Путь героя Андрея Курпатова

Недавняя лекция на эту тему нашего известного психиатра, основателя «Академии смыслов», вызывает размышления, иногда даже критические. Прекрасный рассказчик, Курпатов увлекает, так что сразу трудно объять необъятные вопросы, которые он поднимает, о которых умудряется говорить просто и иронично.

Огромный фактический материал, ссылки на корифеев — со всем сразу соглашаешься, как же иначе? Невозможно иначе. Так и с его «героем», который ходит по кругам жизни своей, и проходит регулярно путь от «медового месяца к катастрофе». Большинство выводов Курпатова не вызывают сомнений, от слова «совсем».

Да, современный мир катится к абсурду, особенно в политике это заметно, в ведущей стране мира два главных политика — Байден и Трамп, один под угрозой деменции и импичмента, другой под следствием, оба — стариканы, публично угрожают друг другу, и всё это считается как бы нормальным...

Да, мир утрачивает понятия о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо: всё относительно, поэтому нет сегодня идеологий в классическом понимании, которые о борьбе «хорошего» против «плохого». Это действительно экзистенциальная проблема, ведь «сердце героя будущим живёт», борьбой за это прекрасное будущее, а оно вдруг исчезло...

Да, все слишком хорошо информированы, чтобы появились новые «герои» и обросли легендами: интернет расскажет об их тёмных пятнах, и у всех об этих «героях» будет своё собственное нелицеприятное мнение. Новые «герои» в жизни больше невозможны. Но есть кино...

Мир погружается в иллюзии, в «голливудский стандарт», который эксплуатирует «комплекс героя», идёт ещё от приматов, обезьян, и увенчался Скайуокером, героем «Звёздных войн». Бесчисленные супермены повторяют сегодня «путь героя», который прекрасно, поэтически дан ещё в русских волшебных сказках, об Иване царевиче и Василисе Прекрасной. Он работает и сегодня, и тиражируется поэтому в бесчисленных голливудских блокбастерах: герой вдруг пробуждается, обнаруживает в себе «нечто», получает «Василису Прекрасную» и «медовый месяц», перед катастрофой: вдруг он теряет всё, потом преодолевает всё, и возвращается в мир уже «героем».

Для сказок это прекрасно, но когда вся культура начинает тиражировать детские сказки - это катастрофа, мир впадает в детство, или в старческую деменцию, что удовлетворяется сказками? Теряет пассионарность, по Льву Гумилёву?

Да, утрачена великая экзистенциальная цель, и необходимо найти новую цель, чтобы жизнь человека обрела смысл, причём эта цель должна быть обязательно великой, прекрасной, как «Василиса Прекрасная». За жизнь «лягушки» рисковать своей жизнью невозможно...

Курпатов предлагает эту новую цель, нового экзистенциального врага, нового «Кощея Бессмертного», которого нужно будет победить новому «герою» , и это человеческое страдание.... Почему же «страдание» назначается на роль нового врага человека? Как психиатра, Курпатова понять можно, но мир ведь не психиатрическая больница, да и где взять столько врачей для него?

Поднимем историю вопроса, или историю болезни курпатовского «героя». Почти весь ХХ век прошёл под знаком борьбы классических идеологий, с одной стороны - «мир, май, труд», коммунизм», с другой — мир «свободы и потребления», либерализм, мы видим сейчас явною ностальгию по этому понятно устроенному миру. Но этот мир пришёл к «концу истории», провозгласил американский профессор Фукуяма, дальше будет бесконечное господство «либерализма», и ошибся, или не ошибся?

Сегодня мы видим, как рушится и «либерализм»: впадает в «голливудский стандарт» западная либеральная культура, и в деменцию — политические лидеры. Идеология либерализма и его «диалектического отрицания» - коммунизма на деле оказались однокоренными, ведь они произошли от одной идеи эпохи Просвещения - «демократии», и поэтому падают по очереди.

Вообще, в основании обеих этих идеологий — учение К. Маркса, марксизм, столпы либерализма никогда Маркса огульно не отвергали, его критику частично принимали, поэтому сегодня в США господствует неотроцкизм, который можно назвать и неомарксизмом.

Маркс «открыл» законы истории, в виде «смены исторических формаций», которые движет невидимый двигатель, «крот истории» - «классовая борьба», которая ведёт к смене производственных отношений и производительных сил вплоть до «конца истории», правда, в виде «коммунизма». Таким образом, идея «конца истории» принадлежит Марксу, вытекает из его исторической концепции, и Запад от Маркса совсем не отказался, но приспособил его «конец истории» к своему шествию по миру, под флагом «либерализма» американских неотроцкистов.

Когда Курпатов говорит о стоящем перед миром экзистенциальном выборе, необходимости «новой цели» и «нового героя», он молчаливо соглашается с «концом истории» по Марксу и Фукуяме, и даёт ему своё обоснование. Все сегодняшние проблемы мира решит Искусственный Интеллект, «даст всё», но что же дальше? Коллективное сумасшествие... Идеология, дававшая смысл жизни, исчезает, а человек исчезает в айфоне, в цифровых иллюзиях, в сказках. Катастрофа? По Марксу — катастрофа, а если он не прав, если его «историческая смена формаций» - просто спекуляция и утопия, очередная Вавилонская башня? Как выход Курпатов предлагает «идею страдания», но А.С.Пушкин говорит обратное: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...»

В рождающемся сегодня каком-то другом, не марксовом, не демократическом мире, утопиям либерализма и марксизма с их «концом истории», с их «массовыми» теориями свободы и демократии, нет места, они вырождаются в слабоумие сначала советских, а сегодня американских элит, не только властных, но и культурных, всё примитивизируется до уровня детских сказок. Западный либерализм с его «демократией» превращаются сегодня в антиутопию, с гей-либералами с перьями в заднем месте, что они находят прекрасным. Вместо «конца истории» мы видим, как сегодня в незападной части мира рождается новый мир.

Рождение чего-то всегда происходит через страдания, и рождение новых отношений в мире тоже. Страдания в мире сегодня бурно растут отнюдь не в психиатрических клиниках и в очередях к психологам, а в войнах, которых разгорается всё больше. В этом контексте, айфон у всех на руках не должен затмевать полную картину: айфон сводит кого-то с ума, но есть вещи посерьёзнее угрозы от айфона. Сегодня для «героев» открывается огромное поле деятельности: найти своё место в разгорающихся по миру войнах, и в буквальном смысле «спасать мир», причём свой, родной, а не какой-то абстрактный «коммунизм», «либерализм», «постмодерн». В смысле, спасать свой язык, культуру, историю от унифицирующей поступи «голливудского стандарта», глобалистской антиутопии с военным сапогом впереди.

В этом смысле СВО, а говоря прямо, прокси-война России с Западом на Украине, идёт за отсоединение России, и других незападных стран, от «голливудского» и других унифицирующих стандартов Запада, от идеологии «конца истории» по Марксу, Фукуяме и Цукербергу.

«Медовый месяц» с айфоном в руках прошёл, мир вступает в период испытаний для «героев», за которым откроются и новые горизонты, новые цели и продолжится история. «Конец истории» возможен, военный, но не предопределён...

Ё моё Виктор Каменев

05.12.2023


Рецензии