Паутина. Книга вторая. Эпилог
1981 год, сентябрь. Багамские острова
Вилла Азул-Коста находилась на склоне горы с видом на Атлантический океан, на одном из самых малонаселённых Багамских островов, расположенном вблизи побережья штата Флорида. К ней вела автомобильная дорога, круто поднимающаяся вверх по серпантину. Внизу, на берегу, находился пляж, где Будников договорился встретиться с Эммой. Когда он пришёл, берег был безлюден, если не считать парочку влюблённых, уединившихся под одинокой пальмой.
Эмма подошла сзади, обхватила сильными гибкими руками.
- Что с тобой, Геныч? - прошептала она ему на ушко. - Ты теряешь хватку! Раньше к тебе невозможно было подойти незаметно, неужели на твои способности так повлияла семейная жизнь?
- Как он? - коротко спросил Будников.
- Всё так же! По-прежнему хандрит, курит сигару за сигарой и пьёт виски. Много пьёт!.. Я отпустила сегодня всю прислугу и подсыпала доберманам в пищу снотворное. Сейчас он на вилле находится совсем один. Что ты собираешься с ним сделать?
- Сначала хочу поговорить, а потом видно будет! - неопределенно ответил Будников. - Ну давай, веди меня к нему. Пора наконец в этом деле поставить жирную точку.
А над островом опускались сумерки. Жаркое тропическое солнце уже скрылось за горизонтом, окрасив небосклон в сказочные тона. Парочка, взявшись за руки, пошла вдоль берега, ступая босыми ногами по мокрому песку. Прохладные волны накатывали на берег, смывая их следы. Эмма с завистью смотрела им вслед.
- Счастливые они! - сказала Эмма. - Иногда мне хочется очутиться на их месте, идти по берегу ни о чём не думая... Я давно уже за ними наблюдаю - они каждый вечер приходят сюда, а потом уходят в одно и то же время. По ним часы можно сверять.
- И давно они тут появились? - спросил Будников.
- Уже две недели. Сняли кемпинг недалеко отсюда, ни с кем не общаются. Я проверяла.
- А тебе не кажется, что они здесь не случайно?
Эмма внимательно посмотрела на Геныча. Определённо, что-то с ним было не так.
- По-моему, ты просто себя накручиваешь! - ответила она. - Иди за мной. Здесь тропинка с крутым подъёмом, она приведёт нас прямо в дом. Держись рядом, в темноте легко оступиться и упасть вниз.
Они стояли у подножия высокого склона, густо покрытого карликовой растительностью. Там, наверху, метрах в ста от них тускло горел свет. Там находилась вилла Азул-Коста, подаренная профессором Эмме за безупречную службу. Эмма взяла Геныча за руку и повела по тропинке, легко угадывая в темноте небольшие уступы и выходящие на поверхность узловатые корни. Иногда она замирала, словно к чему-то прислушивалась. Вглядывалась в темноту. Было непонятно, как она вообще умудряется здесь ориентироваться. Геныч держал рукой её тёплую ладонь и старался в точности повторять все её движения.
Но вот Эмма остановилась, убрала в сторону ветви небольшого кустарника и толкнула рукой небольшую дверь. Затем нырнула в проём, увлекая за собой своего спутника. В полной темноте нащупала запор, закрыла дверь и включила фонарик. Они оказались в узком подземелье с каменными ступенями, круто уходящими вверх.
- Об этом подземном ходе никто не знает! - шепнула она. - Поэтому я и ждала, когда парочка уйдёт с берега. Обычная предосторожность. Ты же знаешь, как это бывает. Если кто-то увидит меня на склоне, сразу заинтересуется, что я тут делаю. И начнёт исследовать это место и, не дай бог, наткнётся на эту дверь. Поэтому, я использую его только в крайнем случае. Сегодня как раз такой случай. Нежелательно, чтобы тебя видели рядом с виллой.
- Однако мрачно здесь! - заметил Будников и с опаской огляделся..
Эмма ничего не ответила. Геныч беспокоил её всё больше и больше. Раньше он никогда не сомневался и не испытывал страха... Они поднимались по крутым ступенькам довольно долго. Обычный человек здесь не выдержал бы - каменные стены давили на психику. Не дай бог подскользнуться и покатиться вниз. Уцепиться здесь не за что, так и долетишь до самого конца ломая кости...
Геныч с Эммой не были обычными людьми, они обладали тренированными мышцами и хорошей психикой. Их эта чаша миновала. Они прошли весь путь без остановки. И всё же, достигнув верхней площадки и посмотрев вниз, Геныч почувствовал себя нехорошо. Ему уже не хотелось снова очутиться в этом бездонном каменном мешке.
Эмма открыла дверь ключом, и они очутились в небольшой узкой комнате. Дальше была ещё одна дверь - она вела в коридор...
- Теперь ты пойдёшь один, - сказала Эмма. - Дойдёшь до конца коридора, поднимешься на второй этаж. Профессор находится там!
...Геныч зашёл в комнату и прикрыл за собой дверь. Он хотел её запереть, но у него ничего не получилось. Эд сидел в глубоком кресле и дымил сигарой. Слабый свет ночника не позволял хорошо рассмотреть его лицо.
- Ты зря стараешься! - с сарказмом произнёс он. - Я вчера много выпил и сломал замок. Не знаю, что на меня нашло... Не волнуйся! Здесь на милю вокруг никого нет! Я специально выбирал такое безлюдное место. Я же понимал: мне самому придётся жить здесь. Ты проходи, садись. Сегодня Эмма отпустила всю прислугу, нам с тобой никто не помешает.
- А парочка туристов, что поселилась в кемпинге неподалёку? - спросил Будников. - Или ты о них ничего не знаешь?
- Ах, эти!.. Конечно знаю. Мне Эмма обо всём докладывает... А я тебя ждал! Знал, что однажды разыщешь... Как тех из моего списка... Ты оказался хорошим киллером, Геныч, я в тебе не ошибся! - Эд затушил сигару. - Ну что, можешь приступать - я уже готов!
- Ты так легко об этом говоришь? - удивился Будников. - Словно глубокий старик, который пресытился жизнью.
- Ты недалёк от истины! - рассмеялся Эд. - Жизнь сыграла со мной злую шутку. Слишком рано я вобрал в себя весь жизненный опыт старого немощного человека. Спасибо профессору Клименко. Ему каким-то образом удалось вместе со знаниями вложить в мои мозги и свои болезненные ощущения. Теперь я чувствую себя дряхлым старцем, а мне всего лишь тридцать лет! Ну и подумай, зачем тогда жить?! Я сказочно богат, я могу позволить себе многое... Единственное, что не могу позволить, это наслаждаться жизнью. Я ем пищу и не чувствую вкуса. Вижу красивую женщину и понимаю, что не хочу её... И даже деньги меня уже не вдохновляют!
Эд взял со столика бутылку и прямо из горлышка сделал хороший, продолжительный глоток.
- Ты слишком много пьёшь! - заметил Будников. Эд в ответ только мотнул головой:
- А-а!.. Теперь уже всё равно! Это единственное, в чём я сейчас нахожу утешение. Виски и хорошие гаванские сигары!.. Когда я покинул Зареченск, во мне что-то сломалось. Вот говорят: деньги, деньги... Всё это чушь! Когда их много, они ничего не значат... Власть! Вот что по-настоящему волнует кровь! Огромная безграничная власть, когда всё вокруг подчиняется только тебе, и нет никого, кто стоит выше!
И вдруг в одночасье ты лишаешься этого и понимаешь: теперь ты никто! Поверь, такое переживёт не каждый! Обычно в таких случаях подносят пистолет к виску и нажимают на курок... В тот день я улетел в Москву. На следующий - уже был в Соединённых Штатах. Мне казалось, я всё начну с нуля и быстро поднимусь наверх. Америка - страна безграничных возможностей!.. Так, по крайней мере, мне обещали.
Как я ошибался! Меня окружили вниманием. Гораздо большим, чем мне бы хотелось. Я чувствовал себя коровой, которую поставили в стойло и постоянно доят. Доят методично, безжалостно, вытягивая все знания из моей головы!.. К счастью, удалось связаться с Эммой - она меня и вытащила из этого коровника. И слава богу, что все мои капиталы хранятся в швейцарских банках. Я перечислил на счета Эммы большие суммы, помог купить эту виллу. И вот теперь скрываюсь здесь, на этом острове, от своих покровителей. Никаких компьютеров и смартфонов - любой выход в Сеть станет фатальным. Меня, тот час же, вычислят и поместят в такое место, из которого уже не выбраться. И тогда они вытянут из меня всё!
Профессор снова приложился к бутылке. Посидел молча, потом продолжил:
- Теперь-то я понимаю, что абсолютное господство над людьми, всего лишь блеф! Иллюзия, которую мы сами в себе взращиваем! В этом страшном мире всегда найдётся тот, кто только и ждёт случая, чтобы тебя уничтожить! Человек уж так устроен: он жаден и завистлив! Он не может спокойно жить, когда кому-то живётся лучше!
- Прекрати! - перебил его Будников. - Это в тебе говорит твоё уязвлённое самолюбие. У тебя было всё! Любимая жена, любимая работа... Друзья, которые тебя не предавали - это ты их предал! Ты предал всё, чему их учил. Ты предал главное: свои идеалы! Вот я и прибыл сюда, чтобы понять: Что случилось с хорошим талантливым парнем Эдиком Эрминсоном? Почему он превратился в монстра?.. Эдик, я же знаю тебя с детства. Помнишь нашу первую встречу у больших берёз... И мы с тобой вдвоём против рыжего прыщавого Толика и его команды... Что изменилось с тех пор? Почему ты стал другим?
Профессор опустил глаза, в его голосе появилась растерянность.
- Ну ты же знаешь, - сказал он. - Всё началось с этих чипов, которые вживили в нас ещё в детстве. Мы сразу почувствовали себя другими, хотя ни о чём не догадывались. Тебе было легче. Перед тобой поставили относительно простую задачу: стать моим телохранителем. От меня же требовалось - ни много ни мало - стать властелином мира! Ну и программа в мой чип была заложена соответствующая! Я просто с какого-то момента стал тупо выполнять эту программу. Обвинять профессора Клименко глупо - это означает, обвинять самого себя.
Мы с тобой оба пострадавшие. Два робота, послушно выполняющие свои обязанности. Первые жертвы стремительно надвигающегося прогресса! Тебе повезло больше меня - ты снова стал человеком. Хотя я сильно сомневаюсь, что жизнь твоя с той минуты изменилась к лучшему. Признайся, тебя ведь мучает мысль, что ты когда-то был убийцей?
- Мучает! - вынужден был согласиться Будников. - Поэтому на родину я уже не вернусь. Моё место сейчас здесь, рядом с Эммой... Кстати, о роботах... Что ты думаешь о том времени, когда всем на земле будет управлять искусственный интеллект? Эсмеральда!.. Это же твоих рук дело!
- К сожалению! - сказал Эд. - Это было самой большой ошибкой в моей жизни! Я породил дьявола, который однажды уничтожит всё человеческое на этой земле!
- Ну зачем же сразу так категорично?.. Уничтожит!.. Миша Чариков по этому поводу имеет совсем другое мнение. Он уже создал новую версию этой программы, абсолютно безопасную! Теперь Эсмеральда уже не принесёт вреда нашей цивилизации. Отныне искусственный интеллект будет создавать только то, что принесёт людям пользу. Уже готовится проект, где рассматривается возможность замещения отработанных человеческих органов на новые, из синтетического материала. Ты представляешь, Эдик, что это значит? Это же продление человеческой жизни на десятки лет! Конечно, проект находится пока в стадии разработки. Но я уверен, очень скоро такие операции станут обычным явлением. И тогда уже серьёзно можно будет задуматься о бессмертии!
- Не понимаю, чему ты радуешься! - удивился Эд. - Наверное, ты ещё не понял - это и есть начало конца. Ну хорошо! Научимся мы вживлять в человеческий организм искусственное сердце, которое сможет проработать ещё сто лет. А потом начнём заменять другие органы... Однажды та же Эсмеральда решит, что проще вообще заменить человеческую кровь на специальный раствор и пустить его по кровеносным сосудам. Этот раствор будет питать наши мышцы более эффективно. И никаких отходов, которые надо выводить из организма. Возникает вопрос: зачем тогда человеку желудок, кишечник и прочая требуха? Всё это станет уже ненужным. Возможно, это путь к бессмертию! Только для кого? Для полуроботов, которых вряд ли можно будет назвать людьми?
И как ты думаешь, Геныч, чем всё это может закончиться? Молчишь... А я тебе скажу! Процесс самосовершенствования приведёт к пониманию, что и само физическое тело таким существам ни к чему! Достаточно просто иметь сознание, лишённое всяких эмоций. Ты же сам однажды почувствовал это, когда был в какой-то мере роботом. Ты не знал страха! Но можно ли было тебя назвать смелым человеком? Вряд ли! Смелый человек преодолевает страх, а ты просто не способен был его чувствовать. Потому-что программа заложенная в твоём чипе, блокировала эту эмоцию в твоём сознании. Кому, как не мне это знать!.. Вот видишь. Всего лишь одна потерянная эмоция, и ты уже не человек! Точно такой же, как я и Эмма. Мы все трое стоим на ступеньку выше. Только меня это почему-то уже не радует! Я понял: этот путь заведёт человечество в тупик! Человек не может жить без эмоций - теряется сам смысл его существования.
- Но можно же и искусственный интеллект наделить эмоциями. Вот Эсмеральда твоя, яркий тому пример!.. Кстати, чего это тебе пришло в голову наделить её голосом Вероники. Когда я разговариваю с ней, кажется, мы оба начинаем сходить с ума! Она же понимает меня с полуслова. Она словно живая!
- Не надо обольщаться, - ответил Эд. - Это ты сходишь с ума, не она. Эсмеральда ничего не может чувствовать. Она просто хорошо научилась имитировать человеческие эмоции...
Он не успел договорить. Неожиданно, дверь раскрылась и в комнате появилась Эмма. Её лицо было крайне озабоченным.
- Профессор, - сказала она, - у нас в саду какие-то люди. Они вооружены и они идут сюда!
Эд внешне оставался спокойным, только пальцы побелели от напряжения, когда он сжал боковины своего кресла. Но этого в полумраке комнаты никто не заметил.
- Ну вот и всё. Ты знаешь, что делать! - произнёс он. - Бери Геныча и уводи его той же дорогой... Прощаться не будем!
- А вы, профессор?
- А мне надоело бегать. Да и стар я для этого!.. Поспешите, скоро эта вилла взлетит на воздух! - он взял в руки пульт, лежавший на столике, его голос сорвался на крик: - Ну что вы стоите? У вас есть всего пять минут!
Эмма схватила Будникова за руку и потянула за собой. Когда они исчезли, Эд взглянул на часы. Через пять минут он нажмёт на кнопку и тогда...
Он приготовился заранее. Полмесяца назад Эмма связалась с Генычем по Сети... Она всё же его не послушала, не выбросила свой смартфон!.. А потом Эд узнал о парочке, поселившейся в кемпинге совсем рядом с виллой. Сомневаться не приходилось - люди из Кремниевой долины его вычислили и теперь уже не отпустят! Он только не понимал, чего они медлят? Чего ещё ждут? Неужели им нужен ещё и Геныч?
Как-то раз, спустившись в погреб за очередной бутылочкой спиртного, Эд обнаружил там тщательно спрятанные солидные запасы взрывчатки. Эмма осталась верна себе, она и тут умудрилась обзавестись тротилом. Так, на всякий случай... Теперь этот тротил оказался как нельзя кстати...
Эд взял бутылку, снова основательно приложился. Грустно улыбнулся своим мыслям: "Похоже, это последний глоток скотча в его жизни!". Не спеша раскурил новую сигару... Когда в комнату вбежали люди, он даже не шелохнулся. Просто положил палец на кнопку пульта...
...Они быстро пробежали по коридору, Эмма долго копалась с замком, наконец, открыла злополучную дверь. Вторая - открылась уже быстрее. Они снова очутились в каменном мешке. Держась за руки, беглецы стали спускаться. Ступеньки были сырыми, ноги скользили. Но время поджимало, и Эмма с Будниковым старались из последних сил. Вывалившись наружу, они покатились по склону. И в это время земля содрогнулась от взрыва. На них сверху посыпались комья земли и деревянные обломки...
Будников встал, стряхнул с себя мусор, Эмма лежала, морщась от боли.
- Кажется, я повредила ногу, - простонала она. - Геныч, нам нужно срочно уходить! Скоро на виллу понаедут все: и полиция, и пожарные, и береговая служба... У меня в полумиле отсюда стоит яхта, нам надо на неё успеть. Ты же сильный, ты донесёшь меня на руках!..
А вверху всё полыхало - выжить в таком аду было просто немыслимо! Будников поднял Эмму на руки и быстрыми шагами пошёл к морю. Их две слившиеся фигурки хорошо просматривались сверху - полыхающая вилла Азул-Коста далеко освещала окрестности. Но вряд ли их заметили. Там, куда они шли, не было никаких строений. Там никто не жил! А когда рядом с виллой раздался вой сирены, они уже скрылись в зарослях. Очень скоро беглецы вышли на берег, разыскали яхту, отвязали от причала. Мотор взревел. Яхта быстро набрала скорость, стала стремительно удаляться от берега...
- И куда мы теперь? - спросил Геныч.
- Не знаю! В такой ситуации должен решать мужчина! - ответила Эмма. - А я кто? Просто слабая женщина. Только-что я была богата. Теперь у меня ни виллы, ни денег, ни документов. У меня даже имени сейчас нет!.. Но нам же не привыкать! Наверное, мы что-нибудь придумаем. Ты как считаешь?
Конец книги
К началу книги: http://proza.ru/2023/10/02/1186
Свидетельство о публикации №223120700231