Лисса

Если есть на свете что-то страшнее смерти – то это одиночество. Не благостное и светлое, где-нибудь в лесу или на берегу моря. Не медитация под шум листвы или рокот волн – с самим собой и природой наедине. А то, которое чувствуешь, возвращаясь с работы в пустую квартиру, где, кажется, еще вчера тебя ждал на столе теплый ужин и звучал детский смех, и можно было просто обнять свою женщину, погрузиться лицом в мягкое тепло ее волос, вдохнуть его и замереть... И все беды отступали, потому что ты – не один.
Две недели прошло с тех пор, как от меня ушла жена. И не сказать, что мы плохо жили. Но – новая любовь, какой-то смуглый метис, прекрасный, как греческий бог, а сам то ли латиноамериканец, то ли уж не знаю кто. Не важно. Я не успел его толком рассмотреть и не жалею об этом. Мне хватило одного взгляда на счастливое лицо моей благоверной, каждая черточка которого словно говорила: «Тебе до него далеко!» И не то чтобы супруга обобрала меня до нитки. Она и не взяла ничего – уехала с дочкой и двумя чемоданами в новую жизнь.
Со мной осталась наша – вернее, моя, потому что жила со мной с самого моего детства – восемнадцатилетняя кошка. Лисенок, как я ее называл – это ласковое прозвище приклеилось к ней еще в ее бытность игривым котенком. А сейчас – флегматичная, ленивая, похожая на лохматую рыжую подушку с двумя зелеными пуговицами – глазами, которые и открывались-то лишь изредка, потому что большую часть дня кошка спала. И все-таки – живая душа.
Кошки не попугаи, им не овладеть человеческой речью. Да и люди не мяучат по-кошачьи. Но мы с Лисенком так долго жили бок о бок, что создали нечто вроде эсперанто, язык, на котором оба могли говорить и понимали друг друга.
Днем я еще держался и на работе шутил, пытаясь казаться веселым и беззаботным. Мол, холостяку лучше, никто не пилит мозг. Но по ночам, лежа в огромной, как палуба океанского лайнера, кровати, я корчился от боли и разве что не выл по-волчьи на тусклый осколок висящей за окном луны. Сон падал на лицо прозрачной, тонкой кисеей, не давая дышать. Сковывал по рукам и ногам. Даже и не сон вовсе, а какая-то блестящая, тошнотворная полудрема. Я уходил мыслями далеко... туда, где за бортом моего корабля плескалось чернильное море холодной ночной темноты. Забыл сказать, что эта беда случилась со мной в ноябре – самом сыром и мрачном месяце в году, когда тяжелая осенняя хандра пропитывала залитую дождями землю. Нагая и дрожащая на ледяном ветру, природа страдала – и я вместе с ней.
- Эй, хозяин, - мягкая кошачья лапка коснулась моей щеки. – Ты что, плачешь?
- Ну да, - признался я малодушно. – Отстань, Лисенок. Ты не понимаешь...
Лунные зеленые глаза смотрели на меня не мигая.
- Я все понимаю.
- Да я... Я больше не могу! Лучше бы я умер, чем так!
Это, конечно, была минута слабости. Но кошка испуганно встрепенулась.
- Как это? А кто будет меня кормить? Чистить лоток?
Я вздохнул.
- Вот поэтому, Лисенок, я еще здесь.
Мы оба молчали. Я – сглатывая слезы. А кошка – задумчиво урча.
– Может, заведем собаку? – спросила она наконец. - Или возьмем нового котенка? Не знаю даже, что хуже.
- Я не хочу собаку. И котенка тоже.
- Чего же ты хочешь?
- Хочу, чтобы стало, как раньше.
Кошка беспокойно зашевелилась и, повернувшись ко мне задом, махнула мне в лицо пушистым хвостом. Я отстранился.
- Твоя не вернется.
- Ох, Лисенок! Я знаю... И не надо, я ей больше не верю.
- Так чего ты хочешь? – повторила кошка и, уютно свернувшись клубком, прижалась к моему подбородку меховым боком, и задышала со мной в унисон.
Она тихонько мурлыкала, но я-то знал, что в такие минуты, подстраиваясь под ритм моего дыхания, окутывая тело и душу своим теплом, Лисенок читает в моем сердце.
- Все ясно, - сказала она, некоторое время спустя. – Будет тебе любимая. И очень скоро. А теперь спи.
И знаете, кто мне только ни лгал. С самого рождения и до сегодняшнего дня. В детстве мама – про Санта Николауса и Зубную фею. Про детей не то найденных в капусте, не то принесенных аистом. И потом тоже... Учителя в школе. Начальник. Коллеги. Друзья и приятели. Все мне врали, пытаясь как-то меня использовать, что-то выклянчить или же наоборот, убрать с дороги, отодвинуть в сторону. Жена – ну, это вы уже поняли – просто выкинула из своей судьбы, как ненужную вещь. А ведь клялась когда-то  любить – в горе и в радости, в болезни и в здравии. В общем, меня дурили все подряд. Близкие и далекие, и совсем посторонние люди. Но еще ни разу за всю мою жизнь меня не обманула кошка. Поэтому я сразу ей поверил, успокоился и заснул.
И что-то изменилось. Во мне, в мире... Проснулся я с предвкушением чуда. Как в рождественское утро, когда открываешь глаза, зная, что под елкой тебя ждут подарки. И не важно, что спрятано в обернутых фольгой коробочках. Норвежский свитер или лосьон для бритья. Они, эти разноцветные коробки – кусочки детства, счастливые воспоминания, осколки волшебства. А если еще и под окном намело за ночь сверкающего, легкого, как гусиный пух, снега – то вот она, рождественская сказка!
И хотя по темным улицам по-прежнему вышагивал унылый ноябрьский дождь и мочил ноги в холодных лужах, на душе стало празднично и светло. И как-то удивительно спокойно, словно все обещанное уже свершилось. Осталось только развернуть яркую обертку и достать подарок. Я понимал, что эта легкость очень скоро сменится отчаянием, что отмечать рождество, скорее всего, придется в одиночестве. Я даже не стал покупать елку. Но так хотелось хотя бы еще пару дней, часов, минут... подышать надеждой. Пусть всего один вдох-выдох – и можно жить дальше! Я даже подумал, какая мудрая у меня все-таки кошка. Даже если предсказание ее – неправда. Она, как никто другой, знает, что нужно человеку.
Я возвращался с работы пешком, через центр города. Брел, не торопясь, мимо нарядных витрин, украшенных блестящими гирляндами и елочными шарами. И вдруг – увидел ее. Вы знаете, как выглядит мечта? Нет, никаких ног от ушей и грудей пятого размера. Мечта – это свет доброты в глазах подруги, это бесконечная нежность, искренность, сердечность. Вот именно так она выглядела. Невысокая шатенка с короткой стрижкой, одетая неброско, в серое полупальто и бежевые сапожки. Немного похожая внешне на мою бывшую, только помоложе... Совсем еще девчонка – на первый взгляд. Лет двадцати, не больше. Но! Мне она показалась яркой нездешней птицей, такое сияние окутывало ее хрупкую фигуру. И нет, это не был отраженный свет витрины или уличных фонарей. А что-то совсем другое, чему и название подобрать трудно, ее собственная лучезарная аура. Мы встретились взглядами и улыбнулись друг другу, как давние знакомые.
- Алекс, - представился я.
- Лисса, - откликнулась она, протягивая мне узкую ладошку.
Имя показалось смутно знакомым. Знаете, как бывает, когда катаешь на языке какое-нибудь слово, и так, и эдак, и не понимаешь, где его раньше слышал. Но мне в тот момент было не до забытых имен. Я шагал рядом с Лиссой, смущенный и очарованный, смотрел в ее прозрачно-зеленые глаза – и болтал о чем попало. Со мной такое случается. Когда я взволнован, у меня без вина развязывается язык, и нет такого секрета – моего или чужого – который бы я в таком состоянии не растрезвонил. Так что Лиссе я рассказал все, что можно, и что совсем не стоило рассказывать – но она и бровью не повела. Как будто всю свою жизнь только и делала, что ждала меня – такого, со всеми моими причудами и вывертами. Как будто мы с ней созданы друг для друга.
Пришел домой я за полночь. Помню, как танцевал, счастливый, со своей старенькой кошкой на руках, целуя ее рыжую мордочку.
- Спасибо, Лисенок, спасибо!
Она таращила на меня круглые глаза, урча глухо, как закипающий чайник, и слегка шевелила хвостом, словно желая сказать: «Все вы, люди, полоумные. А ну, отпусти!».
Не буду утомлять вас ненужными подробностями. Мы с Лиссой начали встречаться. Причем заранее не сговаривались. Я просто шел на ее свет, отраженный от автомобильных стекол, от магазинных витрин и зеркал. А она шла навстречу мне. Это было что-то вроде притяжения планет. Что-то мистическое и в то же время – естественное. Я не знал ее телефона и адреса. Но нас влекли друг к другу незримые золотые нити, связавшие наши души крепче брачных уз.
Очень скоро мы стали жить вместе. Лисса перебралась ко мне – в мою опустевшую после ухода жены, печальную квартиру и сразу наполнила ее новой жизнью, радостью, солнцем. И пусть декабрь в этом году выдался бесснежный и слякотный, а ночь длилась почти до обеда. Мы поставили в гостиной маленькую елочку, опутав ее разноцветными гирляндами, мишурой и фонариками. И она светила нам, отгоняя холодный мрак от наших окон и сердец. А потом случилось странное.
На второй день после рождества мы с Лиссой завтракали на кухне, смеясь и перебрасываясь глупыми шутками. Вы когда-нибудь замечали, как глупеют люди от счастья, становясь почти как дети? Так вот. Я отлучился буквально на пять минут – покормить кошку. И в это время Лисса исчезла.
Нет, она не вышла из квартиры. Я не слышал, как хлопнула дверь. Даже осторожно прикрытая, та производит достаточно шума, чтобы чей-то уход не ускользнул от моего внимания. Спряталась? Но зачем? Да, по правде говоря, у меня и прятаться особенно негде. Я медленно и в который раз обходил ванную, спальню, гостиную, кухню, прихожую. Заглядывал, как дурак, под стол и стулья, даже за диваном посмотрел.
- Ты что-то потерял? – поинтересовалась Лисенок, лежа на подушке и одну за другой вылизывая розовым язычком свои рыжие мохнатые лапки.
Она всегда мыла их после еды. Очень чистоплотная кошка.
- Не что, а кого, - буркнул я. – Ты не видела, куда делась Лисса?
Кошка хмыкнула. Ну, во всяком случае, издала очень похожий звук.
- Первый раз, что ли?
- Что? – растерялся я.
- Твоя Лисса в первый раз так исчезает?
Я пожал плечами.
- В каком смысле?
- Сам знаешь в каком.
Конечно, люди не все время друг у друга на виду. И Лисса не всегда была у меня перед глазами. Иногда я не видел ее и не слышал, хоть и знал, что она никуда не ушла.
- Так где она? – спросил я нетерпеливо.
Кошка лениво потянулась.
- А нигде. Твоя Лисса – это мой сон. А значит, когда я не сплю, ее нет. Засну – появится. Не переживай. Но я не могу все время спать. Мне надо кушать, пить, ходить в лоточек... Играть опять же. Кстати, я бы не отказалась от новых мячиков. Старые уже все разгрызла. И когтеточку размотала, надо бы новую.
Я смотрел на свою кошку и не мог понять, что она говорит. Моя Лисса – ее сон?
- Ты шутишь?
- Я никогда не шучу, - ответила Лисенок с достоинством и, отвернувшись от меня, принялась вылизывать заднюю лапку.
И это была чистая правда. У кошачьего племени много достоинств. Они умны, благородны, добры, они почти разумны. Но чувство юмора им, увы, не свойственно. 
Я сидел, ошарашенный, с каким-то сумбуром в голове, когда в комнату, зевая, вошла моя любимая. Волосы растрепаны. Вид – слегка заспанный. Я искоса взглянул на кошку – она тихо сопела, свернувшись клубочком, похожая на лисью меховую шапку.
- Где ты была? – не в силах больше сдерживаться, набросился я на Лиссу.
- Не знаю, - ответила она, потирая глаза. – Здесь... А что?
- Ничего, милая, прости.
Я встал и обнял ее, прижал к себе крепко – чтобы ощутить, что она из плоти и крови, настоящая, что она не развеется от моего прикосновения, как туман над рекой от первых лучей солнца. Я прислонился щекой к ее щеке, чувствуя струящееся от нежной кожи тепло.
Но... Если кому-то веришь – то веришь до конца. А я верил своей кошке, как никому другому в этом обманчивом мире.
И знаете, что я понял в ту минуту? Что нет никакой разницы, кого ты любишь – человека или чей-то сон. Человек может уйти. А спящий – проснуться, и сон развеется, будто его и не было. А твоя любовь останется с тобой, пока ты сам ее не прогонишь. Но и тогда она остается, воспоминанием, письмами, забытыми вещами, самодельной дочкиной куколкой, притаившейся на полке. И когда-нибудь ты осознаешь, чем бы все ни закончилось – ты стал на одну любовь богаче. А это главное.
Пять долгих, счастливых лет прожили мы втроем – я, моя любимая и Лисенок. И за все это время Лисса ни разу не спросила у меня: «Почему твоя кошка все время спит?» Но иногда смотрела на нее задумчиво и странно, немигающим лунным взглядом.
Она никогда не спрашивала: «Как зовут твою кошку?» Но однажды, роясь зачем-то в моих вещах, наткнулась на ее старый ветеринарный паспорт. Полистала... и молча протянула мне.
Когда-то мои родители делали Лисенку всякие прививки от кошачьих болезней. Для котят это важно. Она ведь и на улицу раньше выходила, гуляла во дворе, за гаражами. Ела травку и грелась на солнышке. Когда-то мы дали ей кличку – официальную, ту, что потом забылась, сменившись ласковым прозвищем. А сейчас я держал ее ветеринарный паспорт, в который черным по белому было вписано имя: «Лисса». Так вот как ее на самом деле звали. А я – все Лисенок да Лисенок...
А кошка Лисса спала. За эти годы она совсем состарилась, даже можно сказать, одряхлела. И почти не просыпалась. Мне с трудом удавалось скормить ей две-три ложки супа в день. А отощала она так, что превратилась в скелетик, обтянутый рыжей шкуркой. Я накупил Лисенку целую гору разноцветных мячиков и рыбок, и смастерил несколько прекрасных когтеточек. Но ей ничего уже не было нужно.
Я с ужасом смотрел, как из ее тщедушного тельца уходит жизнь, и понимал, как хрупко и мимолетно мое счастье. Когда Лисенок умрет, моя любимая исчезнет, уйдет в небытие, в страну волшебных сновидений, откуда она и явилась.
А может... может... думал я иногда с надеждой, уснув вечным сном, кошка Лисса будет и дальше грезить, творя мой мир и мое счастье?
Может быть, я и сам – всего лишь чей-то сон?
Иногда, возвращаясь пешком с работы, я поднимаю взгляд к небу и вижу, как молочной рекой текут в бескрайней синеве облака, и вдруг среди них замечаю – острые уши, огромную голову, подсвеченную теплой желтизной заходящего солнца, мягкий белый хвост. Гигантская кошка мирно спит, свернувшись клубком в вышине. Потом ее облачное тело расплывается и редеет, расползаясь на туманные белые куски. Но я понимаю, что она все еще там.
Она грезит реками и долинами, и лугами, полными цветов, лесами и городами, канареечными рассветами и огненными закатами, черным грозовым океаном и бирюзовыми прибоями. Она дремлет и тихо дышит через нос, отчего у нас внизу, на земле, поднимается ветер. А если проснется – ведь ни одна кошка не может спать вечно – то что будет с миром? Что будет со всеми нами? Я не знаю. И, наверное, не хочу знать.


Рецензии
Hi John,
Рекомендую в конце вашего хорошего рассказа поставить фразу
"Но тогда я ещё не знал что на севере Израиля живёт молодая женщина, которая через год войдёт в мою жизнь заполнив собой все её пустоты"
- так я закончил рассказ из своей жизни Покинуть Казахстан. Что вы думаете по этому поводу?

Виктор Скормин   07.02.2024 20:08     Заявить о нарушении
Не понял Вас, Виктор. Зачем мне в конце моего рассказа ставить фразу, которой Вы закончили свой рассказ? Тем более, что никакой молодой женщины с севера Израиля я не знаю.

Джон Маверик   07.02.2024 20:18   Заявить о нарушении
Такая фраза добавила бы оптимизма в рассказ, а откуда женщина не важно, можно с Чукотки. А кого-то знать в Израиле, вам и не нужно - говорящую кошку вы тоже не знаете ...

Виктор Скормин   07.02.2024 21:20   Заявить о нарушении
А зачем добавлять в рассказ оптимизма? Это же не голливудское кино, в котором обязательно должен быть хэппи энд?

Джон Маверик   07.02.2024 22:28   Заявить о нарушении
Назвался груздём (John Maverick) - полезай в кузов )))

Виктор Скормин   07.02.2024 23:25   Заявить о нарушении
Я никаким груздем не назывался. Это просто имя и фамилия.:)

Джон Маверик   07.02.2024 23:53   Заявить о нарушении
Могли бы и Карл Маркс выбрать )))

Виктор Скормин   08.02.2024 06:07   Заявить о нарушении
И вы могли бы выбрать Карла Маркса, если он вам по душе.:) Лично мне - нет. У каждого здесь свое право.:)

Джон Маверик   08.02.2024 19:35   Заявить о нарушении
Hi Johnny,
Дык я ведь под своим пишу :))

Виктор Скормин   12.02.2024 07:37   Заявить о нарушении
А какая разница? Здесь всем все равно, свое имя у автора или псевдоним. Мы так и так друг друга не знаем. Интересными могут оказаться только тексты.

Джон Маверик   12.02.2024 19:47   Заявить о нарушении
Виктор, если вы думаете, что поставить свое паспортное имя под текстом - это какая-то заслуга или знак качества, то вы заблуждаетесь. Никакой зависимости здесь нет. На прозе.ру полным полно тщеславных графоманов (я не про вас, потому что вас совсем не знаю), публикующихся под собственными именами. И я знал очень интересных и талантливых авторов, пишущих под довольно странными псевдонимами. Обратное, разумеется, тоже нередко бывает.

Джон Маверик   12.02.2024 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.