Какой дом дороже?

    Почти вся моя жизнь протекала в трёх домах. Первый – дом  моего детства на руднике Верхнем в трех километрах от Иртыша, где я вырос и даже строил его. Сначала просто  наблюдал, как  отец-фронтовик возил на кауром жеребце камень для фундамента. Через год, подросший,  стал активным строителем: всей семьёй мы месили глину в яме для приготовления самана-валков, чтобы из него выкладывать стены.  Стремился помогать папе, то есть мешался  грузить на тачку этот саман и везти  из ямы к стенам.   Почти каждый раз во время кладки по просьбе папы доставал из глубокого погреба квас в кринке, торопливо подавал его отцу.
   – Молодец, – говорил папа, поглаживая меня по голове, – спас меня от жажды!
Я с гордостью поглядывал на старших брата и сестру, которые по моему мнению били на стройке баклуши. Я спрашивал папу, что ещё ему надо?
   –  Ты бы сбегал, да узнал: скоро ли маманя нас позовёт за стол щи хлебать?
Бежать надо было к землянке. Она находилась на косогоре на нашей же усадьбе-огороде, недалеко, в двадцати метрах, с электрическим столбом и двумя подслеповатыми окнами. Я бежал, как угорелый, спрашивал маму, та чему-то улыбалась,  просила принести немного дров из сарая, что стоял выше, которых как раз и не хватает, чтобы доварить щи. Я тогда не понимал эту уловку, отсылать меня, чтоб не крутился волчком под ногами. Я старался выполнить поручение быстро и снова оказаться на стройке. Мама просила меня сбегать к грядкам, которые разлеглись  в низине косогора, у колодца, нащипать лука-пера для зажарки со свиными  шкварками, чтобы щи были вкуснее да придавали  аппетит, на  который  в нашей семье  никто не жаловался.
    Долгое и трудное дело – стройка. Длилась она несколько лет, и я многому научился.  Из этого дома я провожал в последний путь своего любимого папу, стойкого фронтовика, дважды тяжело контуженного, участника обороны Москвы и освободителя Будапешта, но сраженного свинцово-цинковой шахтой, в которой он трудился вернувшись  победителем с войны. Как же я не буду дорожить воспоминаниями, коли они прошли через всю жизнь!
Юношей я уехал из своего дома на учебу, да так и не вернулся в него. Не скрою, были мытарства с жильём в Усть-Каменогорске, где я, начинающий журналист мотался по области вместе с семьей. Затем  с некоторым разочарованием от такой жизни оказался за Саянскими хребтами в Туве, где надолго удалось зацепиться за второй дом, в котором обрёл супружеское счастье, вырастил двух сыновей. И конечно, возмужал, достиг благополучия, считал эти годы самыми счастливыми и отрадными. Дом стоял недалеко от стрелки: каменистого и торжественного утеса, где сливались две могучие реки Бий-Хем и Каа-Хем, образовывая единый стремительный и величавый Енисей.
   В третьем доме я прожил долго, в нём я стал пенсионером, состарился. И, мне кажется, стал мудрым. Не столько от ума, сколько от накопленного жизненного багажа. А он был различный:  сугубо физический на собственном участке земли в десять гектаров с рыбоводными прудами, плантациями картофеля и капусты, уборками урожая и торговлей; творческий и плодотворный труд за письменным столом в Сухобузимском. Здесь написаны почти все мои романы, повести, рассказы и сказки. Оттуда я  вынес и отправил на погост свою незабвенную жену, бесконечно скорбя о её ранней кончине. И вот я покинул и этот третий дом, и не знаю, сколько отведёт мне дней Всевышний, но думаю, не очень много.
Я пытаюсь понять в своих бесконечных воспоминаниях: какой же дом ближе  моему сердцу, и не могу определить. Как не могу сказать, – кто из сыновей мне дороже, более любим?! Никто, конечно, не может мне этого подсказать. Да и нет такой нужды. И только пласты воспоминаний приводят меня то к первому дому, и я готов признать его главенство; то уводят ко второму,  как к стержневому отрезку жизни, где я утвердился  зрелым человеком; то накрепко привязывают к третьему, в котором прожита самая большая часть жизни, плодотворная и глубоко осмысленная. Каждый из них – как бесценный бриллиант светится мне из прошлого, и я не могу отдать предпочтение ни одному из них. Как не могу отдать предпочтение первой или второй половине года. Так  пусть они остаются равными долями, поскольку все они – моя Родина! Та опора, без которой нет полноценной жизни.
    Возможно, у многих людей есть чёткий ответ на подобный вопрос. Что ж, пусть он будет им во благо.
     Красноярск, 2023 г г.


Рецензии