Переучивание на Су-27

     Переучивание на Су-27, освоение этого новейшего самолёта, было, конечно, значительным событием. Это был, можно сказать, особый самолёт, - самый современный, почти секретный. О нём мало что было известно. Кроме того, что в нём было много принципиально нового, как говорили немногие те, кто видел его вживую, он просто сильно отличался внешне от предыдущих самолётов-истребителей. И тем более от Як-28П, на котором мы сейчас летали.

     Известие о том, что наш полк будет переучиваться на Су-27, было, конечно, радостным. Теоретическое переучивание проходило в ПВОшном центре переучивания Саваслейке летом 1987 года. Ездили мы туда тремя группами. И там же должны были слетать на спарке. Но у Су-27 не было полноценной спарки. Было какое-то подобие спарки, сделанное на заводе, а не в КБ, которая летала только периодически в Саваслейке.

     Первая группа получила по одному полёту на той спарке, а потом её отогнали на завод.

     Я оказался во второй группе. Приехали в Саваслейку, начали учить теорию, материала было очень много. Именно теорию, - из практических пособий был только двигатель. Живой самолёт и то увидели только, наверное, через неделю. Он сильно удивил. Действительно, не похож на привычный истребитель, - слишком большой, на высоких шасси, весь какой-то изящный при своих размерах и стремительный. Приятно удивил. Теорию изучали с большим энтузиазмом, всё время приятно удивлялись, узнавая возможности самолёта. Он был, так сказать, слишком современным, имел выдающиеся тактико-технические данные и лётные возможности. В некоторые его характеристики даже не сразу верилось.

     По окончанию теоретического переучивания, поскольку спарки в Саваслейке не было, вернулись в полк в ожидании позже слетать на ней, но вскоре стало известно, что спарки скоро не будет и предстоит нам вылетать на Су-27 без неё, то есть без инструктора и без провозки.

     Проводили интенсивно тренажи в кабине, вживались в самолёт. Понимали, что в полёте рассчитывать придётся только на себя. Проблема была ещё в том, что теоретического материала по оборудованию самолёта было слишком много, чтобы его хорошо освоить до начала полётов. Ведь всегда осваиваешь окончательно оборудование кабины нового самолёта уже с началом полётов, в том числе и с помощью инструктора. А тут такой возможности не будет.

     Попробовали запуск и опробование двигателей, тренировку проверки всего оборудования. Уже как-то «веселее» стало. Потом выполнили руление и пробежку, имитацию взлёта, - разбег до поднятия носового колеса и заруливание. Даже руление было не простым, самолёт был тяжёлым, и на поворотах ты в кабине описывал дугу большого радиуса, - ведь носовое колесо находилось позади кабины лётчика. Твое местоположение в самолёте было непривычным. Ты находился высоко от земли, в самом носу самолёта, который был «весь сзади». Ну, а взлёт был вообще впечатляющим своей стремительностью и какой-то мощью.

     Трогание с места после дачи РУДов на максимал происходило буквально мощным толчком и стремительным разгоном. Момент подъёма носового колеса наступал очень быстро, надо было ещё успеть прекратить взлёт при первой пробежке. Сама посадка лётчика в кабине была непривычно высокой, обзор из кабины просто великолепный. Кабина была просторной, с толковым и удобным расположением органов управления и оборудования. Многое, да почти всё, в кабине было как-то устроено «по-новому», чего стоит только индикация скорости, высоты и многих других параметров на лобовом стекле. Ко всему надо было привыкать. Но все эти «трудности» принимались скорее с восторгом, чем с сожалением.

     Всё! Мы были готовы к самостоятельному вылету. Который вскоре и состоялся. Всё было просто, - делали три полёта по кругу с уходом на второй круг с высоты выравнивания, а на четвёртом кругу «производили посадку». Происходило всё даже как-то слишком буднично. Великолепный Су-27 был понятен и послушен, лёгок в управлении, имел «умное» управление, благодаря СДУ. СДУ, это, грубо говоря, компьютер в системе управления, который помогал лётчику, не давая совершать ошибки на критических режимах, не давая выходить за ограничения по перегрузке, углу атаки и подобным «мелочам». Управление самолётом, его пилотирование было очень приятным, - многотонная машина мгновенно реагировала на отклонение ручки, на дачу РУДов. С восторгом мы воспринимали то, как послушно реагировал на действия рулями этот великолепный самолёт. С какой лёгкостью Су-27 перемещался в воздушном пространстве! И именно так, как ты от него хочешь.

     Первая посадка оказалась совсем не сложной, - самолёт очень послушный, летучий, выдерживать режим полёта было совсем не трудно. Просто подходишь на нужной скорости к полосе, прибираешь обороты и плавно выравниваешь самолёт, подводишь самолёт к бетону, гасишь вертикальную скорость до нуля… Он сам и садится…

     Дальше совсем просто, - выпуск тормозного парашюта, торможение, сруливание с полосы. Заруливание на стоянку, наверное, было самым "сложным" элементом этого первого полёта, учитывая непривычно большие габариты самолёта.

     Практически все лётчики полка вылетели самостоятельно без проблем. В дальнейшем начали успешно осваивать самолёт, его замечательные возможности, двигаться по Программе. Отсутствие спарки и необходимости делать на ней контрольные полёты к нашему удивлению привело к быстрому продвижению по Программе. Только по основным видам полётов и по допускам к полётам в более сложном виде метеоусловий выполнялись полёты на спарке Як-28У.

     Чем больше летали на Су-27, чем больше познавали его, тем больше раскрывались его возможности и нельзя было не полюбить этот самолёт.

- на фото: - Су-27 - аэр. Гудаута - конец восьмидесятых годов.

28.11.2023 – Севастополь.


Рецензии