В - 2

     Напротив дома, в котором моя квартира на третьем этаже, строители построили новые два дома. Внутри уже идут отделочные работы, окна вставили, двери, даже балконы выкрасили. Спешно благоустраивают двор. Размечают дорожки. Самосвалы привозят гравий, песок. Но, что интересно. Ещё вначале стройки один из сторожей привёл сторожевую собаку. Овчарка умная. Чужих на территорию не пускает. Но не это удивляет. В последнее время я стала замечать, что собака не ложится на землю, а непременно взбирается на кучу песка или чернозёма. Сперва я подумала, что это ей надо для обзора территории. Однако моя версия не подтвердилась. Остаётся думать, что на куче ей теплее. Однако, возникает ВОПРОС: почему зимой, в морозы, собака ложилась на снег, а в июльскую жару ей комфортнее на куче гравия?..

                *
     Сколько живу, с каких лет себя помню, всё мне казалось, что старики – это какие-то особенные люди. Если гусеницы за какой-то короткий срок превращаются в бабочку, то люди в течении всей своей жизни накапливают в себе нечто особенное, что потом выражается в задумчивом взгляде, в неторопливых, степенных манерах, во вздохах и каком-то мудром примирении со всем окружающим миром. Они уже не стремятся мир переделать под себя. Мир меняется постепенно по великому замыслу Творца. А мы, осознанно или просто поступаем по обстоятельствам, перекрашиваем страницы жизни в те краски, которые нам безудержное Время второпях оставляет, как следы на снегу.
     Именно такие мысли мне приходят под ВЕЧЕР, когда свершается великое чудо земное – суматошный день затихает, смиряясь со своей участью и заворачивается в кокон сумерек, готовясь к Божественному преображению. Эти минуты чудесного преображения люди, кто с восторгом, а кто с задумчивой грустью переживает вместе с природой.
     Предзакатное солнце заливает городские улицы восторженной краской цвета апельсинового сока. В эти короткие минуты люди, которым за сорок, чувствуют прилив сил, сердце наполняется радостью. Те, кто постарше, улыбаются и морщинки у глаз распрямляются, подобно солнечным лучам.
     Солнце уходит за горизонт. В это время заканчиваются садовые хлопоты и я, бывало, садилась на скамеечку на высоком крыльце моего садового дома и смотрела на посиневшие облака с ярко жаркими подпалинами, на чистую золотисто-жёлтую полоску, разделяющую Небо и Землю. Всё меняется, приобретая загадочно – колдовскую особенность. Кроны деревьев чернеют и, если вглядеться в них, то, на фоне неба проявляются лица людей, так искусно прятавшиеся в листве. Какие же они разные: носатые, бородатые и даже, как девочки – с косичками. Порой кажется, что мир переворачивается, и мы оказываемся в другом измерении. Всё то же и не то, наполненное тенями, под сенью которых хоронится страх. Этот страх пробирается холодком под рубаху и становится на душе сиротливо – одиноко. Небо перекрасилось. Тёмные облака как бы опустились ниже, их закрайки желтовато-мраморные, а меж ними, голубыми озёрами проглядывает чистая небесная лазурь. Стало даже чуточку светлее. Это, где-то за тучами спрятавшаяся луна, посылает свои лучи, которые отражаются светлыми пятнами от изогнутых спин теплиц. Всё замерло. И мне пора подчиниться закону ночи и с крыльца уйти в дом.

                *
     В былые годы мне думалось, что если человек что-то видел, что-то знает, то уж точно он это не забудет. Но жизнь вносит свои поправки. Получается, что если об этом долго не думать, и об этом не вспоминать, то память заиливается м уходит в далёкое прошлое. Одно дело, когда живёшь в сельской местности и, то, что происходит в природе, как в собственном доме происходит на твоих глазах, и теперь, когда посмотреть на природу ходишь как на праздник души, а потом уже начинаешь вспоминать: вроде я что-то подобное уже когда-то видела, это и значит, что годы свои не зря прижиты.
     Вот и со мной произошёл такой же случай. В середине октября, когда выдался погожий день, куда же ещё идти гулять, как не на берег нашего озера. Да ещё в то место, куда такие же любители природы редко забредают. Вот иду я не по берегу, а леском, и тихонько, чтоб не побеспокоить тех, для кого это место – дом родной.
     Шла я, шла, вижу упавшее сухое дерево. Много лет как это дерево упало. Ветки обломались, только облупившийся ствол лежит наполовину на берегу, а вторая его часть островерхой вершиной в воде мокнет. Ничего особенного, и такое у матушки Природы случается. Так бы я и прошла мимо, но, пока я смотрела на эту печальную картину, на берегу заметила какое-то движение. Спряталась за ствол растущего дерева и стала наблюдать.
     Ворона. А кто же ещё в это время года? Птица, которая у людей далеко не в чести, и любоваться ею - мало охотников, не больно-то об этом печалилась. Она просто жила своей жизнью. И это её поведение мне показалось странным. Птица с берега носила в клюве по упавшему дереву, как по мостику, всякие сухие травинки, кусочки коры и просто всякий мусор и у самого «носа» дерева кидала в воду. Не каркала, не суетилась, просто делала задуманную работу. Только зачем это ей понадобилось, я долго сообразить не могла.
     От долгого стояния за деревом, чувствую – подмерзать стала. А ворона последний раз отнесла воде гостинец и стала «на носу» как вкопанная. Я уже злиться на неё начинаю за то, что столько времени на неё потратила. Вдруг, вижу, птица резко наклонилась, нырнула клювом в воду, встрепенулась и быстрым шагом по мостику побежала к берегу. Я как-то не сразу разглядела в её клюве мелкую рыбёшку. Вот, она остановилась  в нескольких шагах от меня, прижала лапой рыбёшку к земле начала с головы её клевать. Я смотрела и даже дышать боялась.
     А она доела, взмахнула крыльями, вроде как размялась, и, главное молча. Опять пошла по мостку на своё излюбленное место. Недолго стояла, опять на берег вернулась с рыбёшкой. Но тут, откуда ни возьмись, завистница сорока прилетела, села на пожухлую траву и ну приплясывать и стрекотать. Ворона будто и не слышит её. Доела рыбёшку и улетела. Вот уж хвостатая вредина испортила вороне всю рыбалку. Полетела за нею следом, на что-то надеясь. И мне тоже пора размять ноги…

                *
     По радио звучит песня «Ветка сирени упала на грудь». Трогательные слова и музыка заставляет прислушаться и задуматься. Задуматься о жизни человеческой, о чувствах, о встречах и расставаниях. А ветка сирени – это только иллюзорный ключ от той таинственной шкатулки, которую мы прячем в глубине души. Невольно посмотрела в окно. За окном осень, серая, безлистая. Однако, если не на каждом дереве, то на многих, сироткою трепещет на ветру одна веточка с несколькими жёлтыми, в тёмную крапинку листочками. Всего лишь веточка, одна из многих, а на душе стало так тоскливо, так печально…
     С некоторых пор я стала привозить из сада не только ветки сирени, жасмина и других цветущих кустов, но даже однажды привезла ветром сломанную ветку яблони вместе с яблоками. Большая ветка. Зашла проведать соседка, а с нею её внучек, годика полтора. Так эта ветка понравилась мальчонке, что когда они уходили, малыш попытался унести с собой и ветку. Смеясь, я ему ту ветку подарила. В их квартире, в углу комнаты, на детском матрасике он сидел под яблоней вместе с кошкой.
     Были и другие случаи. Однажды я одной своей знакомой подарила на день рождения большой букет веток войлочной вишни, вместе с ягодами. Этих кустов в моём саду было много, не жалко. Потом, во многих домах видела ветки вишен с длинными черешками, на столе, в высоких хрустальных вазах.
     Однажды, осенью, пахали мой огород. И как-то так получилось, что сломали большую ветку, прямо у самой земли, красной смородины. Начался дождь и мы засобирались домой. Общипывать ягоды на сломанной ветке просто времени не было. Я опустила эту ветку в целлофановый мешок, это чтоб сын не ворчал, дескать, опять намусорила в машине, и увезла её домой. В бидончике с водой эта ветка долго стояла на столике застеклённой лоджии. Листья увяли, свернулись и засохли, а ягодки замёрзли и смотрелись, как бусинки.
     Что уж говорить о ветках цветущей липы или красной рябины. Хотя ветки черноплодной рябины, где-то в семидесятых годах лежали у меня между оконными рамами…

                *
Как глянет – трава вянет.
Взгляд тяжёл и слова молот.
От его взгляда ничего не скроется.
Не гляди меня комом, гляди россыпью.

     У человека, какое настроение, таков и взгляд его. Хоть и пытаются люди скрыть то, что у них на уме, только глаза правду скажут. Другое дело животные.
     У моей знакомой кошка была. Красивая, тут ничего не скажешь. Лапки беленькие, на спинке шоколадного цвета заплатки. Хозяйка сама машину водила и кошка всегда при ней, на поводке с нею она ходила. Вместе с кошкой они продукты выбирали. Конечно же только то, от чего кошка не отворачивалась. Но, честно говоря, я бы такую кошку в подружки не взяла. Такой тяжёлый у неё взгляд, как будто у меня перед ней прямо-таки смертный грех. И что интересно, свой взгляд от этой привереды не отвести.  Чистая колдунья в кошачьей шкуре…

                *


Рецензии