ЗЕРО

ЭПИГРАФ: "Нас переселили из ветхого жилья в аварийный дом. Его назвали "умным" и сказали, что он высоко-технологичный. Вначале у всех потекли теплые полы и их отключили. Потом с крыши начали падать куски солнечных батарей. Потом началась вон в квартирах, потому что воздуховод выходит на чердак, а там начала гнить дырявая крыша. У нас нет отопления. Нет горячей воды. Дом буквально разваливается. Нас не хотят брать управляющие компании. Нас не хотят ремонтировать, потому что дом новый. Нам не дают документов на этот дом, потому что на уровня строительства его разграбили и вместо новых труб поставили старье. Российское ЗЕРО". (Жалоба жильцов высокотехнологичного дома: https://youtu.be/VdLBes0ygRg)

Гоголь — писатель по преимуществу мистический, а вовсе не социальный и не реалистический. Социальность и реалистичность ему приписали советские литературоведы.

Именно они сокрушались о тягостной судьбе великого писателя и наперегонки писали о том, что, дескать, если бы он вовремя ушел в революцию, если бы как положено оценил "Коммунистический манифест" Маркса, если бы принял у частие в революционных событиях в Европе 1848 года, то дурь бы у него из башки выветрилась, черти бы по углам не мерещились и рукопись последней части "Мёртвых душ" не пришлось бы сжигать. В результате получился бы вполне себе справный революционный писатель и коммунист.

Кстати сказать, что в СССР РЕВОЛЮЦИЯ была иконой. Она стала иконой потому, что однажды ее «повесил» Ленин. И даже после того, как Ленин умер и генсек Сталин построил новую абсолютную монархию, в которой даже тень какого-либо недовольства трудящихся внушала властвующему классу непреодолимый ужас, - идея ленинской революция все же продолжала оставаться ГЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕЕЙ.

Это была абсолютно МЕРТВАЯ ИДЕЯ, в которой давно уже не было никакой жизни - тем не менее ее никто не менял. Наверное потому, что не было человека такого уровня, который смог бы преобразовать эту каменную махину в более производительный концепт. А еще потому, что в России с незапамятных времен создалась традиция: если кем-то что-то установлено, то это уже не меняется до тех пор, пока от старого «идейного трупа» не поднимется зловоние и все вокруг не начнут по поводу ее хохотать в кулачок и придумывать неприличные анекдоты.

Это лирическое отступление о «революционной иконе», изношенной в СССР до полного истлевания на его теле, возникло не на пустом месте и имеет прямое отношение как к Гоголю, так и к «характеру» России в целом, что будет видно из дальнейшего изложения.

Гоголь, повторяю я, не был ни революционером, ни живописателем реализма. Он был мистиком. И потому ему не было никакого дела до революций, хотя, конечно, в России ему дышалось тяжело и остро ощущался тупик.

И именно этот тупик и российскую духоту он переосмыслил по своему - не реалистически, а мистически. Его роман «Мертвые души» можно было бы даже назвать оккультным. А еще гротескным и сновидческим, но ни в коем случае не реалистическим.

Так вот, гоголевская ДРАМА «МЕРТВЫХ ДУШ» в том и заключалась, что его герой ЧИЧИКОВ ЕЗДИТ ПО РОССИИ И НИКУДА НЕ МОЖЕТ ПРИЕХАТЬ. Потому что живет он в замкнутом круге "города Зеро", из которого нет выхода. И именно это автора очень тяготило.

Взять гоголевский Петербург. Муть в нем сокрыта такая, что даже маленьким жалким Акакиям Акакиевичам там трудно дышать. Да и что это за жизнь, когда в этом жутком "городе Зеро" кругом одни "перегородки" да ограничители. А чинопочитание возведено до уровня сакральности. В России так было всегда - поклонение начальнику было абсолютным. Согнутое положение - естественным. И необходимо было при этом ещё и разбираться в поклонах, потому что каждому начальнику полагался и поклон особый и физиономия разного уровня сладости. До работы ли тут - главное успеть начальнику задницу лизнуть своим шершавым языком.

В результате всего этого чиновного сумасбродства душа ушибленного властью и многочисленными "перегородками" старичка Акакия так извратилась, что после смерти он превратился в привидение-мстителя, которое принялось гоняться за столоначальниками-генералами и сдирать с них шубы. Такова она - трагедия жалких людей Петербурга, которым, по словам Христа, уготовлено после смерти Царствие Небесное. Может быть, может быть… Но, конечно, только не в России.

Созерцание каждодневной российской трагедии пагубно повлияло на психику Гоголя. Я думаю, что его трагедия и, связанные с ней психические отклонения, скорее всего, сходны с теми, которые были у Ницше, УВИДЕВШЕГО СЛИШКОМ МНОГО. Провидение шептало обоим: "Не смотри!" А они не послушали и взглянули в бездну. И тогда бездна открыла очи и вперилась в них.

Поймав их взгляд, она вернула его дерзким исследователям, заставив их снова и снова смотреть на мир её темными глазами - глазами бездны. С самого ее дна. Для дерзновенных это стало приговором. Ибо не всем удается пережить такое знание и не сойти с ума.

Для Гоголя бездной стала Россия с ее странной потусторонней душой и затягивающей силой, которой никто не может сопротивляться. Это ее взгляда, вынувшего его душу, он не пережил. Это она вошла в него удушающей пустотой от которой он страдал до конца жизни.

Многие пытались постигнуть Русь. Многие пытались завоевать ее силой. Но как только они вступали с ней в близкий душевный контакт, она, словно русалка, высунувшаяся из воды, погружала в дерзких свои очи и утаскивала в омут.

Гоголь был одним из этих несчастных. Ощущая, как прозрачные руки охватили его шею, всё еще цепляясь за земные корни, он всё же чувствовал в себе жуткую и, одновременно, сладкую затягивающую тоску, влекущую его вниз. И ничто не могло сравниться по красоте с этой жуткой тоской в земном мире.

«Русь, Русь! Вижу тебя из моего чудного прекрасного далека… Бедно, разбросано, неприютно в тебе! Открыто, пустынно и ровно все в тебе. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоих твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей от моря до моря песня? Русь, чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так? И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?».

"Вот так она и смотрит. Не смотри — хочется крикнуть ему, — но что же делать, если он уже вперился в эти непостижимые глаза? Так под взглядом Рогожина позднее сходил с ума Мышкин: всюду преследовал его этот горящий взор. Беда тому, кто не отведет глаз. Гоголь — не отвел и то, что он в нем увидел, убило его навеки. Грянуло оземь".*

Фридрих Ницше, как известно, сошел с ума на почве ХАОСА, ИЗ КОТОРОГО РОЖДАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ. Гоголь помешался на том же самом - на РУССКОЙ ПУСТОТЕ. Любые попытки заполнить её казались ему иллюзорными. Что можно сделать с этой страной, которая слепо копируя всё, не поддаётся никакому влиянию и никогда не становится прогрессивной? А если даже и становится на одну историческую минуту, как это случилось с СССР, то только потому, что ей понравилась очередная маска, которую она в истерике скинула, когда та ей надоела. И снова стала НИЧЕМ.

Как живешь, русич, в своей необъятной стране?
Ничего, барин.
"Ничего", - говорят иностранцы - это главное слово русских, которые живут в этом "ничего" веками, не испытывая при этом никаких неудобств. Странный народ. Странная земля, которая ненавидит и периодически опустошает себя, дабы избавиться от всякой исторической "одежды", чтобы остаться обнаженной и лишенной всякого содержания.

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь предлагает самые фантастические рецепты спасения Отечества, вплоть до чтения вслух русских классиков - дает наивнейшие рецепты о пользе экономии и бережливости…

Нет, он вовсе не сумасшедший. Просто "он видит, как в России все утекает в пустоту, в амбивалентность, в страшную русскую равнину, — и призывает из последних сил удерживать хотя бы личное имущество! Нет — все со свистом уносится… Что тут сделаешь?

Он понадеялся было на власть — да и на власть никакой надежды; поставил на Чичикова — но Чичиков и есть русская пустота: не слишком толст, не слишком тонок, не высок, не низок, нехорош, не уродлив… Он потому и в выигрыше, потому и неуловим, что совершенно НИКАКОВ — пустая бричка едет по пустой равнине, и Селифан поет песню ни о чем; кто разглядит эту пустоту — тому крышка... Он знал, что все висит в воздухе, что все и рухнет в конечном итоге в эту воздушную яму. "*

За эти криминальные взгляды на Россию печального "хохла" невзлюбили расписные русские славянофилы - "ряженые", как называли их крестьяне. Это те, которые искали в пустоте особого русского пути, да так и не нашли, стыдливо прикрывшись учениями о "русских традициях".

Гоголь никогда не был на Украине своим. И прижился он в России только потому, что стал для нее "своим" и разгадал ее "секрет". Он понял, что в России безболезненно могли жить только пустые люди вроде Чичикова и тех крестьян, которые верили в сказки о добром царе и обильном Беловодье. Гоголь же, хотя и прижился на Руси, тем не менее, не имел прививки пустоты - он её только ВИДЕЛ. И потому пустота ломала его как всякого видящего ломает и доводит порой до сумасшествия созерцание метафизических бездн.

"Пустота российского пейзажа, его неорганизованность — выводит Гоголя из себя. Ему хотелось бы видеть дворцы на утесах, обустроенные, заботливо обихоженные человеком пейзажи... Но пустынный русский пейзаж, равно открытый добру и злу - жрет человека. Особенно теплолюбивого. Особенно чужого".*

Пустые необустроенные пространства России потрясли не одну душу. И потому в описании Гоголем птицы-тройки скрыта самая главная мысль.

"...ибо в этом хрестоматийном отрывке, который поколения школьников учили наизусть с тем, чтобы тем вернее не понять его смысла, заглушить его тупой зубрежкой, — понято и описано ВЕЛИЧИЕ ПУСТОТЫ". Пожалуй, один ПЕЛЕВИН с такой остротой понял это же самое — но уже в наши дни, — и не так в «Чапаеве и пустоте», как в «Generation «П». Все держится ни на чем, ни на что не опирается — вот главная мысль этого страшноватого романа, в котором абсолютно пустой человек Вавилен Татарский побеждает всех».*

В девяностые годы двадцатого века Россия в очередной раз скинула с себя все свои "прогрессивные" одежды и вошла в привычное для себя состояние обнаженности. И тогда даже самые непрозорливые увидели как никогда ясно, что пустая сама по себе Россия зависла в пустоте и растворилась в ней. И тогда у многих вопрошателей возник вопрос: "А есть ли ты - Россия? Может, тебя и нет вовсе? Может быть, именно сейчас ты обрела свою настоящую суть? Ту, что называется Зеро, которой так ужасался Гоголь?"

Российская пустота непобедима. Как бы ее ни застраивали - она берет свое. Пустая русская бричка несется по дороге без кучера — на козлах сидит призрак, поющий бессмысленную песню. Движение, движение — просто так, в никуда. Гремит и становится ветром разорванный в куски воздух. Дым, туман, струна звенит в тумане.

"Эту русскую пустоту, которую бессмысленно заполнять, направлять, вводить в русло, первым увидел Гоголь... Россией правит никто, Россия верит в ничто, Россия бывает всякой. Ее пространство пожрет любого".*

Поняв все это, Гоголь сделал главный символический жест - он уничтожил свою последнюю книгу о России. Ибо адекватной книгой о Великом Ничто может быть только несуществующая книга, сожженный второй том.

"Гоголевский тупик - это российская пустота. Магистральный русский путь. Никаких критериев — ни прагматических, ни моральных. Дай ответ! Не дает ответа: триумф безответственности. Сторонись, прохожий, едет Пустота".

______________________

В статье использованы цитаты из работ Дмитрия Быкова
ИСТОЧНИК: http://proza.ru/2023/12/07/1360

© Copyright: Елена Де-Бовэ, 2023

Свидетельство о публикации №223120701360


Рецензии