбросите вы сами – народ Урании, если конечно захотите жить. А впереди у империи несколько десятилетий застоя, которые могут привести к новому импульсу развития, или к окончательной гибели как государства. За это время мир уйдёт далеко вперёд, и на следующем этапе, Урания станет заурядным государством. Вот для этого я здесь.
    - Жутко!
    - Отчего же? Весь мир так живёт, надеется н свои собственные силы, развивается, пытается найти свое место среди себе подобных, не прибегая к силе и агрессии. Хотя, я вас понимаю. Имперцы привыкли жить на широкую ногу, за чужой счёт, используя богатств завоёванных народов. Да, время Урании подошло к концу, теперь на вершину истории выходят другие народы. Более сильные, более умные и более расторопные!
    - Я понимаю что вы правы, но моё субъективное мнение мне увы ближе, - улыбнулся профессор. – Да и страшно вдруг оказаться вне привычного круга вещей или правил. Будущее призрачно и непонятно, потому и страх!
    - Видите ли профессор, будущее не предопределено! Его мы строим сами, своими желаниями, поступками! Я нарисовал вам только один из вариантов будущего Урании. Совсем не факт, что всё будет именно так. Но сегодня, магистральный путь Урании именно к этому варианту. Если завтра найдутся те, кто встанет во главе империи и изменит её политику, найдёт другие инструменты развития, всё может измениться!
    - Найдутся? Откуда? Последние несколько десятилетий их не училось в моём университете! Так откуда они появятся?
    - Ну, я тоже не учился в вашем университете профессор.
    - Увы Ваше Величество, но в этом мире только один король Астурии! Было бы два, была бы надежда!
    - Вы хотите сказать, что с вашей точки зрения, взять власть в свои руки в Урании некому? За последний десяток лет небыло ни одного талантливого ученика?
    - Ну почему же? Были. Только все они талантливы однобоко, и к управлению государством не приспособлены. Из всех членов императорской фамилии, только бедная София была достойна. Это был очень талантливый ребёнок.
    - Почему был?
    - Она пропала два года назад. Ходили слухи что её убили люди императора. Но всё это только слухи.
    - А что вы скажете о первом советнике Гвардиоллы, Абдельхане?
    - Исходя из нынешнего состояния страны, я могу сказать, что, какие советники, такие и советы!
    - Ну, и профессора и советники, оперируют в основном гипотезами, и не несут никакой ответственности за результат! -  с улыбкой отметил король.
    - Как ни обидно сказано Ваше Величество, но это правда. Мы все к сожалению, только теоретики. А что касается маршала, как временный управляющий он вполне сгодится. Вот императором ему увы нельзя. Негоден!


Рецензии