Балаковские музеи

Когда впервые бываешь в незнакомом городе, то сразу знакомишься с достопримечательностями. А музеи – это главная составляющая их. Музей  истории г. Балаково я  посетил в составе группы, который оставил неплохое впечатление. Экскурсовод нам рассказала историю возникновения города, который до революции считался хлебной столицей Поволжья, а значит, был городом богатых купцов и зажиточных мещан. Изобретатель первого в мире гусеничного трактора Ф.А. Блинов был жителем города. Развивалось и промышленное производство. Первые  ручные пожарные насосы в России производились в Балаково  Большое развитие получил город в советское время. Это  прежде всего  построенные: Саратовская ГЭС, Балаковская АЭС, завод по выпуску и минеральных удобрений.
Посещение музея Радищева меня не впечатлило. Он оказался художественной галереей, филиалом Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева. На мой вопрос  сотруднице галереи – Какое отношение  имел Радищев к изобразительному искусству? Ответа я не получил. Но понял это, когда в зале, где были выставлены картины, прочёл, прикреплённый к стене , листок с информацией о художнике А.П. Боголюбове, несколько картин которого были выставлены в зале. Это был морской офицер, который оставил службу на флоте, чтобы поступить в Академию художеств, и которую с золотой медалью закончил  в середине позапрошлого века. Он то и доводился внуком по материнской линии А.Н.Радищеву. И был первым художником в России, который  основал музей в провинции. А потом этому музею в Саратове завещал все свои картины. Почему музею не присвоили  имя художника Боголюбова?.
Думаю, что для привлечения посетителей. Радищев мне, как и многим другим, был известен, а Боголюбов нет.
Особняк Паисия Мальцева - это архитектурный шедевр конца 19 и начала 20 веков. Построен особняк по проекту саратовского архитектора Ф.И. Шустера. Точная дата строительства неизвестна. Нужно отметить, что неизвестного немало не только в судьбе особняка, но и в судьбе его владельца Паисия Мальцева. Паисий Мальцев происходил из старообрядческой семьи г. Николаевска (ныне Пугачёв) Отец Михаил, братья Паисий и Анисим, занимаясь земледелием и хлеботорговлей, накопили большое состояние. Со временем семья Мальцевых переехала в  Балаково, в хлебную столицу Поволжья.
Паисий был не только богатым , но и образованным человеком. Он имел университетское образование, но где получил неизвестно. Как образованный представитель купечества, занимался коллекционированием книг, в том числе очень редких. Особняк он приобрёл после смерти отца в  начале 20 века. И сразу приступил к его реконструкции. К проекту реконструкции был привлечён самый известный в ту пору архитектор Ф. О. Шехтель. Реконструкции подлежала наружная и внутренняя отделка дома. Для чего был выбран стиль итальянского  барокко. Кроме того были добавлены архитектурные детали на парапете и водостоках, вазы-амфоры с  пламенем, каменные маски над окнами. Пристроенные въездные ворота были выполнены в виде триумфальной римской арки. Красив и внутренний декор особняка. Все интерьеры имеют неповторимую лепнину. Согласно легенде, в действительности могло быть совсем не так, дом готовился для возлюбленной Паисия Михайловича, богатой и красивой итальянки, но что-то пошло не так и брак не состоялся. В доме была размещена уникальная  библиотека. Но , к сожалению, библиотека не сохранилась. Часть книг  была утрачена в Балакове в первые послереволюционные годы, а оставшиеся книги вывезли в Саратов. Сведений о последних годах жизни Паисия Михайловича не осталось.
В музей Чапаева я отправился в составе группы из 4 человек. Зная адрес , найти музей оказалось не просто. Так как маленький домишко , издали похожий на сарай, среди современной застройки, не привлекал внимание. В нём нас встретила приветливая немолодая дама, сотрудница музея, которая опустив формальности, связанные с оплатой услуг, сразу стала нам рассказывать о Герое гражданской войны Василии Ивановиче Чапаеве. Что  жил Чапаеве в этом доме с 1897 по 1913 год вместе с родителями, братьями и сестрой. Перед отправкой на фронт в 1914 году в доме оставались  родители, жена Василия Ивановича  и их трое детей. В небольшой комнате с низким потолком, которая служила одновременно  кухней, столовой и спальней, как могли  уместиться 6 человек, вызывало большое сомнение. Как говорила нам экскурсовод, родители Василия Ивановича спали на кровати, которая там стояла, а все другие на печи. То есть на печи можно было спать только на боку, не поворачиваясь. Бедность семьи была видна во всём. Хотя хозяин считался образцовым плотником и всегда имел заказы. Что касается других бытовых предметов, то привлёк внимание шкаф, сделанный руками Василия Ивановича, тем, что стекло на дверце шкафа было выдуто Чапаевым. Ознакомив нас  с немногочисленными  бытовыми предметами экскурсовод, она же единственный работник музея стала нам рассказывать биографию Василия Ивановича. Да так увлечённо, что могла бы проговорить до конца рабочего дня. Но нас это не устраивало, и мы, прослушав больше часа, предложили взять с нас деньги за билеты. Что было и сделано. Не буду пересказывать её рассказ, но он был очень интересным. Вместе с тем он вызвал у меня сомнения в правдивости отдельных событий. На них я хочу и остановиться. По её рассказу Чапаев  имел врагов не только со стороны белых, с кем воевал, но и со стороны красных командиров, которые завидовали его успеху, таланту, и поэтому всячески вредили. Например, Троцкий приезжал в дивизию арестовывать Чапаева, но испугался возможной реакции со стороны бойцов дивизии, и от своей затеи отказался.  Но Троцкий занимал высокий пост в государстве. Так что завидовать он мог, но только не Чапаеву. Кроме того он по службе не общался с командирами дивизий, а общался с более высокими командирами, так что причин для мести  Чапаеву не было. Прочитав биографию Чапаева в Википедиии и других источниках, я, конечно, подобного эпизода не нашёл Завидовать его славы командиры стали после смерти Чапаева, точнее после выхода книги Дмитрия Фурманова «Чапаев» в начале двадцатых годах прошлого века. По рассказу экскурсовода дети Чапаева после его смерти проживали у деда. Но в одном из источников я читал, что у деда проживала одна дочь Клавдия, а сыновья у второй гражданской жены Чапаева. После смерти деда и бабки Клавдию забрали в детдом. После детдом она окончила строительный институт, но проработала до пенсии на партийной работе. Занималась сбором сведений  о жизни и деятельности отца. Умерла в 1999 году. Книгу «Мой неизвестный Чапаев» написала её внучка Евгения Чапаева.  Далее экскурсовод говорила, что Анка- пулемётчица – это обобщённый образ женщин, воевавших в 25 дивизии. А подвиг совершила, показанный в фильме, Мария Попова, которая в дивизии служила санитаркой. Но предусмотрительная женщина научилась стрелять из пулемёта, что пригодилось в одной из трудных ситуаций на поле боя. После гражданской войны окончила медицинский институт, потом, овладев тремя языками, ушла на дипломатическую работу. Одно время работала с А. Колонтай. При посещении своей малой родины Балаково бывала в музее Чапаева. По другому источнику было совсем не так. Фильм снимался в начале 30-х годов, после смерим Фурманова. Соавтором сценария  была жена Фурманова Анна Стешенко. После просмотра фильма Сталин попросил создателей фильма Васильевых сделать в фильме больше романтики. Вот и был введён  эпизод, в котором пулемётчицу вдова Фурманова назвала своим именем. Что касается Петьки, то по рассказу экскурсовода, это был не ординарец Чапаева, а его друг, начальник отдела дивизии. По другим источникам Петька – это обобщённый образ друзей Чапаева. Но нужно отметить, что экскурсовод ничего не выдумывала. Она могла рассказать чью-то ошибочную версию отдельных событий. В целом нам всем экскурсия понравилась. 


Рецензии