Великий сын Евразии

               
                « Знать – это значит видеть»
               
                Д. Локк


               

                Раскрывая суть прошлого, Лев Гумилёв открывал нам глаза на наше общее будущее. Оно ещё не наступило и к нему предстоит долгий путь. Но движение по этому пути идёт давно, оно приостанавливалось, замедлялось в определённые периоды истории, но неизменно возобновлялось. По моему мнению, главную идею всей своей жизни Л.Н.Гумилёв выразил в своём коротком слове: «Евразия это не только огромный континент, но и сформировавшийся в центре его супер этнос с тем же названием». Идея, которую то ли по политическим соображениям, то ли по недопониманию, пытался «присвоить наш великий и ужасный Елбасы». Чего уж там, он пытался всем внушить, что он основатель первого казахского государства, и всё это на полном серьёзе, но разговор вовсе не об этом.Прежде всего, кто же он такой, тот который заглянул на века вперёд и предвидел то, что к настоящему времени ещё не произошло, но механизм, запущенный в древние времена продолжает крутить свой маховик. Это Лев Гумилёв - сын гениальных поэтов серебряного века Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Люблю, казалось бы, незначительные детали из жизни людей, о которых пишу, но имеющих огромный смысл и дающие ключ к пониманию сути жизненного пути личностей и народов.  Свои первые стихи его отец Николай Гумилёв писал под псевдонимом Ахматов. Спросите почему? Потому что его предком по материнской линии был тюркский князь Милюк, ведущий родословную к хану Ахмату. «Милюк» в переводе с тюркского означает «рождённый в царском гареме». Николай Гумилёв принимал участие в Первой мировой войне, был награждён многими орденами. Именно Н. Гумилёв, О. Мандельштам, А. Горенко (Ахматова) были основателями течения в поэзии, которое в противовес символизму, называлось акмеизмом – это материальность, предметность тематики и образов. Поэзия стала основой взаимоотношений Н. Гумилёва и А. Горенко, известной всему миру как Анна Ахматова. Почему Ахматова? Потому что мать бабушки Анны была чингизидкой, княжной Ахматовой. Чингизиды - это потомки Великого потрясателя Вселенной Чингисхана. Таким образом, родители Льва Николаевича Гумилёва были по своему происхождению славянского и тюркского рода. И причём они были прекрасно об этом осведомлены. А их сын Л. Гумилёв стал великим учёным, обосновавшим и воспевшим идею евразийства, хотя идея евразийства существовала и до него. Скажите, простое совпадение, как говорится «пути господни неисповедимы». Я же на основании того, что узнаю из жизни знаменитых людей евразийских корней, могу сказать вам, это не совпадения и не случайности, это закономерности. Это генетическая память, это кровные узы, связывающие невидимой нитью судьбы людские и в конечном итоге объединяющие народы. Этот процесс необратим, он исторически предопределён. В своих предыдущих публикациях я не раз писал о том, что линия разрыва между Западом и Востоком в общем смысле будет усиливаться, а объединение народов евразийского континента будет происходить быстрее, ибо этого будет требовать и конкретный исторический момент, и здравый прагматизм, и экономика, и истощение ресурсов планеты, и военно-политическая составляющая и естественный биологический отбор.
                Хотел бы, чтобы вы внимательно прочли и вникли в слова, сказанные Л.Гумилёвым и проанализировали их, исходя из реального времени, в котором вы проживаете последние десятилетия: «Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретённым ценностям… Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того, как субпассионарии проедят и пропьют всё ценное, сохранившееся от героических времён, наступает последняя фаза этногенеза мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой… Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция.  Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза – процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли». Не кажется ли вам всё до боли знакомым, происходящим вокруг вас? То на что мы в повседневной суете не обращаем внимания, то, что мы не распознаём, читая исторические учебники и книги. По моему мнению, пассионариями, пытавшимися объединить Евразийский континент и способствовать созданию суперэтноса, были сначала гунны, создавшие империю от Дуная до Байкала, затем их наследники, создавшие Великий Тюркский каганат, затем Чингисхан и его потомки, создавшие так называемую Монгольскую империю, по сути тюркскую и затем Россия, создавшая империю, а затем и Союз Советских Социалистических Республик. Начиная с 1991 года мы находились в фазе обскурации и движемся по предопределённому кругу, итогом которой обязательно станет новый пассионарный толчок, он неизбежен. В некоторых странах Евразии он начинается. Наблюдая в какой динамичной фазе находится китайский и индийский суперэтносы, понимая, что процесс возможного воссоздания мусульманского суперэтноса откладывается, а это можно понять, исходя из нынешней ситуации между Израилем и Палестиной, невольно задумаешься. Как можно «рассчитывать на арабов» как пассионариев мусульманского этноса, если более 300 миллионов арабов у себя под боком спокойно наблюдают за истреблением единокровных палестинцев со стороны шестимиллионного Израиля. Вдруг начинаешь понимать, что нам предстоит очень тяжелый выбор, от которого зависит будущее народа. Ведь если взглянуть в исторической перспективе, мир не стал гуманнее и светлее, чем был на своих ранних стадиях развития и даже если предположить, что тюркский мир смог бы объединиться, мы физически не в состоянии противостоять суперэтносам. Напомню, что говорил Л.Гумилёв в отношении России во взаимоотношениях с Западом: «Конечно, можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничего не даётся даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция». Это в полной мере касается и нас казахов, процесс будет более быстрым в силу объективных причин – численности и территории. А рассуждать о движении в сторону китайского или индийского суперэтносов, и вовсе не буду, ни ментально, ни психологически, ни эмоционально, ни прагматически допускать этого нельзя. Это будет самоубийство нации. В этой связи хочу вновь обратиться к словам евразийского провидца Л. Гумилёва: «Лично мне тесные контакты с казахами, татарами, узбеками показали, что дружить с этими народами просто. Надо лишь быть с ними искренне доброжелательными и уважать  своеобразие их обычаев. Ведь сами они свой стиль поведения никому не навязывают». Не знаю кому как, но мне лично пример развития тюркских народов России говорит намного больше, чем различные умозаключения экспертов с обеих сторон границ. Анализ истории и объективная их оценка, беспристрастный подход с холодной головой показывают, что создание в перспективе Евразийского суперэтноса это правильный путь нашего движения, хотя говорят, что выбор есть всегда, но, мне кажется, в данном историческом контексте, этот выбор предопределён. Как я понимаю, концепция евразийства состоит в том, что каждый этнос, входящий в состав суперэтноса, сохранил свою самобытность и имел право на определённый образ жизни в соответствии со своими национальными традициями, языком, культурой и вероисповеданиями. В некоторой части это пытался делать Советский Союз, создавая единую общность – советский народ, но эксперимент не удался, поскольку в советской науке, по моему пониманию, был догматический и субъективный, а не прагматичный и честный подход к истории народов СССР. А вследствие этого ошибки в национальной политике, которые приводили к росту недоверия между народами внутри страны. Увы, тогда Л.Гумилёва не слышали на верху, многих проблем можно было бы избежать. Более того Л. Гумилёв провёл 14 лет в лагерях, в перерыве между двумя лагерными сроками была Вторая мировая война, которую он прошёл до Берлина. Его научные труды замалчивались, накладывалось негласное табу. Зависть и серость не принимали труды величайшего учёного, скорее всего, кто принимал эти решения вовсе и не читал его труды. Но он не озлобился и благодаря своей стойкости подарил нам великие книги, и в конце концов справедливость восторжествовала. Сейчас по его книгам учатся студенты во всех уголках Евразии и мира, и это даёт надежду на будущее, так как чем больше людей будут понимать суть истории и развития народов, тем больше шансов на практическое претворение в жизнь идеи евразийства. Я иногда задаю себе вопрос: почему именно путь евразийства предпочитает моя душа, почему же не заменить её интеграцией с коллективным Западом или мусульманским Востоком? Вопрос очень сложный и ответ на него не может быть однозначным и простым. Можно было бы очень долго приводить доводы, основанные на истории народов мира, на взаимоотношениях между казахами и народами Европы, мусульманского мира, находить плюсы и минусы. Чтобы сделать такой анализ необходимы месяцы, если не годы труда. Читая книгу Л.Гумилёва «Чёрная легенда», я натолкнулся на текст из письма П.Н.Савицкого к Льву Николаевичу и подумал: «А вот и поэтому в том числе, мы должны принять евразийский путь, потому что он наш, обусловленный нашей древней историей, впитанный кровью и выстраданный веками». Приведу часть текста из письма: «Чингис, его полководцы и приемники совершали много жестокостей. Всё же, смею утверждать, дух экспансии кочевников был более терпимый и человечный, чем дух европейского колониализма. Этому есть не тысячи, а миллионы доказательств. Одни испанцы в Америке чего только не делали! А португальцы! А англичане и в Ост-и в Вест-Индии! Чего стоит одно опустошение Африки и торговля – в течении веков чёрными рабами! Отмечу, что Золотая Орда сохранила дух терпимости даже после того, как «царь Узбек обасурманился». В лоне Монгольской (Тюркской прим. Т.Р.) империи сложилась новая Русь. Едва ли не этим определилась и определяется вся дальнейшая судьба человечества…». К словам П.Н. Савицкого добавлю слова самого Л. Гумилёва: «Русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую и политическую самостоятельность… Русь не была провинцией Монгольского (Тюркского прим. Т.Р.) улуса, а страной, союзной великому хану».  Когда-то Руси предстояло сделать выбор между Западом и Востоком. Тогда два самых сильных князя на Руси сделали разный выбор. Александр Невский выбрал союз с Востоком (Золотой Ордой), а князь Даниил Галицкий – Запад. Хотя позже ему пришлось идти на поклон к Батыю, тем не менее, до конца своей жизни он метался между окончательным выбором. Мы же в современном Казахстане, по моему личному ощущению, «мечемся» в желании быть «полезными» для очень многих игроков на мировой политической сцене. И я задаюсь вопросом, если возникнет, какая-либо критическая ситуация, а таковую нельзя в современном мире полностью отрицать, не окажемся ли мы в положении Палестины. Когда вроде «друзей» много, рядом одни братские мусульманские страны, а все в принципе наблюдают со стороны. А вопрос то и вовсе не риторический. В истории казахов были периоды, когда мы находились на грани тотального уничтожения и наши соседние государства пытались этим воспользоваться в полной мере. Не буду переходить к этой теме, кто захочет удостовериться пусть «покопается в нашей истории», это не сложно. Что касается Л.Н. Гумилёва, он прожил долгую и трудную жизнь, и непонимание, и гонения, прошёл лагеря, войну, но не озлобился, его спасал его великий разум и титанический труд.  Он прожил счастливую жизнь, это подтверждается его же словами, сказанными за месяц до смерти, профессору С.Б.Лаврову: «А всё таки я счастливый человек, я всегда писал то, что думал, то, что хотел, а они то, что им велели». Под «они» он имел в виду случайных людей в науке. Думаю, что то, что он знал и донёс до людей, рано или поздно произойдёт.


Рецензии