Директор школы и педагоги - обмен мнениями

       

     В переводе с древнегреческого языка школ – «дом радости». Когда я несколько раз обращался к разным по возрасту  школь никам  с вопросом:  является для них школа «домом радости», то малое количество опрошенных учащихся  соглашалось с мнением о школе древних греков.

       Действительно в наше время в школе имеется немало проб  лем. Если успешно в школе решаются проблемы с образованием учащихся, то явно не лучшим образом решаются  проблемы с вос питанием учащихся.
    
  Конечно, полу-социалистическое и  полу-капиталистическое общественное  устройство нашей страны – главная причина тех трудностей, которые  испытывают педагоги, занимаясь  воспитанием учащихся.

         Например, в настоящее время  многие педагоги  затрудняются в определении, каким воспитанием они должны заниматься. 
В советское время школа занималась  коммунистическим  воспитание подрастающего поколения, основой которого были советский патриотизм  и нравственная благонравие  личности.

         В настоящее при конституционном отсутствии идеологии – отсутствует  государственный заказ школе: каким воспитанием  молодежи она должна заниматься.

         И еще актуальная проблема.
         Известно, что у молодежи инстинктивно сильна привязь к друг другу. Поэтому их собственное  общественное мнение  часго  играет роль  их поведенческого  навигатора.
         В советское мнение  это общественное мнение во многом  формировалось  школьными организаций как октябрята,  пионе рия и комсомол.
     Теперь все эти организации практически замещает классный руководитель и преподаватели-предметники, если у них бывает для этого время.
    Практически учащиеся находятся вне влияния педагогов на их морально-психологическое состояние. Факты расстрела учащимися учащихся свидетельствуют, что директорат и педагоги школы часто не являются навигаторами поведения своих подопечных.
                ***
     Как говорят в пьесе А.П. Чехова «Чайка»: «Дело надо делать, господа!»
     Так, что делать?
      На это вопрос однозначно не ответить. Но бесспорно то, что
в той обстановке, которая сложилась в стране и в школе, можно
многое полезного  сделать  благодаря эффективному управлению школой.
     ____________________________________________________
 
    После комсомольской работы мне предложили  стать  директором
 вечерней школы рабочей молодежи в пос. Быково, Московской области.
     Просматривая журнал заседаний педагогического совета шко  лы, стало ясно, что главная проблема школы –  низкая  явка на  занятия  и пропуски  учащимися  первых и вторых вечерних   уроков.
      Причина этой проблемы понятна: молодежь  устает после работы + добираются до школы электричками, нередко   «вечерники» хотят после работы побыть в компаниях своих товарищей и друзей.

        Встал вопрос: как эту проблему решать?
 Поучительные беседы и педагогические наказания на рабочую молодежь почти не оказывали воспитательного эффекта.

        В итоге  было сделано. 
        Было объявлено: каждый учебный день за 40 минут до занятий на первом этаже школы  танцы.
       После последнего урока звенел не звонок, а звучала песня «Я люблю тебя жизни». 
       Преподаватели  стали использовать игровые заготовки  во время учебных занятий или во время перемен.
      Например, мною в каждом классе во время занятия каждый ряд  парт позиционировал как хоккейная команда – Спартак, ЦДСА, Динамо.
В каждой команде по очереди был капитан, который имел право просить  учителя кого не вызывать с ответом на учебное занятие.     За оценки начислялись командам  очки. Например,  оценка  от  лично -  5 голов, хорошо – 4 гола и.т.д.
По итогам занятия  учитель объявлял  победителя.   
    
        В итоге улучшилась  явка на занятия, резко сократились пропуски уроков. Благодаря созданной дружины из учащихся, работающих в милиции и бывших армейцев, в школе утверди лась комфортная обстановка  для  общения.

         Мнение учащихся в школе: стало интересно учиться.
       ___________________________________________________

                ***
      Быть директором школы во все времена – это запредельно трудоемкая профессиональная деятельность.
       Прежде всего потому, что  управленческая деятельность директора школы затруднена тем, что он напрямую должен ра ботать с несколькими  разноликими  социальными  группами:
 учащимися, педагогами, техническим персоналом,  родителями.
        Кроме этого, ему необходимо поддерживать живую связь с общественностью своего региона.

        Исходя из столь обширного и неординарного социального плацдарма, на котором работает директор школы, ему  категорически необходимо иметь набор профессионально значимых личных качеств, среди которых  приоритет принадлежит таким  качествам как
             личное  обаяние
                и
                профессиональный  авторитет.

       Обладание названными характеристиками имеет императивное   значение для утверждения общественного статуса  директора  школы.

       Обаятельная и авторитетная личность – это живой магнит людского притяжения.

       Как образно подметил  математик  Блез  Паскаль:  есть два способа воздействовать на людей: умение убеждать и умение понравится.
Это подтверждают слова Екатерины Великой: «Я нравилась. И полагаю, что в этом заключалась моя сила» 
                ***
     Без социального признания  директору  школы   рискованно  возглавлять образовательное учреждение.
     Таково одно из существенных требований при определении профессиональной пригодности руководителя школы как  управ ленца. 
               
      Вот почему  многие руководители школ настоятельно проявляют интерес к своему персональному имиджу, приоритетными слагаемыми которого  являются личное обаяние  и  профессиональный авторитет.

      В этой связи интересны и полезны результаты  авторского социологического исследования, проведенного в нескольких школах.
    Суть исследования состояла в том, чтобы на основании полученной  информации провести сравнительный анализ мнений  двух групп респондентов: директоров школ о своем имидже и педагогов  об имидже директоров своих школ.
                ***
    Какие данные были получены по итогам проведения  социологического исследования? 

    Полученные данные свидетельствовали о том, что директора школ проявляют склонность к завышению самооценки себя как профессиональных управленцев.
    Так, 30 % педагогов считают руководителей школ «посредственными»   управленцами.
    Однако только 2,7 % директоров школ признали факт своей недостаточной подготовки в области профессионального управления.
 
      Далее, налицо расхождение мнений директоров школ и педагогов по двум таким нравственным показателям делового и личного общения, как «справедливость» и «благородство».

   77,7 % руководителей школ признали себя «справедливыми» и 52,7 % «благородными».
   Только 28,7 % педагогов назвали своих руководителей «справедливыми»  и   22,5 % «благородными». 
                ***
      Как  известно, «архитектоника» делового общения во многом определяет жизнедеятельность школьного коллектива. 
   
       Как оценивают состояние общения в школах руководители и педагоги? 

     По мнению директоров школ – 75%, они постоянно общаются с педагогами,  однако только 30 % педагогов подтвердили это мнение своих руководителей.

      Если принять во внимание, что школа по своему формату – это компактное учреждение, а «учительская» является местом постоянного сбора педагогов, то можно предположить, что руководители школ вопреки ожиданиям педагогов больше «засиживаются» в своих кабинетах и меньше уделяют времени «хождению в народ». 
 
      Социологическое исследование, как это ни удивительно, выявило  такую  «болевую точку» в  профессиональной компетентности руководителей школ:
      недостаточную  человековедческую  компетентность.

     Конкретно это проявляется в том, что многие директора школ мастерски не владеют технологиями
   *  «конструирования» школьного коллектива
   *  индивидуальной работы с учащимися, педагогами, родителя
       ми   
   *   стимулирования профессионального честолюбия педагогов
   *   упреждения и разрешения внутри школьных конфликтов
   *  создание и позиционирование персонального имиджа
 
                ***
     Заслуживают особого  внимания результаты опроса по поводу личностно - деловых качеств директоров школ.

      Анкетный опрос зафиксировал, что, по мнению педагогов, директора школ часто принимают несправедливые решения, страдают низкой культурой речи,  не искусны в общении с детьми и их родителями.
      В этой связи напомню высказывания   известно предпринимателя Ли Якокка: «Если менеджер не умеет  общаться, я его  увольняю»  и  банкира Рокфеллера: «За умение общаться я готов платить больше, чем за любой товар».
               
      К сожалению,   руководители школ проявили завышенную самооценку своих личностно-деловых качеств.
      Например, если негативных личностно-деловых качеств директора школ обнаружили у себя в пределах чуть более 2 %, то, по мнению педагогов, таковых качеств они у своих школьных руководителей зафиксировали более  15 %.

       То есть разница в оценке личностно-деловых качеств директоров школ и их подчиненных семикратная.
        Поэтому можно предположить, что директора школ или не знают о своих личностных и профессиональных недостатках, или проявляют личную самоуверенность.

        Известно, что жизнедеятельность школы  как  специфического  социума во многом зависит от того, насколько в нем успешно решается проблема «комфорта общения», обобщенным показателем которого является состояние   морально-психологический климат в педагогическом коллектива, в каждом школьном классе. 
       Состояние данного климата во многом определяет отношение педагогов   к своей профессии, оказывает воздействие на  их гражданское самочувствие. Принимая во внимание, что педагогическая работа особенно с современными детьми и подростками – это сильнейшее нервное напряжение, то многие учителя подвержены значительным психическим перегрузкам. Это в итоге провоцирует  подрыв общего состояния их здоровья.

                ***
        При проведении социологического исследования было пред
 ложено респондентам  провести социометрию по схеме   
         «директор школы – товарищ и коллега»
             «директор школы –  руководитель».

        Оказалось, что многие директора школ склонны обольщаться в отношении товарищеского расположения к себе педагогов.
        О чем свидетельствуют данные: 99,9 % директоров школ считают, что педагоги обращаются к ним часто как коллеге.
      Этой точке зрения директоров школ противоречат данные опроса педагогов: 47,5 % педагогов утверждают, что у них нет желания советоваться с директором школы по вопросам, не относящимся к их профессиональной деятельности.

        В этой связи обратим внимание на такой факт: известная в менеджменте формула «начальник – подчиненный» в школе, как правило, не имеет жесткого субординационного значения.

        В школьном социуме общение директора школы наиболее успешно реализуется по формуле «руководитель – коллега».
        Вот почему в школьном социальном пространстве решающее значение имеют не субординационные, а коллегиальные и товарищеские отношения между директором школы и педагогами.
        Такой стиль общения в школе продуктивен и соответствует целевому предназначению школьного социума – бережное прикосновение к каждому его участнику. 

        Отрадно отметить, что по такой проблеме персонального имиджа,  как актуальность значения «эффекта личного обаяния» директора школ и педагоги продемонстрировали полное совпадение мнений. 

        Например, обе группы респондентов дали почти одинаковую оц
енку одухотворяющего значения  притягательного имиджа директора школа:
                45 % педагогов  хотят видеть руководителя,   
                владеющего технологией личного обаяния 
                47,2 % руководителей школ полагают, что они
                прилагают усилия по достижению
                «эффекта личного обаяния».
                ***
       Результаты социологического исследования выявили такой тревожный показатель, как значительный разрыв между  «желаемой» учителями и  «действительной»  профессиональной компетентностью  директора  школы.
      
      В этой связи обратим внимание, что в образовательном учреждении, где работают интеллигентные люди, озабоченные своим профессиональным уровнем и личностным признанием, директор школы для учителей и учащихся является «лицом»  или, используя  маркетинговый сленг,  брендом  их образова тельного учреждения.

      Вот почему важно директору школы всегда помнить, что престиж его должности – не гарантия его авторитета как руководителя.

    «Культ личности» директора школы имеет огромнейшее значение для успешной работы этого учебного заведения.
    Благодаря своему  «культу личности в тяжелейшие годы молодой советской страны А.С. Макаренко, работая с молодыми правонарушителями, создавал уникальные  школьные  коллективы и добивался успешного выхода «в люди» бывших хулига  нов и даже бандитов.

      Поэтому, чем привлекательнее для педагогов и учащихся личностные и профессиональные данные директора школы, тем он авторитетнее для них как личность, тем больше он получает признания как руководитель школы.
                ***
      Настоятельно хочу привлечь внимание читателя  к данному положению.
   
        Опрос показал, что 65 % учителей полагают, что  руково дитель школы должен владеть технологией упреждения и преодоления межличностных конфликтов, но только 19,4 % руководителей школ считают, что они компетентно владеют этой технологией.

         Еще один примечательный показатель – это отношение педагогов к возможному уходу их руководителя из школы. 

          Безразличными к уходу директора школы  оказалось 11 % педагогов, сожалеть будут 51,2 % педагогов.
          Как известно, сожаление – по сути - это жалость, то есть скорбное сочувствие случившемуся.
          Можно предположить, что подобное отношение  коллег к уходящему из школы  руководителя вряд- ли его порадует.
         Данные факты заставляют серьезно подумать многих руководителей школ о том, каково отношение к ним их коллег и что следует предпринимать для укрепления уз взаимной  привя занности. 
                ***
         Обобщая результаты социологического исследования, можно сделать ряд  практически полезных  выводов. 
 
        Тревожно то, что 50 % педагогов не имеют желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой.  Это свидетельствует о преобладании в педагогических коллективах формальных отношений с руководителями школ. Преобладание формальных отношений в школьном коллективе противоестественно природе этого социума и его  предназначе нию.   
         Следует обратить внимание на такой факт:  по мнению педагогов, риторическим искусством, умением  глаголом жечь сердца людей  значительное большинство руководителей школ не владеет.
                ***
           Результаты социологического исследования обозначили необходимость серьезной систематической работы по оказанию помощи директору школы в формировании привлекательного персонального имиджа.
         Современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей.  В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как управленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческих технологий и обладающих выразительным персональным имиджем.

           Кстати, такой факт: при аттестации руководителей московских медицинских учреждении более 50% не прошли аттестацию как управленцы. И прежде всего по причине не должной работы с персоналом своих учреждений.

                ***
          Обаятельный  имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школы – это
         «Авторитет» для педагогов и учащихся,
         «Личность», обладающая неординарной человеческой
                притягательностью.

         Директор школы должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заражать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни. 
               
    Чтобы успешно решать данную проблему, директор школы призван быть Человековедом с большой Буквы.
     Поэтому владение  научно-обоснованными и практически проверенны
ми человековедческими технологиями, есть такой класс гуманитарных технологий,  необходимо  сделать  обязательным слагаемым професси ональной компетенции  руководителя школы.

     О состоятельности данного утверждения свидетельствует 15 летний опыт преподавания человековедческих технологий в Педагогической академии последипломного образования Московской области.
    Педагоги Московской области обучались трем базовым человековедческим технологиям:
        «Личного обаяния» - умение светиться людям.
        «Самосбережения здоровья» - обретение устойчивого оптимизма.
        «Упреждения и преодоления конфликтов» - достижение эффекта
                коммуникабельности. 

      Занятия проходили в специальном созданном тренажерном кабинете, который вызывал восхищение зарубежных и отечественных педагогов.
     Не смотря на то, что обучение было не учебным предметам, многие педагоги, прошедшие курс обучения по одной технологии, часто в счет
своего свободного времени, проходили обучение по всем технологиям.

     Подобный маркетинговый спрос обусловлен тем, что, если на «входном контроле» обучения педагоги оценивали удовлетворенность своей профессиональной деятельностью 40-60%, то после прохождения
полного курса обучения, т.е. по всем технологиям, на «итоговом контроле» их оценка удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью определялась в 70-90%.      
                ***

     В книге Д.И. Менделеев «Заветные мысли» имеется глава
 «О подготовке учителей и профессоров».
Напомню одну заветную мысль автора: «Первейшей заботой стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна быть забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений».

         В нашей жизни имеется  немало примеров  руководителей школ, о которых мечтал Д.И. Менделеев

        Мне  посчастливилось общаться  с  директорами  образова тельных учреждений ,  которые признаны и учителями, и учащи мися, и их родителями   высоко профессиональными руководи телями-человековедами.

       В годы своей работы   получал постоянное удовольствие от встреч с М.В. Финогеновой –  директором   средней школы пос. Быково Раменского района. 
       Будучи в  преклонном возрасте, она являла собой облик эстетически привлекательного  руководителя и блестящего профессионального управленца.
Меня восхищал ее строгий синий костюм с белой блузой и кружевными манжетами, мелодия речи и  тепловое излучение  ее глаз.
      Но особенно восхищало  ее чутье на талантливые кадры. Она сознательно создавала в школе неординарную «менталитетную среду», что доставляло ей по причине наличия в педагогическом коллективе  десятка «буйных голов» немало проблем, но она бережно накапливала и разумно  использовала этот мыслительный потенциал.

       Или другой пример.  Сколько бы я, будучи профессором, ни общался с директором гимназии №1 г. Щелково Р.М. Никитиной, постоянно учился у нее. Она – кладезь самых разнообразных знаний.  Р.М. Никитина в буквальном смысле слова страдает «наукоманией». Поэтому ее гимназия – это многолетняя площадка научно-экспериментальной работы, в которой задействованы все педагоги гимназии, немалое количество ученых Российской академии образования. 
         У Р.М. Никитиной обостренный вкус к инновациям. В ее гимназии была создана первая в стране «Конфликтологическая служба», в составе которой педагоги, учащиеся, родители. В гимназии были введены факультативные занятия по таким инновационным учебным предметам как  имиджелогия, ортобиотика и  конфликтология. 
         Для  ученых  педагогический коллектив гимназии стал ценным экспертом создаваемых мною новых направлений в гуманитарной сфере и в области менеджмента.
        И добавлю, как всегда, персональный имидж директора гимназии Р.М. Никитиной –  органично безупречен.
                ***
         Как показало социологическое изучение  полезно:
      • Проводить Всероссийский конкурс по созданию и позиционированию  имиджа руководителей образовательных учреждений
      • Публиковать в журнале «Народное образование» «Галерею имиджевые руководители образовательных учреждений РФ»
       • По телевидению постоянно представлять имидж лучших руководителей образовательных учреждений 
        • Организовать сериал  изданий «Имидж руководителя образовательного учреждения».       


Рецензии