Бегство греков из Константинополя и исход Моисея

Ветхозаветная книга «Исход» содержит легенду о бегстве израильтян из Египта, предводителем которых был Моисей. Имя египетского правителя, при котором произошел исход израильтян, в ее тексте не указано (он назван просто фараоном (Исход 8:1)). Таким образом, книга «Исход» не позволяет датировать эти события. Правда якобы античные авторы, Иосиф Флавий и Корнелий Тацит, которые, как традиционно считается, жили в I–II вв. н.э., относили исход Моисея из Египта к правлению фараона Бокхориса [1, с. 183–184; 2, Т. 2, с. 190].
        Таким образом, опираясь на историю Древнего Египта можно датировать исход израильтян. Главным источником ее политической истории считается «Историей Египта», автором который был якобы живший в конце IV — начале III вв. до н.э. верховный египетский жрец Манефон [3, Т. 9, с. 25]. Труд Манефона не сохранился, что дает основание поставить под сомнение само существование этого автора, так же как и его сочинения [4, с. 16]. Правда, христианские авторы якобы III–IV вв. н.э., Секст Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский, как считается, были знакомы с этим текстом, фрагменты которого они привели в своих сочинениях [5, с. 9–10; 6, с. 471]. На основании этих свидетельств, в рамках традиционных историографических представлений, правление Бокхориса относится к Позднему периоду истории Древнего Египта (XI–IV вв. до н.э.) [3, Т. 5, с. 459]. Это позволяет отнести описанный в Ветхом завете исход израильтян из Египта примерно к Х в. до н.э.
        Однако авторы Новой хронологии, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский, предположили, что библейская легенда об исходе израильтян составлена из нескольких реальных средневековых историй. Согласно им, основной ее пласт вобрал в себя историю османского завоевания XV в. н.э. Второй слой, довольно слабый, имеет отношение к легендарной Троянской войне [7, с. 61]. То есть, как они считают, к истории 4-го Крестового похода, в результате которого в 1204 г. была захвачена столица Византии, Константинополь. Это привело к исходу знати из павшей византийской столицы; на завоеванных землях крестоносцы основали свое государство, Латинскую империю. Кроме того, как предполагают А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский, история исхода латинян из Константинополя (Латинской империи), который был отвоеван у них в 1261 г. греками-никейцами также внесла свою лепту в ветхозаветную книгу «Исход» [8, с. 359].
        Сказать что-либо относительно версии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о том, что основным пластом легенды об исходе израильтян послужила история османского завоевания XV в. н.э. автор не берется. Однако в пользу предположения, что свой вклад в книгу «Исход» внесли события византийской истории XIII в. н.э., может добавить существенный материал.
        В книге «Мифы и реалии древней и средневековой истории», автор выдвинул и обосновал гипотезу, что политическая история Древнего Египта, по крайней мере, отчасти, является мифической «тенью» средневековой Византии XII–XV вв. н.э. [9, с. 106–130]. В частности, прототипом фараона Бокхориса, в правление которого, согласно И. Флавию и К. Тациту, Моисей вывел израильтян из Египта, является византийский царь Алексей V (правил в 1204 г.) [9, с. 123]. Это отождествление отвечает версии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о том, что византийская история начала XIII в. н.э. нашла свое отражение в ветхозаветной книге «Исход».
        Дабы обосновать версию о том, что Алексей V послужил прототипов Бокхориса, автор представит историко-сравнительный анализ событий, которые, как считается, разворачивались в их правления. Якобы фараон Бокхорис был основателем XXIV династии, которая на нем и закончилась; он известен тем, что был пленен и казнен вторгшимися в Египет эфиопами [10, с. 642].
        Византийский царь Алексей V занимал престол Константинополя 3 месяца (февраль–апрель 1204 г.). Ему не удалось стать основоположником династии, поскольку в апреле 1204 г. крестоносцы захватили столицу Византии и Алексей V бежал, но был взят латинянами в плен и казнен [11, с. 270–273].
        В рамках традиционной историографии считается, что на завоеванных землях Египта эфиопы основали царство Куш, которое просуществовало 60 лет (якобы 715–655 гг. до н.э.) [12, с. 641, сн. 151]. Его династический поток (XXV династия) состоял из пяти царей: Пианхи, Шабака, Шабатака, Тахарка и Танутамон [3, Т. 5, с. 461]. Некоторые авторы в конец эфиопской династии помещали принцессу Тасет-ен-Изе [13, Т. 6, Ч. 2, с. 1152]. 
        А вот очевидно византийская история, которая послужила прототипом для сочинений Секста Африкана и Евсевия Кесарийского, которые, как считается, пересказывали труд Манефона. После захвата столицы Византии, Константинополя, крестоносцы образовали Латинскую империю, которая просуществовала 57 лет (1204–1261). Ее династический поток насчитывал семерых императоров: Балдуина I (1204–1205); Генриха (1206–1216); Пьера (1217 г.; фактически не правил); Иоланты (1217–1219); Роберта (1221–1228); Иоанна (1231–1237); Балдуина II (1238–1261) [3, Т. 8, с. 482]. Отметим близкую продолжительность существования царства Куш и Латинской империи — 60 и 57 лет соответственно; близкое количество их правителей: в первом — пять, во втором — семь; наличие женщин в династических потоках царства Куш и Латинской империи.
               Геродот иначе описывал историю завоевания Египта эфиопами. По его словам, перед их торжением, в нем правил слепой египетский царь Анисиса, который, узнав о появлении эфиопов, бежал. Египетский престол занял эфиоп Сабак, правивший 50 лет (можно предположить, этим именем Геродот обозначил всю эфиопскую династию). Затем Сабак, напуганный увиденным сном, бежал из Египта, а Анисис вторично заняв престол [12, с. 151–152]. Рассказ Геродота напоминает историю Византии первой половины XIII в. н.э. В 1203 г. крестоносцы подступили к Константинополю и византийский царь Алексей III (1195–1203) бежал, а престол вторично занял его брат, слепой Исаак II (1185–1195; 1203–1204) [11, с. 262–264]. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и сделали его столицей Латинской империи, которая просуществовала 57 лет. В 1261 г. Константинополь был захвачен войсками никейского царя Михаила Палеолога и последний латинский император, Балдуин II (= фараон-эфиоп Сабак) бежал.
        Как считается, падение царства Куш было связано с именем правителя города Саиса, Псамметиха, который объединил Египет, положив начало новой XXVIII династии фараонов [3, Т. 5, с. 459]. Прототипом этих событий, очевидно, послужила история 1261 г., когда  войска никейского царя Михаила Палеолога отвоевали у католиков Константинополь и Латинская империя пала. После этого Михаил стал царем возрожденной Византии, положив начало династии Палеологов [11, с. 285].
        По мнению автора, вышесказанное говорит о том, что византийский царь Алексей V послужил прототипом легендарного египетского фараона Бокхориса, к правлению которого И. Флавий и К. Тацит относили исход израильтян из Египта. Это позволяет заключить, что описанные в ветхозаветной книге «Исход» события разворачивались не в глубокой древности, а в начале XIII в. н.э. и были связаны с захватом крестоносцами Константинополя, откуда произошел исход византийской знати.

                Литература
1. Филон Александрийский. Иосиф Флавий. Трактаты / Пер. с древнегреч. и комментарии Д.Е. Афиногенова, А.В. Вдовиченко, А.Б. Ковельмана, О.Л. Левинской, Л.В. Семенченко. М.: Иерусалим: Мосты культуры/Гешарим, 2017. 336 с.
2. Тацит Корнелий. Сочинения в двух томах. Том первый: Анналы; Малые произведения. Том второй: История. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.
3. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. Е.М. Жуков. В 16-ти томах. М.: Сов. Энциклопедия, 1961–1976.
4. Ливрага Хорхе Анхель. Фивы / пер. с исп. М.: Новый Акрополь, 2002. 168 с.: ил.
5. Вейгалл А. История фараонов. Правящие династии раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры / Пер. с англ. И.Б. Куликовой. М.: Центрполиграф, 2015. 351 с.
6. Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Под редакцией проф. Э. Д. Фролова. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. 742 с.
7. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь-Орда на страницах библейских книг. М.: Анвик, 1998. 432 с.
8. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси, Англии и Рима. М.: АНВИК, 1999. 544 с.
9. Сахаров Е.В. Мифы и реалии древней и средневековой истории. М.: Издатель Воробьев А.В., 2020. 236 с.
10. Бругш Г. История фараонов. В пер. Г.К. Властова. СПб.: Типогр. И.И. Глазунова, 1880.
11. Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Красная площадь, 1997. 369 с.
12. Геродот. История. В 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. М.: АСТ, Ладомир, 2002. 752 с.
13. Морозов Н.А. Христос. Т. 1–7. М.: Крафт+, 2003–2004.


Рецензии